Разработка стратегии развития предприятия на примере ОАО «Мегафон»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 14:57, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы: Выполнить стратегический анализ для любого выбранного предприятия, подтвердив его фактами, предложить вариант стратегии для этого предприятия.
Объект исследования курсовой работы – ОАО «Мегафон».
Задача курсовой работы:
Применить результаты анализа рынка, конкуренции внешней и внутренней среды в разработке стратегии развития предприятия «Мегафон».
Применить результаты анализа рынка, отрасли, конкуренции внешней среды в разработке стратегии развития предприятия «Мегафон».

Содержание

Введение……………………………………………………………..…………….3
Теоретические аспекты формирования стратегии развития предприятия……………………………………………………………………5
Сущность и содержание стратегического менеджмента…………….…5
Виды стратегии……………………………………………………...…...11
Этапы формирования стратегии………………………………………..16
Анализ деятельности ОАО «Мегафон»……………………………..………19
Краткая характеристика организации …………………………………19
Анализ конкурентной среды……………………………...…………….22
Анализ внешней среды. СТЭП-анализ……………………..…………..25
SWOT-анализ.……………………………………………………………33
Разработка стратегии предприятия………………………………………….36
Выбор стратегии…………………….……………………………...……36
Разработка стратегии роста………..………………………….………..40
Заключение………………………………………………………….……………42
Список использованной литературы…………………………………...………44

Работа состоит из  1 файл

ПЛАН.docx

— 312.82 Кб (Скачать документ)

 

Социальные  факторы влияющие на бизнес Мегафон:

  • Приток молодых специалистов с легкостью осваивающих новые технологии. Заработная плата средняя и высокая производительность труда на рынке сотовой связи. Необходимость в высококвалифицированных специалистах. Большая текучесть кадров, поэтому нет возможности поддерживать постоянство кадров. Необходимо улучшать условия труда и быта для работников компании, совершенствовать систему стимулирования.
  • Ещё одним фактором является уровень безработицы. Уровень безработицы в России значительно превысил наихудший из прогнозов Международной организации труда (МОТ) относительно среднемирового уровня безработицы на 2010 год. По данным, опубликованным Федеральной службой государственной статистики, общая численность безработных в России в январе 2010 года выросла на 300 тысяч человек и составила на конец месяца 6,1 миллиона человек.
  • Высокий уровень коррупции и преступности в целом по стране. Организационная культура российских предприятий на сегодняшний день не развита и находится на стадии формирования. Необходимо способствовать образованию организационной культуры предприятий, так как она повышает имидж предприятия. Средний уровень трудовой дисциплины. Наблюдается положительная тенденция в стремлении граждан получить высшее образование.
  • Важной характеристикой является демографическая структура населения. По оценке Росстата, численность постоянного населения Российской Федерации на 1 мая 2011 года составила 141,9 миллиона человек и с начала года уменьшилась на 41,7 тыс.человек, или на 0,03 % (на соответствующую дату предыдущего года наблюдалось сокращение численности населения на 50,4 тыс.человек, или на 0,04 %). Естественная убыль населения в январе-апреле 2011 г. уменьшилась по сравнению с соответствующим периодом 2010 г. на 24,2 тыс.человек. Миграционный прирост на 61,2 % компенсировал численные потери населения.
  • Отсутствие благоприятных экономических условий, позволяющих гражданам обеспечивать высокий уровень социального потребления.

