Разработка стратегии развития предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 20:57, курсовая работа

Описание

Актуальность стратегического управления состоит в том, что никакая организация не может нормально функционировать в быстроменяющихся условиях ведения бизнеса, если она не имеет определенного направления развития. В настоящее время исключительно важным становится осуществление такого управления, которое помогает выжить в конкурентной среде, легко адаптируясь к внешним изменениям, и добиться поставленных целей.

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ 4
1.1. СУЩНОСТЬ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ И ЕГО КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ 4
1.2. ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ 7
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДАННЫХ 13
2.1. АНАЛИЗ ФАКТОРНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ ВНЕШНЕГО ОКРУЖЕНИЯ НА ОРГАНИЗАЦИЮ 13
ГЛАВА 3. ВЫБОР СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЫ 26
3.1. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ 26
3.2. СОСТАВЛЕНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНА ОРГАНИЗАЦИИ 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 37

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа Стратегический менеджмент Персон Е.С..doc

— 390.50 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО  КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ КИНО И ТЕЛЕВИДЕНИЯ»

Институт  экономики и управления

Факультет управления 

Кафедра управления экономическими и социальными  процессами

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 

по дисциплине «Основы стратегического управления на предприятиях социально-культурной сферы»

 

на тему: «Разработка стратегии развития предприятия»

 
 

                                                                                                                                                    Выполнила: студентка гр. 742,

                                          Персон Е.С, 5 курс, ФАУ

                                                                       Руководитель: ассистент

                                                                            кафедры УЭСП, Лавров В.В.

 
 
 
 
 
 
 
 
 

Санкт-Петербург

2011

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

 

      Тема  данной курсовой работы была выбрана  по тому, что  порядок разработки и реализации стратегии развития предприятия является приоритетной задачей в данных условиях экономики. Умение правильно разработать и реализовать стратегии помогает фирме конкурировать в жестоких условиях российского бизнеса.

    Актуальность  стратегического управления состоит в том, что никакая организация не может нормально функционировать в быстроменяющихся условиях ведения бизнеса, если она  не имеет определенного направления развития. В настоящее время исключительно важным становится  осуществление такого управления, которое помогает выжить в конкурентной среде, легко адаптируясь к внешним изменениям,  и добиться поставленных целей.

     Объектом  исследования является ОАО «Спортивный  комплекс  «Петровский»

     Предметом изучения является стратегическое управление деятельностью ОАО «Спортивный комплекс  «Петровский»  для организации эффективной работы с целью достижения поставленных целей.

      Основной  целью написания курсовой работы является выбор и обоснование стратегии развития предприятия и разработка плана мероприятий по ее реализации.

    Задачами  является определение сущности стратегического  управления, рассмотрение порядка разработки и реализации стратегии развития предприятия, анализ факторного воздействия  внешнего окружения на организацию  и анализ ее внутренней среды, разработка и оценка вариантов решения по определению предпочтительного направления развития, составление плана работ организация его выполнения.

Глава 1. Теоретические основы стратегического управления

1.1. Сущность стратегического  управления и его ключевые понятия

 

    Термин  стратегическое управление был введен в обиход только на стыке 60–70-х годов для того, чтобы внести различия между текущим управлением на уровне производства и управлением, осуществляемым на высшем уровне. При этом необходимость такого различия была вызвана в первую очередь изменениями в условиях осуществления бизнеса о которых было сказано ранее. Разработка идей стратегического управления нашла отражение в работах таких авторов, как Frankenhofs and Granger, 1971: Ansoff, 1972; Schendel and Hatten, 1972; Irwin, 1974, и др. В качестве ведущей идеи, отражающей сущность перехода от оперативного управления к стратегическому, явилась идея необходимости переноса центра внимания высшего руководства на окружение для того, чтобы соответствующим образом и своевременно реагировать на происходящие в нем изменения [2,с. 7].

    Р.Л. Акофф понимает под стратегическим управлением следующее: стратегическое управление – это такое управление, которое опирается на человеческий потенциал как основу организации, ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей, гибко реагирует и проводит своевременные изменения в организации, отвечающие вызову со стороны окружения и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, что в совокупности дает возможность организации выживать в долгосрочной перспективе, достигая при этом своих целей[1,c. 3]. Пирс и Робертсон определяют стратегическое управление «как набор решений и действий по формулированию и выполнению стратегий, разработанных для того, чтобы достичь целей организации» [2, с. 16] .Р.Л. Акофф понимает под объектами стратегического управления - организации, стратегические хозяйственные подразделения и функциональные зоны организации.

    Предметом стратегического управления являются:

    Проблемы, которые прямо связанны с генеральными целями организации.[1, с. 54]

    Стержнем  стратегического управления выступает  система стратегий, включающая ряд  взаимосвязанных конкретных предпринимательских, организационных и трудовых стратегий. Стратегия - это заранее спланированная реакция организации на изменение внешней среды, линия ее поведения, выбранная для достижения желаемого результата.

    Конкурентная  стратегия фирмы — одно из непременных  условий для победы в конкурентной борьбе. Конкурентная стратегия относится исключительно к управленческому плану, направленному на обеспечение успешной конкуренции и предоставление потребителю товаров и услуг высшей ценности.

    Все конкурентные стратегии можно разделить  на несколько групп.

    • Стратегия лидерства на основе низких издержек. Стремление стать поставщиком самых дешевых товаров и услуг, привлекательных для широкого круга потребителей.

    • Стратегия дифференциации, или индивидуализации. Стремление индивидуализировать свою продукцию, для того чтобы она  отличалась от продукции конкурентов и таким образом стала привлекательнее для более широкого круга потребителей.

