Разработка стратегии развития на примере магазина "хозтовары"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 23:04, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы: на основании анализа работы предприятия, его внешней и внутренней среды, а также процесса планирования, разработать предложения по совершенствованию стратегического планирования на предприятии.
Задачи:
Раскрыть сущность стратегического планирования и его типы;
Изучит деятельность организации, проанализировать ее хозяйственно-финансовую деятельность, провести анализы внешней и внутренней среды;
Разработать предложения по усовершенствованию стратегического планирования в ИП Родионова Т.В.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………….3
1.Теоретические аспекты стратегического планирования…………………………………….4
1.1. Сущность и понятие стратегического планирования………………………………..……4
1.2. Типы стратегий ……………………………………………………………………………..5
1.3. Методы стратегического анализа ………………………………………………….……..10
1.4. Реализация стратегии ………………………………………………………..……………11
2. Стратегический анализ деятельности предприятия…..…..…………………………….…15
2.1. Анализ внутренней среды…………………………………………………………..……..15
2.2. Анализ финансово - хозяйственной деятельности ……………………...………………18
2.3. Анализ внешней среды …………………………………………………...………...……..26
3. Совершенствование стратегического планирования на предприятии……………….......30
3.1. Разработка стратегических целей ………………………………………………………..30
3.2. SWOT-анализ, разработка альтернативных вариантов и выбор стратегии ……..….…31
Заключение ……………………………………………………………......................................34
Список литературы………………………………………………………….………………….37

Работа состоит из  1 файл

КУСОВА.doc

— 290.50 Кб (Скачать документ)

Краткосрочные цели:

По планово-экономическому отделу:

      • Разработать план реализации на будущий год;
      • Составить бизнес-план по созданию дополнительных торговых точек и магазинов.
      • Сделать конкретные предложения о населенных пунктах, где так же необходимо создать дополнительные торговые точки

По отделу труда и  заработной платы:

      • Определить количество и размер оплаты труда персонала в будущих дополнительных торговых точках;

 По бухгалтерии:

      • Рассмотреть поступившие из подразделений финансовые сметы расходов и доходов по предложенным мероприятиям и вынести решения о возможности или невозможности реализации мероприятий в заданном объеме и динамике, и если нет, то указать на «белые» пятна, доходы по которым несоизмеримы с расходами на их реализацию даже в долгосрочной перспективе.

По продажам:

      • Провести дополнительные маркетинговые исследования рынка для более глубокого изучения предпочтений и потребностей покупателей;
      • Разработать дополнительные программы и акции по увеличению объема продаж;

Увеличить объем продаж, захватив большую часть рынка (около 30-40%).

 

 

3.2. SWOT-анализ, разработка альтернативных вариантов и выбор стратегии.

Целью SWOT-матрицы является критическая оценка текущего положения предприятия, выраженное во внутренних преимуществах и слабостях, оценить его способность предотвращать угрозы и использовать возможности, которые возникают в его окружении.

 

ВНЕШНЯЯ

СТОРОНА

 

 

 

 

 

 

 

ВНУТРЕННЯЯ 

СТОРОНА

Возможности  O

  1. Появление новых поставщиков;
  2. Появление новых клиентов;
  3. Слабость конкурентов;
  4. Предоставление государством субсидий.

Угрозы   S

  1. Появление рядом потенциальных конкурентов;
  2. Преимущества имеющихся конкурентов;
  3. Изменение покупательских предпочтений;
  4. Появление большого количества товаров заменителей;
  5. Потеря поставщиков.

Сильные стороны  T

  1. Благополучное финансовое состояние фирмы
  2. Более гибкая ценовая политика;
  3. Высококачественный представляемый товар;
  4. Квалифицированные специалисты;
  5. Хорошие взаимоотношения директора с персоналом и между сотрудниками;
  6. Отсутствие вблизи конкурентов.

Поле СИВ

    1. Получить субсидии;
    2. Скидки, акции, рассрочки платежа, дополнительные услуги.

Поле СИУ

  1. Удержать наших покупателей от перехода к конкуренту, проинформировав их о высоком качестве нашей продукции и доступной цене;
  2. Улучшение деловых отношений, рассмотрение и, если возможно, решение существующей проблемы; иметь контракт с поставщиком на экстренные заказы;
  3. Нахождение и устранение причин отставания от конкурентов. Постараться «обойти» конкурента другими преимуществами.

Слабые стороны   W

  1. Загруженность персонала;
  2. Неудовлетворенность персонала в заработной плате;
  3. Недостаточно эффективная организационная структура;
  4. Затраты на аренду помещения.

Поле СЛВ

    1. Нанять грузчика и бухгалтера;
    2. Приобретение торгового помещения (в собственность).

 

Поле СЛУ

  1. Падение уровня продаж, возможно, потеря клиентов;
  2. Потеря клиентов, увеличение стоимости предоставляемых товаров;
  3. Нескоординированная работа фирмы.

