Разработка стратегии развития предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2011 в 17:31, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является проведение стратегического анализа деятельности фирмы деятельности фирмы.

При выполнении работы были поставлены следующие задачи:

– собрать информацию о фирме, о товарах, конкурентах и клиентах фирмы;

– описать целевой сегмент и позицию фирмы на нем;

- описать используемую стратегию;

- разработать новую стратегию развития предприятия.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические основы стратегического планирования 4
1.1. Сущность и этапы стратегического планирования 4
1.2. Содержание стратегического планирования 9
1.3. Стратегические методы при разработке стратегического плана развития 18
2. Анализ потенциала ОАО «БМК» 28
2.1. Анализ рынка молочной продукции 28
2.2. Анализ внешней среды 33
2.3. Анализ конкурентов. 38
2.4. Анализ потребителей. 42
2.5. Анализ поставщиков. 43
2.6. Анализ внутренней среды 43
3. Разработка стратегии развития предприятия 50
3.1. Определение стратегической позиции предприятия 50
3.2. Возможные стратегии развития предприятия 51
Заключение 55
Список использованных источников
Приложение

Работа состоит из  1 файл

Стратегический менеджмент.doc

— 268.00 Кб (Скачать документ)

      Также были проведены исследования потребления  молочной продукции по половозрастному признаку (Приложение 5). Его результаты представлены в таблице. Согласно исследованиям, 74,51 % потребителей молочной продукции составляют женщины. Из них наибольшая доля потребителей - 28,71 % входит в возрастную категорию от 36 до 50 лет.

      На  втором месте в потреблении молочной продукции женщины в возрасте от 26 до 35 лет. Третье место занимают мужчины в возрастной категории от 36 до 50 лет. Их доля в общем объёме потребления - 9,16 %

      2.5. Анализ поставщиков.

     Все сырье, необходимое для изготовления продукции ОАО «БМК», поставляется надежными и известными поставщиками, что обеспечивает высокое качество товаров.  Кроме того, имеются сертификаты соответствия, которые удостоверяют качество  продукции.

      Информация  об основных поставщиках ОАО «БМК» представлена в приложении 6. Как видно из таблицы, ОАО «БМК» проявляет стремление к заключению договоров с местными поставщиками сырья. Их доля в общем весе поставщиков не очень велика, но они осуществляют поставку главного продукта, необходимого для изготовления мороженного – молока (СПК Волковское и завод сухого молока  п. Поярково).

      2.6. Анализ внутренней  среды

      Организация системы управления персоналом  в ОАО «БМК» начинается с количественного и качественного планирования персонала. В течение года группой по работе с персоналом и руководителями подразделений проводится оценка и анализ количественного и качественного состава имеющегося. Рассмотрим имеющийся состав и структуру трудовых ресурсов ОАО «БМК» (Приложение 6).

      По  данным таблицы 9 видно, что наибольший удельный вес в структуре трудовых ресурсов ОАО «БМК»  занимают специалисты и служащие: в 2007  году – 80,1  %, в 2008 году – 77,8  %, в 2009 году – 78,7  %. В 2009 году по сравнению с 2007 годом среднегодовая численность работников увеличилась на 16 чел. (8,16 %), из них руководителей – на 2 чел. (11,1 %), специалистов и служащих – на 10 чел.  (6,3 %), рабочих – на 7 чел. (19,04 %).  Система показателей, характеризующих трудовой потенциал ОАО «БМК» приведена в Приложении 7.

      Основную  долю работников ОАО «БМК» занимают женщины -  66,9 % в 2009 г. В 2007 г. доля женщин составляла 70,5 % от общей численности персонала. Общая численность женщин за рассматриваемый период увеличилась на 2,8 %, мужчин – на 20,6 %. Далее, рассмотрим вопросы мотивации применительно к ОАО «БМК». Чтобы применить на практике ОАО «БМК» теории мотивации нужно определить характер работы персонала и посмотреть насколько целесообразна установленная система оплаты труда. Установленная система оплаты труда «оклад + процент от продаж» стимулирует персонал к увеличению объема реализации, если для них в работе важна именно ее оплата.

    Из  вышеизложенного следует вывод: работа персонала происходит в двух полях: социальном и экономическом. Причем, они находятся в тесной взаимосвязи, так как успех на первом поле является определяющим фактором успеха на втором. А успех, может быть, достигнут за счет профессионального роста и коммуникабельности работника.

    Изучение  потребности – работа тонкая и, в  основном, психологической направленности, требующая индивидуального подхода  к каждому работнику. Зачастую бывает так, что работник сам не осознает, что для него сейчас наиболее важно. В данном контексте работа менеджеров ОАО «БМК» должна сводиться к обеспечению необходимых условий для развития личности посредством выбора оптимального стиля руководства, эффективной системы поощрения или вознаграждения. Рассмотрим систему целей в ОАО «БМК», которая используется в настоящее время. Ключевой целью ОАО «БМК» по мнению руководителя организации, является получение прибыли. Для достижения главной цели необходимо достигнуть следующие цели:

     - выход на первое место по продаже молочной продукции в Дальневосточном регионе. Эта цель относится к подсистеме «Маркетинг».

