Разработка стратегии развития предприятия на примере ОАО «Мегафон»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 14:57, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы: Выполнить стратегический анализ для любого выбранного предприятия, подтвердив его фактами, предложить вариант стратегии для этого предприятия.
Объект исследования курсовой работы – ОАО «Мегафон».
Задача курсовой работы:
Применить результаты анализа рынка, конкуренции внешней и внутренней среды в разработке стратегии развития предприятия «Мегафон».
Применить результаты анализа рынка, отрасли, конкуренции внешней среды в разработке стратегии развития предприятия «Мегафон».

Содержание

Введение……………………………………………………………..…………….3
Теоретические аспекты формирования стратегии развития предприятия……………………………………………………………………5
Сущность и содержание стратегического менеджмента…………….…5
Виды стратегии……………………………………………………...…...11
Этапы формирования стратегии………………………………………..16
Анализ деятельности ОАО «Мегафон»……………………………..………19
Краткая характеристика организации …………………………………19
Анализ конкурентной среды……………………………...…………….22
Анализ внешней среды. СТЭП-анализ……………………..…………..25
SWOT-анализ.……………………………………………………………33
Разработка стратегии предприятия………………………………………….36
Выбор стратегии…………………….……………………………...……36
Разработка стратегии роста………..………………………….………..40
Заключение………………………………………………………….……………42
Список использованной литературы…………………………………...………44

Работа состоит из  1 файл

ПЛАН.docx

— 312.82 Кб (Скачать документ)

 

 

    1.  Виды стратегии

Условно организационные стратегии  могут быть разделены на две группы:

    • стратегии функционирования
    • стратегии развития

Стратегии функционирования полностью  связаны с поведением организации  на рынке. По мнению американского исследователя  М. Портера можно выделить три  основных их варианта: лидерства в  низких издержках, дифференциации, и  фокусирования.

  1. Стратегия лидерства в низких издержках встречается чаще всего. Она ориентирует организацию на получение дополнительной прибыли за счет экономии на постоянных затратах, образующейся в результате максимизации объемов продаж, отказа от дорогостоящих программ и проектов и завоевания на основе снижения цен новых рынков.

Такая стратегия эффективна, если ценовая конкуренция является главной, выпускаемый продукт стандартен или однороден, используется всеми одинаковым способом; мало возможностей диверсификации; покупатели в основном крупные и им сложно переключаться с одного продавца на другого.

Реализация этой стратегии на практике осложняется инфляцией, обесценивающей получаемую прибыль; отсутствием в  современных условиях однозначной  связи между ростом масштабов  деятельности и снижением затрат; сложностью быстрой переориентации массового производства вследствие его инерционности; привлекательностью стратегии для конкурентов.

  1. Суть стратегии дифференциации состоит в концентрации организацией усилий в нескольких приоритетных направлениях, где она пытается достичь превосходства над другими за счет уникальности в том или ином аспекте. Вариантов такой стратегии на практике существует бесконечное множество. Дифференциация специфична для каждой отрасли и может касаться разнообразия продукции, ее качества, дополнительных услуг, условий производства. Она обычно связана со значительными затратами, и будет успешной только в том случае, если прибыль их покроет, поэтому предыдущая стратегия полностью не отбрасывается.

Стратегия дифференциации уместна, если может осуществляться многими способами, вкусы и потребности покупателей  существенно различаются и не могут быть удовлетворены стандартной продукцией, а сами потребители привязаны к фирме и хорошо воспринимают различия, а продукт может быть использован по-разному. Это позволяет популяризовать торговую марку и установить высокую цену.

Но дифференциация все же не безгранична: покупатель может не оценить должным образом предлагаемое новшество, уникальность последнего окажется мнимой, что позволит конкурентам пойти этим же путем.

  1. Стратегия фокусирования основывается на выборе какого-то из сегментов отраслевого рынка и достижении на нем безусловных конкурентных преимуществ путем реализации одним из двух описанных выше способов. Однако эти преимущества можно потерять вследствие высоких затрат, недостаточной дифференциации деятельности или продукта, а также проникновения в этот сегмент конкурентов.

Помимо перечисленных, М. Портер выделяет портфельную стратегию, предполагающую ориентацию на производство и реализацию широкого ассортимента товаров, находящихся  на разных стадиях жизненного цикла  для обеспечения стабильных доходов в любой момент. Она основывается на приобретении в новых отраслях объектов для инвестирования свободных средств, заполнения пробелов в производственной цепочке и укрепления существующих позиций; выходе из неперспективных отраслей; продаже неиспользуемого имущества и пр.

