Развитие орг культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 18:34, дипломная работа

Описание

Почему в современном бизнесе столь серьезная роль отводится изучению и определению организационной культуры? Потому что в ней теперь видится не просто идея, позволяющая объяснить многие организационные явления, но и нечто такое, с помощью чего руководители могут создать более эффективную организацию.

Работа состоит из  1 файл

Глава 1 рео.doc

— 229.50 Кб (Скачать документ)

многих  товаров  за  счет  разработки  технологий,  позволяющих  производить  несколько товарных позиций. Если какой-либо товар не приносит прибыль, позволяющую покрыть расходы  на  его  разработку  и  производство,  компания  может  быстро  перестроиться  в рамках той же технологии на производство другого товара. Четкость,  доступность  для  понимания  основных  положений  идеологии сотрудниками  всех  уровней  в  любой  стране,  где 3М  имеет  свои  представительства, позволяет  добиться  единой  организационной  культуры,  и,  как  следствие – высокой управляемости подразделений компании при минимуме контроля.

Идеология управления проявляется в миссии и целях организации; она

оказывает существенное влияние на отношение работников к организации и

организации к своему персоналу (условия труда, социальные гарантии и др.),

на  основные  принципы  деятельности (труда)  работников  и  организации  в

целом,  на  совокупность  позиций  организации  относительно  общества,

деловых  партнеров,  потребителей  и  т.п.,  то  есть,  на  мировоззрение

организации  по  отношению  к  внешней  и  внутренней  среде.  Ценности

организации –  это  значение  определенных  материальных  предметов,

действий, явлений для организации в целом и для ее работников.Они  являются  своеобразным  ориентиром  для  работников  и организации в целом в процессе их деятельности, при принятии решений и т.д.

Организационная  культура  тесно  связана  с  такими  понятиями,  как

корпоративная  культура,  деловая  этика,  философия  бизнеса,

организационное поведение.

Термин «корпоративная культура» возник в США, когда исследователи

стали  изучать  параметры  деятельности  американских  корпораций,  которые

делают  их  успешными  и  процветающими.  Каждое  из  подразделений

корпорации, часто расположенных в различных географических регионах, и

каждый уровень в их структуре могут формировать собственную культуру.

Поэтому,  в  данном  контексте,  под  корпоративной  культурой  следует

понимать культуру именно корпорации. 

В то же время, в современной экономической теории возникло новое

понимание  корпорации  как  объединения,  сообщества  во  всех  формах

организации бизнеса (предприятие, фирма, компания и т.п.) с определенными

нормами, принципами, положением в обществе и специфическими целями и

интересами. 

Тем  не  менее,  понятие «организация»  является  более  емким,  так  как

включает  в  себя  не  только  коммерческие  организации,  осуществляющие

предпринимательскую  деятельность,  но  и  различные  некоммерческие

структуры. В связи с тем, что культура присуща любым организациям, а ее

содержание, функции, механизм формирования является универсальным, термин «организационная культура» считается более общим, включающим в

себя и корпоративную культуру.Предметом этики, в том числе и деловой, является мораль. Мораль, в

свою  очередь,  выполняет  функцию  регулятора  поведения  человека,

общества. То есть, говоря о деловой этике, подразумеваетсядопустимые и

недопустимые  нормы  поведения  в  деловом  сообществе.  Подобные  нормы,

правила  определяются  идеологией  управления,  то  есть  организационной

культурой. 

Под  организационным  поведением  понимается  поведение  индивида  в

организации,  групповое  поведение,  межгрупповые  и  межличностные

отношения,  отношения  группы  и  индивида.  Предметные  области

организационного  поведения  и  организационной  культуры  пересекаются: 

наука «организационное  поведение»  занимается  поиском  и  установлением

общих  законов  поведения  и  отношений  индивида,  группы  в  организации,

организационная  культура – устанавливает  правила  и  нормы  поведения,

формирует  отношения  и  связи  между  работниками  и  подразделениями

организации. 

Организационное поведение интересуют вопросы лидерства, власти в

организациях,  структуры  мотивации  персонала.  Организационная  культура

формируется  лидерами (формальными – руководителями  организаций,  и

неформальными),  в  то  же  время  она  оказывает

сильное воздействие на мотивацию работников.