     - достичь наивысшей производительности  труда (подсистема «Производство»);

     - поддерживать научно-исследовательскую  работу в области производства молочной продукции (подсистема «Инновации»);

     - поддерживать на необходимом  уровне все финансовые ресурсы  ОАО «БМК» (подсистема «Финансы»).

     Одной из главных задач управления является установление целей (Приложение 7), ради достижения которых формируется, функционирует и развивается организация как целостная система. Целевая функция начинается с установки миссии предприятия, выражающей философию и смысл его существования.

    Миссия  ОАО «БМК» заключается в предоставлении предприятиям г. Благовещенска и Амурской области высококачественных молочных продуктов, что позволяет обеспечивать постоянную прибыль фирмы и справедливое отношение к своим сотрудникам.

    Организационная культура ОАО «БМК» сочетает в себе как формальную, так и неформальную структуру взаимоотношений руководства с подчиненными, т.е. предполагает товарищеские отношения с ними, но с учетом субординации. Работа всего коллектива строится на основе взаимоподдержки и взаимовыручки. Работники фирмы в короткие сроки и в полном объеме информируются об изменениях в компании, о результатах работы, для чего еженедельно проводятся общие собрания, на которых анализируются успехи и неудачи, обсуждаются предложения по улучшению качества продукции и по увеличению объема продаж.

    Принципы (правила) ОАО «БМК»: гарантия высокого качества товаров и услуг; порядочность персонала; командный дух коллектива; указанные сроки – это обещания, а обещания надо выполнять.

 

       3. Разработка стратегии развития предприятия 

      3.1. Определение стратегической позиции предприятия

      ОАО «БМК» является наилучшим выбором для людей, желающих приобретать качественные молочные продукты по доступной цене. Фирменные торговые точки предлагают всегда большой ассортимент свежих молочных продуктов.

     В основе ценообразования ОАО «БМК» лежит положение, что за очень низкую цену наши покупатели получают большую выгоду. Выгода заключается в очень высоком качестве молочной продукции.

      В ОАО «БМК» используется политика ценообразования на основе себестоимости (установление цен путем приплюсования намеченной прибыли к подсчитанным издержкам производства; установление цены с возмещением издержек производства). Основными клиентами предприятия являются различные формы розничной торговли, составляющих - 64,60 % от общих продаж. Вторыми по важности идут региональные продажи через дистрибьюторов комбината, составляющих 23,90 %. Основные стратегические усилия ОАО «БМК» направлены на расширение собственной сбытовой сети.

      Молочный комбинат располагает 9 собственными розничными точками, через которые проходит 15,1 % всего товарооборота. Дистрибьюторы являются представителями предприятия в городах Хабаровского края - Хабаровске и Комсомольске-на-Амуре; городах Приморского края - Владивостоке; и городах САХА Якутии - Нерювгри и Алдане, Амурской области - Тында, Свободный, Белогорск, Зея, Райчихинск. Доля дистрибьюторов в общем объёме товарооборота - 23,9 %. Крупные розничные предприятия, закупающие продукцию комбината для реализации в сети своих розничных магазинов, составляют 27,2 % товарооборота. Муниципальные предприятия, имеют сравнительно небольшой удельный вес в общем числе предприятий-потребителей - 5,3 %, однако их доля в реализации продукции не так уж мала - 7,1 %. Лидерами в общем составе являются мелкие и средние розничные предприятия. Они являются самостоятельными посредническими организациями, приобретающими товары в собственность с последующей реализации их потребителям. Через них осуществляется 22,3 % сбыта продукции  ОА «БМК».

      3.2. Возможные стратегии развития предприятия

      Главное отличие и уникальность продукции  ОАО «БМК» состоит в том, что предприятие предлагает качественный и натуральный продукт в привлекательной; современной упаковке.

      Перспективы развития лежат в следующих плоскостях:

  1. естественный прирост, за счет увеличения потребления молочной продукции домохозяйствами, отклонение от нормативного в 2009 году составило 35,8 %;
  2. производство функциональных продуктов с добавленной стоимостью. Данный рынок практически не освоен;

      В 2009 году стратегия маркетинга будет  заключаться в дальнейшем развитии сбытовой деятельности комбината, переход  на активные продажи, усиление конкурентных позиций в основном с местными производителями. Главное направление стратегии маркетинга относительно конкурентов будет в сохранении объема городских продаж, в виду выхода на рынок нового производителя ООО «Ровена».

