Развитие акционерных компаний в практике развитых экономических стран

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2011 в 18:08, курсовая работа

Описание

цель данной работы - на основании литературных источников, методических материалов, журнальных статей разработать предложения по развитию акционерных обществ в Республике Беларусь.

Задачи курсовой работы:

1) изучить теоретические аспекты управления акционерным обществом;

2) провести анализ развития акционерных компаний в зарубежной практике;

5) разработать рекомендации по совершенствованию системы управления акционерным обществом в Республике Беларусь.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа.docx

— 169.26 Кб (Скачать документ)

     Коммерческий  расчет объединяет в себе функции  управления и экономические рычаги (методы и инструменты), направленные на соизмерение затрат и результатов  деятельности предприятия для обеспечения  экономической целесообразности конкретной предпринимательской деятельности (конкретного бизнеса) и предприятия  в целом.

     Конечной  целью коммерческого расчета  является определение совокупности управленческих действий для получения  предприятием устойчивой прибыли и  других выгод при реализации конкретной хозяйственной деятельности. Важнейшими элементами экономическими механизмами, реализуемыми централизованно с  помощью рычагов и методов  коммерческого расчета являются [14]:

     - глобальная политика и инструменты ее реализации в области ценообразования и оптимизации издержек производства (в том числе сокращение издержек на всех его этапах), обеспечивающие конкурентную позицию предприятия на рынке и получение устойчивой прибыли,

     - организация условий устойчивого финансирования (с учетом кредитования) производственной деятельности и развития предприятия.

     Существуют  различные способы и формы  использования моделей (экономических  рычагов и методов) коммерческого  расчета. В каждом конкретном случае использование тех или иных моделей  диктуется поставленной задачей.

     Конкретные  механизмы (модели) коммерческого расчета  для обеспечения эффективного управления функционированием и развитием  промышленного предприятия определяются на основе его глобальной политики, целей и стратегий, формируемых  на высшем уровне управления предприятия. Поэтому установление внутренних взаимосвязей элементов соответствующей модели предусматривает необходимость  их рассмотрения при централизованном управлении.

     Необходимость разработки специфических методов  и инструментов взаимодействия и  расчета между подразделениями  предприятия вызвана объективными потребностями создания механизма  оптимизации издержек и повышения  производительности на всех этапах производственно-сбытовой деятельности, реализуемых его подразделениями, в условиях предоставления им оперативной  самостоятельности. Характер отношений  между подразделениями предприятия в рамках внутрифирменного расчета во многом зависит от их хозяйственно-экономического и правового положения.

     Подразделения (производственные отделения и филиалы), не имеющие юридической самостоятельности, не заключают внутрифирменных сделок на договорной основе. Они осуществляют взаимоотношения с другими отделениями (отделами) на основе календарных планов поставок и взаимных обязательств по количеству и качеству поставляемых товаров (услуг), по срокам поставок и  ценам. Такие подразделения наделены основными и оборотными средствами и отчитываются по важнейшим показателям  рентабельности, прибыли и доле рынка. Вес расчеты ведутся через  центральную бухгалтерию предприятия, где у них имеются свои расчетные  счета (субсчета). Эти счета автоматически  консолидируются со счетами материнской  компании), то есть их прибыли учитываются  и облагаются налогом как составная  часть прибыли предприятия).

     В результате в рамках коммерческого  расчета возникла и развилась  такая форма взаимоотношений  внутри фирмы, которую можно назвать  внутрифирменным расчетом.

     Внутрифирменный расчет реализуется на промышленных предприятиях, имеющих децентрализованную структуру управления и разные хозяйственные  отношения между подразделениями (выступающими в качестве центров  прибыли).

     Правовые  отношения внутри предприятия определяют ответственность за количество и  качество поставляемой продукции, и  сроки поставок. Хозяйственные отношения  между отдельными подразделениями  строятся на основе условно-расчетных  трансфертных цен, которые отражают перемещение (переход) продукта в границах собственности одного предприятия (корпорации). В этом случае продукт  выступает товаром по форме, не будучи товарам по существу.

     Отношения в рамках внутрифирменного расчета  отражают потребность в обеспечении  минимальных затрат на всех промежуточных  стадиях производства конечного  продукта в рамках предприятия.

     В соответствии с принятыми отношениями  в рамках внутрифирменного расчета  строится система внутрифирменных  цен, отчислений и платежей. Они выступают  как рычаги воздействия на производственную и экономическую деятельность входящих в предприятие (корпорацию) самостоятельных  отделений, филиалов и дочерних компаний, обеспечили этим роль регулятора издержек производства. Коммерческий и внутрифирменный расчет представляют собой единую систему расчета, что вытекает из общих целей и задач, стоящих перед всей фирмой и ее отдельными подразделениями. Внутрифирменный расчет во многом содержит элементы коммерческого расчета, поскольку он ориентирован на реализацию целей коммерческого расчета. Отличительной особенностью внутрифирменного расчета является то, что он осуществляется в границах единой собственности компании, между тем как коммерческий расчет - это метод хозяйствования, предполагающий ведение расчетов и отношений между различными собственниками. Следовательно, при коммерческом расчете цены отражают реальные процессы и в полной мере проявляются товарно-денежные отношения, складывающиеся на рынке.

     Таким образом, ключевым элементом механизма  управления предприятием в рыночной экономике являются методы и модели управленческого воздействия на хозяйственную деятельность для  создания экономических условий  эффективной реализации предпринимательской  деятельности, обеспечивающих получение  устойчивой выгоды от осуществления  этой деятельности.

     Экономические методы менеджмента занимают центральное  место в системе методов. Обусловлено  это тем, что отношения управления определяются в первую очередь экономическими отношениями и лежащими в их основе объективными потребностями и интересами людей.