Следовательно,  организационное  поведение  является  внешним

проявлением организационной культуры и во многом определяется ею.

Исходя  из  определения  философии  - науки  о  бытие,  можно

утверждать, что философия бизнеса – это совокупность правил, по которым

должна  существовать  организация,  то  есть,  идеология  управления.

Следовательно,  философия  бизнеса  и  организационная  культура  по  своей

сути являются тождественными понятиями

Важно  также,  что  культура – категория  чисто  человеческая,  и

организационная  культура  формируется  в  сознании  человека – работника

фирмы,  он  является  ее  носителем  и  распространителем.  Поэтому,

воздействие  организационной  культуры  непосредственно  направлено  на

человека,  а  через  него  уже  на  производственный  процесс,  качество

продукции и т.п.

 

 

История развития.

 

Организационная культура возникает и развивается по законам, схожим с

законами  развития  культуры  человеческого  общества,  группы  людей, каждого отдельно взятого человека. Она представляет собой часть культуры

нации, региона, государства, общества и во многом ими определяется, точно

также  как  фирма – это  часть  более  крупного  сообщества  людей  на  уровне

государства, нации, нескольких государств и т.д. 

Процесс изменений в культуре в наибольшей степени определяется сменой

ценностных  ориентаций,  которые  происходят  в  социальной  группе –

обществе,  государстве,  организации.  Направление  движения  в  процессе

развития  культуры  задает  ценностная  доминанта (то  есть  преобладающие

ценности),  следовательно,  изменение  ценностей  организации  неизбежно

приведет к изменению организационной культуры.

В  целом,  история  развития  культуры  может  быть  представлена  как постепенное  усиление  индивидуального,  субъективного  начала  личности

человека.

В  западных  культурах  сегодня  доминирует  крайняя  субъективизация сознания  и  абсолютизация  свободы  личности.  В  культурах  Востока индивидуализм  низкий,  они  находятся  в  состоянии «собственного  средневековья», то есть коллективного самосознания с приоритетом религии,

патриотизма,  почитания  старших,  авторитаризма,  иерархичности  и  т.д.

Африканские культуры схожи с культурами Востока и тяготеют к групповым

ценностям с сохранением жесткой иерархичности, культом мужественности

и  мощи,  авторитарной  властью  в  обществе,  значимой  роли  религии, развитым  коллективизмом.  Для  России  характерно  коллективное  начало,

идеи  единства  и  общности  всего  человечества,  особенности  исторической миссии  России.  Однако  в  настоящее  время  возникают  такие  ценности,  как индивидуальность,  финансовое  благополучие,  преуспевание,  образование, приоритет  молодежи.  Культуру  России  можно  определить  как  среднюю между  западной (культурой  индивидуализма)  и  восточной (культурой коллективизма),  то  есть  как «коллективный  индивидуализм».

 

 

 

 

Исследования  в  области  организационной  культуры  имеют  довольно

долгую историю.

Появление  самого  термина «организационная  культура»  и  его тщательное  детальное  изучение  можно  датировать 70-ми  гг.  ХХв.  Это

обусловлено  возникновением  новых  условий  хозяйствования,  динамизмом, растущей  неопределенностью  внешней  среды,  научно-техническим прогрессом,  с  ростом  образования  персонала,  изменением  мотивации работников. С развитием рыночной экономики интерес к культурным особенностям организации был вызван переоценкой роли персонала в деятельности предприятия.Существенный шаг вперед в исследовании организационной культуры как феномена, определяющего деятельность организации, был сделан в 80-х годах XX века Эдгаром Шейном.

Выделяется  три  школы  изучения  организационной  культуры,

отличающиеся пониманием ее сущности и  направлением исследования.

Первая  школа – «поведенческая».  Представители  данной  школы  в

изучении  организационной  культуры  отталкивались  от  поиска  и  анализа

закономерностей  создания  общих  ценностей,  понятий,  правил  и  норм

поведения  персоналом  в  процессе  своей  деятельности  в  организации

(например, Р.М.Сайерт и Дж.Г.Марч; Д.Хэмптон)

Вторая школа – «школа эффективности» – акцентировала внимание

на  влиянии  организационной  культуры  на  эффективность  деятельности

организаций (Т.Дил и А.Кеннеди; Томас Дж. Питерс и Роберт Уотерман, и

др.).