 

        SWOT-анализ показал, что практически любая угроза ведет за собой цепь негативных факторов, конечным звеном которой всегда являются финансовые убытки, а вслед за этим и, возможно, падение репутации фирмы. И наоборот, любая возможность дает фирме шанс упрочить свое место на рынке, а также, при возможности, продвигаться дальше.

            Сегодня как никогда раньше на рынке присутствует огромное количество конкурентов, и это количество постоянно растет. Тех, кто засиживается и ничего не делает, просто вытесняют с рынка. Поэтому тех, кто желает выжить, определенно необходима хорошая маркетинговая стратегия.

Кажется, что мир сегодня  предоставляет множество возможностей для совершенствования, но без права  на ошибку. Мир очень быстро меняется и чтобы не отстать и не остаться позади, все в нем необходимо делать быстро. Главная цель большинства компаний в том, чтобы суметь постоянно реализовывать инновационные идеи и создавать такое предложение на рынке, которому не смогут соответствовать конкуренты.

    Насколько бы развитым не было предприятие, все ровно найдутся аспекты, которые требуют улучшения. Проанализировав ИП «Родионова», с учетом новых долгосрочных и краткосрочных целей, предлагаются  четыре альтернативных стратегий такие, как стратегия развития рынка, стратегия роста, стратегия руководства общими издержками, стратегия фокусирования.

Стратегия

Сущность стратегии

Достигает ли стратегические цели

Стратегия руководства  общими издержками

- сокращения издержек производства и реализации.

- такая продукция конкурентоспособна за счет низкой рыночной цены

- большой объем продаж производителю

Не полностью

Стратегия развития рынка

- улучшения обслуживания покупателей

- новые каналы распределения

- расширении рынка сбыта          

Не полностью

Стратегия роста

- приспосабливается воздействиям внутренних и внешних факторов

- расширение ассортимента товаров

- увеличение доли на рынке,

- повышение производительности труда

Полностью

Стратегия фокусирования

- включает в себя стратегии дифференцирования и лидерства по издержкам

- рассчитана на избранный рыночный сегмент

Не полностью


 

Самым удачным вариантом в данном положении фирмы  стратегия роста, так как эта стратегия присуща, прежде всего, фирмам, стремящимся к лидерству в своей области. Данная стратегия обеспечит наращивание конкурентных преимуществ за счет активного внедрения на новые рынки, диверсификации производства, постоянного осуществления нововведений.

          Стратегия развития направлена на увеличение рыночной доли, диверсификации поставщиков, расширение продуктового ряда.

          Нужно учитывать, что все действия, связанные с внедрением новой стратегии, могут оказаться малоэффективными или даже напрасными, если не подкрепить их сильной рекламной компанией.

 

 

Заключение

Любая модель управления организацией базируется на соответствующей концепции. Концепция управления - это система идей, принципов, представлений, которые предопределяют цель функционирования организации, механизмы взаимодействия субъекта и объекта управления, характер взаимоотношений между отдельными звеньями его внутренней структуры, а также необходимая степень учета влияния внешней среды на развитие организации.

Стратегическое управление - это реализация концепции, в которой  совмещаются целевой и интегральный подходы к деятельности организации, которая дает возможность устанавливать цели развития, сравнивать их с имеющимися возможностями (потенциалом) организации и приводить их в соответствие путем разработки и реализации системы стратегий («стратегического набора»).

Стратегическое планирование является одним из важнейших элементов стратегического управления предприятия. Принятие стратегии должно сопровождаться разработкой четкого бизнес-плана, в работе над которым, помимо службы маркетинга, должны принимать участие финансовая, экономическая служба и бухгалтерия.

Поэтому стратегия заслуживает  самого серьезного внимания как инструмент управления, пригодный не только для  фирм, но и для широкого круга  социальных учреждений. Выбор стратегии и её реализация являются основными частями стратегического управления. Стратегия в стратегическом управлении понимается как долгосрочное качественно определённое направление развития предприятия, относящееся к таким сторонам её деятельности, как сфера, средства и форма.

Выбор стратегии зависит  от ситуации, в которой находится предприятие. Однако существуют определенные рамки, в которые вписываются стратегии.

Выбор стратегии связан с решением по поводу одного из следующих  трех моментов функционирования организации:

1) прекращение определённого бизнеса;   

2) продолжение определенного бизнеса;

3) переход в определенный бизнес.

При этом предприятие  вырабатывает стратегию в следующих  областях:

1) лидерство в минимизации издержек производства;

2) специализация в производстве продукта;

3) фиксация определенного сегмента рынка.

Существует несколько  групп базисных стратегий развития бизнеса. К первой группе относятся  стратегии концентрированного роста, ко второй – стратегии интегрированного роста, к третьей – стратегии  диверсифицированного роста и к  четвертой – стратегии сокращения.

Разработка стратегии  предполагает уяснение текущей стратегии  и анализ портфеля продукции. Выбор  стратегии осуществляется на основе анализа внешней и внутренней среды предприятия.

