Разработка стратегии предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 12:19, курсовая работа

Описание

Целью работы является раскрытие теоретических и методических основ современных методов разработки стратегии организации применительно к ООО «Дельта- плюс» и выработка практических рекомендаций по совершенствованию стратегии развития организации на рынке строительных товаров и услуг.
Достижение этой цели потребовало постановки и решения следующего комплекса задач:
Изучение теоретических основ методов разработки стратегии организации.
Анализ стратегии развития компании.
Проведение анализа внешней среды предприятия ООО «Дельта- плюс».
Определение рекомендаций по совершенствованию стратегического управления.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы разработки стратегии организации
1.1 Методы разработки стратегий
1.2 Стратегия развития компании
Глава 2. Анализ деятельности ООО «Дельта- Плюс»
2.1 Краткая характеристика ООО «Дельта- плюс»
2.2 Анализ внешней среды как фактора реализации стратегического управления деятельности ООО «Дельта- плюс»
Глава 3. Рекомендации по разработке стратегии организации ООО «Дельта- плюс»
Заключение
Список использованной литературы
Приложение

Работа состоит из  1 файл

курсач стратегич.менеде.doc

— 259.50 Кб (Скачать документ)

     Разрабатывается своего рода модель, реализация которой  должна обеспечить успех организации. Схема формирования стратегии изображена на рис. 2.  

     

     Рисунок 2 Схема формирования стратегии

 

      Типология стратегий по Портеру. Майкл  Портер в начале 80-х годов выдвинул идеи относительно конкурентных стратегий, выведенных из некоторых базовых постулатов. В книге «Стратегия конкуренции» он представил три вида общих стратегий, направленных на повышение конкурентоспособности: лидерства в снижении издержек (поддержание издержек на более низком уровне, чем у конкурентов); дифференциации (как производства уникальной продукции); фокусирования (как сосредоточения на определенной группе покупателей)6.

     Портер  предложил типологизировать конкурентные стратегии, основываясь, с одной  стороны, на масштабе рынка (широкий, узкий) и, с другой, на направлении приложения усилий организации либо на минимизацию издержек, либо на выпуск уникальной продукции (придании товару специфических черт), что позволяет устанавливать более высокие цены. Комбинации перечисленных предпочтений позволяют выделить четыре типа стратегий:

  • стратегия лидерства по издержкам (поддержание издержек на более низком уровне, чем у конкурентов);
  • стратегия дифференциации;
  • стратегия фокусирования на издержках;
  • фокусирование на дифференциации.

     По  Портеру, организация должна решить, следует ли ей выпускать уникальную продукцию и продавать ее по завышенной цене или ей стоит снижать затраты ниже уровня затрат конкурентов и таким образом добиваться конкурентных преимуществ7.

     Стратегии развития бизнеса по Котлеру. Помимо общих стратегий, направленных на повышение конкурентоспособности, существуют классификации стратегий, определяющие изменение их масштабов. Например, стратегии развития бизнеса по Филиппу Котлеру:

  • стратегия концентрированного роста: усиления позиции на рынке; развития рынка; развития продукта;
  • стратегия интегрированного роста: обратной вертикальной интеграции; вперед идущей вертикальной интеграции;
  • стратегия диверсифицированного роста: центрированной диверсификации; горизонтальной диверсификации; конгломеративной диверсификации;
  • стратегия сокращения: ликвидации; сбора урожая; сокращения расходов8.
 

     Графические модели классификации стратегий  приведены на рис. 3.

     

     Рисунок 3 Модель структуры стратегий развития

     1.2 Стратегия развития  компании

 

     Стратегию развития компании рассмотрим как сформулированную в явном виде систему целей  компании, средств и планов их достижения9. На наш взгляд, стратегия необходима для того, чтобы у менеджмента компании было ясное понимание того, к чему стремится компания в долгосрочной перспективе и как принимать решения в повседневной деятельности, чтобы достичь поставленных целей.

