Разработка стратегии развития предприятия на примере ОАО «Мегафон»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 14:57, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы: Выполнить стратегический анализ для любого выбранного предприятия, подтвердив его фактами, предложить вариант стратегии для этого предприятия.
Объект исследования курсовой работы – ОАО «Мегафон».
Задача курсовой работы:
Применить результаты анализа рынка, конкуренции внешней и внутренней среды в разработке стратегии развития предприятия «Мегафон».
Применить результаты анализа рынка, отрасли, конкуренции внешней среды в разработке стратегии развития предприятия «Мегафон».

Содержание

Введение……………………………………………………………..…………….3
Теоретические аспекты формирования стратегии развития предприятия……………………………………………………………………5
Сущность и содержание стратегического менеджмента…………….…5
Виды стратегии……………………………………………………...…...11
Этапы формирования стратегии………………………………………..16
Анализ деятельности ОАО «Мегафон»……………………………..………19
Краткая характеристика организации …………………………………19
Анализ конкурентной среды……………………………...…………….22
Анализ внешней среды. СТЭП-анализ……………………..…………..25
SWOT-анализ.……………………………………………………………33
Разработка стратегии предприятия………………………………………….36
Выбор стратегии…………………….……………………………...……36
Разработка стратегии роста………..………………………….………..40
Заключение………………………………………………………….……………42
Список использованной литературы…………………………………...………44

Работа состоит из  1 файл

ПЛАН.docx

— 312.82 Кб (Скачать документ)

 

Сегодня «МегаФон» — один из трех крупнейших сотовых операторов России. Более  того, «МегаФона» является единственной компанией, развернувшей собственную сеть и оказывающей весь спектр услуг мобильной связи на всей территории России. Помимо этого, дочерние компании «МегаФона» работают в Таджикистане, Абхазии и Южной Осетии. В июне 2010 года «МегаФон» приобрел 100% акций компании «Синтерра», что позволило укрепить собственную сетевую инфраструктуру и усилить позиции на рынках дальней связи, фиксированного и мобильного широкополосного доступа в интернет, а также конвергентных услуг. Число активных абонентов данной компании превышает 55 миллионов.

«МегаФон» – это второй по числу абонентов  мобильный оператор России с сильным  брендом и сервисом европейского уровня.

Кроме того, «МегаФон» получил общественное признание, став Генеральным партнером  и официальным мобильным оператором ХХII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в Сочи. Мы уверены, что участие компании в качестве Генерального партнера поможет сделать  Зимние олимпийские игры в Сочи самыми высокотехнологичными и инновационными в истории

Дальнейшие  планы компании:

  • Увеличение числа потребителей услуг компании;
  • Увеличения доли компании на российском телекоммуникационном рынке;
  • Увеличение валовой прибыли и оборота компании.
  • укреплению лидерства и поддержанию высокой эффективности бизнеса.
  • развитие инфраструктуры новых сетей и точек взаимодействия с потребителями, оператора, использование «умных сетей» и активное развитие Интернет-сервисов для создания дополнительной ценности;

развитие инноваций для предоставления абонентам широкого портфеля эксклюзивных аппаратов и сервисов.

  • развитию собственной транспортной сети
  • Увеличение партнерских соглашений и сотрудничество с крупнейшими дистрибьютерскими, дилерскими компаниями
  • Расширение сети розничной продажи и салонов связи

 

В городе Улан-Удэ работает главный офис Мегафон по Республике Бурятия, по адресу: ул. Корабельная 32, а так же 5 салонов связи по адресу: Ленина 28а, Ленина 52, Ключевская 40, просп. 50 лет Октября 8, Терешкова 24а.

Среднесписочная численность организации составила около 50 человек (в Улан-Удэ). Основная часть работников организации – квалифицированные, опытные специалисты, имеющие все необходимые навыки в той области, где они работают.

      Услугами сотовой связи организации Мегафон  пользуется около 30% населения Республики Бурятии. Занимает значительные  конкурентные позиции с другими сотовыми компаниями как БВК, МТС, Билайн, но благодаря охвату всей зоны республики, а именно городов, районных центров, сёл, деревней, организация добилась большому числу клиентов.

 

 

 

 

 

    1.  Анализ конкурентной среды

 

В отрасли  сотовой связи и телекоммуникации лидеры рынка - компании МТС, Мегафон, Билайн и БВК относятся к одной стратегической группе. Билайн, Мегафон и МТС – три крупнейших оператора сотовой связи на РФ, их называют “Большой тройкой”. Несколько отстаёт от них БВК, и конкуренция со стороны этого оператора не так сильна. Эти операторы с аналогичными конкурентными подходами и они похожи друг на друга по нескольким признакам, например:

  • имеют сопоставимо близкий ассортимент продукции;
  • одинаково вертикально интегрированы;
  • предлагают потребителям одинаковые услуги или сервисное обслуживание;
  • используют одинаковые свойства продукции для привлечения потребителей одного и того же сегмента;
  • продают свою продукцию в одном и том же диапазоне цен и качества.
  • продажа товара и предоставление услуг на одной и той же территории;
  • имеют сеть салонов связи и розничной торговли, сервисные службы
  • имеют похожие способы продвижения товаров, в том числе реклама, PR, акции и тд.

