Развитие акционерных компаний в практике развитых экономических стран

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2011 в 18:08, курсовая работа

Описание

цель данной работы - на основании литературных источников, методических материалов, журнальных статей разработать предложения по развитию акционерных обществ в Республике Беларусь.

Задачи курсовой работы:

1) изучить теоретические аспекты управления акционерным обществом;

2) провести анализ развития акционерных компаний в зарубежной практике;

5) разработать рекомендации по совершенствованию системы управления акционерным обществом в Республике Беларусь.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа.docx

— 169.26 Кб (Скачать документ)

     Например, вокруг Deutsche Bank AG группируются такие  известные промышленные концерны как Bosch, Siemens; а вокруг Dresdner Bank AG – Hochst, Grundig, Krupp. В свою очередь, вокруг относительно устойчивого ядра – концерна группируется множество крупных и средних компаний. В среднем головные холдинги корпораций владеют акциями и контролируют деятельность около 150 компаний.

     В связи с этим, отношения внутри корпорации во многом определяются политикой, проводимой банком. В Германии существуют и такие корпорации, где центральным  звеном является промышленное объединение (концерн), хотя банковский капитал  имеет несколько равных ему по силе и значению представителей.

     Рассматривая корпорации Германии, можно сделать вывод, что это не жесткие конструкции, а довольно гибкие образования, маневренность которых в значительной степени обеспечивается банками.

     Корпоративные объединения США. Американская модель корпорации создавалась с учетом рыночно ориентированной финансовой системы, на основе развитого рынка капитала, широкого набора различных финансовых инструментов. Так, в США около 100 высоко интегрированных многоотраслевых корпораций определяют, в основном, характер американской экономики. Согласно официальным данным, на их долю приходится от 55 до 60% ВНП США. Здесь занято 45% рабочей силы. Сюда направляется до 60% инвестиций. Каждая из 100 обследованных американских корпораций насчитывает в своем составе предприятия 25 отраслей, 35 корпораций работают в 32 отраслях промышленного производства, 10 – в 50.

     Промышленные  предприятия Америки увеличивали  свой капитал главным образом  за счет новых эмиссий акций. Поэтому  практически отпадала необходимость  в долгосрочном кредитовании как  способе увеличения их основного  капитала. Функции банков сводились  лишь к аккумулированию сбережений, предоставлению краткосрочных кредитов, осуществлению на внешнем рынке  операций с ценными бумагами, но без непосредственного участия  в управлении предприятиями.

     В настоящее время в США получили распространение два основных типа корпорации. В первом случае консолидирующим  ядром группы выступает банковский холдинг, во втором – производственно-технологический  комплекс.

     К наиболее известным корпорациям  США, основу которых составляют крупнейшие финансовые институты, относятся группы «Chase», «Morgan», «Melon», «Liman-Goldman, Sax» и др. [12]

     Ко  второму типу корпораций, основу которых  составляет крупная промышленная компания, можно отнести корпорации «General motors», «Du Pont», «General electric», «Ford motors», «АТ&Т» и другие, которые в свою очередь владеют банками и финансовыми компаниями. Вместе с тем это не «карманные» банки, выполняющие функции внешней бухгалтерии и выступающие в качестве инструмента привлечения дешевых кредитов. Это крупные, самостоятельные учреждения с интересами, выходящими далеко за пределы собственной корпорации. Характерная черта данных корпораций – преобладание вертикальной составляющей над горизонтальной.

     Модель  японской корпорации. Японский промышленный комплекс базируется сегодня на шести равновеликих корпорациях (японский аналог корпорации – сюданы): «Mitsubishi», «Mitsui», «Sumitomo», «Daishi Kangin», «Fue», «Sanwa», которые были образованны по определенным общим принципам.

