Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 18:34, дипломная работа
Почему в современном бизнесе столь серьезная роль отводится изучению и определению организационной культуры? Потому что в ней теперь видится не просто идея, позволяющая объяснить многие организационные явления, но и нечто такое, с помощью чего руководители могут создать более эффективную организацию.
в четко определенных и очерченных функцияхи обязанностях каждого члена
организации; в таких компаниях четко распределена власть и полномочия;
жесткие обезличенные требования к должности обеспечивают прием на
работу только квалифицированных специалистов. Преимущество бюрократической организации в иерархии, субординации, в том, что управление основывается только на письменных приказах и распоряжениях.
В бюрократических организациях существуют четкие стабильные ипростые правила, которые любой может быстро понять и запомнить. За счет
этих качеств, по мнению М.Вебера, достигается максимальная эффективность организации, уменьшение трений в коллективе, снижения
затрат материальных и человеческих ресурсов. Главная положительная черта
бюрократии – ее полная обезличенность. Бюрократический тип организационной культуры имеет свои положительные черты, и в некоторых случаях оправдан (например, при необходимости установления более жесткого контроля, упорядочения деятельности организации, при недостаточно высоко квалифицированном персонале, в крупных организациях с линейно-функциональной организационной структурой и т.д.).
В Приложении 2 приведены специальные формы для определения типа организационной культуры по трем укрупненным признакам.
Влияние организационной культуры на деятельность организации
Вопрос влияния организационной культуры на развитие и деятельность организации достаточно широко рассматривался зарубежными исследователями. Ведь высокий интерес к феномену организационной культуры был вызван именно проблемой, что же делает ведущие американские корпорации такими эффективными и успешными.
Американские исследователи Т. Питерс и Р. Уотерман выявили ряд черт организационной культуры, которые способствуют успеху организаций:
– решения принимаются даже в условиях нехватки информации;
– центральным моментом организационной культуры является
удовлетворённость потребителя;
– поощрение самостоятельности и инициативности;
– человек воспринимается как важнейшая ценность и актив
организации;
– руководители организации регулярно посещают управляемые ими
объекты и непосредственно общаются с подчинёнными на местах их
работы;
– строгая ориентация на основную деятельность, диверсификация не
поощряется;
– простота организационной структуры, немногочисленный штат
управления; сочетание гибкости (за счет минимума контроля и
вмешательств руководства) и жёсткости (за счет общих ценностей) в
организации.
В.Сате создал модель влияния организационной культуры, в рамках которой рассматривает влияние на организационную жизнь через шесть процессов:
• принятие решений;
• контроль;
• коммуникации;
• посвященность организации;
• восприятие организационной среды;
• оправдание своего поведения.
При этом В. Сате выделяет два уровня организационной культуры: поверхностный (образцы организационного поведения) и подповерхностный (ценности). Первые три процесса (принятия решений, контроля, коммуникаций) соотносятся с поверхностным уровнем организационной культуры, а следующие три - с подповерхностным уровнем. Эффективность функционирования организации зависит от того, как протекают указанные выше процессы.
Американский социолог Т.Парсонс разработал обобщенную модель взаимосвязи организационной культуры и результатов деятельности организации - модель AGIL.
Т.Парсонс выделил ряд функций, которые любая социальная система, в том числе организация, должна выполнить, чтобы выжить и добиться успеха: адаптация (Adaptation); достижение целей (Goalachievment); интеграция (Integration); легитимность (Legitimate). Для выживания и успешной деятельности организация должна обладать способностью к адаптации к условиям внешней среды, достигать поставленных целей, интегрировать свои части в единое целое и быть признанной людьми и другими организациями. Т.Парсонс называет ценности организации наиболее важными средствами выполнения указанных функций: для успешной деятельности необходимо, чтобы разделяемые в организации верования и ценности способствовали адаптации, достижению целей, объединению и полезности людям и другим организациям.
Модель Т. Парсонса была развита Р. Квином и Дж. Рорбахом в их модели, получившей название «Конкурирующие ценности и организационная эффективность». Влияние организационной культуры рассматривалось ими в трёх измерениях, названных конкурирующими ценностями:
1. Интеграция/Дифференциация: предпочтение контроля (стабильности, порядка, предсказуемости) или гибкости (нововведений, изменений).
2. Внутренний фокус/Внешний фокус: преобладание в организации интереса к внутренним проблемам (скоординированность и удовлетворённость работников), или к укреплению положения организации во внешней среде.
3. Средства/Инструменты - Результаты/Показатели: степень внимания на процессы и процедуры (планирование, установление целей и др.), и на конечные результаты и их показатели (производительность, эффективность и др.).