 

МТС, Мегафон  и Билайн тесно конкурируют с  друг другом, БВК находиться немного обособленно и всё же старается навязывать конкуренцию, а если учесть что БВК сейчас самая развивающаяся компания- оператор сотовой связи в Республике Бурятия, то можно предположить что конкуренция лишь усилиться, и доля этого оператора на рынке будет расти.

 

 

 

Определение основных конкурентов проводится по укрупненной системе оценок, на основе которых строятся рыночные профили  действующих и потенциальных  конкурентов.

 

Профиль - это сумма характеристик, благодаря  которым предприятие известно целевой группе потребителей.

 

Критерием для отбора наиболее активно действующих  конкурентов является индексная  оценка. В курсовой работе используется 10-балльная шкала оценок. Считается, что конкуренты, имеющие оценки более  «5», должны приниматься для рассмотрения.

В ходе оценки делается отметка по каждой из приведенных  характеристик в соответствующей  графе. Ломаная линия, последовательно  соединяющая оценки по всем характеристикам, носит название профиля конкурентных преимуществ (недостатков).

На основе полученных оценок строится карта сильных  и слабых сторон деятельности предприятия  и конкурента (таблица 2.1).

 

Таблица 2.1. Рыночные профили предприятий

Характеристика

Предприятия (МТС)

Мегафон

Билайн

БВК

Качество продукции

8

8

7

5

Маркетинговая деятельность

8

7

6

8

Производственный потенциал

7

8

6

5

Финансовая ситуация

9

7

6

5

Себестоимость (цена) продукции

6

6

5

8

Система распространения товара

7

8

6

7

Обеспечение энергией

7

7

6

6

Местоположение производственной организации

6

8

5

5

Качество системы управления

7

7

6

6

Потенциальный объём рынка

8

7

7

5


 

 

Предприятию необходимо улучшить позиции, по которым  оно отстаёт от конкурента, и с  наибольшей выгодой для себя использовать имеющиеся преимущества.

Из таблицы  2.1. видно, что в основном на ведущих ролях компания МТС, немного отстаёт Мегафон, далее идут БВК и Билайн.

Мегафон не сильно отстаёт от лидера рынка - МТС, практически во всех аспектах, однако компании следует серьёзней отнестись к ценовой политике, к ценам на свои товары и услуги, так же улучшить своё финансовое положение, и интенсивнеё входить в иностранный рынок сотовой связи, с подписанием партнёрских соглашений и предоставлением эксклюзивных услуг и товаров.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1.  Анализ внешней среды. СТЭП-анализ

 

Любая компания находится не в изоляции, она постоянно  взаимодействует со своим внешним  окружением. Одной из ключевых задач  компании является поддержание баланса  во взаимодействии с внешней средой. Каждая компания вовлечена в три  процесса:

  • Получение ресурсов из внешней среды;
  • Преобразования ресурсов в продукт или услугу;
  • Передача продукта во внешнюю среду.

Управление  призвано обеспечить баланс между процессами преобразования, происходящими внутри компании, и процессами обмена с  внешней средой. Как только нарушается баланс, у компании возникают проблемы. Для успешного управления процессами требуется, как минимум, знать и  понимать, что происходит, как внутри компании, так и во внешней среде - внешнем окружении. Много проблем  может возникнуть у водителя автомобиля, если он не имеет возможности наблюдать  за тем, что происходит вне автомобиля, в процессе его движения, или действовать  не сообразно с происходящим вокруг. Для получения предсказуемых  результатов деятельности компании необходимо не только «просчитать» свои собственные действия, но и хорошо понимать происходящее вокруг, а также  какое влияние может оказывать  внешнее окружение на процессы внутри компании и на результаты ее деятельности.

Управление  предполагает сбор информации, ее анализ и принятие решений в отношении:

  • Дальнего окружения (макроокружения);
  • Ближнего окружения компании;
  • Происходящего внутри компании.

Первые  две составляющие относятся к  внешней среде и позволяют  определить, на что может рассчитывать компания в случае успеха, а также  прогнозировать «поведение» внешней  среды и то, какие осложнения могут  ее ожидать.

 СТЭП-анализ

Принято оценивать перспективы влияния  дальнего окружения на бизнес компании путем адекватного оценивания влияния, как минимум, четырех видов факторов:

  • Социальных (С);
  • Технологических (Т);
  • Экономических (Э);
  • Политических (П).

