Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 21:59, курсовая работа
Целью данной работы является выявление сущности понятия обучения, рассмотрение порядка обучения рабочего персонала, освещение сущности современных форм и методов обучения персонала, их совершенствование и последующее внедрение в практику.
Исходя из определенной выше темы, задачами работы являются:
- исследование направлений внедрения современных методов обучения персонала в организации на стадии роста и их усовершенствование;
- разработка эффективно действующих способов повышения квалификации персонала, рассмотрение конкретных условий;
- внедрения методов обучения посредством экономических показателей.
Введение……………………………………………………………………..2
Глава 1. Теоретические аспекты и место развития персонала в системе управления организацией
1.1 Место развития персонала в системе управления организацией………5
1.2 Развитие и обучение персонала в системе управления персоналом ……7
1.3 Развитие персонала как самостоятельное направление…………………15
Глава 2. Практическое применение программы развития персонала и методы его проведения в ООО «Ростовский прессово-раскройный завод»
2.1 Характеристика организационно-экономической деятельности организации и диагностика этапа развития…………………………….25
2.2 Характеристика системы кадрового менеджмента и основы направления развития персонала в организации…………………………………………30
2.3 Разработка программы развития персонала в ООО «Ростовский прессово-раскройный завод»……………………………………………………………..40
Выводы…………………………………………………………………… 45
Заключение……………………………………………………………………47
Список использованных источников…………………………………….48
Эффективное использование имеющихся в организации ресурсов, по мнению автора, как физических, так и человеческих, возможно обеспечить путем следующих мер:
- совершенствования организационной структуры, включая уменьшение уровней управления, сокращение численности среднего звена управления;
- децентрализации процесса принятия решений до возможно более низких уровней;
- передачи части функций посредникам, поставщикам, консультантам;
- увеличения содержательной наполненности труда на каждом рабочем месте;
- автоматизации трудовых процессов в целях повышения производительности, экономящей рабочую силу как на производстве, так и в непроизводственной сфере;
- значительного сокращения численности высшей администрации и персонала, занятого в корпоративных структурах;
- инвестирования программ подготовки и переподготовки, совершенствования мастерства, ротации сотрудников и т.д.
Корпоративные стратегии часто ориентируются на "сужение" размеров организации путем, если возможно, сокращения ее функциональных подразделений в целях снижения затрат и повышения эффективности. Такой подход включает изъятие капиталовложений из минимально экономически эффективных деловых операций и подразделений. Другой стратегический подход предусматривает введение на всех уровнях концепции качественного управления и качественного производства или "добавленной стоимости". Имеются в виду не только хорошая подготовка сотрудников в области управления, но и установление стандартов производительности для каждого функционального подразделения, для каждого рабочего места, включая инженерные подразделения и подразделения, оказывающие услуги.
Мировая конкуренция и изменившиеся предпочтения потребителей вызвали изменения в философии компаний и в свою очередь в корпоративной культуре. Более того, требования и предпочтения рабочих, связанные с их желанием более активно участвовать в решении своих проблем, заставили руководство переосмыслить саму сущность того, как фактически должны функционировать компании. Общественное мнение в определенной степени воздействовало на корпоративное поведение и корпоративную производительность.
В отличие от эргономики, изучающей взаимодействие отдельного человека и машины, эргономика участия исследует способы соединения и взаимовлияние социосистемы и техносистемы, преимущественно на корпорационном уровне.
Концептуально "эргономика участия" интегрирует положения широкого спектра гуманитарных наук - от экономики, эргономики, теории менеджмента до социологии, практической психологии, теорий мотивации и поведения.
(Макроэргономическое
управление как составной
Специалисты в столь разных областях, имеющих, впрочем, то общее, что все они изучают человека, пришли к единодушному мнению, что любая организация (как система) может улучшить свои показатели в области производительности, качества продукции (услуг), технической безопасности, профессиональной заболеваемости, удовлетворенности работой при условии рационального организационного дизайна, демократизации производства и управления, учета психологических факторов, определяющих поведение человека, и - главное - при условии вовлечения работников во все фазы внедрения новой технологии и принятия решений. Люди, на которых влияют организационные изменения, должны быть вовлечены в сам процесс перемен, и их участие в осуществляемых нововведениях поможет им приспособить эти перемены к своим специфическим нуждам.
Задачи управления персоналом в отличие от процедур по управлению людьми в рамках того или иного управленческого процесса представляют собой самостоятельные, функционально определенные процессы управления, целевая направленность которых детерминирована социальной стратегией, являющейся составной частью общей стратегии производственной организации.