Современным швейцарским исследователем Д.Дэнисоном была разработана модель влияния организационной культуры на эффективность организации, которая заключается в описании взаимосвязанного воздействия на эффективность организации четырех факторов организационной культуры: вовлеченности, согласованности, адаптивности и миссии.
В данной модели под эффективной организацией понимается организация, способная разрешать проблемы внутренней интеграции и внешней адаптации. Вовлеченность – это состояние, при котором сотрудники чувствуют, что их деятельность тесно связана с целями организации, что они наделены полномочиями, что ценится работа в команде и приоритет отдается развитию человеческих способностей. Согласованность – высокий уровень интеграции и координации. Адаптивность – состояние, при котором организация гибко реагирует на требования покупателей, принимает риски, учится на своих ошибках и способна к изменениям. Миссия – описание целей сложившегося в организации представления о будущем.
Влияние организационной культуры на деятельность организаций должно рассматриваться в единстве пяти направлений, а именно:
1) на процессы, протекающие в организации;
2) на структуру организации.
3) на поведение организации;
4) на конкурентоспособность;
5) на общую результативность деятельности организации.
Такой подход позволит учесть и проанализировать совокупное воздействие организационной культуры на фирму, включая все аспекты деятельности и жизни организаций, даст цельное его понимание.
Влияние организационной культуры на внутриорганизационные процессы: общения (коммуникаций), принятия решения, карьеры, социализации, производства и трудовой процесс.
Процесс коммуникаций (общения) – это передача информации и понимания с использованием словесных и несловесных символов. Коммуникационная деятельность – это деятельность по передачи информации от источника к получателю.
Влияние организационной культуры на процесс коммуникации и коммуникационную деятельность представлены в табл. 1.2
Таблица 1.2
Влияние организационной культуры на процесс коммуникации
Вид коммуникаций | Показатели влияния организационной культуры | |
По вертикали | Сверху вниз (приказы, распоряжения, инструкции руководящего аппарата и т.п.) | Формы контроля, иерархия управления, культура труда и отношений «начальник-подчиненный», значимость символов статуса, занимаемой должности |
Снизу вверх (обратная связь в ходе производства, реализации продукции; внесение рацпредложений и т.п.) | Система диалога и связи с руководством, внесения рацпредложений; групповое принятие решений, генерирование идей | |
По горизонтали | Между подразделениями (через выполнение функций) | Кооперация, сотрудничество, работа в команде, доступность ресурсов для всех подразделений, ротация |
Межличностные | Правила поведения, требования к внешнему виду работников, трудовая этика | |
Формальные (приказы, распоряжения, выполнение служебных обязанностей и функций и др.) | Степень управленческого вмешательства, посещение руководством управляемых ими объектов, общение с подчиненными | |
Неформальные (личные отношения между работниками, слухи, неформальные обычаи и т.п.) | Легенды, истории, традиции, обычаи, легенды и т.д., распространенные в организации | |
Для всех видов коммуникаций | Специфический язык Однозначность восприятия и понимания информации Осуществление обратной связи |
Глава 2
Первая глава была посвящена определению содержания организационной культуры как отдельной научной категории, ее типы и формы проявления. Во второй части, акцент будет перенесен на руководство, и, прежде всего, на ту роль, которую оно играет в формировании и укреплении организационной культуры. В самом начале своей работы я ставил следующий вопрос: “Почему некоторые организации, находящиеся в похожих условиях и управляемые руководителями, имеющими сходное происхождение, со временем становятся столь непохожими друг на друга?” Ответ, как мне кажется, кроется в самом процессе создания организации.
Культура, как правило, имеет три основных источника:
1. Взгляды, ценности и представления основателей организации.
2. Общий, коллективный опыт, полученный в процессе создания и развития организации.
3. Новые ценности и взгляды, которые возникают в процессе смены поколений, привнесенные новыми членами организации, как руководителями, так и обычными сотрудниками.
Хотя все перечисленные источники по-своему важны, решающую роль в процессе создания организационной культуры играет влияние основателей, которые не просто определяют миссию компании, но и формируют свою команду, члены которой объединены одной идеей и целью. Учредители обычно оказывают решающее влияние на исходное определение и решение проблем адаптации компании во внешней среде и внутренней интеграции. Поскольку они обладают оригинальной идеей, то, как правило, имеют и собственное (обусловленное их культурной историей и личностью) видение того, каким образом они будут претворять эту идею в жизнь.
Процесс формирования культуры является процессом создания малой группы. В коммерческих организациях он может быть представлен в виде следующей последовательности шагов
1. Основатель выдвигает основную идею создания нового предприятия.
2. Основатель привлекает к созданию предприятия одного или несколько индивидов и формирует группу единомышленников, разделяющих видение, ценности и убеждения создателя.
3. Группа приступает к согласованной деятельности, создавай фонды, регистрируясь, определяя место и рабочее пространство.