     В соответствии с официальными данными, совокупный годовой объем продаж шести групп-гигантов составляет примерно 14 – 15% валового национального продукта страны. Если считать, что общий годовой  оборот достигает 4 трлн. долл., то на эти  корпорации приходится более 500 млрд. Они  контролируют (с учетом входящих в  них компаний) примерно 50%, а по некоторым  оценкам – и до 75% промышленных активов страны. На торговые фирмы  сюданов приходится более половины экспортно-импортных операций, их доля в импорте отдельных товаров  достигает 90%. Коммерческие и трастовые  банки корпораций контролируют около 40% общего капитала всей банковской системы  страны, а страховые компании – 55% всего страхового капитала.

     Сюданы  представляют собой самодостаточные, универсальные многоотраслевые  экономические комплексы, включающие в свою организационную структуру  финансовые учреждения (банки, страховые  и трастовые компании), торговые фирмы, а также набор производственных предприятий, составляющих полный спектр отраслей народного хозяйства.

     В качестве консолидирующего ядра японских корпораций с самого их появления  после второй мировой войны и  по настоящее время выступают  компании тяжелой и химической промышленности. Широкое использование корпорациями привлеченных средств – одна из причин японских экономических достижений. Поэтому обязательным членом корпорации, а по многим оценкам, и стержнем является крупнейший банк, контролирующий большую  сеть филиалов и дочерних банков. Благодаря  вхождению кредитно-финансовых институтов в корпорации достигаются стратегические выгоды, связанные в первую очередь  с повышением мобильности развития и реализации технологического потенциала всей группы.

     Кроме того, обязательным членом корпорации является также универсальная торговая фирма. По масштабам своих торговых и информационных сетей и объему деловых операций торговые фирмы  относятся к числу крупнейших в мире и играют важную роль в  корпорации.

     Промышленные  объединения, входящие в корпорации, построены, как правило, по принципу вертикальной интеграции (японский вариант  называется «кэйрэцу»). Под эгидой головной фирмы собрано множество подчиненных ей дочерних (в единстве они образуют своего рода верхний ярус вертикальной интеграции). Всего таких ярусов насчитывается до четырех, поскольку многие дочерние фирмы имеют под своим началом другие, включая всевозможные субподрядные. 

     2.2 Результаты анализа 

     Обобщая все вышесказанное, необходимо отметить, что в странах с развитой рыночной экономикой акционерная компания является основным организационным звеном экономики. Четкая организация внутрифирменного управления позволила развитым капиталистическим странам завоевать сильные позиции на внутренних и внешних рынках.

     Из  всего вышесказанного вытекает ряд  особенностей, отличающих АО от других форм организации бизнеса:

     - Акционеры являются законными  владельцами общества, которым принадлежит  вся прибыль. В то же время  ответственность акционеров ограничена  стоимостью принадлежащих им  акций;

     - Ограниченная ответственность позволяет  акционерному обществу привлекать  капитал большого числа лиц,  не участвующих в текущем управлении  обществом. Таким образом, для  акционерного общества характерно  отделение собственности от текущего  управления. Последнее осуществляется  наемными менеджерами;

     - Собственность в акционерном  обществе легко переходит из  рук в руки посредством отчуждения  акций.

     По  названным причинам акционерное общество - это та форма организации бизнеса, которая позволяет легко и в короткие сроки мобилизовывать значительный капитал. Она в наибольшей степени соответствует крупному производству. Поэтому основная масса продукции в рыночной экономике производится акционерными обществами.

 

      3 Предложения по  развитию акционерных  компаний в отечественной  практике 
 

     В последнее время в Республике Беларусь, в связи с растущей потребностью в привлечении инвестиций, это  в первую очередь касается акционерных  обществ, возрастает необходимость  совершенствования системы управления, неотъемлемым элементом которого является повышение эффективности деятельности совета директоров.

     Целью повышения эффективности работы совета директоров является создание информированного, вовлеченного и руководящего совета директоров, который активно  участвует в стратегическом планировании, предоставляет собственникам эффективные  механизмы контроля наемного менеджмента  и способствует соблюдению прав и  законных интересов акционеров компании.