Попов В.Я. в учебном пособии «Современные управленческие технологии» к числу основных задач системы управления персоналом относит:
- помощь фирме в достижении ее целей;
- обеспечение фирмы квалифицированными и заинтересованными работниками;
- эффективное использование мастерства и способностей персонала;
- совершенствование мотивационных систем персонала;
- повышение уровня удовлетворенности трудом всех категорий персонала;
- развитие и поддержание на высоком уровне системы повышения квалификации персонала и профессионального образования;
- сохранение благоприятного морального климата;
-управление внутриорганизационным движением персонала к взаимной выгоде работников и администрации, общества;
- планирование карьеры - продвижения по службе;
- влияние на творческую активность персонала, помощь в реализации инновационных планов фирмы;
- совершенствование методов оценки деятельности персонала и аттестации управленческого и производственного персонала, связь управления персоналом со всеми работниками;
- обеспечение высокого уровня жизни, который делает желанной работу в данной фирме [8].
Вышеперечисленные задачи являются наиболее значимыми для управления персоналом. И без развития и поддержание на высоком уровне системы повышения квалификации персонала и профессионального образования система управления персоналом перестает быть столь эффективной.
Управление персоналом следует рассматривать как совокупность функциональных и инструментальных задач по активизации человеческого фактора в рамках организации в целом. В качестве важнейшего фактора повышения конкурентоспособности предприятия управление персоналом включает в себя следующие направления:
- формирование ценностей и установок у персонала на более динамичное обновление всех аспектов деятельности организации, интенсификацию продукции и технологий в целях завоевания передовых позиций в конкурентной борьбе;
- меры по развитию трудового потенциала, что предполагает комплекс мероприятий по обучению, развитию инициативы, формированию духа сотрудничества и т.д. и требует создания организационных мер;
- реализация потенциала специалистов и руководителей, что предполагает создание организационных условий, побуждающих к такой реализации, обеспечение четкого соответствия индивидуальных особенностей работника требованиям рабочего места, постоянное развитие личностного потенциала;
- обеспечение деятельности по управлению персоналом необходимыми финансовыми и материальными средствами, что следует рассматривать как вклад, вполне оправданный будущей отдачей в виде более квалифицированных специалистов и руководителей;
- забота о благополучном для предприятия общественном мнении, за счет чего обеспечивается престиж фирмы и приток новых кадров, среди которых можно отбирать наиболее квалифицированных и одаренных.
Для реализации задач управления персоналом требуется большее вовлечение линейных и штабных руководителей в их выполнение, концентрация этих функции в штабных подразделениях, контроль с их стороны за деятельностью линейных подразделений.
Управление персоналом - это постоянная задача всех руководящих кадров и кадровых служб предприятий по систематическому развитию всех сторон управления, связанных с человеком.
Комплексный подход к управлению предполагает следующее: воздействие на объект управления осуществляется таким образом, чтобы обеспечивалось всестороннее использование его потенциала.
1.3 Развитие персонала как самостоятельное направление
Развитие трудового потенциала (или развитие персонала) - это систематический поиск, направленный на улучшение функционирования организации путем повышения ценности трудового потенциала персонала.
Развитие персонала представляет процесс подготовки персонала к выполнению новых производственных функций, занятию новых должностей, решению новых задач. Это нормальная составляющая процесса оказания услуг, а не довесок к нему. Оно способствует обеспечению постоянного соответствия уровня профессиональной компетентности работников требованиям развивающегося рынка.
Развитие персонала начинает играть все более важную роль в достижении организацией своих стратегических целей: по мере того, как изменяются деятельность и структура организации, требуются постоянные изменения в моделях производственного поведения персонала. В интересах как организации, так и персонала должны предприниматься последовательные усилия, противодействующие "моральному и физическому износу" рабочей силы - ее устареванию.
Под устареванием работника следует понимать процесс использования личностью точек зрения, теорий, понятий и методов в профессиональной деятельности, которые являются менее эффективными при решении проблемы, чем другие существующие в настоящее время.
Устаревание знаний может иногда наступить уже через месяц после окончания первоначального обучения.
По мнению Герчикова И.Н. для т ого чтобы коэффициент использования профессиональных знаний увеличивался со стажем работы необходимо постоянное внимание к факторам, плодотворно влияющим на качественный уровень трудового потенциала:
- ясные цели деятельности сотрудника;
- развитие - постоянное
накопление профессиональной
- регулярная обратная связь, оценка деятельности сотрудника;
- мотивация к обновлению знаний у сотрудника;
- поручение сотруднику трудовых заданий, позволяющих использовать ем у свои возрастающие способности [3].
Развитие персонала в современных
условия чрезвычайно важно, поскольку
значительно повышает конкурентоспособность
компании на рынке. Развитие сотрудников
в организации позволяет существенно
улучшить качество управления внутри
компании, значительно повышает профессиональный
уровень персонала, что в свою очередь
приводит к увеличению производительности
труда. Кроме того, развитие сотрудников
в компании помогает более успешно применять
инновационные технологии и внедрять
перспективные решения как в сфере управления
компанией, так и в сфере производства.
