Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 18:34, дипломная работа
Почему в современном бизнесе столь серьезная роль отводится изучению и определению организационной культуры? Потому что в ней теперь видится не просто идея, позволяющая объяснить многие организационные явления, но и нечто такое, с помощью чего руководители могут создать более эффективную организацию.
ВВЕДЕНИЕ.
Почему в современном бизнесе столь серьезная роль отводится изучению и определению организационной культуры? Потому что в ней теперь видится не просто идея, позволяющая объяснить многие организационные явления, но и нечто такое, с помощью чего руководители могут создать более эффективную организацию.
Организационная культура-это явление, которое заслуживает самостоятельного изучения, форма существования организации и проявления ее поведения во внутренней среде и по отношению к субъектам внешней среды. Актуальная область изучения для социальной психологии, организационного поведения и многих других научных дисциплин, а так же для предпринимателей, менеджеров и руководителей всевозможных предприятий и компаний.
Перед началом написания своего исследования я задался вопросом: ”От чего зависит уровень развития организационной культуры в конкретной компании: от структуры или типа руководства, от кадровой политики или корпоративного управления?” На самом деле все перечисленные факторы являются составляющими элементами такой системы, как организационная культура, однако достаточно ли этого.
Почему компании, находящиеся в одинаковых условиях и управляемые руководителями, имеющими сходное происхождение, со временем становятся столь непохожими друг на друга? Возможно, существует некий “духовный” фактор, наполняющий всех сотрудников компании пониманием того, что их организация создана для того, чтобы быть весомой частью конкретного рынка и общества в целом.
Цель моего исследования состоит в определении организации, как своеобразного творения ее основателя, лидера, в которой, как в любом произведении, отражаются особенности личной культуры автора, его моральный дух, взгляды и заблуждения.
В первой части содержатся теоретические аспекты о происхождении организационной культуры, истории ее развития, способах формирования и степени влияния на организацию. Множественные исследования объясняют организационную культуру как комплекс дисциплин, изучающих организационное поведение, деловую этику, философию бизнеса и корпоративное управление.
Во второй части я поставил задачу проследить на примерах нескольких компаний, насколько зависит успех организации от того, кто руководит бизнес-процессом, какой выбран путь развития и на что необходимо ориентироваться для достижения поставленных целей.
Объектом исследования являются производственные отношения и коммуникации, в среде которых и формируется организационная культура. Выделяются формы, типы, методы формирования и способы воздействия на внутреннюю и внешнюю среду организации.
Предмет изучения, в большей степени, проявляется в аналитической части работы, где я рассматриваю роль руководства и идеологию управления, как основополагающий элемент, который влияет на формирование организационной культуры и уровень её развития. Лидерство - значимый фактор достижения успеха в развитии тех ценностей и приоритетов, которые двигают организацию вперёд. Сильный, идейный руководитель ведет за собой компанию, создает идеологию, побуждающую сотрудников к действиям, собирает воедино все составные элементы управления.
Стоит так же заметить, что часто встречается такое понятие, как корпоративная культура. Обычно, под ним понимается структурный элемент организационной культуры, отвечающий за координацию коммуникаций среди сотрудников и оказывающий влияние на чувство ответственности за результат совместной деятельности в организации. Понятие организационной культуры имеет больший охват.
Культура человечества веками формируется за счет систематизации знаний, накопленных человеком. В современном постиндустриальном обществе, где уровень технического и научного прогресса достигает невероятных высот, люди начинают сильнее зависеть от общественно-производственных отношений. Ежедневно инновации проникают во все части нашей жизни, тем самым становясь частью человеческой культуры. Иногда создается ощущение, что компании с наиболее развитой организационной культурой чувствуют себя в обществе и на рынке совсем не так, как остальные участники социально-экономических отношений. Это связано, прежде всего, с тем, что эти компании стали неким символом современности. Такие организации стремятся к тому, чтобы становиться все лучше, выходить на качественно новый уровень своих товаров и услуг. Их миссия, сформированная несколько десятков лет назад, до сих пор живет.
ГЛАВА 1
Культура как категория
Термин «культура» возник от латинского «cultura», то есть возделывание, воспитание, образование, развитие. Жан-Жак Руссо, представитель французского Просвещения, трактовал культуру как то, что отдаляет человека от естественной природы. Немецкие просветители наоборот, считали, что культура – переход человека от животного состояния к общественному укладу. И.Г.Гердер считал, что культура – ступень совершенствования человека, прежде всего ступень развития наук и просвещения. Культура Гердера – то, что сплачивает людей, выступает стимулом развития. К.Маркс в конце ХIХ в. расширил понятие культуры, включив в него не только духовные, но и материальные составляющие.
Английский ученый Эдуард Тайлор впервые определил культуру как сложное образование, состоящие из знаний, верований, искусства,нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества. Освальд Шпенглер рассматривал культуру как динамичное явление, находящееся в развитии, и имеющее определенные стадии жизненного цикла, как и биологический организм. Зигмунд Фрейд определял культуру как продукт биологических впечатлений, которые сублимируются (сноска)(1 Сублимация - психический процесс преобразования и переключение сексуальной и аффективной энергий индивида на социальную деятельность и культурное творчество) Соответственно, чем больше сублимация, тем выше уровень культурного развития. Таким образом в понятие культуры была введена личность человека.