     Более формально стратегию можно рассматривать  как набор правил для принятия решений, которыми фирма руководствуется  в своей деятельности. Выделяются четыре группы таких правил (см. рис. 4): 

     

     Рисунок 4 Набор правил для оценки результатов 

     Ориентиры отражают качественную сторону целей. Например, ориентир может формулироваться  так: «компания должна научиться  работать на рынке Великобритании».

     Задачи  отражают количественную сторону целей. Например, чтобы войти в тройку национальных отраслевых лидеров, компании, с учетом темпа роста отрасли  и изменения позиций конкурентов, необходимо в течение пяти лет  выйти на оборот в N млн USD, уровень рентабельности должен составить Х%, необходимые инвестиции Y млн USD.

     Продуктово-рыночная стратегия - правила, регулирующие отношения со внешней средой - определяет, на каких рынках, какие продукты и каким образом продавать, а также какие и во что необходимы инвестиции для достижения поставленных целей.

     Организационная концепция - правила, регулирующие внутрифирменные отношения. Определяет, как организационно будет выстроен бизнес компании.

     Оперативные приемы - правила, регулирующие повседневную деятельность компании. Например, в качестве оперативных приемов для отдела продаж могут рассматриваться: условия работы с различными группами потребителей, принципы работы с кредиторской задолженностью, принципы оценки деятельности менеджеров отдела продаж и т.д.

     Для структурирования задачи разработки стратегии, на наш взгляд, имеет смысл также  использовать подход, связанный с  понятием бизнес-модели компании. В  нашем понимании бизнес-модель - это сочетание ряда параметров, описывающих  принципиальную схему (см. рис. 5) построения бизнеса компании.  

     

     Рисунок 5 Бизнес-модель компании 

     Принципиально важным в бизнес-модели являются не столько параметры сами по себе, сколько их взаимная увязка. «Хорошая»  стратегия - это стратегия, в которой гармонично увязаны все элементы бизнес-модели.

     Основополагающие  принципы разработки стратегии. При  разработке стратегии, независимо от того, работают ли над этой задачей внешние  консультанты или менеджеры компании, необходимо руководствоваться следующими принципами.

     Ясное целеполагание 

     Необходимо, на самых первых этапах понять и  сформулировать, чего «хотят» собственники и топ-менеджеры компании, какой  они видят компанию через 3-5-10 лет. Это понимание, несмотря на то, что  оно в начале работ еще не основано на глубоком анализе, задает общее направление работ и позволяет сфокусировать всю работу над стратегией на наиболее существенных и важных для компании вопросах10.

     Ориентация  на здравый смысл

     Несмотря  на большое количество методов и  инструментов разработки стратегии, сложность задачи настолько велика, что самым главным критерием оценки идей и предложений остается здравый смысл, позволяющий оценить проблему в целом и не ограничиваться рамками какого-либо одного или нескольких аналитических подходов. Без опоры на здравый смысл, велика опасность запутаться во множестве мнений и грудах отчетов.

     Максимальное  вовлечение менеджеров

     Без непосредственного участия и  широкого обсуждения стратегии теми людьми, которые ее будут впоследствии реализовывать, она, скорее всего, останется красивым документом, пылящимся на полках.

     На  наш взгляд, этот принцип очень  важен, поскольку позволяет добиться единого понимания стратегических задач и планов, а также готовности их реализовывать.

     Участники процесса разработки стратегии

     Реализуемость разработанной стратегии развития компании определяется включенностью  в ее разработку широкого круга заинтересованных лиц (см. рис. 6).

     Исходя  из описанного выше принципа, на разных этапах в разработке, обсуждении, утверждении и корректировке стратегии должны участвовать представители каждой из заинтересованных групп.

     

     Рисунок 6 Участники процесса разработки стратегии 

     Собственники  компании формулируют приоритеты развития компании. Приоритеты собственников определяют направление, в котором в дальнейшем будет разрабатываться стратегия компании. Можно привести пример с двумя крайностями: финансовые спекуляции как приоритет - реструктуризация компании и распродажа ее по частям с целью получения дохода, превышающего первоначальные инвестиции, или - ориентация на долгосрочное развитие компании с целью повышения ее капитализации за счет усиления рыночных позиций компании11.

