Разработка стратегии развития предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2011 в 17:31, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является проведение стратегического анализа деятельности фирмы деятельности фирмы.

При выполнении работы были поставлены следующие задачи:

– собрать информацию о фирме, о товарах, конкурентах и клиентах фирмы;

– описать целевой сегмент и позицию фирмы на нем;

- описать используемую стратегию;

- разработать новую стратегию развития предприятия.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические основы стратегического планирования 4
1.1. Сущность и этапы стратегического планирования 4
1.2. Содержание стратегического планирования 9
1.3. Стратегические методы при разработке стратегического плана развития 18
2. Анализ потенциала ОАО «БМК» 28
2.1. Анализ рынка молочной продукции 28
2.2. Анализ внешней среды 33
2.3. Анализ конкурентов. 38
2.4. Анализ потребителей. 42
2.5. Анализ поставщиков. 43
2.6. Анализ внутренней среды 43
3. Разработка стратегии развития предприятия 50
3.1. Определение стратегической позиции предприятия 50
3.2. Возможные стратегии развития предприятия 51
Заключение 55
Список использованных источников
Приложение

Работа состоит из  1 файл

Стратегический менеджмент.doc

— 268.00 Кб (Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение 3
1. Теоретические основы стратегического планирования 4
1.1. Сущность  и этапы стратегического планирования 4
1.2. Содержание стратегического планирования 9
1.3. Стратегические  методы при разработке стратегического  плана развития 18
2. Анализ  потенциала ОАО «БМК» 28
2.1. Анализ  рынка молочной продукции 28
2.2. Анализ  внешней среды 33
2.3. Анализ  конкурентов. 38
2.4. Анализ  потребителей. 42
2.5. Анализ  поставщиков. 43
2.6. Анализ  внутренней среды 43
3. Разработка  стратегии развития предприятия 50
3.1. Определение  стратегической позиции предприятия 50
3.2. Возможные  стратегии развития предприятия 51
Заключение 55
Список  использованных источников 58
Приложения 60
 

 

ВВЕДЕНИЕ 

      Современная экономика  вступает в такой этап своего развития, когда особую важность приобретает  стратегическое планирование и внешняя среда организации.

      Внешняя среда организации является источником, питающим организацию ресурсами, необходимыми для поддержания её внутреннего  потенциала на должном уровне. Организация находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания.

      Анализ  среды обычно считается исходным процессом стратегического управления, так как он обеспечивает как базу для определения миссии и целей фирмы, так и для выработки стратегии поведения, позволяющей фирме осуществить свою миссию и достичь своих целей.

      Анализ  среды предполагает изучение трех ее составляющих: макроокружения; непосредственного  окружения; внутренней среды организации.

      Рассматриваемое предприятие, ОАО «БМК», было зарегистрировано администрацией г. Благовещенска за № 1004 от 28.10.1992 г. Новая  редакция устава № 332-р от 30.05.1996 г.

     Целью данной работы является проведение стратегического анализа деятельности фирмы деятельности фирмы.

     При выполнении работы были поставлены следующие  задачи:

     – собрать информацию о фирме, о  товарах, конкурентах и клиентах фирмы;

     – описать целевой сегмент и  позицию фирмы на нем;

     - описать используемую стратегию;

     - разработать новую стратегию развития предприятия.

 

       1 Теоретические основы стратегического планирования 

    1. Сущность  и этапы стратегического  планирования

     Стратегическое  планирование - это одна из функций  управления, которая представляет собой  процесс выбора целей организации  и путей их достижения. Стратегическое планирование обеспечивает основу для всех управленческих решений, функции организации, мотивации и контроля ориентированы на выработку стратегических планов. Задачи планирования определяются каждой фирмой самостоятельно в зависимости от деятельности, которой она занимается. В целом же задачи стратегического планирования любой фирмы сводятся к следующему:

  1. Планирование роста прибыли.
  2. Планирование издержек предприятия, и, как следствие, их уменьшение.
  3. Увеличение доли рынка, увеличение доли продаж.
  4. Улучшение социальной политики фирмы. [14, с. 215].

      Таким образом, основной задачей планирования является получение максимальной прибыли как результата деятельности и осуществления его важнейших функций: планирование маркетинга, производительности, инноваций  и другого.

      Сам процесс планирования проходит четыре этапа:

      - разработка общих целей;

      - определение конкретных, детализированных целей на заданный, сравнительно короткий период времени (2, 5, 10 лет);

      - определение путей и средств их достижения;

      - контроль за достижением поставленных целей путем сопоставления плановых показателей с фактическими. Планирование всегда ориентируется на данные прошлого, но стремится определить и контролировать развитие предприятия в перспективе. Поэтому надежность планирования зависит от точности и правильности бухгалтерских расчетов прошлого. При этом планирование должно отталкиваться от так называемых узких мест: в последнее время это сбыт, финансы или рабочая сила. Любая компания должна применять как долгосрочное, так и краткосрочное планирование. Долгосрочный план обычно охватывает трехлетний или пятилетний периоды. Краткосрочное планирование может быть рассчитано на год, полгода, месяц, и так далее. Краткосрочный план на год включает объем производства, планирование прибыли и другое. Стратегия представляет собой детальный всесторонний комплексный план. Он должен разрабатываться скорее с точки зрения перспективы всей корпорации, а не конкретного индивида. Одним из самых существенных решений при планировании является выбор цели организации. Основная общая цель организации обозначается как миссия, и все остальные цели вырабатываются для ее осуществления. Миссия детализирует статус фирмы и обеспечивает направление и ориентиры для определения целей и стратегий на различных уровнях развития. [2, с. 134]. Основная общая цель предприятия - четко выраженная причина его существования - обозначается как его миссия. Цели вырабатываются для осуществления этой миссии. Чтобы внести истинный вклад в успех предприятия, цели должны обладать рядом характеристик:

  • конкретные и измеримые цели;
  • ориентация целей во времени;
  • достижимые цели.

      Общие (глобальные), разработанные для  фирмы в целом: а) отражают концепцию фирмы; б) разработаны на длительную перспективу; в) определяют основные направления программ развития фирмы; г) должны быть четко сформулированы и увязаны с ресурсами; д) ранжирование целей по принципу приоритетности. Специфические цели разрабатываются в рамках общих целей по основным видам деятельности в каждом производственном подразделении фирмы и выражаются в количественных и качественных показателях (рентабельность, норма прибыли).

      1.2 Содержание стратегического планирования

     Понятие «стратегия» вошло в число  управленческих терминов в 50-е годы, когда проблема реакции на неожиданные изменения во внешней среде приобрела большое значение. Вначале смысл этого понятия был неясен. Словари не помогали, так как, следуя военному словоупотреблению, они все еще определяли стратегию как «науку и искусство развертывания войск для боя». По своему существу стратегия есть набор правил для принятия решений, которыми организация руководствуется в своей деятельности. Существует четыре различные группы. 1) правила, используемые при оценке результатов деятельности фирмы в настоящем и в перспективе; 2) правила, по которым складываются отношения фирмы с ее внешней средой, определяющие: какие виды продукции и технологии она будет разрабатывать, куда и кому сбывать свои изделия, каким образом добиваться превосходства над конкурентами. Этот набор правил называется продуктово - рыночной стратегией или стратегией бизнеса; 3) правила, по которым устанавливаются отношения и процедуры внутри организации. Их нередко называют организационной концепцией; 4) правила, по которым фирма ведет свою повседневную деятельность, называемые основными оперативными приемами. [2, с. 145].

     Стратегии имеют несколько отличительных черт:

  • процесс выработки стратегии не завершается каким-либо немедленным действием;
  • необходимость в стратегии отпадает, как только реальный ход развития выведет организацию на желательные события;
  • как только в процессе поиска открываются конкретные альтернативы, появляется и более точная информация;
  • стратегия и ориентиры взаимозаменяемы как в отдельные моменты, так и на различных уровнях организации. Основными этапами стратегического управления являются:

      1) Определение сферы бизнеса и разработка назначения фирмы.

      2) Трансформация назначения фирмы в частные долговременные и краткосрочные цели деятельности.

      3) Определение стратегии достижения целей деятельности.

      4) Разработка и реализация стратегии.

      5) Оценка деятельности, слежение за ситуацией и введение корректирующих воздействий.

      Взаимосвязь этих этапов показана на рисунке 1

Рисунок 1 - Процесс стратегического менеджмента

      Таким образом, стратегия — понятие трудноуловимое и несколько абстрактное. Ее выработка обычно не приносит фирме никакой непосредственной пользы. Кроме того, она дорого обходится как по денежным расходам, так и по затратам времени управляющих. /13, с. 268/.

      Стратегическое  управление можно рассматривать как динамическую совокупность пяти взаимосвязанных управленческих процессов. Эти процессы логически вытекают (или следуют) один из другого.

      Обычно стратегический план состоит из следующих разделов:

      - видение, миссия и ценности  организации;

      - анализ деятельности организации  с указанием лиц, заинтересованных  и поддерживающих организацию,  сильных и слабых сторон, достигнутых  результатов;

      - цели и задачи, которые организация планирует достичь в течение следующих 3-5-10 лет (горизонт планирования российских организаций редко превышает 10-летнюю планку);

      - сроки достижения  поставленных  целей и задач;

      Критерии  оценки предполагаемых результатов.

      Цели  взаимодействия должны:

      - быть связаны с общими целями партнеров;

      - четко определять его вклад каждого в достижение целей компаний во всех ключевых сферах бизнеса;

      - цели на всех уровнях необходимо  учитывать как при краткосрочном,  так и при долгосрочном планировании.

     Структура стратегического плана представлена в таблице (Приложение 2). Анализ среды обычно считается исходным процессом стратегического управления, так как он обеспечивает как базу для определения миссии и целей фирмы, так и для выработки стратегии поведения, позволяющей фирме осуществить свою миссию и достичь своих целей. Одной из ключевых ролей любого управления является поддержание баланса во взаимодействии организации со средой. Каждая организация вовлечена в три процесса:

      • получение ресурсов из внешней среды (вход);

      • превращение ресурсов в продукт (преобразование);

      • передача продукта во внешнюю среду (выход).

Информация о работе Разработка стратегии развития предприятия