Философский словарь дает такое определение культуры: культура - это совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и
создаваемых человечеством, характеризующих исторически достигнутую
ступень в развитии общества. В более узком смысле принято говорить о материальной культуре (техника, производственный опыт, материальные
ценности), и о духовной культуре (производство, распределение и потребление духовных ценностей в области науки, искусства, философии,
морали, просвещения и т.д.).
Рассматривая основные случаи и контексты употребления термина
«культура», мы сталкиваемся с современным пониманием культуры как
культуры исторической эпохи, национальной культуры, культуры
специфических сфер деятельности человека.
Культура включает в себя материальные (машины, здания и
сооружения и т.д.) и нематериальные з(нания, умения, навыки,
мировоззрение, нравственные и эстетические уровни развития и т.д.)
результаты деятельности людей.
Русский мыслитель Николай Бердяев в статье «Человек и машина»,
опубликованной в 30-е гг ХХ века писал, что существует 3 типа жизни
человека: природная, культурная, и связанная с техникой. При преобладании
первого типа общество остается на первобытном уровне, при преобладании
третьего - теряет духовность и гибнет, и только культура соединяет
природное и техническое, поддерживая гармонию. Все это можно сказать и
применительно к организации: организации в современных условиях должны
акцентировать внимание не только и не столько на технической стороне
(оборудование, технологии), сколько на своей культуре и людях, которые в
ней работают.
К пониманию сущности и содержания организационной культуры
существуют различные подходы. Все определения организационной
культуры можно разделить на три группы:
1-я группа: определения-характеристики деятельности организации и
ее членов;
2-я группа: определения, содержащие перечисление элементов
организационной культуры;
3-я группа: определения, трактующие организационную культуру как
целостную категорию.
Сравнительная таблица основных определений организационной культуры
Авторы | Содержание определений |
Определения - характеристики деятельности организации и ее членов | |
Д.Олдхэм | Методы выполнения работы и то, как обращаются с людьми в этой организации. |
Э.Шейн | Коллективные базовые представления, обретаемые группой в процессе внешней адаптации и внутренней интеграции. Культура и лидерство являются по сути двумя сторонами одной монеты, культуры порождаются лидерами, навязывающими группе свои собственные ценности и представления. |
Б.З.Мильнер | Представления и подходы к постановке дела, формы отношений к достижению результатов деятельности. |
Определения, содержащие перечисление элементов организационной культуры | |
Просто перечисляющие набор компонент, входящих в организационную культуру | |
Д.Хэмптон | Понятия, знания, ценности, материальные предметы, формальные законы и неформальные обычаи. |
Д.ГибсонД.Иванцевич | Признанные ценности, убеждения, нормы и формы поведения в организации. |
Д.Ньюстром и К.Дэвис | Набор разделяемых понятий, ценностей, убеждений, норм. |
Ф.Лютенс | Наблюдаемые регулярные формы поведения, нормы (отношение сотрудников к своей работе), доминирующие ценности, философия (принятые в организации отношения сотрудников между собой, отношения к клиентам), правила, организационный климат |
Определения, отражающие характер воздействия компонент на организацию | |
К.Камерон и Р.Куинн | То, что ценно для организации, каковы стили ее лидерства, язык и символы, процедуры и повседневные нормы, как определяется успех. Все то, что определяет уникальность характера организации. |
П.Вейлл | Система отношений, действий, артефактов, которая выдерживает испытания временем и формирует у членов данного культурного общества довольно уникальную общую для них психологию. |
Ф.Харрис и Р.Моран | Осознание работниками себя и своего места в организации; способы и язык общения в организации; внешний вид работников, их поведение, верования; организация питания, обучения и развития; отношение ко времени; характер отношений между людьми разного ранга, интеллекта, опыта и т.д.; ценности организации, трудовая этика и мотивация |
Д.Элдридж и А.Кромби | Уникальная совокупность норм, ценностей, убеждений, образцов поведения и т.п. которые определяют способ объединения групп и отдельных личностей в организацию для достижения поставленных перед ней целей |
Определения, трактующие организационную культуру как целостную категорию | |
М.Мескон | Атмосфера или социальный климат в организации |
Э.Джакус | Образ мышления и способ действия, которые должны быть усвоены и хотя бы частично приняты новичками, чтобы новые члены коллектива стали “своими” |
Принципиальным является то, что организационная культура должна
быть воспринята всеми членами организации. Центральной составляющей в
большинстве трактовок организационной культуры являются ценности
организации. Организационная культура — это идеология управления и
организации социально-экономической системы, направлена на повышение трудового потенциала системы и выражает основные ценности организации.
Под идеологией управления понимается система взглядов, идей,
связанных с управлением организацией, стратегией ее развития, способами и
методами достижения целей, с деловой этикой организации (то есть с
моральными принципами, нормами, правилами организации, связанными с поведением организации, отношениями с деловыми партнерами,
потребителями, обществом, и т.п.).
Пример 1.1.
Идеологияуправления Minnesota Mining and Manufacturing Company (3M)
(2000г.)
Идеология управления американской компании MinnesotaMiningandManufacturin
Идеология управления определяет и структуру фирмы: в ее составе 40 отделов, занимающихся различными направлениями НИОКР и производства. Каждый отдел наделен полномочиями в принятии самостоятельных решений: определении направлений исследований, объема инвестиций, численности персонала, в формировании системы оплаты, в работе с поставщиками и потребителями. Одновременно с полномочиями
отделам делегируется и ответственность за результат. Являясь лидером в производстве новых, только разработанных товаров, 3М минимизирует риски финансовых потерь в результате сокращения жизненного цикла