     Эффективность использования рычагов и стимулов зависит от глубины познания объективных  экономических законов и закономерностей, а также от умения реализовать  их в управленческой деятельности.

     Основными экономическими методами в менеджменте  предприятия, обеспечивающими его  эффективное функционирование в  рыночных условиях хозяйствования, являются:

     - планирование;

     - финансирование;

     - кредитование;

     - ценообразование;

     - экономическое стимулирование;

     - хозяйственный расчет.

     Планирование  устанавливает связь между существующим положением дел и тем, которое  необходимо достичь. Оно даёт возможность, во-первых, реализовать предоставляющиеся  возможности, во-вторых, свести к минимуму будущий риск.

     Место планирования среди других методов  управления определяется тем, что результаты планирования непосредственно определяют содержание остальных функций управления, а также тем, что именно на этом формируются цели предприятия и  определяются средства достижения этих целей.

     Для достижения различных целей разрабатываются  планы разных видов в зависимости  от того, достижению каких целей  они служат: стратегические, текущие  и проекты.

     В систему планов входят долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные  планы.

     Долгосрочные  планы составляют на 5-10, 10-12 лет, они  имеют стратегический характер и  отражают глобальные цели и основные этапы их достижения. В этих планах точно не определяют, каким образом  организация будет достигать  своих целей, а только задают общую  политику и генеральное направление  деятельности организации, устанавливают  приоритеты и распределяют имеющиеся  ресурсы. Эти планы должны учитывать  состояние и перспективы развития среды, а также собственные преимущества и недостатки, т.е. внутреннюю среду  организации.

     Краткосрочные планы имеют тактический характер, они разрабатываются на различные  календарные сроки, до одного года включительно. Показатели плана предельно конкретны. Если стратегические планы отвечают на вопрос «чего хочет организация  добиться в будущем?», то тактические  – на вопрос « как добиться поставленных целей?».

     Для увязки стратегии и тактики используют среднесрочные планы; они составляются на 3 года или 5 лет и охватывают все  основные аспекты деятельности торгового  предприятия (торгово-технологический  процесс, маркетинг, финансы, персонал, научно-исследовательские аспекты) [1].

     Финансирование  как самостоятельная экономическая  категория обусловлена другой категорией – ценами. С помощью финансов формируются пропорции распределения  вновь созданной стоимости, фонды  накопления и потребления, создаются  финансовые ресурсы для функционирования и развития организации.

     Кредитование  предполагает создание условий, побуждающих  предприятие рационально использовать кредиты и собственные оборотные  средства, повышать рентабельность. Этот метод представляет возможность  сочетания централизованного управления с хозяйственной самостоятельностью. Банк, предоставляя кредит предприятию, контролирует объективность кредита, его целевой характер, срочность, возвратность.

     Цена, с одной стороны должна отражать издержки производства на уровне общественно-необходимых, с другой стороны – определяет распределительные отношения, выполняет  социальную функцию, поскольку определяет платежеспособный спрос.

     Экономическое стимулирование основывается на использовании :

     -принципов  и методов оценки и стимулирования  повышения эффективности труда  на каждом рабочем месте; 

     -системы  оплаты труда, материального поощрения  работников организации и использования  прибыли;

     -фондов  заработной платы, материального  поощрения, научно-технического  и социального развития [11].

     Хозяйственный расчет означает, что предприятие  должно покрывать свои расходы доходами, получаемыми от реализации продукции, работать рентабельно, давать прибыль, соблюдать режим экономии, обеспечить хозяйственную деятельность на основе самоокупаемости и самофинансирования [3].

     Итак, экономические методы управления в  менеджменте - это совокупность средств  и инструментов, с помощью которых  осуществляется целенаправленное воздействие  на внутренние переменные предприятия (цели, задачи, структуру, технологии и  людей) для создания благоприятных  экономических условий обеспечения  его эффективного функционирования и развития в рыночной экономике. 

     1.3 Оценка деятельности  акционерных компаний 

     Оценка  эффективности работы предприятия, как правило, основывается на анализе  различных финансовых показателей, таких как чистая прибыль, рентабельность инвестиций, рыночная стоимость предприятия. Однако, составляя список финансовых коэффициентов, на основании которых  будут приниматься стратегические решения, необходимо учитывать преимущества и недостатки использования этих показателей на практике.

     В американской практике управленческого  учета рекомендации по использованию  показателей для оценки эффективности  деятельности предприятия изложены в стандарте управленческого  учета «Измерение эффективности предприятия» (Statement on Management Accounting «Measuring entity performance»; SMA 4D). Стандарт предлагает использовать следующие показатели, на основе которых будет оцениваться эффективность управления компанией:

     чистая  прибыль и прибыль на акцию;

     денежные  потоки;

     рентабельность  инвестиций;

     остаточный  доход;

     стоимость компании [14, c. 104].

     Для большинства компаний анализ и планирование чистой прибыли, а также генерируемых компанией денежных потоков давно  стали стандартной практикой  оценки эффективности работы предприятия, но остальные показатели, предложенные стандартом, используются далеко не на всех предприятиях.

     Исходя  из того, что важнейшей задачей предприятия является повышение стоимости акционерного капитала, необходимо учитывать следующее:

     финансовые  показатели деятельности предприятия  должны быть всеобъемлющими и соответственно включать рост доходов, денежных потоков  и прибылей на инвестиции;

     в течение жизненного цикла компании на каждой стадии роста различные  финансовые показатели имеют различную  степень важности. Следовательно, ни чистая прибыль, ни денежные потоки, ни доход на инвестиции не должны "затмевать" другие значимые показатели;

Информация о работе Развитие акционерных компаний в практике развитых экономических стран