 

Технологические факторы влияющие на бизнес Мегафон:

  • Данная отрасль постоянно обновляется технологически, что влечет за собой и продуктовые инновации, т.е. широкое использование сотовой связи является мощным толчком для инноваций технологического процесса фирмы в направлении увеличения объема и гибкости производства.
  • Мегафон традиционно внедрял самые передовые технологии. В свое время компания стала первым общероссийским оператором сотовой связи стандарта GSM 900/1800. А сегодня МегаФон – первая в России компания, запустившая в коммерческую эксплуатацию сеть нового поколения, 3G в самом перспективном стандарте связи UMTS, делающую мобильный Интернет удобным и эффективным инструментом для пользователей. Это позволило Мегафон стать лидерами по числу пользователей сетей третьего поколения, а также по объему выручки от реализуемых в них услуг. Развивая связь третьего поколения, компания по сути формирует новую фазу развития рынка связи в России.
  • Появление современных технологий производства и высокоэффективного оборудования. Чтобы оставаться конкурентоспособными, предприятия должны разрабатывать и осуществлять проекты создания новой продукции, также осуществлять мероприятия по внедрению новых технологий и приобретению нового оборудования, подбирать новых и переобучать собственных работников.
  • Возможность использования конкурентами современных технологий, позволяющих занять практически равное положение по ассортименту услуг и уровню затрат.

 

 

 

Результаты  СТЭП – анализа необходимо занести  в таблицу 2.1.:

Таблица 2.1. СТЭП-анализ

Факторы анализа

Влияние на организацию

Влияние на отрасль

Влияние на конкурентов

Социальные

негативное

негативное

негативное

Технологические

сверхположительные

сверхположительное

сверхположительное

Экономические

негативное

негативное

негативное

Политические

положительное

положительное

положительное


 

Практически, далеко не всегда возможно выявить  и учесть абсолютно все влияния  и их последствия. Одновременно с  этим, ведение бизнеса без прогнозирования  и учета влияния на бизнес СТЭП - факторов равносильно движению на автомобиле в условиях весьма ограниченной видимости и полнейшей непредсказуемости дорожной обстановки впереди.

Анализ  СТЭП-факторов позволяет сделать вывод о том, что в целом влияние факторов внешней среды носит благоприятный характер.

Наибольшую  угрозу для ОАО «Мегафон» представляют экономические факторы. Именно на преодоление угрозы со стороны экономических факторов предприятию следует направить свои усилия.

Рассматриваю  экономическую и политическую ситуацию, как в России, так и в регионе  как не очень стабильную, можно  в связи с этим извлечь некоторые  положительные моменты. Например, можно  рассчитать дальнейшие возможные экономические  изменения, такие как инфляция, курсы  ценных бумаг, процентные ставки банков и другие. Это позволяет более  полно рассчитать тарифы, с большей  выгодой использовать свои акции, прогнозируемо  брать кредиты.

Относительно  спокойная политическая ситуация внушает  стабильность в регионе, что позволяет  более смелее вкладывать средства в  оборот не боясь, что они пропадут.

Чтобы был  у организации дальнейший путь развития, необходимо постоянно быть в курсе  всех нововведений в отрасли телекоммуникаций. И не только быть в курсе самим, но и, постоянно анализируя все эти новшества, выбирая наиболее перспективные направления – знакомить с ними своих потенциальных клиентов. Это необходимо для того, чтобы потенциальные клиенты были готовы к этим новым услугам, и не теряли время на знакомство с ними.

Технологические, политические и социальные факторы  дают предприятию возможности, которые  оно в силах реализовать, если использует свои возможности и сильные  стороны для усиления своих слабых сторон.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1.  SWOT-анализ

Метод оценки внешних сильных и слабых сторон организации, а также открывающихся  перед ней внешних возможностей и подстерегающих ее опасностей, известен под названием SWOT- анализа.

Этот  метод соединяет вместе пространство способностей компании и ее внешнее  окружение. Метод позволяет достаточно быстро определить стратегическую ситуацию и базируется на основном принципе - стратегия должна обеспечивать достаточно полное соответствие внутренних способностей компании (ее сильных и слабых сторон) и внешней ситуации (возможностям и угрозам), в которой она находится.

Метод предполагает сначала выявление сильных и  слабых сторон, угроз и возможностей, и после этого установление взаимосвязей между ними, которые в дальнейшем могут быть использованы для формулирования стратегии бизнеса или компании.

