Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 12:12, курсовая работа
Цель работы - определить взаимосвязь данной темы с деятельностью предприятия, рассмотрев при этом теоретическую и практическую составляющие процесса делегирования.
Задачами данной работы являются:
выявить сущность делегирования полномочий и научиться различать полномочия по видам.
рассмотреть централизацию и децентрализацию управления.
разобраться в основных способах и методах делегирования полномочий.
рассмотреть анализ деятельности предприятий во взаимосвязи с делегированием полномочий.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава I. Понятие полномочий, ответственности и их перераспределения
Определение обязанностей, полномочий и ответственности……………...5
Распределение полномочий и масштабов управления…………………....11
Глава II. Понятие и сущность делегирования полномочий
2.1 Централизация и децентрализация управления…………………………...16
2.2 Основные принципы и способы делегирования………………………......23
2.3 Причины низкой эффективности делегирования. Факторы, повышающие эффективность делегирования………………………………………………….27
Глава III. Опыт делегирования полномочий в российских компаниях
3.1 В компании «Технологии ресурсов» топ-менеджерам прививают чувство собственника……….……………………………………..……………………...303.2 Ошибка в «Хлебных традициях» помогла выстроить стратегию в «Альтернативных топливных технологиях»…………………………………..33
3.3 В «Норде» 90% Текущих задач решают топ-менеджеры…………………36
Заключение……………………………………………………………………….39
Список литературы………………
Обслуживающий аппарат наряду с консультативными функциями выполняет обслуживающие функции. К наиболее типичным областям, в которых находит применение обслуживающий аппарат, относятся маркетинговые исследования, финансирование, планирование, материально-техническое снабжение и др.
Личный аппарат – это разновидность обслуживающего аппарата, формируемого из секретарей и помощников руководителя. Хотя в организациях сотрудники личного аппарата не имеют формальных полномочий, они могут обладать большой властью.
Важно понять, что в крупных организациях административный аппарат может состоять из множества людей. В таких случаях аппарат представляет собой подразделение с более чем одним уровнем управления. Таким образом, сам штабной аппарат имеет линейную организацию и обычную цепь команд внутри себя. Естественно, менеджеры в аппаратной иерархии обладают линейными полномочиями по отношению к своим подчиненным, независимо от характера полномочий аппарата по отношению к организации в целом.
Сосредоточим внимание на определении того, какая деятельность относится к линейной, а какая к аппаратно-штабной. Традиционно к линейной деятельности относятся производственная, сбытовая и финансовая функции предприятия.
Во
время организации
Линейная
деятельность в настоящем смысле
слова – это та деятельность,
которая непосредственно
1.2
Распределение полномочий
и масштабы управляемости.
При создании организации в результате разделения труда происходит группировка людей и работ на основе какого-то критерия. В ходе этого процесса наступает этап, когда необходимо принимать решения относительно того, сколько людей или работ непосредственно эффективно может быть объединено под единым руководством. В организации каждый из руководителей ограничен временем, знаниями и умениями, а также максимальным количеством решений, которые он может принять с достаточной степенью эффективности.
Под
масштабом управляемости
Если количество подчиненных увеличивается в арифметической прогрессии, то число потенциально возможных межличностных отношений между руководителем и подчиненными возрастает в геометрической прогрессии. Это происходит, потому что руководитель имеет дело с тремя типами межличностных контактов: прямые двусторонние, прямые множественные, комбинация и тех и других. Первые – это отношения между руководителем и конкретным подчиненным, вторые – это отношения руководителя с двумя и более подчиненными, третьи – это отношения между подчиненными.
В
настоящее время для
Другая группа факторов связана с теми, кем руководят и кто руководит:
Самая многочисленная группа факторов имеет отношение к руководству и организации в целом:
Важным фактором в определении масштабов управления является степень специализации работников. Как правило, можно ожидать, что управляющий на более низком организационном уровне будет наблюдать за большим количеством подчиненных, так как работа на этом уровне является более специализированной и менее сложной, чем на более высоких уровнях управления. Руководство может объединять высокоспециализированные должности в довольно большие структурные подразделения, потому что их работники, возможно, не нуждаются в пристальном наблюдении6.
