Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 19:06, контрольная работа
Переход к рынку, конкуренция между предприятиями являются мощным фактором реального роста эффективности производства. Вместе с тем, в реальных условиях российской экономики в процессе деятельности новых экономических структур повышается фактор неопределенности и увеличивается коммерческий риск, связанный с производством продукции, товаров, услуг, их реализацией, товарно-денежными операциями, коммерцией. Поэтому предприятиям необходимо контролировать динамику рынка, уровень и специфику конкуренции между производителями товаров-аналогов, поставщиками и потребителями.
Введение…………………………………………………………………………...3
Разработка конкурентной стратегии на рынке производства хлебобулочных изделий…………………………………………………………………………….4
Заключение……………………………………………………………………….34
Список литературы…………………………………………………....................36
- объём производства товаров-заменителей;
- разница в
ценах между изделием - оригиналом
и товарами-заменителями в
Помимо легального
производства товаров-заменителей
практика бизнеса изобилует примерами
противозаконной имитации и дублирования
известных товаров, марок, марочных
названий, товарных знаков. Подобные заменители
также обостряют конкуренцию, так
как отвлекают основного
Кроме перечисленных
факторов, представленных в модели
М.Портера, существенное влияние на
процесс формирования конкурентных
преимуществ оказывает ряд
Конкурентные стратегии предприятия: классификация, процесс разработки
Ни одна фирма
не может достичь конкурентных преимуществ
по всем коммерческим характеристикам
товара и средствам его продвижения
на рынке. Необходимы выбор приоритетов
и выработка стратегии, в наибольшей
степени соответствующей
Стратегия конкуренции
компании включает в себя подходы
компании к бизнесу, и инициативы,
которые она использует для привлечения
потребителей, ведения конкурентной
борьбы и укрепления своих позиций
на рынке. Конкурентная стратегия (таблица
1.1) предусматривает как
Таблица 1.1 - Базовые стратегии конкуренции
Стратегии конкуренции | Ключевые конкурентные преимущества | |
снижение себестоимости | низкая себестоимость и цена продукции | |
дифференциация продукции | уникальность продукции, ее высокое качество и (или) особенный дизайн | |
сегментирование рынка | комплексное обслуживание сегмента рынка | |
внедрение новшеств | работа в новой рыночной нише, где отсутствуют конкуренты | |
немедленное реагирование на потребности рынка | опережение конкурентов за счет более мобильной системы управления | |
Базовая стратегия конкуренции представляет основу конкурентного поведения компании на рынке. Она описывает схему обеспечения преимуществ над конкурентами и формирует стратегию управления предприятием. Обобщение теории и практики конкуренции позволяет выделить пять базовых стратегий конкуренции, обладающих определёнными преимуществами, но не лишённых и недостатков. Именно поэтому главной процедурой выбора должна быть взвешенная оценка сильных и слабых сторон каждой стратегии и реальных возможностей по их использованию в условиях сложившейся конъюнктуры рынка [5, c. 152].
Стимулом для
использования стратегии
Дифференциация основывается на специализации в изготовлении особой (иногда необычной) продукции, являющейся модификацией стандартного изделия. Такая продукция является незаменимой для потребителей в том случае, если стандартные изделия их не устраивают. Обособление товара на рынке, а в более широком смысле - дифференциация его коммерческих характеристик может проводится за счёт продукции с более совершенным, чем стандартные изделия, техническими параметрами, качеством исполнения, на базе обеспечения более широкого выбора услуг при реализации и эксплуатации изделий, на основе привлекательности низких цен [3]. Основная идея дифференциации состоит в сосредоточении усилий на пользующейся ограниченным спросом продукции, что позволяет уклониться от ценовой конкуренции с более мощными производителями, реализующими стратегию снижения себестоимости, и в то же время даёт возможность конкурировать с ними за специфические группы потребителей. Наиболее привлекательным способом дифференциации продукции является использование приёмов менее похожих на приёмы конкурентов.
Таблица 1.2 - Условия формирования и конкурентные преимущества базовых стратегий конкуренции
Характеристики
стратегий
Вид базовой стратегии |
Условия формирования | Конкурентные преимущества | |
1 | 2 | 3 | |
Снижение
себестоимости продукции |
1. Большая доля
фирмы на рынке и широкий
доступ к дешевым сырьевым
ресурсам.