 

Используя наиболее значимые сильные и слабые стороны компании, а так же возможности  и угрозы, можно составить SWOT-матрицу:

 

 

Возможности:

Угрозы:

  1. Благоприятные демографические изменения.
  2. Продуктовые инновации и маркетинговые инновации.
  3. Снижение уровня конкуренции.
  4. Увеличение уровня доходов населения.
  5. Снижения налогов и сборов.
  6. Снижение цен на взаимодополняющие товары и услуги.
  7. Выход на новые рынки(сегменты).

1. Низкий темп роста рынка  (сокращение роста).

2. Большое число конкурентов  и угроза с их стороны.

3. Снижение цены у конкурентов. 

4.Изменение потребностей и вкусов  покупателей;

5. Снижение уровней доходов населения.

6. Проникновение сотовой связи  почти во всех районах за 100%

Сильные стороны:

«Сила и возможности»

«Сила и угрозы»

  1. Лидер рынка.
  2. Большая зона покрытия.
  3. Высокое качество услуг. Имеется ввиду малая доля сбоев и ошибок сети, а также простоты и перегруженности.
  4. Постоянное внедрение новых услуг и технологий.
  5. Имидж марки.
  6. Современная технология, постоянное внедрение новых услуг и технологий.;
  • Внедрение новых услуг и технологий позволит увеличить прибыль;
  • достаточная известность будет способствовать выходу на новые рынки;
  • квалификация персонала, контроль качества, неудачное поведение конкурентов и развитие рекламных технологий дадут возможность успеть за ростом рынка;
  • четкая стратегия позволит использовать все возможности.
  • значимость, известность, качество услуг компании Мегафон позволит привлечь абонентов и стимулировать рост спроса на свои товары и услуги
  • усиление конкуренции, изменение вкусов потребителей повлияют на проведение стратегии;
  • появление конкурентов вызовет дополнительные расходы финансовых ресурсов;
  • достоверный мониторинг уловит изменения вкусов потребителей.
  • борясь за привлечение потребителей в условиях снижения уровня доходов населения, компании стоит снижать цены на свои услуги и разнообразить услуги
  • Так как предел проникновения связи максимален, компания будет пытаться привлечь абонентов других операторов и удержать имеющихся

Слабые стороны:

«Слабость и возможность»

«Слабость и угрозы»

  1. Однородность рекламы для всех сегментов потребителей
  2. Большие издержки на обслуживания сети. Большая зона покрытие сети требует большее количество базовых станций, что влечет за собой дополнительные расходы на инсталляцию и техническое обслуживание этих станций.
  3. Высокая цена.
  4. Низкая ценность инноваций для потребителя.
  5. Мало центров обслуживания. Недостаток официальных представительств влечет за собой неудобство абонентов в случае необходимости получения обслуживания, которые не могут предоставить дилеры.
  6. Отток имеющихся абонентов к конкурентам.
  7. Малое разнообразие в услугах и тарифных планах, как корпоративных, так и частных.
  • недостаток официальных представительств влечет за собой неудобство абонентов в случае необходимости получения обслуживания которые не могут предоставит дилеры;
  • плохая рекламная политика создаст затруднения при выходе на новые рынки;
  • неоправданность внедрения новых услуг, неготовность большинства абонентов оценить новые возможности и соответственно нести дополнительные расходы за них;
  • снижение уровня цен, размеров налогов и пошлин при сохранении среднего уровня цен позволит получать сверхдоходы.
  • осваивая новые сегменты и ниши в бизнесе, компания сможет разнообразить свои товары и услуги, а так же “ослабить конкуренцию в прежних сегментах”.
  • Следует уделять больше внимания поиском и привлечением новых абонентов, в условиях жёсткой конкуренции и перенасыщенности рынка.
  • появление новых конкурентов;
  • высокий уровень цен ухудшит конкурентную позицию;
  • неблагоприятная политика государства может привести к выходу из отрасли;
  • непродуманная рекламная политика не удержит покупателей при изменении их вкусов;
  • следует пересмотреть свою ценовую политику.