Реализация стратегии  связана с проведением стратегических изменений, которые должны привести к решению трех задач:

1) установление приоритетности административных задач в соответствии с принятой стратегией;

2) установление соответствия между избранной стратегией и внутриорганизационными процессами;

3) приведение в соответствии с выбранной стратегией стиля лидерства и управления.

 

Таким образом, стратегическое планирование может быть определено как динамичный процесс, включающий постоянную оценку текущей ситуации и определение  следующего шага. Это требует полного понимания организации и окружающей среды, в которой она функционирует.

            Данная курсовая работа состоит из трех глав (разделов), введения и заключения.

Первая глава  включает в себя теоретический материал, касающийся основных вопросов разработки стратегии развития организации. Здесь раскрыты понятие и типы стратегий, рассмотрены методы стратегического анализа и этапы реализации стратегии.

Вторая глава данной курсовой работы посвящена изучению объекта исследования. Сначала дается общая характеристика хозяйственной деятельности ИП «Родионова», то есть проводится анализ макросреды, затем анализ внешней среды и конкурентной среды.

 ИП «Родионова» - занимается розничной торговлей. Основными объектами торгово-закупочной деятельности ИП являются: бытовая химия; посуда (пластмассовая); мебель; строительные материалы; электротовары; хозяйственные товары; инструменты.

 

Целью деятельности является получение прибыли от осуществления  предпринимательской деятельности.

В третьей части работы составлен SWOT-анализ который показал, что практически любая угроза ведет за собой цепь негативных факторов, конечным звеном которой всегда являются финансовые убытки, а вслед за этим и, возможно,  падение репутации фирмы. И наоборот, любая возможность дает фирме шанс упрочить свое место на рынке, а также, при возможности, продвигаться дальше, также были предложены 4 альтернативных варианта, один из которых является более удачным в данном положении фирмы, а именно стратегия роста, так как эта стратегия присуща, прежде всего, фирмам, стремящимся к лидерству в своей области. Данная стратегия обеспечит наращивание конкурентных преимуществ за счет активного внедрения на новые рынки, диверсификации производства, постоянного осуществления нововведений. Заканчивается вторая глава определением миссии предприятия, также целей, как на ближайшую, так и на отдаленную во времени перспективу.

Стратегия развития направлена на увеличение рыночной доли, диверсификации поставщиков, расширение продуктового ряда, рост стоимости бренда и экспансию в новые сегменты рынка услуг высокой добавленной стоимости телекоммуникациях.

Но нужно учитывать, что все действия, связанные с  внедрением новой стратегии, могут  оказаться малоэффективными или  даже напрасными, если не подкрепить их сильной рекламной компанией.

В случае успешной реализации данной стратегии ИП «Родионова» получает высокие темпы развития, измеряемые десятками процентов в год

 

 

Список литературы:

 

  1. Ансофф И. Стратегическое управление. Пер. c англ. - М.: Экономика,   2005
  1. Ведута, Е. Н. Стратегия и экономическая политика государства. 2004.
  1. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. – М.: Фирма Гардарика, 2006.
  2. Виханский О.С. Стратегическое управление. - М.: Изд-во МГУ. 2009.
  3. Дункан У. Дж. Основополагающие идеи в менеджменте: Пер. с англ.- М.: "Дело", 2006
  4. Зайцев Л. Г., Соколова М. И. Стратегический менеджмент: Учебник. – М.: Юристь,   2002
  5. Зотов В.В., Ленский Е.В. Задачи и организационные основы менеджмента. -  М.:ТОО “Корона принт”, 2001
  1. Кабушкин Н.И. «Основы менеджмента». – Минск: «Новое знание», 2000 г
  1. Карлоф Б. Деловая стратегия./ Пер, с англ. - М.: Экономика. 2003
  2. Котлер Ф. Основы маркетинга. М.2007.
  3. Мескон М. Основы менеджмента. М.2002.
  4. Молл Е.Г. Менеджмент: организационное поведение. – М.: Финансы и статистика,2004.
  5. Панов, А.И. Стратегический менеджмент: Учеб. пособие для вузов -М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2007
  6. Портер М. Международная конкуренция./ Пер с англ. - М.:Международные отношения. 2003.
  7. Прокопчук Л. О. Стратегическое планирование: Учеб. Пособие для вузов. – СПб.: Михайлова В. А., 2008
  8. Пугачев В.П. Руководство персоналом организации. Учебник М.: Аспект Пресс, 2002
  9. Сацков Н. Я. Практический менеджмент. - М., 2004.
  10. Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж. стратегический менеджмент. Учебник для пер с англ. Под ред. Л.Г.Зайцева, MИ.Соколовой. - М.: Банки и биржи. ЮНИТИ, 2005.
  11. Уткин, А.Э. Стратегическое планирование: учебник; под ред. А.Э. Уткина. - М.: ЭКМОС, 2007
  12. Шуванов В.И. Социальная психология менеджера. Москва: ЗАО “Бизнес-школа “Интел-Синтез”, 2002.

Информация о работе Разработка стратегии развития на примере магазина "хозтовары"