    • Стратегия наилучшей стоимости. Стремление иметь более низкие издержки и цены, чем у продукции конкурентов, обладающей аналогичными свойствами.

    • Стратегия концентрации на узком сегменте или в нише рынка на основе низких издержек. Концентрация на более узком сегменте и опережение конкурентов за счет более низких издержек.

    • Стратегия концентрации на узком  сегменте или в нише рынка на основе дифференциации.

 

    Стратегическое управление базируется на ряде принципов, которые необходимо учитывать в процессе его осуществления.

    Основные  из них:

    1. Научность в сочетании с элементами искусства. Менеджер в своей деятельности использует данные и выводы множества наук, но в то же время должен постоянно импровизировать, искать индивидуальные подходы к ситуации. Реализация этой задачи предполагает помимо знаний владение искусством ведения конкурентной борьбы, умение найти выход из самой затруднительной ситуации, сосредоточиться на ключевых проблемах, выделить главные достоинства своей организации.

    2. Целенаправленность стратегического управления. Стратегический анализ и формирование стратегии должны подчиняться принципу целенаправленности, т.е. быть всегда ориентированы на выполнение глобальной цели организации. В противоположность свободной импровизации и интуиции стратегическое управление призвано обеспечить осознанное направленное развитие организации и нацеленность управленческого процесса на решение конкретных проблем.

    3. Гибкость стратегического управления. Подразумевает возможность внесения корректив в ранее принятые решения или их пересмотра в любой момент времени в соответствии с изменяющимися обстоятельствами. Реализация данного принципа предполагает оценку соответствия текущей стратегии требованиям внешней среды и возможностям предприятия, уточнение принятой политики и планов в случае непредвиденного развития событий и усиления конкурентной борьбы.

    4. Единство стратегических планов и программ. Для достижения успеха стратегические решения разных уровней должны быть согласованы и тесно увязаны между собой. Единство стратегических планов коммерческих организаций достигается посредством консолидации стратегий структурных подразделений, взаимного согласования стратегических планов функциональных отделов.

 

    5.Создание необходимых условий для реализации стратегии. Стратегический план не обеспечивает его обязательного успешного выполнения. Процесс стратегического управления должен включать создание организационных условий для осуществления стратегических планов и программ, т.е. формирование сильной организационной структуры, разработку системы мотивации, совершенствование структуры управления.[7]

1.2. Порядок разработки и реализации стратегии развития предприятия

    Стратегическое  планирование - это одна из функций управления, которая представляет собой процесс выбора целей организации и путей их достижения.

    Стратегическое  планирование обеспечивает основу для  всех управленческих решений. Функции  организации, мотивации и контроля ориентированы на выработку стратегических планов. Не используя преимущества стратегического планирования, организации в целом и отдельные люди будут лишены четкого способа оценки цели и направления корпоративного предприятия. Процесс стратегического планирования обеспечивает основу для управления членами организации. Стратегическое планирование дает возможность акционерам и менеджменту компаний определиться с направлением и темпом развития бизнеса, очертить глобальные тенденции рынка, понять, какие организационные и структурные изменения должны произойти в компании, чтобы она стала конкурентоспособной, в чем ее преимущество, какие инструменты необходимы ей для успешного развития. 
До последнего времени стратегическое планирование было прерогативой крупных международных концернов. Однако ситуация стала меняться, и, как показывают опросы, все больше и больше компаний, представляющих средний бизнес, начинают заниматься вопросами стратегического планирования.[3, с. 38]

    Процесс стратегического планирования в  компании состоит из нескольких этапов:

  1. Определение миссии и целей организации.
  2. Анализ среды, включающий в себя сбор информации, анализ сильных и слабых сторон фирмы, а также ее потенциальных возможностей на основании имеющейся внешней и внутренней информации.
  3. Выбор стратегии.
  4. Реализация стратегии.
  5. Оценка и контроль выполнения.

    1)Цель – это конкретизация миссии в организации в форме, доступной для управления процессом их реализации.

    Исходя  из миссии и целей существования  организации строятся стратегии  развития и определяется политика организации.

    2)Стратегический анализ или как его еще называют «портфельный анализ» (в случае анализа диверсифицированной компании) является основным элементом стратегического планирования. В литературе отмечается, что портфельный анализ выступает в качестве инструмента стратегического управления, с помощью которого руководство предприятия выявляет и оценивает свою деятельность с целью вложения средств в наиболее прибыльные и перспективные ее направления.  
Основным методом портфельного анализа является построение двухмерныхматриц. С помощью таких матриц происходит сравнение производств, подразделений, процессов, продуктов по соответствующим критериям.

    3)Выбор стратегии. Стратегический выбор предполагает формирование альтернативных направлений развития организации, их оценку и выбор лучшей стратегической альтернативы для реализации. При этом используется специальный инструментарий, включающий количественные методы прогнозирования, разработку сценариев будущего развития, портфельный анализ (матрица BCG, Mc Kincey и др.). 
Стратегия – это долгосрочное качественно определенное направление развития организации, касающееся сферы, средств и формы ее деятельности, системы взаимоотношений внутри организации, а также позиции организации в окружающей среде, приводящее организацию к ее целям.

    4)Реализация стратегии является критическим процессом, так как именно он в случае успешного осуществления приводит предприятие к достижению поставленных целей. Реализация стратегии осуществляется через разработку программ, бюджетов и процедур, которые можно рассматривать как среднесрочные и краткосрочные планы реализации стратегии. Основные составляющие успешного выполнения стратегии:

Информация о работе Разработка стратегии развития предприятия