     Под эффективностью совета директоров следует  понимать совокупность основополагающих факторов, наличие (внедрение) которых  оказывает влияние на деятельность предприятия  в целом, обеспечивая  достижение поставленных перед ней  целей, улучшение ее имиджа, более  эффективную защиту прав и законных интересов ее акционеров и, как следствие, рост стоимости бизнеса.

     Единой  формулы повышения эффективности  деятельности совета директоров не существует. Акционерному обществу необходимо прежде всего повысить качество управленческих решений и создать должную  систему взаимодействия совета директоров с менеджментом компании. 

     Для повышения системы эффективности  управления акционерных обществ  в Республике Беларусь автором предлагается три возможных решения:

     1. Привлечение независимых директоров.

     2. Преобразование ЗАО в ОАО.

     Реализация  этих двух решений является гарантом привлечения инвестиций.

     3. Создание современной системы управления, основанной на согласовании функций управления и делегировании полномочий не только по вертикали, но и по горизонтали, то есть создание матричных структур управления.

     Наличие в совете директоров независимого директора, не связанного какими-либо интересами с акционерами и менеджментом, — непременное условие для  получения листинга организации  на многих биржах (в рыночный условиях при развитом рынке ценных бумаг). Для потенциального партнера очень  важно видеть, что бизнес-модель компании прозрачна и понятна. Этот фактор позволяет инвестору минимизировать риски потери денег при вхождении  в бизнес. Для него наличие независимого директора — гарантия того, что  механизм принятия решений в компании «не зациклен» на одном человеке — управленце и главном акционере.

     Привлечение независимых директоров — довольно действенный метод адекватно  оценить ситуацию по эффективному управлению организацией. Ведь директор и собственник  не может быть семи пядей во лбу, и во многих ситуациях ему нужен  хороший консультант. Это действенный  способ обращаться за советами к известным  специалистам в своей области  — к примеру, в области взаимоотношений  с банковскими институтами, силовыми структурами и т. д.

     В функции независимого директора  входит обеспечение прав и интересов  акционеров компании, в первую очередь  миноритарных, соблюдение компанией  принципов открытости, прозрачности, обеспечение эффективности системы  корпоративного управления, контроль за деятельностью исполнительных органов. Также в функции независимых  директоров может входить участие  в связях с инвесторами, использование  их опыта и знаний в определенных бизнес-направлениях для реализации стратегии развития компании, использование  деловых связей и знакомств в  интересах бизнеса.

     Правда, тут есть проблема: в Республике Беларусь пока еще не сформирован  рынок независимых директоров. Ведь такой специалист должен представлять собой авторитетное и желательно известное лицо, к мнению которого с уважением прислушивались бы все  участники рынка. Но таких пока, к  сожалению, немного. Как правило, хороший, сведущий специалист уже работает в  штате той или иной компании. Серьезный  вопрос, связанный с привлечением независимого директора, — это соблюдение конфиденциальности. Пока никто не в состоянии дать гарантию, что  независимый специалист, посвященный  во все секреты крупной фирмы, не расскажет о них впоследствии конкурентам, а те, в свою очередь, не используют полученную информацию в личных корыстных целях.

     “Преобразование”  ЗАО в ОАО оправдано, если организации  требуются дополнительные инвестиции, которых у акционеров ЗАО нет.

     Отличие ЗАО от ОАО:

     - в ЗАО акции распределяются  только между его учредителями, заранее оговоренного круга лиц;

     - число акционеров оговаривается  законом, в настоящее время  оно не может превышать 50 человек;

     - уставной капитал не может  превышать установленной законом  величины (100-кратный размер минимальной  оплаты труда);

     - В ЗАО существует проблема  инвестирования, так как учредители  зачастую не вкладывают дополнительные  средства (в связи с их отсутствием  или желанием вложить в разный  бизнес).

Информация о работе Развитие акционерных компаний в практике развитых экономических стран