Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 12:33, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение всех этапов разработки стратегии и их практического применения в организации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий ряд задач:
рассмотреть само понятие стратегии, ее виды и характеристики;
изучить процесс разработки стратегии развития организации;
применить вышеназванные пункты к конкретной организации.
Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы разработки стратегии развития предприятия….5
1.1. Стратегия: понятия, виды, характеристики…………………………….....5
1.2. Процесс разработки стратегии развития…………………………………14
Глава 2. Разработка стратегии развития…………………………………………..26
Заключение………………………………………………………………………….33
Список литературы…………………………………………………………………35
Приложение…………………………………………………………………………37
Ф. Котлер предлагает свою классификацию стратегий, основанную на доле рынка, принадлежащей компании [14, с. 171]:
Рассмотрим некоторые наиболее распространенные, выверенные практикой и широко освещенные в литературе стратегии развития бизнеса. Обычно эти стратегии называются базисными или эталонными. Они отражают четыре различных подхода к росту фирмы и связаны с изменением состояния одного или нескольких элементов: 1) продукт; 2) рынок; 3) отрасль; 4) положение фирмы внутри отрасли; 5) технология. Каждый из этих пяти элементов может находиться в одном из двух состояний: существующее состояние или же новое. Например, в отношении продукта это может быть либо решение производить тот же продукт, либо переходить к производству нового продукта.
Первую группу эталонных стратегий составляют так называемые стратегии концентрированного роста. Сюда попадают те стратегии, которые связаны с изменением продукта и (или) рынка и не затрагивают три других элемента. В случае следования этим стратегиям фирма пытается улучшить свой продукт или начать производить новый, не меняя при этом отрасли. Что касается рынка, то фирма ведет поиск возможностей улучшения своего положения на существующем рынке либо же перехода на новый рынок.
Конкретными типами стратегий первой группы являются следующие:
Ко второй группе эталонных стратегий относятся такие стратегии бизнеса, которые связаны с расширением фирмы путем добавления новых структур. Эти стратегии называются стратегиями интегрированного роста. Обычно фирма может прибегать к осуществлению таких стратегий, если она находится в сильном бизнесе, не может осуществлять стратегии концентрированного роста и в то же время интегрированный рост не противоречит ее долгосрочным целям. Фирма может осуществлять интегрированный рост как путем приобретения собственности, так и путем расширения изнутри. При этом в обоих случаях происходит изменение положения фирмы внутри отрасли.
Выделяются два основных типа стратегий интегрированного роста:
Третьей группой эталонных стратегий развития бизнеса являются стратегии диверсифицированного роста. Эти стратегии реализуются в том случае, когда фирма дальше не может развиваться на данном рынке с данным продуктом в рамках данной отрасли. Основными стратегиями диверсифицированного роста являются следующие:
Четвертым
типом эталонных стратегий
Выделяется четыре типа стратегий целенаправленного сокращения бизнеса [6, c. 145-146]:
1.2. Процесс разработки стратегии развития
Разработка
стратегии – это
Рассмотрим первый этап разработки стратегии, а именно анализ внешней и внутренней среды. Как известно, среду обитания организации можно условно разделить на две части: внешняя по отношению к организации среда (макроокружение и непосредственное окружение) и внутренняя среда. Внутренняя среда включает основные элементы и подсистемы внутри организации, обеспечивающие осуществление протекающих в ней процессов. Внешняя среда – это совокупность факторов, субъектов и условий, находящихся за пределами организации и способных влиять на ее поведение.
Элементы внешней среды
Среда косвенного воздействия (макроокружение) включает элементы, которые влияют на процессы, протекающие в организации не прямо, а косвенно, опосредованно. Эта среда в основном не имеет специфического характера по отношению к отдельно взятой организации и, как правило, находится вне ее контроля. Макросреду предприятия формируют экономические, политико-правовые, социально-культурные, технологические и международные условия.
Внутреннюю среду организации можно рассматривать с точки зрения статики, выделяя состав ее элементов и структуру, и с точки зрения динамики, т. е. протекающих в ней процессов. К элементам внутренней среды относятся цели, задачи, люди, технологии, информация, структура, организационная культура и другие составляющие [19].
Особое место во внутренней среде организации занимают люди. От их способностей, образования, квалификации, опыта, мотивации и преданности зависят, в конечном счете, результаты работы организации. Осознание того, что организация – это прежде всего работающие в ней люди, что они – главный ресурс организации, меняет отношение к персоналу. Менеджеры уделяют большое внимание отбору людей, введению их в организацию, занимаются обучением и развитием работников, обеспечением высокого качества трудовой жизни.
Широко признанным подходом, позволяющим провести совместное изучение внешней и внутренней среды, является метод СВОТ (англ. SWOT) – сила (strength), слабость (weakness), возможности (opportunities) и угрозы (threats). Применяя метод СВОТ, удается установить линии связи между силой и слабостью, которые присущи организации, и внешними угрозами и возможностями. Результаты SWOT-анализа позволяют провести полномасштабную и, что очень важно, достаточно объективную оценку конкурентной позиции компании в отрасли [12, c. 78]. Имеется определенный набор характеристик, заключение по которым может позволить составить список слабых и сильных сторон организации, а также и список угроз и возможностей для нее, находящихся во внешней среде (см. приложение 1). Стоит отметить, что организация может дополнить каждую из четырех частей списка теми характеристиками, которые отражают конкретную ситуацию, в которой она находится.
На первом этапе СВОТ-анализа глубоко изучаются силы, на втором этапе - слабости фирмы, а на третьем этапе – факторы макроэкономической среды (возможности и угрозы). После того как конкретный список слабых и сильных сторон, а также угроз и возможностей составлен, наступает этап установления связей между ними [16, c. 146]. Для этого составляется матрица СВОТ, которая имеет следующий вид (рис. 1).
Возможности 1. 2. 3. … |
Угрозы 1. 2. 3. … | |
Сильные стороны 1. 2. 3. … |
Поле СИВ |
Поле СИУ |
Слабые стороны 1. 2. 3. … |
Поле СЛВ |
Поле СЛУ |
Рис. 1. Матрица СВОТ
Слева выделяется два блока (сильные
стороны, слабые стороны), в которые
соответственно выписываются все выявленные
на первых двух этапах анализа стороны
организации. В верхней части
матрицы также выделяется два
блока (возможности и угрозы), в
которые вписываются все
В отношениях тех пар, которые были выбраны с поля СИВ, следует разрабатывать стратегию по использованию сильных сторон организации для того, чтобы получить отдачу от возможностей, которые появились во внешней среде. Для тех пар, которые оказались на поле СЛВ, стратегия должна быть построена таким образом, чтобы за счет появившихся возможностей попытаться преодолеть имеющиеся в организации слабости. Если пара находится на поле СИУ, то стратегия должна предполагать использование силы организации для устранения угрозы. Наконец, для пар находящихся на поле СЛУ, организация должна вырабатывать такую стратегию, которая позволила бы ей как избавиться от слабости, так и попытаться предотвратить нависшую над ней угрозу [1, c. 65].
В рыночной экономике большое
Различают следующие модели стратегического планирования:
Информация о работе Разработка стратегии развития организации