Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 09:18, курсовая работа
Цель работы: исследование системы управления качеством на промышленном предприятии с целью совершенствования управленческой деятельности на исследуемом предприятии.
Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы управления качеством продукции
Понятие, сущность и системный подход в управлении качеством…..5
Организация работ по управлению качеством продукции……………9
Совершенствование систем управления качеством на основе
Стандартов……………………………………………………………………14
Глава 2.Анализ состояния управления качеством в ООО «Сонатон»
2.1. Характеристика деятельности предприятия…………………………..20
2.2 Структура управления качеством продукции и услуг………………...23
2.3 Сертификация продукции…………………………………………….....26
Глава 3. Разработка решений по повышению качества
продукции предприятия.
3.1 Совершенствование системы управления качеством продукции……33
Заключение……………………………………..............................................38
Список литературы………………………………………………………….40
- разработка политики в области качества;
- определение функций и задач системы качества;
- определения состава
структурных подразделений,
Определение функций и задач системы качества
На этой стадии сначала
необходимо провести тщательный анализ
процесса создания продукции и представить
его в виде подробного перечня
этапов работ. Основу перечня составляют
стадии жизненного цикла продукции,
характерные для данного
Определение состава структурных подразделений системы качества
После определения функций
системы качества, необходимых для
управления качеством на всех этапах
создания продукции, нужно определить
структурные подразделения, которые
будут выполнять эти функции.
Для этого необходимо проанализировать
функции, выполняемые существующими
подразделениями, и сравнить их с
перечнем функций, включаемых в создаваемую
систему качества с учетом рекомендаций
ИСО 9000. В результате устанавливаются
подразделения – исполнители
каждой функции и каждому
Структурная схема системы качества строится на основе структурной схемы предприятия и дает возможность показать «устройство» системы – состав и взаимосвязь всех структурных подразделений, выполняющих функции в системе качества. Отдельным блоком можно показать управляющее ядро системы качества – службу качества, в которую, как было отмечено, включаются отдел технического контроля, метрологическая служба, служба стандартизации, а также отдел управления качеством, выполняющий функции организации, координации и методического руководства работой по качеству.
Разработка функциональной схемы управления качеством
В отличие от структурной
схемы, показывающей устройство системы
качества, построение функциональной
схемы позволяет наглядно представить
процесс управления качеством, а
также выявить и устранить
возможные пробелы при
Определение состава и состояния документации системы качества
Определив, кто и что должен делать в системе качества, нужно сказать, как, какими методами это должно делаться, по какой документации.
Для выполнения большинства функций требуется, как правило, несколько документов. Наибольшее количество документов требуется обычно для проведения операционного контроля в производственном процессе.
Разработка нормативных документов системы качества и Руководства по качеству
Для разработки и корректировки нормативных документов отдел управления качеством должен составить, утвердить у руководства и отследить соответствующий план-график с указанием исполнителей и сроков работ. Также необходимо составить Руководство по качеству с описанием самой системы качества.
Доработка и внедрение системы качества
Доработка системы качества проводится на основании плановых внутренних проверок, в ходе которых обычно проверяется:
- достаточно ли предусмотрено
в системе элементов для
- определены ли исполнители всех функций системы качества;
- все ли этапы производства охвачены воздействием системы качества;
- имеются ли все необходимые методы работ и оформлены ли они документально;
- выполняются ли элементы и функции системы качества на рабочих местах.
Международный стандарт ИСО
8402 «Управление качеством и
Рыночные отношения требуют внедрения в практику международных правил ведения учета, анализа хозяйственной деятельности. В принципе эту информацию можно разделить на внешнюю (финансовую) и внутреннюю (управленческую). В международных стандартах на системы качества отмечается, что затраты, связанные с качеством, калькулируются внутри организации согласно ее собственным критериям. При этом к затратам, связанным с качеством, относятся затраты, возникающие при обеспечении и гарантировании удовлетворительного качества, в том числе при его совершенствовании, а также затраты, вызванные потерями из-за неудовлетворительного качества; некоторые потери можно с трудом определить количественно, но они могут быть очень существенными.
На этапе подготовки и
разработки производственных процессов
должен быть обеспечен принцип
В последние годы для совершенствования систем качества стала применяться самооценка предприятий по критериям премий в области качества. Только квалифицированные и заинтересованные работники, располагающие необходимой базой, способны обеспечить требуемое качество продукции. Так, Европейский фонд по управлению качеством (EFQM) выпустил инструкцию по самооценке на соответствие требованиям тотального управления качеством.
