Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 12:12, курсовая работа
Цель работы - определить взаимосвязь данной темы с деятельностью предприятия, рассмотрев при этом теоретическую и практическую составляющие процесса делегирования.
Задачами данной работы являются:
выявить сущность делегирования полномочий и научиться различать полномочия по видам.
рассмотреть централизацию и децентрализацию управления.
разобраться в основных способах и методах делегирования полномочий.
рассмотреть анализ деятельности предприятий во взаимосвязи с делегированием полномочий.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава I. Понятие полномочий, ответственности и их перераспределения
Определение обязанностей, полномочий и ответственности……………...5
Распределение полномочий и масштабов управления…………………....11
Глава II. Понятие и сущность делегирования полномочий
2.1 Централизация и децентрализация управления…………………………...16
2.2 Основные принципы и способы делегирования………………………......23
2.3 Причины низкой эффективности делегирования. Факторы, повышающие эффективность делегирования………………………………………………….27
Глава III. Опыт делегирования полномочий в российских компаниях
3.1 В компании «Технологии ресурсов» топ-менеджерам прививают чувство собственника……….……………………………………..……………………...303.2 Ошибка в «Хлебных традициях» помогла выстроить стратегию в «Альтернативных топливных технологиях»…………………………………..33
3.3 В «Норде» 90% Текущих задач решают топ-менеджеры…………………36
Заключение……………………………………………………………………….39
Список литературы………………
От
масштаба полномочий зависит степень
централизации и
При отсутствии делегирования полномочий управление организацией становится слишком централизованным. Уровень централизации тем ниже, чем больше решений принимается непосредственно на рабочих местах, которые незамедлительно выполняются и носят узкий, специальный характер. Централизация характеризуется отсутствием передачи полномочий и известными пределами компетентности, что ведет к снижению оперативности в принятии решений. Излишняя централизация ущемляет развитие инициативы представителей низшего звена руководителей.
Существует ряд факторов, определяющих степень централизации управления, это:
Полномочия в системе управления распределяются не всегда равномерно, они могут быть по тем или иным причинам сосредоточены преимущественно на верхних или на нижних ее «этажах»8.
Тогда в первом случае имеет место централизация управленческих полномочий, а во втором их децентрализация. При этом нужно иметь в виду, что все полномочия не могут быть централизованы или децентрализованы. Полной централизации препятствует то, что люди располагают лимитированными ресурсами времени, знаний, опыта и могут одновременно решать лишь определенное количество проблем, усваивать ограниченный объем информации. Полная децентрализация невозможна из-за того, что организация потеряет управляемость и попадет в состояние хаоса.
Централизация и децентрализация управления могут развиваться как вширь, так и вглубь. В первом случае речь идет об увеличении числа подконтрольных данному субъекту проблем; во втором – об их более обстоятельной и детализированной проработке, которая в противном случае могла бы осуществляться на нижних этапах управленческой иерархии.
На
степень централизации
Централизация управленческих полномочий позволяет:
Однако централизация приводит:
Значительное усложнение производственных и информационных связей, увеличение числа субъектов, входящих в организацию, степени их самостоятельности, территориальной разбросанности, быстрое изменение конъюнктуры, рост в геометрической прогрессии числа принимаемых решений т.п. сегодня обусловили тенденцию к децентрализации управления.
Децентрализация управленческих полномочий позволяет:
Однако децентрализация управления сопровождается рядом негативных последствий, которые необходимо учитывать в практической деятельности:
Поскольку децентрализация не может происходить бесконечно без разрушения самой организации, в какой-то момент она сменяется обратным процессом – централизацией. Таким образом, возникают своего рода «маятниковые колебания», придающие системе управления дополнительную гибкость и устойчивость.
Существует
еще один способ обуздания излишней
самостоятельности
Тем не менее, организациям следует соблюдать должный баланс между централизацией и децентрализацией, на который влияют несколько факторов:
Эти
причины могут уменьшить
2.2
Основные принципы делегирования
полномочий.
Для
правильного делегирования
Делегирование в соответствии с ожидаемыми результатами предполагает, что цели установлены, а планы разработаны, что они доведены до сведения подчиненных и поняты ими, что введены соответствующие должности, которые будут способствовать выполнению поставленных задач. Кроме того, данный тип делегирования указывает на то, что планирование является необходимой предпосылкой для осуществления любых стоящих перед управляющими целей и что на практике все функции управляющего сливаются в единый вид деятельности.
Принцип функциональной дефиниции означает, что: чем яснее определены ожидаемые от управляющего или структурного подразделения результаты, чем четче и полнее определены направления их деятельности и делегированные организационные полномочия, чем яснее осознаны должностные и информационные взаимосвязи с другими управляющими и подразделениями – тем бóльший вклад способны внести эти управляющие и структурные подразделения в реализацию целей предприятия. Несоблюдение данного принципа способно вызвать путаницу и неразбериху в вопросе о том, что именно и от кого именно следует ожидать. Данный принцип (который относится и к делегированию и к структурному делению), будучи концептуально весьма простым, зачастую трудно применим на практике. Четкое определение содержания работы и делегирование необходимых для ее выполнения полномочий в большинстве случаев требуют терпения, высокого интеллекта и ясного представления о целях и планах. Ясно, что весьма непросто дать определение содержания работы, если у руководителя нет четкого представления о том, какие результаты он хочет получить.
Скалярный
принцип относится к цепочке
должностных отношений
Четкое
понимание скалярного принципа дает
необходимое условие для
Принцип уровня полномочий вытекает из совокупности принципа функциональной дефиниции и скалярного принципа. На каждом организационном уровне имеются полномочия для принятия решений в рамках компетенции предприятия. Принцип уровня полномочий означает, что сохранение эффективности делегирования требует, чтобы решения в пределах полномочий отдельных сотрудников принимались ими, а не переадресовывались на высшие организационные уровни. Другими словами, на каждом уровне управляющие должны принимать все те решения, на которые у них хватает полномочий, а на усмотрение своего руководства передавать решение тех вопросов, которые выходят за рамки их компетенции.
Одним из основных принципов управления является принцип единоначалия, который формулируется следующим образом: чем полнее взаимосвязь подчинения подчиненного с руководителем, тем меньше вероятность получения им противоречивых указаний и тем выше чувство персональной ответственности за результаты работы. Принцип единоначалия очень полезен для внесения ясности в систему взаимосвязей полномочия – ответственность. Так, президент фирмы обычно не распределяет сбытовую деятельность между подразделениями сбыта, производства, по связям с общественностью, финансов, бухгалтерского учета и кадров, если ими руководит не один человек. Вместо этого, поскольку сбыт является своего рода связующим видом деятельности, руководство этой работой поручается управляющему по сбыту. Если же для руководства сбытовым подразделением президент вместо одного управляющего назначает некий исполнительный комитет, то единоначалия уже не будет. Заставить каждого ответственного работника сбытового подразделения подчиняться не одному управляющему, а каждому из членов комитета – значит вызвать неразбериху и нарушить эффективность работы.
Информация о работе Распределение и делегирование полномочий в системе менеджмента