2. Ценовая эластичность
и однородность спроса на 3. Преимущественно ценовая конкуренция. 4. Потеря потребителями своего дохода при повышении цен. 5. Отраслевая стандартизация и отсутствие эффективной дифференциации |
1. Дополнительный
рост объема продаж и 2. Усиление позиции
на рынке благодаря разрушению
стратегий конкурентов в 3. Сокращение
числа конкурентов, ввиду 4. Возможность
увеличения резервов при 5. Гарантии на
получение прибыли в случае, если
потребители смогут снизить 6. Возможность
вытеснения товаров- 7. Хорошие условия
для создания имиджа |
|
Дифференциация продукции | 1. Наличие широкой
возможности выделения товаров
на рынке, хорошее восприятие
и оценка продукции потребителями.
2. Разнообразная
структура спроса на 3. Неценовая конкуренция 4. Незначительная
доля затрат потребителей на
приобретение продукции в 5. Неразвитость
стратегии дифференциации |
1. Дополнительный
рост объема продаж и 2. Усиление позиции
на рынке благодаря разрушению
стратегий конкурентов в 3. Сокращение
числа конкурентов путем 4. Возможность
появления резервов при 5. Гарантии на
получение прибыли от 7. Хорошие условия
для создания имиджа |
|
Сегментирование рынка | 1. Различие потребителей
по потребностям и целевому
использованию товара.
2. Отсутствие специализации конкурентов на конкретных сегментах рынка. 3. Ограниченность
резервов фирмы для |
1. Дополнительный
рост объема продаж и 2. Возможность
использования преимущества 3. Дополнительный
эффект благо- даря 4. Хорошие условия
для создания имиджа фирмы,
заботящейся о потребностях |
|
Внедрение
новшеств |
1. Отсутствие
аналогов продукции.
2. Наличие потенциального
спроса на предлагаемые 3. Готовность крупных предприятий оказать поддержку внедрению новшеств. |
1. Возможность
получения сверхприбыли за 2. Сокращение
числа фирм желающих попасть
в отрасль из-за монопольного
владения фирмой 3. Гарантия на получение прибыли в течение действия исключительных прав. 4. Отсутствие товаров-заменителей 5. Создание имиджа новатора, использующего собственные достижения в области науки и техники для полной реализации потенциальных возможностей потребителей. |
|
Ориентация
на потребность рынка |
1. Неэластичность
спроса на продукцию.
2. Отсутствие трудностей для "входа" и "выхода" из отрасли. 3. Количество конкурентов на рынке невелико. 4. Нестабильность рынка. |
1. Получение
сверхприбыли за счет высокой
цены на дефицитную продукцию.
2. Высокая заинтересованность потребителей в приобретении товара. 3. Небольшое
количество товаров- 4. Возможность
создания имиджа фирмы, |
|
Стратегия сегментирования направлена на обеспечение преимуществ над конкурентами в обособленном и часто единственном сегменте рынка, выделяемом на основе географического, психографического, поведенческого, демографического или других принципов сегментации. Основная идея заключается в том, что компания может обслуживать свой узкий целевой рынок более эффективно, чем конкуренты, которые рассредоточивают свои ресурсы на всём рынке. В результате создаётся конкурентное преимущество либо дифференциацией товаров на основе более полного удовлетворения нужд целевого рынка, либо путём достижения меньших издержек при обслуживании выбранного сегмента [7].
Цель конкурентной стратегии - найти и занять позицию в отрасли, где компания будет лучшего всего защищена от влияния сил конкуренции, или сможет со своей стороны оказывать влияние на них. Давление совокупной силы может быть ощутимым для всех соперничающих сторон, но для того, что бы справиться с ним, стратегия должна быть основана на тщательном анализе происхождения каждой составляющей [3]. Таким образом, исходя из всего вышеперечисленного, автором был составлен алгоритм разработки конкурентной стратегии предприятия.