В  рамках  третьей  школы – «школы  моделирования» –

организационная  культура  воспринимается  как  самостоятельный  объект

исследования. Представителями разрабатываются модели ее формирования,

предлагаются методики оценки, проводится классификация типов культур и

т.п. (.Э.Шейн, Ч.Хэнди, К.Камерон и Р.Куинн и др.)

 

 

ТАБЛИЦА ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ

 

 

 

Специальные  исследования,  посвященные именно  организационной  культуре,  стали  проводиться  в  США  еще  в 60-е года  ХХ  века.  Традиционно  причиной  роста  интереса  к  организационной культуре  считается  противостояние  западной  и  японской  моделей управления  организациями.  Успех  японских  компаний  на  фоне  спада  в американской экономике в 70-х – начале 80-х гг. объяснялся особенностями японского  менталитета,  национальной  культуры  и  традиций,  во  многом определяющим организационную культуру фирм (сплоченность работников,

их  верность  организации,  приоритет  интересов  компании  над  личными

интересами, др.).

К концу 80-х гг. проблема организационной культуры стала одной из главных в вопросах управления организациями в США и Западной Европе.

Это связано, прежде всего, с появлением на международном рынке довольно

сильного конкурента в области наукоемкой продукции: телекоммуникаций,

информационных  технологий,  электроники,  автомобилестроении  и  т.д. –

японских фирм. 

Практики  и  теоретики  управления  США  и  Западной  Европы  были одними из первых, кто обратил внимание на организационную культуру как

нематериальный  фактор  успешной  конкуренции  в  силу  их  экономического благополучия,  которое  потребовало  от  производителей  поиска  новых способов  привлечения  потребителей.  Помимо  объективных  причин (изменение  рыночной  конъюнктуры,  ужесточение  международной  и внутренней конкуренции, доступность информации, угроза кризисов и т.п.), столь  высокий  интерес  к  организационной  культуре  в  США  и  Западной Европе  был  вызван  продуманным  продвижением  самой  идеи  повышения эффективности  деятельности  организаций  за  счет  создания  этических ценностей,  идеологии  управления,  сплачивающих  коллектив,  гуманизации предприятий и т.д.

Япония  в  силу  национальных  традиций  имеет  развитую  культуру, рыночную  экономику,  развитую  систему  социальных  гарантий.  Клановый уклад  жизни  японцев  определил  и  стиль  управления  организациями – коллективизм,  пожизненный  найм,  авторитет  руководителя,  перенос семейных взаимоотношений на практику управления организациями. Однако коллективный  дух  японцев  сочетается  с  высокой  степенью  внимания  и уважения к человеку как личности. Следует  отметить,  что  в  настоящее  время  в  Японии  происходит пересмотр  идеологии  управления.  Так,  некоторые  японские  компании отказываются  от  пожизненного  найма  новых  сотрудников;  работники отправляются  на  пенсию  как  можно  раньше.  Появляются  мнения,  что коллективное  принятие  решения  снижает  инициативность,  желание  поиска нестандартных  решений;  а  согласие  большинства  вынуждает  признавать данную позицию единственно верной и не позволяет принять другую точку зрения. Среди недостатков японской организационной культуры называются также затрудненный переход работников из одной компании в другую, так как,  во-первых,  до  сих  пор  многие  рабочие  получают  знания,  умения  и навыки,  необходимые  именно  для  этой  организации,  а  во-вторых,  этому препятствует  существующая  система  обнуления  трудового  стажа  при переходе  на  новое  место  работы.  Еще  один  недостаток – система вознаграждений,  основанная  не  на  квалификации,  а  на  старшинстве должности.  Отсюда  под  сомнение  ставится  такая  черта  организационной культуры японских компаний, как верность сотрудников своей организации. В целом сегодня в мире наблюдается тенденция ослабления крайнего индивидуализма и стремление сплотить работников. Это вызвано во многом крайне нестабильной внешней средой, высокой мобильностью  работников,  изменением  производственных отношений и условий и характеристик труда.

Информация о работе Развитие орг культуры