Если стратегия функционирования в первую очередь связана с  деятельностью организации на рынке, то стратегия развития в качестве объекта имеет ее потенциал и  конкурентные преимущества. В настоящее  время принято говорить о четырех  видах этой стратегии: роста, умеренного роста, сокращения и комбинированной.

  1. Стратегия роста присуща прежде всего молодым организациям независимо от сферы деятельности, стремящимся в кратчайшие сроки занять лидирующие позиции, либо тем, кто находится на «острие» научно-технического прогресса. Им свойственны постоянные и высокие темпы увеличения масштабов деятельности, измеряемые десятками процентов в год. Эта стратегия обеспечивает наращивание конкурентных преимуществ фирмы и ее подразделений за счет активного внедрения на новые рынки, диверсификации производственной деятельности, осуществления постоянных нововведений.
  2. Стратегия умеренного роста (внутреннего и внешнего) присуща организациям, твердо стоящим на ногах и действующим в традиционных сферах, например в автомобилестроении. Здесь также имеет место продвижение вперед по большинству направлений, но замедленными темпами — в несколько процентов в год. Быстрый рост в данном случае уже не нужен, и даже опасен, поскольку в случае наступления неожиданных сложных ситуаций значительная инерционность может затруднить своевременную переориентацию, а следовательно, осложнить преодоление кризиса.
  3. Необходимость следовать стратегии сокращения масштабов деятельности, или дезинвестирования, возникает в периоды перестройки организации, когда нужно произвести ее «санацию», избавиться от всего устаревшего. Она имеет цель обеспечить конкурентные преимущества на стагнирующих рынках для фирм и их подразделений, продукция которых обладает невысокой конкурентоспособностью. В рамках стратегии сокращения происходит ликвидация части организации или отсечение лишних подразделений и уход из неперспективных рыночных сегментов.
  4. Но чаще всего на практике имеет место комбинированная или селективная стратегия, включающая в себя в том или ином соотношении элементы предыдущих. В ее рамках одни подразделения или рыночные сегменты организации развиваются быстро; другие — умеренно; третьи — стабилизируются; четвертые — сокращают масштабы своей деятельности. В итоге, в зависимости от конкретного сочетания данных подходов, будет иметь место общий рост, общая стабилизация или общее сокращение потенциала и масштабов деятельности. Такая стратегия в наибольшей степени соответствует реальному многообразию жизнедеятельности организаций.

Стратегии могут различаться так же по своему характеру. В этом отношении можно выделить три вида стратегий: наступательную, наступательно-оборонительную (стратегию стабилизации) и оборонительную (стратегию выживания).

  1. Наступательная стратегия чаще всего реализуется через процессы диверсификации производства, его кооперации или интенсификации рынка.

Диверсификация производства может  быть вертикальной, предполагающей внедрение  в сферу деятельности поставщиков или потребителей, то есть, в предыдущее и последующее звенья большой технологической цепи, и горизонтальной, связанной с проникновением в смежные отрасли с целью усиления экономической устойчивости организации.

Диверсификация осуществляется в  форме прямого или портфельного инвестирования, а также кооперации. Прямое инвестирование состоит в строительстве или реконструкции реальных производственных объектов; портфельное — в приобретении пакетов акций соответствующих фирм с целью дополнения существующего производственного потенциала; вхождения в новую отрасль, общего увеличения активов.

Наступательная стратегия сложна в реализации, связана с риском и оправдана лишь при точном выборе ниши, что позволяет совершить  прорыв в узкой сфере, преодолев  барьер высоких расходов и в течение 2—3 лет удерживать лидирующие позиции.

  1. Наступательно-оборонительная стратегия реализуется в условиях перестройки деятельности организации, когда необходимо исправлять ее пошатнувшееся положение. Здесь осуществляется маневр ресурсами путем ухода из неперспективных, неприбыльных сфер, продажи непрофильных предприятий и одновременно модернизации и расширения существующего производства, совершенствования выпускаемой продукции и услуг. В основном она финансируются за счет средств, полученных от экономии, рационализации и т.п.
  2. Наконец, в условиях оборонительной стратегии имеет место перестройка всех сфер деятельности организации на основе жесткой централизации управления ею. Обычно наступательный характер имеют стратегии роста и умеренного роста; наступательно-оборонительный — комбинированная стратегия; чисто оборонительный — стратегия сокращения деятельности.

 

    1. Этапы формирования стратегии

Формирование стратегии конкретного  предприятия представляет уникальный и индивидуальный процесс, который  зависит от многочисленных факторов.