Этапы разработки конкурентной стратегии включают в себя:
1 этап - анализ
конъюнктуры рынка, который
2 этап - анализ
конкурентной среды
3 этап - оценка
сильных и слабых сторон
4 этап - анализ
конкурентных преимуществ
- предоставление большего количества благ, реализация более дешевого товара;
- оправдание высоких цен предоставлением повышенного или оригинального качества и сервиса;
- удовлетворение
специфической потребности
5 этап - выбор
конкурентной стратегии.
6 этап - разработка
конкурентных альтернатив и
Адаптация данного алгоритма разработки конкурентной стратегии будет проведена на примере предприятия . Конкурентное преимущество фирмы проявляется в её способности лучше, чем это делаю конкуренты, обслуживать потребности своих целевых рынков. Источники конкурентного преимущества многообразны: обеспечение производства продукции высокого качества; достижение минимального, по сравнению с конкурентами, уровня издержек; выгодное географическое расположение; предоставление покупателям большого спектра дополнительных услуг и т.д. Все эти преимущества сводятся к тому, чтобы убедить покупателя в получении им больших выгод от потребления продуктов и услуг фирмы по сравнению с аналогичными товарами конкурентов. Выбор фирмой той или иной конкурентной стратегии во многом зависит от того, достижение какого рода конкурентного преимущества фирма может себе обеспечить и длительное время поддержать в ходе конкурентной борьбы [6].
Рассмотрим более подробно три наиболее распространённых и часто используемых российскими фирмами ( в зависимости от силы конкуренции) базовые стратегии, которыми может быть обеспечено достижение конкурентных преимуществ: снижение себестоимости, дифференциации продукции, сегментирования рынка [8].
Лидерство в
снижении издержек означает, что компания
стремится стать производителем
продукта с затратами более низкими,
чем у конкурентов. Фирма ориентирована
на большее число сегментов
- за счёт экономии на масштабах;
- на основе передовой технологии;
- за счёт свободного доступа к источникам сырья;
- за счёт более
выгодного географического
Преимущества от снижения издержек фирма получает: при доминировании на рынке ценовой конкуренции и высокоэластичном по цене спросе; при продаже стандартной продукции; при наличии у покупателя свободы выбора поставщиков и отсутствии затрат на их смену; если большинство покупателей используют продукцию одинаковым образом; при отсутствии у покупателей потребности в дифференциации продукции по маркам; при растущем общем спросе; при наличии крупных покупателей, имеющих возможность диктовать условия сделки, сбивая цену; при наличии сильной распределительной сети.
Силой стратегии снижения себестоимости по издержкам является то, что она обеспечивает защиту от всех пяти сил конкуренции путём регулирования нижнего предела отраслевых цен. При этом фирма продолжает зарабатывать прибыль большую, чем её основные конкуренты. Компания, завоевавшая лидерство в снижении издержек, не может игнорировать принципы дифференциации. При этом по критериям дифференциации фирма должна быть на равных со своими конкурентами или незначительно уступать им. В противном случае единственным способом сохранить свои позиции на рынке будет снижение цен, а это очень нестабильная стратегия [6].
Стратегия снижения себестоимости:
- требует постоянных
инвестиций в обновление
- сдерживает расширение ассортимента;
- предполагает строгий учёт и анализ всех технологических новинок.
Значение маркетинговых исследований в формировании конкурентной стратегии предприятия
Маркетинговое исследование - любая исследовательская деятельность, направленная на удовлетворение информационно - аналитических потребностей маркетинга [2].
Маркетинговые исследования представляют собой сбор, обработку и анализ данных с целью уменьшения неопределенности, сопутствующей принятию маркетинговых решений. Исследованиям подвергаются рынок, конкуренты, потребители, цены на товар, внутренний потенциал предприятия.
Маркетинговое исследование это инструмент маркетинга, или его информационно- аналитическое обеспечение, которое является неотъемлемой частью маркетинга.
Маркетинговое исследование, позволит вам решить, как в комплексе, так и по отдельности, следующие задачи:
- определить
реальную и потенциальную
- определить
свою долю на рынке, доля - это
уже конкретика, и от нее вполне
можно отталкиваться, формируя
грядущие планы, и затем,
- проанализировать
поведение потребителей (анализ
спроса), данный анализ даст оценку
степени лояльности
Информация о работе Разработка конкурентной стратегии на рынке хлебобулочных изделий