Следует
заметить, что иногда развитие сотрудников
в организации просто жизненно необходимо,
и связано это с определенными периодами
эволюции компании или с проблемами в
процессе ведения хозяйственной деятельности.
Например, уровень подготовки персонала
может оказаться недостаточным, в случае
если компания меняет свою бизнес-стратегию,
политику продаж или модернизирует производство.
Крупное поглощение или слияние компаний
также требует более высокой подготовки
персонала. Процесс вывода компании в
лидеры напрямую зависит от повышения
уровня кадров. Как правило, отдел персонала
в компании и осуществляет развитие сотрудников.
На плечах отдела персонала лежит весь
комплекс мероприятий, связанных с этим
процессом.
Попов В.Я. в учебном пособии «Современные управленческие технологии» успешное развитие сотрудников связывает с 4-мя основными принципами.
1)Определение потребностей в развитии.
Потребность
– это разрыв между желаемыми и реальными
показателями. Реальные показатели определяются
различными методами: оценка персонала,
анализ результатов работы организации,
опрос руководителей и сотрудников, анализ
увольнений и т.д. Желаемые показатели
определяются при помощи аудита планов
развития. Потребности могут быть различные,
это развитие управленческих способностей,
развитие профессиональных навыков и
качеств – все зависит от целей компании.
Кроме того, могут быть поведенческие
потребности, связанные с корпоративной
культурой. Главное – это определить разницу
между желаемым и существующим, для того,
чтобы спланировать, в каком направлении
осуществлять развитие сотрудников.
2) Координация целей компании и развития
персонала.
Каждая
компания имеет свою бизнес-стратегию,
свои планы и цели. Развитие сотрудников
должно осуществляться и соответствовать
именно тем задачам, которые стоят в настоящее
время перед организацией. Поэтому развитие
сотрудников и развитие компании должны
быть синхронизированы. Контроль над этими
двумя процессами, которые должны биться
в унисон осуществляет руководство компании
вместе с отделом персонала.
3) Создание и реализация плана развития.
План развития должен содержать в себе список мероприятий, временные рамки, необходимые финансовые, материальные и человеческие ресурсы для проведения каждого мероприятия. Кроме того должен быть определен круг участников. Необходимо отметить, что нужно сфокусировать обучение на ключевых "игроках" в компании, от которых, в конечном счете, и зависит достижение результатов компании в целом. Контроль над реализацией плана по развитию персонала осуществляет кадровая служба. Развитие сотрудников может осуществляться по четырем направлениям:
- развитие через обучение (тренинги, семинары)
- развитие через практику (управление и участие в проектах, стажировки в других организациях и за границей, ротация кадров)
- самостоятельное развитие (изучение обучающей литературы, посещение конференций и круглых столов, использование компьютерных программ обучения)
- развитие при помощи обучения других (наставничество, проведение обучения для других)
4)Формирование и распределение бюджета.
Любое
развитие сотрудников сопряжено с инвестициями
в персонал, которые должны быть эффективными.
Поэтому необходимо грамотно распределить
имеющиеся финансовые ресурсы на создание
и проведение тренингов, семинаров, стажировок,
привлечение консультантов извне, осуществлению
проектов, созданию собственного центра
по обучению и отразить это в общем организационном
плане. [8
].
По
мере того как развитие сотрудников близится
к завершению, необходимо осуществлять
своевременный контроль над тем, как усваиваются
и в последствии применяются полученные
знания, умения и навыки конкретным сотрудником
в компании на практике. Любые полученные
знания должны быть апробированы и закреплены
в практической работе, иначе мероприятия
по развитию прошли вхолостую. Как правило,
после обучающих мероприятий, сотрудника
просят составить план о том, как он собирается
использовать полученные знания на своем
рабочем месте. Непрерывно осуществляется
контроль применения новых знаний на практике,
а так же поощрение достижения позитивных
результатов каждым сотрудником – все
это в комплексе приводит к достижению
главных целей компании. Кроме того, сотрудник
проводит презентацию новых полученных
знаний своим коллегам, делится с ними
своими мыслями и организовывает обсуждение
с ними новых решений, таким образом развитие
сотрудников приводит к новым позитивным
результатам в деятельности компании.
Необходимо
помнить, что поддержка и непосредственное
участие руководства компании во всех
процессах, которые нацелены на развитие
сотрудников, значительно повышают эффективность
мероприятий. Участие руководителя в тренингах,
где он показывает высокий уровень своих
знаний и делится с остальными участниками,
является сильным мотивирующим фактором
для персонала, не говоря уже о том, что
авторитет самого руководителя сильно
возрастает в глазах подчиненных.
Информация о работе Разработка системы развития персонала в организации на стадии роста