 

МегаФон сможет легко справиться с такими угрозами как:

  • большое число конкурентов;
  • расширение зоны покрытия сети.

Так как  сильные стороны фирмы помогают ей нейтрализовать последствия этих угроз.

Анализ  показывает, что с наименьшей вероятностью фирма сможет воспользоваться следующими возможностями:

  • благоприятные демографические изменения;
  • снижение налогов;
  • исчезновение с рынка услуг заменителей.

Из проведенного SWOT-анализа можно сделать вывод, что самыми серьезными угрозами для фирмы являются:

  • снижение уровня доходов населения;
  • острая конкуренция;
  • привлечение новых потребителей.

 

 

 

 

 

 

 

3. Разработка стратегии предприятия

3.1. Выбор стратегии

 

После проведения анализа внутреннего потенциала организации, выявления сильных  и слабых сторон, приведения внутренних сил и слабостей в соответствие с внешними угрозами и возможностями  руководство организации может  приступить к анализу альтернативных вариантов и выбору стратегии.

На выбор стратегии, осуществляемый менеджерами, влияют разнообразные ситуационные факторы, которые могут образовать значительное количество комбинаций. Выделим наиболее значимые:

  1. Группа факторов, характеризующих состояние отрасли. Здесь в первую очередь учитываются стадия жизненного цикла и структура отрасли, основные движущие силы и интенсивность конкуренции.
  • Размеры рынка: 22 млн. дол.
  • Скорость прироста размеров рынка: 5-7% в год.
  • Стадия жизненного цикла отрасли: ранняя зрелость.
  • Конкуренты на рынке РФ: отрасль представлена многочисленными мелкими компаниями и доминируют несколько крупных компаний; около 20 мелких компаний и 3 крупных.
  • Потребители: 56 млн. абонентов в РФ.
  • Структура конкуренции на рынке: МТС - 33%, Мегафон - 27%, Билайн - 25%, остальные - 15%, в том числе БВК около 8%
  1. Группа факторов, характеризующих рыночную позицию фирмы. Здесь в основном рассматривается положение фирмы в отрасли и ее потенциал с точки зрения рыночных возможностей.
  • «МегаФон» является единственной компанией, развернувшей собственную сеть и оказывающей весь спектр услуг мобильной связи на всей территории России.
  • В июне 2010 года «МегаФон» приобрел 100% акций компании «Синтерра», что позволило укрепить собственную сетевую инфраструктуру и усилить позиции на рынках дальней связи, фиксированного и мобильного широкополосного доступа в интернет, а также конвергентных услуг.
  • «МегаФон» – это второй по числу абонентов мобильный оператор России с сильным брендом и сервисом европейского уровня.
  1. Приемлемый уровень риска. Риск является фактором существования любой фирмы, но высокая степень риска может разрушить организацию. С другой стороны, умеренный и минимальный риск существенно снижает диапазон выбора стратегии. Для оценки уровня риска и, соответственно, степени вероятности успеха при различных сочетаниях «продукт – рынок» может использоваться матрица направлений роста фирмы (таблица 3.2). Здесь использованы данные по издержкам, связанным с отдельными стратегическими альтернативами.

 

Таблица 3.2. Матрица направлений  роста фирмы

Рынок

Продукт

существующий

новый, связанный с существующим

совершенно

новый

Освоенный

 Низкий риск 

(базовые издержки)

 Вероятность успеха  – 90%.

Вероятность успеха – 60%.

Высокий риск (8-кратные издержки)

Вероятность успеха – 30%.

Новый,

связанный с освоенным

 Вероятность успеха – 60%.

Вероятность успеха – 40%.

Вероятность успеха – 20%.

Совершенно новый

 Высокий риск (4-кратные издержки)

 Вероятность успеха–  30%.

Вероятность успеха – 20%.

Очень высокий риск (12-16 - кратные издержки)

Вероятность успеха – 10%.

Информация о работе Разработка стратегии развития предприятия на примере ОАО «Мегафон»