Начальные буквы названий этих факторов и составили  аббревиатуру данного подхода к  анализу внешнего окружения компании – СТЭП-анализ

Политические  факторы влияющие на бизнес Мегафон:

Наличие в стране рыночной экономики, открывающей  новые возможности для инвестиций и деятельности компании.

Строительство новых дорог и направлений  дает возможность установки все  больших станций связи компании.

До недавнего  времени политическая ситуация в  стране была крайне нестабильной. Но в  последние несколько лет в  связи с оживлением российской экономики  постепенно происходит стабилизация политической ситуации, что дает возможность предприятиям прогнозировать изменения. Значительно  уменьшилась вероятность риска  несения убытков из-за нестабильной политической ситуации.

Услуги  компании не являются новыми на российском рынке. Также у компании имеются  лицензии на оказание услуг фиксированной  связи в 48 субъектах федерации.

Компания  имеет свой узнаваемый логотип, что  значительно повышает ее конкурентоспособность. По данным независимых исследований, за год, прошедший после проведения ребрендинга, узнаваемость торговой марки  компании выросла с 84 % до 91 %. В настоящее время рынок сотовой связи находится в благоприятном состоянии.

 

Экономические факторы влияющие на бизнес Мегафон:

  • Доходы компании, движение денежных средств и прибыльность во многом зависят от платежеспособности населения и показателей спроса, а также качества абонентской базы.
  • Рост платежеспособности позволил предприятию погасить задолженность перед инвесторами, увеличить нагрузки мощностей и повысить уровень продаваемых услуг. В итоге рентабельность отрасли растет, снижаются затраты, растет среднемесячная заработная плата, увеличилось число рабочих мест. Более 300 комплексных центров продаж и обслуживания и более 27 000 дилерских точек, где можно подключиться к сети.
  • Так же стоит учитывать такой фактор, как инфляция, уровень инфляции в России в 2011 году составил 3,9%(на июнь)
  • Потребительские цены в России за период с 25 по 31 мая выросли на 0,1%. При этом за май инфляция в стране составила 0,4%, а за истекший период года цены в стране выросли на 3,9%. Об этом говорится в сообщении Росстата.
  • Стоит отметить, что эти показатели существенно ниже значений минувшего года. Так, в 2010 г. инфляция за май составляла 0,6%, а за аналогичный период прошлого года потребительские цены в России выросли на 6,8%.
  • Снижение покупательской способности рубля. На сегодняшний день (по данным на 6 ноября 2011 г.) рубль упал до отметки в 30,77 руб/$.
  • На рынок сотовой связи сильно влияют нормы налогообложения. Продолжающаяся в настоящий момент практика внесения изменений в налоговое законодательство может повлиять на деятельность российских операторов связи как позитивно, так и негативно.
  • Оператор подвержен риску изменения процентных ставок, что может негативно отразиться на стоимости заимствований компании и, соответственно, на финансовых результатах деятельности оператора.
  • Российская экономика чувствительна к падению на финансовых рынках и снижению темпов роста мировой экономики. Всемирный финансовый кризис привел к нестабильности рынков капиталов, недостатку ликвидности в банковском секторе, ужесточению условий для заемщиков в России, а также к колебанию курса рубля.
  • На компанию так же может повлиять риски, связанные с изменением цен на услуги, оборудование и материалы, используемые оператором, могут негативно повлиять на результаты финансово-хозяйственной деятельности.
  • Российская Федерация имеет рейтинги инвестиционного уровня, присвоенные ведущими мировыми рейтинговыми агентствами. По версии рейтингового агентства Standard&Poor’s Российской Федерации присвоен долгосрочный кредитный рейтинг в иностранной валюте «BBB» Стабильный», по версии рейтингового агентства Moody’s – «Baa1 Стабильный», по версии рейтингового агентства Fitch – «BBB Стабильный».
  • Присвоенные Российской Федерации кредитные рейтинги отражают, с одной стороны, низкий уровень государственной задолженности и высокую внешнюю ликвидность страны, с другой – зависимость от мировых цен на сырье, являющееся основным предметом экспорта, а также высокий политический риск, который остается серьезным фактором, сдерживающим повышение рейтингов.
  • Дальнейшему социально-экономическому развитию Российской Федерации могут препятствовать негативные факторы, связанные с недостаточным развитием рынка капитала, преимущественно односторонним развитием экономики, демографией и др.
  • В последние несколько лет российская экономика демонстрировала положительные тенденции, такие как рост валового внутреннего продукта, стабилизация и укрепление валюты, повышение платежеспособного спроса и повышение жизненного уровня населения, снижающийся уровень инфляции.

Информация о работе Разработка стратегии развития предприятия на примере ОАО «Мегафон»