Разработка стратегии – процесс  длительный и трудоемкий. Различные  предприятия по-разному решают эту проблему. Так сложные и крупные предприятия разрабатывают стратегии более подробно и детально, а предприятия малого бизнеса ограничиваются основными принципами стратегического планирования. Процесс разработки стратегии предприятия состоит из нескольких этапов (см. табл. 3).

Первый этап - это выработка согласованных позиций руководства предприятия и привлеченных консультантов по организации работы над стратегией. Затем проводится углубленная бизнес-диагностика деятельности предприятия по всем направлениям: производство, маркетинг и сбыт, финансы, управление персоналом. При этом могут быть использованы методы анкетного опроса, в том числе по анкете Стратегия развития предприятия, работа с имеющейся на предприятии вторичной информацией.

Второй этап, включает формирование рабочих групп, которые будут  заниматься подготовкой стратегических альтернатив. При работе над комплексной  программой развития предприятия группы формируются по основным функциональным направлениям:

    • научно-техническое;
    • экономическое;
    • отношения с поставщиками и потребителями;
    • социальное;
    • экологическое.

Основная задача рабочих групп  состоит в формировании и оценке возможных стратегических альтернатив, обсуждении их с экспертами в качестве которых выступают как привлеченные специалисты так и руководство  предприятия.

На третьем этапе необходимо проранжировать сформированные стратегические альтернативы и определить критерии их выбора. На данном этапе особую важность приобретают наличие имеющихся  на предприятии или в перспективе  достаточных ресурсов.

 

Эти этапы, как правило, выполняются  специалистами различных функциональных подразделений и рассматриваются  с различных точек зрения:

    • экономико-финансовой и производственной эффективности;
    • рынка сбыта;
    • реализации возможностей коллектива;
    • социальной.

Основными факторами при формировании стратегии предприятия, являются:

    • фактор времени;
    • организационная структура;
    • корпоративная культура и квалификация разработчиков;
    • процесс формирования и реализации управленческих решений;
    • специфика предприятия;
    • наличие информационных систем мониторинга внешней среды.

Основные задачи разработки стратегии  предприятия:

    • повышение контролируемой доли рынка;
    • предвидение требований потребителя;
    • выпуск продукции более высокого качества;
    • обеспечение согласованных сроков поставок;
    • установление уровня цен с учетом условий конкуренции;
    • репутация и имидж предприятия.

Таким образом, формирование стратегии  на предприятии зависит от конкретной ситуации, в которой данное предприятие  находится. В стратегии должны быть тесно увязаны цели и идеи их достижения.

  1. Анализ деятельности ОАО «Мегафон»
    1. Краткая характеристика организации

 

«Мегафон» - российская телекоммуникационная компания, предоставляющая услуги сотовой (GSM и UMTS) и фиксированной связи физическим и юридическим лицам под одноимённой торговой маркой. Образована в мае 2002 года.

Полное  наименование — Открытое акционерное общество «МегаФон». Штаб-квартира — в Москве.

В апреле 2010 года оператор занял второе место (после «МТС») по количеству абонентов среди операторов сотовой связи в России. По данным компании количество абонентов за ноябрь 2010 года составляет 55,79 миллионов человек.

Действует во всех 83 субъектах Российской Федерации, в Таджикистане, а также  на территории Абхазии и Южной  Осетии.

Девиз компании Мегафон - “Будущее зависит от тебя”

Услуги  компании заключаются в следующем:

  • Предоставление сотовой связи стандарта GSM и UMTS.
  • Продажа сотовых телефонов, крупнейших международных компаний по разработке мобильных устройств, таких как Motorola, Nokia, HTC, Sony Ericsson, Samsung и др.
  • Выпуск и продажа сотовых телефонов под собственным брендом.
  • Продажа аксессуаров и сопутствующих товаров мобильной связи.
  • Предоставление услуг доступа в сеть Интернет, в том числе и через сеть третьего поколения 3G и продажа.
  • Продажа устройств для выхода в сеть Интернет, модемов, роутеров, навигаторов для домашнего пользования и для малого и среднего бизнеса.

 

Услугами  компании пользуются следующие потребители:

  • Оптовые организации;
  • Дистрибьюторы (фирмы, осуществляющие сбыт на основе оптовых закупок у крупных промышленных фирм – производителей. Фирма-дистрибьютор, как правило, обладает собственным складом, торгует за свой счет);
  • Дилеры (предприниматели, торгующие в розницу продукцией, которую закупили оптом. Дилер является агентом крупной промышленной корпорации, входит в ее дилерскую сеть, торгует от имени производителя);
  • Частные и корпоративные клиенты.

Информация о работе Разработка стратегии развития предприятия на примере ОАО «Мегафон»