В большинстве производственных ситуаций инструкции, указания и политику следует доводить до подчиненных устным образом. Необходимость обсудить связанные с работой обстоятельства оказывает влияние на норму управляемости. Человек, который умеет ясно и кратко общаться с подчиненными, способен руководить бóльшим количеством людей, чем тот, кто этого не умеет.
Получившая
широкое распространение
Например, почти каждая фирма в глобальной экономике упростила свою структуру, либо рассматривала последствия этого. Некоторые гиганты, такие, как, «Cisco Systems», «Daimler Benz – Chrysler», «Frito-Lay», «Siemens», «Vodaphone», а также многие другие компании уже сократили количество менеджеров среднего звена и увеличили нормы управляемости всех менеджеров. Такое решение основано на том, что хорошо обученные индивиды во всей организации, которые наделены полномочиями и компетенцией, способны сами управлять собой. Эта идея не нова, однако, ее широкое использование – дело новое. Многие фирмы, крупные и небольшие, сообщали о своем опыте с более высокой нормой управляемости – позитивном и негативном. Позитивный – это более высокая заинтересованность работников, наделенных более широкими полномочиями; негативный опыт – это дополнительная нагрузка на менеджеров, вынужденных отвечать за результаты труда бóльшего количества подчиненных.
Один
автор указывает, что наиболее значительного
эффекта при линейных организационных
структурах можно добиться, если менеджеры
и работники проявляют
В
зависимости от состояния указанных
переменных определяется оптимальный
для конкретной ситуации масштаб
управляемости. Многими специалистами
рекомендуются некие
На
производственных предприятиях величина
масштаба управляемости, как правило,
варьируется в следующих
Введение
масштаба управляемости для
Количество уровней управления для различных организаций колеблется в широких пределах. Например, в таких традиционных организациях, как церковь, балансируют около 4-5 уровней; в армии в среднем около 20 уровней; на малых предприятиях и фирмах от 1 до 4 уровней; на предприятиях среднего масштаба количество уровней управления – 5-7 уровней; в крупных производственных организациях около 8-9 уровней; на ТНК – 10-12 уровней.
Подводя итог, можно сказать, что огромное значение имеет правильное установление пределов распространения полномочий. Следует учитывать, что в случае необоснованно увеличенных масштабов управления теряется личных контакт между менеджером и подчиненными. Менеджер может потерять управление группой, возможно появление подгрупп (с неофициальным руководителем), возникают трудности в проверке результатов деятельности группы, снижается качество профессионального обучения работников, а также ослабляется контроль над выполнением порученных им заданий, что отрицательно сказывается на их моральном состоянии и результатах труда.
С
другой стороны, в случае необоснованно
сокращенных масштабов
ГЛАВА II.
ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ДЕЛЕГИРОВАНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ. ПОЛНОМОЧИЯ И ИХ ВИДЫ.
2.1
Централизация и
децентрализация
управления.
Делегирование полномочий является составной частью децентрализации. Делегирование, как термин, используемый в теории управления, означает передачу задач и полномочий лицу, которое принимает на себя ответственность за их выполнение.
Главная
цель делегирования полномочий –
сделать возможной
Делегирование представляет собой средство, при помощи которого руководство распределяет среди сотрудников бесчисленные задачи, которые должны быть выполнены для достижения целей всей организации. Если существенная задача не делегирована другому человеку, то руководитель вынужден будет выполнять ее сам. Это, конечно, во многих случаях просто невозможно, так как время и способности руководителя ограничены. Более важным является то, что сущность управления заключается в умении «добиться выполнения работы другими». Поэтому, в подлинном смысле слова, делегирование представляет собой акт, который превращает человека в руководителя.
Делегирование полномочий имеет ряд положительных моментов:
Информация о работе Распределение и делегирование полномочий в системе менеджмента