     Топ-менеджмент компании формулирует собственное  видение развития компании и ставит качественные и количественные цели в соответствии с видением и приоритетами собственников. Топ-менеджмент компании также несет ответственность за реализацию стратегии развития.

     Непосредственно подготовкой аналитической базы, построением прогнозов и в  конечном итоге разработкой стратегии развития, а в дальнейшем и ее корректировкой, занимается Отдел стратегического развития.

     Основной  задачей консультантов является «расширение видения» собственников  и топ-менеджеров, привнесение независимого «взгляда со стороны» на проблемы и перспективы компании, а также опыта стратегических разработок в других компаниях12. Важнейшая задача консультантов в ходе разработке стратегии - выступать модераторами при обсуждениях стратегических вопросов и согласовании позиций заинтересованных сторон. На наш взгляд, выполняя функцию модератора, консультант должен не только обладать навыками организации обсуждения, но и обладать пониманием содержательной стороны, сути предмета13.

     В целом, процесс разработки стратегии  можно разделить на две логических части - анализ стратегических альтернатив развития компании и, собственно, разработка стратегии - плана реализации выбранной альтернативы14. Часто под разработкой стратегии подразумевают второй этап работ. На наш взгляд, не менее важным является первая часть - анализ альтернатив, в ходе которой происходит выбор, по-крупному, одного из возможных направлений развития, обсуждение разных точек зрения и согласование позиций вокруг наиболее приемлемого для заинтересованных сторон варианта.

     Принципиальное отличие этой части от разработки заключается в том, что, несмотря на предшествующий глубокий и детальный анализ, альтернативы формулируются на укрупненном уровне, затрагивая лишь концептуальные, наиболее сложные и спорные вопросы развития компании. Это позволяет сфокусировать анализ альтернатив на вопросах, имеющих действительно стратегическое значение и избежать излишних дискуссий и споров по частным вопросам. Только определившись и согласовав позиции в целом, можно приступать к разработке плана конкретных действий и функциональных стратегий.

     Практически на всех этапах разработки стратегии - от прогнозирования спроса до разработки функциональных стратегий - одним из ключевых методов должно быть изучение устройства бизнеса за рубежом и  опыта зарубежных компаний («метод аналогов»). Уделяя большое внимание изучению зарубежного опыта, будем исходить из следующих предпосылок:

     Экономика в России развивалась в нерыночных условиях до 1991 года. Сейчас в России появились бизнес и рынок. Во всем мире бизнес и рынок развивались в естественных условиях. Отсюда следует, что развитие бизнеса, устройство отраслей, а также практика ведения бизнеса и управления компаниям будут стремиться принять такие же формы и развиваться по тем же законам, что и в других странах.

 

     Глава 2. Анализ деятельности ООО «Дельта- плюс»

     2.1 Краткая характеристика  ООО «Дельта- плюс»

 

     Компания  ООО «Дельта- плюс» находится  по адресу: Кировская область, пгт. Юрья, ул. Лесная 4.

     Деятельность  компании: оптовая и розничная  продажа строительных материалов: газобетон, кирпич строительный, керамический, облицовочный, строительные смеси, цемент, кольца для колодцев. Доставка по Кировской области и за ее пределы.

     ООО «Дельта- плюс»– быстрорастущая компания, основным видом деятельности которой  является торговля строительными материалами  в Кировской области и за ее пределами.

     Компания  очень внимательно относится  к интересам своих клиентов, как  к оптовым, так и к розничным. Компания поставляет строительные материалы на крупнейшие строительные объекты Кирова и Кировской области и частным лицам, строящим жилье для себя и своей семьи в пригороде.

     Спектр  предлагаемых строительных материалов огромен – от кирпича, газобетона, ЖБИ до отделочных материалов. У компании заключены прямые договора с производителями строительных и отделочных материалов, поэтому стройматериалы на базе по стоимости значительно ниже, чем на стройтельных базах.

     В числе клиентов компании ООО «Дельта- плюс» крупные строительные компании и торговые дома.

     Основными принципами в деятельности ООО «Дельта- плюс» являются:

     Конкурентоспособность - реализация продукции, отвечающей мировым  стандартам.

Информация о работе Разработка стратегии предприятия