      Усилия  по продаже: реклама в местах продаж; реклама на телевидении и в газетах и т. д.

     В рамках выполнения работы были предложены следующие программы для реализации в ближайшем будущем (Приложение 8).

      Дерево  целей ОАО «БМК» можно изобразить следующим образом (Приложение 9).

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

      Переработкой  молока в Амурской области занимаются 8 предприятий. Существующих производственных мощностей вполне достаточно, чтобы  обеспечить население области молочными  продуктами и осуществлять поставки в другие регионы. Неизменным лидером в производстве молочной продукции в области является ОАО «Молочный комбинат «Благовещенский», выпускающий более 60 наименований продукции.

      Амурская  область, как основной целевой рынок  ОАО «БМК», стала объектом маркетинговых исследований, проводимых на предприятии с целью изучения частоты покупок продукции молочного комбината потребителями.

      Результаты  исследований показали, что практически  ежедневно продукцию молочного комбината потребляет 37,13 % населения, 1-2 раза в неделю - 44,12 %, 1 -2 раза в месяц - 16,91 %, почти не потребляет - 1,84 % населения.

      ОАО «БМК» является лидирующим предприятием по производству и реализации молочных продуктов на рынке города, где конкуренция представлена достаточно широко.

      Что касается групп потребителей молочной продукции, можно провести четкое сегментирование по следующим группам:

      - розничные покупатели (приобретающие  молочную продукцию для собственного  потребления);

      - оптовые покупатели (владельцы магазинов,  супермаркетов);

      - специализированные предприятия  и организации (детские сады, военные части и др.).

      ОАО «БМК» является наилучшим выбором для людей, желающих приобретать качественные молочные продукты по доступной цене. Фирменные торговые точки предлагают всегда большой ассортимент свежих молочных продуктов.

      В 2009 году стратегия маркетинга будет заключаться в дальнейшем развитии сбытовой деятельности комбината, переход на активные продажи, усиление конкурентных позиций в основном с местными производителями.

      Главное направление стратегии маркетинга будет в сохранении объема городских продаж, в виду выхода на рынок нового производителя ООО «Ровена».

      Усилия  по продаже: 

  1. реклама в местах продаж;
  2. реклама на телевидении и в газетах;
  3. участие в региональных выставках- ярмарках;
  4. развитие системы сбыта на предприятии,
  5. выведение новых видов продукции,
  1. выведение на рынок продукции, снижающей летний сезонный спад продаж,   
  1. расширение собственной торговой сети. 

      Рекламу на телевидении предполагается давать для «раскрутки» торговой марки и новых продуктов.

      В ОАО «БМК» используется политика ценообразования на основе себестоимости (установление цен путем приплюсования намеченной прибыли к подсчитанным издержкам производства; установление цены с возмещением издержек производства). Это самый простой способ установить цену. Надо отметить, что уровень торговой наценки не превышает 10 %, таким образом, достигается конкурентное преимущество по цене 

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 

   
  1. Волков  В.П. Экономика предприятия: Учебное  пособие / В.П. Волков, А.И. Ильин. – М.: Новое знание, 2007. – 677 с.
  2. Виханский О.С. Стратегическое управление.- М.: Гардарики, 2002. – 296с.
  3. Горфинкель В.Я. Экономика предприятия: Учебник для вузов/ В.Я. Горфинкель, Е.М. Киприянова. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2004.-367 с.
  4. Грибов В.Д. Экономика предприятия: Учебное пособие: Практикум. – 3-е изд., перераб. и доп./ В.Д. Грибов, В.П. Грузинов. – М.: Финансы и статистика, 2007. – 244с.
  5. Ковалев В.В. Финансовый анализ: - М.: ПБОЮЛ Гриженко Е.М., 2007. – 424 с.
  6. Любушин Н.П. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия: Учебное пособие для вузов / Под ред. проф. Н.П. Любушина. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2008. – 471 с.
  7. Паноморева Е.С. Анализ деловой активности // Аудит и финансовый анализ, 2009. - № 3 , с. 19 – 26.
  8. Сафронов Н.А. Экономика предприятия: Учебник. / Н.А. Сафронов. -М.: Юристъ, 2004. - 584 с.
  9. Суша Г.З. Экономика предприятия: Учебное пособие / Г.З. Суша. – М.: Новое знание, 2007. – 384 с.
  10. Титов В.И. Экономика предприятия: Учебник / В.И. Титов. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2007. – 462 с.
  11. Фатхутдинов Р.А. Стратегический менеджмент. – М.: ЗАО Бизнес-школа, 2004. – 416 с.
  12. Чуев И.Н. Экономика предприятия: Учебник / И.Н. Чуев, Л.Н. Чучевицына. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2004. – 416 с.

Информация о работе Разработка стратегии развития предприятия