Совершенствование системы качества, как правило, предусматривает:
- проведение изменений в организации работ;
- внедрение более эффективных методов контроля испытаний;
- улучшение технического и метрологического обеспечения производства;
- применение новых форм и методов мотивации персонала;
- активизацию маркетинговой и рекламной деятельности;
- развитие сферы услуг;
- более тесное сотрудничество с поставщиками;
- корректировку нормативных документов системы качества и «Руководства по качеству».
Организует и координирует эту работу отдел управления качеством. При этом надо иметь в виду, что факт проведения этой работы легко проверяется по частоте внесения изменений в документы системы качества.
Совершенствование системы
качества по результатам внутренних
проверок и самооценки предприятия
– непременное условие
Управление качеством
на предприятии осуществляется на основании
стандартов предприятия регламентирующих
общесистемные вопросы
В стандартах предприятия имеются положения по вопросам стимулирования качества продукции, рекомендации о разработке форм и методов материального и морального поощрения коллектива и отдельных работников предприятия. Показатели, заложенные в стандартах, позволяют правильно оценить вклад каждого исполнителя в решение задачи повышения качества продукции и тем самым дают основу для правильного вознаграждения работников, сдающих продукцию высокого качества.
Стандарты предприятия обязывают всех работников предприятия постоянно повышать свое мастерство, дают возможность предприятию использовать все материальные и трудовые ресурсы с наибольшей эффективностью, своевременно сосредоточить внимание рабочих, инженерно-технических работников на использовании дополнительных резервов производства. Предприятия обязаны выпускать продукцию в полном соответствии со стандартами, за выпуск продукции с отклонениями от стандартов предприятие несет ответственность.
Функциональные системы качества – это выполнение руководством и всеми подразделениями своих функций и задач с целью обеспечения качества продукции. В этом состоит содержательная сторона деятельности системы, то есть то, для чего она предназначена .
При этом в реализации функций системы качества в той или иной мере участвуют практически все подразделения предприятия, каждое из которых решает свои задачи.
В связи с этим возникает
необходимость выполнения вспомогательных
задач для обслуживания самой
системы качества. К таким задачам
относятся: проведение внутренних проверок
и совершение системы, координация
и методическое обеспечение работ
подразделений в системе
Весомость содержательной
деятельности по отношению к деятельности
по обслуживанию самой системы показывает,
насколько рационально
В соответствие с рекомендациями стандартов ИСО 9000 возглавлять систему качества и отвечать за её эффективное функционирование должен представитель руководства предприятия. Как правило, ему непосредственно подчиняется служба качества и объединяющая отдел управления качеством, отделения технического контроля, метрологическую службу, центрально заводскую лабораторию и службу стандартизации.
В обязанности службы качества входит, как выполнение
содержательных функций, так и вспомогательных задач. Среди
остальных задач, службы качества:
- организация работы
по качеству – разработка и
совершенствование системы
- разработка политики и планирование качества
- контроль качества разработки,
изготовления и испытаний
- метрологическое обеспечение производства
- проведение работ по
стандартизации и норма
- введение претензионной работы
-подготовка мероприятий
и организационно –
- проверка функциональной системы качества
- организация работ по
сертификации продукции и
- методическое руководство
при обучении персонала
Само собой на предприятии в течение производства могут возникать проблемы с качеством – брак. Иногда это неизбежно при некоторых ситуациях, но специальные отделы по работе с контролем качества борются с этой проблемой в настоящее время весьма успешно.
Система качества создается и внедряется как средство, обеспечивающее проведение определенной политики и достижение поставленной цели.
Политика предприятия в области качества формируется высшим руководством предприятия.
Система качества включает: обеспечение качества; управление качеством; улучшение качества. Она создается руководством предприятия как средство реализации политики в области качества.
В системе качества функционируют заказчик (потребитель) и поставщик (изготовитель).
Система качества, обеспечивающая политику предприятия и достижение цели в области качества включает:
1. Маркетинг, поиск и изучение рынка.
2. Проектирование и /или
разработка технических
3. Материально-техническое снабжение.
4. Подготовка и разработка технических процессов.
5. Производство.
6. Контроль, проведение испытаний и обследований.
7. Упаковка и хранение.
8. Реализация и распределение
9. Монтаж и эксплуатация.
10. Техническая помощь в обслуживании.
11. Утилизация после
Первичным является формирование и документальное оформление руководством фирмы (предприятия) политики в области качества.
При формировании политики могут быть следующие направления:
- улучшение экономического положения предприятия за счет улучшения качества;
- расширение или завоевание новых рынков сбыта;
-достижение технического
уровня продукции,
Информация о работе Разработка решений по повышению качества продукции предприятия