Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 21:15, курсовая работа
Цель работы: Исследование состояния, функционирования, и развития системы профессионального образования отдельных стран мира.
Гипотеза: условия и тенденции развития системы профессионального образования в отдельных странах мира зависят от предъявляемых к ним требованиям, а также от успеха адаптации к новой политической, социальной и экономической действительности.
Задачи:
1. Охарактеризовать современное состояние системы профессионального образования.
2. Выделить основные направления развития профессионального образования.
Введение……………………………………………………………………………………....3
Глава1Основы профессионального образования. Профессиональное образование в России.…………………………………………………………………………………………5
1.1Тенденции развития профессионального образования……………………………………………………………………………………7
1.2 Модернизация системы профессионального образования в России ………………………………………………………………………………………………….9
Глава 2 Формирование профессионального образования в Китае, Японии
и США......................................................................................................................................12
2.1Становление и развитие системы профессионального образования в Китае…………………………………………………………………………………………..12
2. 2Система школ специальной подготовки и многопрофильных школ
в Японии………………………………………………………………………………………15
2.3Система профессионального образования в США…………………………………………………………………………………………...18
Глава3Развитие профессионального образования в Европе……………………………….21
3.1 Основные этапы развития европейского профессионального образования………….21
3.2 Профессиональное образование в Великобритании………………………………………………………………………………24
3.3 Международное сотрудничество Германии в области образования —
Дуальная система профессионального образования……………………………………………………………………………………26
Заключение……………………………………………………………………………………28
Список литературы…………………………………………………………………………...39
Все больше студентов из всех стран мира стремятся пройти 2-х годичный курс профессиональной подготовки в среднем учебном заведении США, так называемом местном колледже, или 'community college'. Именно такие учебные заведения рассматриваются американскими и международными студентами как подступы к высшему образованию в США, но более доступные по цене. Как и многие американцы, только закончившие школы, зарубежные студенты обнаруживают, что такие колледжи предлагают отличные, адекватные и современные программы, упрощенную систему подачи документов, легко переводимую в университетскую систему оценок и зачетов, рациональные цены и комфортные условия проживания и учебы.
Больше 40% всех студентов США, около 11 млн., учатся именно в 'community college'. После окончания таких колледжей студент получает техническое или профессиональное образование, которое можно продолжить и получить университетскую степень бакалавра: легко перезачесть все изученные дисциплины и поступить в 4-х годичный университетский колледж на второй или даже третий курс.
Эти 2-х годичные профессиональные учебные заведения составляют сейчас самый быстрорастущий и крупный сектор в сфере образования США. Более 1,200 колледжей по всей стране аккредитованы теми же агентствами, что и 4-х годичные университетские колледжи и университеты.
Большинство из них предлагает программы стажировок, имеет тесные связи с университетами и профессиональными кругами, промышленностью и бизнесом, своего региона. Они готовят студентов к академическим успехам в будущем или к немедленному найму на работу. Большинство колледжей – государственные, однако есть и частные. Выбор зависит от желаний и возможностей конкретного студента.
Это идеальное решение для тех, кто хочет получить специальность в области инженерии, обработки данных, черчения, офисной работы, авиации, дизайна интерьеров, фотографии, детского развития, здравоохранения и заботы о здоровье, бизнеса, пищевых технологий и проч. А так же для тех, кто хочет продолжить образование и получить степень бакалавра в бизнесе, компьютерных науках и т.д. Широко распространены сертификационные программы в области социальной работы, продаж недвижимости, ухода за больными, компьютерного дизайна.
Глава 3. Развитие профессионального образования в Европе
3.1Основные этапы развития европейского профессионального образования
В истории мировой педагогической мысли особое место занимают идеи профессионального образования подрастающих поколений, ибо на всех этапах своей истории человечество решало важную для себя задачу передачи трудового и профессионального опыта от одного поколения к другому.
Учебные заведения профессионального образования прошли многовековой путь исторического развития. С одной стороны, они оказывали значительное влияние на накопление, сохранение и прогресс культуры и общества в целом и, с другой стороны, на себе ощущали многообразие кардинальных перемен, происходивших в социуме, науке и культуре всех стран и народов.
Начальный период развития
профессионального образования
в Европе восходит к эпохе великих
цивилизаций. В период рабовладельчества
произошло отделение
Расширение торговых связей, развитие экономической активности способствовало образованию учреждений, дающий профессиональное образование во многих европейских странах в XI-XIII вв. К европейскому миру подключался исламский мир, африканские страны и Китай. Контакты между странами различных регионов мира требовали письменной фиксации различного рода соглашений и договоров.
С зарождением капиталистических отношений, прогрессом науки, техники и культуры XIV-XVII вв. усиливается интерес к проблемам профессионального образования, формам его организации и повышению их эффективности. Особое значение приобретают экономические, а затем и социальные аспекты массового вовлечения молодежи в трудовую деятельность в мануфактуре и в ремесленном производстве.
Учреждения профессионального образования, например, во Франции остаются непроницаемыми для новых веяний, и парижская схоластика, возросшая на католицизме, становится предметом насмешек со стороны гуманистов. Этот традиционализм длится примерно до XVIII века, и для большинства учреждений профессионального образования остаются чуждыми новые веяния, вдохновляющие европейскую мысль и находящие гораздо более горячий прием в конгрегационистских коллежах (учебные заведения профессионального образования, находящиеся в ведении религиозных организаций- конгрегации). Статус учреждений профессионального образования изменялся благодаря вмешательству государства, которое ограничивало их автономию, сохранив для них монополию на право присуждать ученые степени. Одним из важнейших явлений этого времени во Франции было то, что конгрегационистские коллежи стали заменять университеты в подготовке элиты.
Профессиональное образование во Франции было представлено и специальными правительственными школами, связанными с армией и другими ведомствами, для которых они готовили кадры, а также факультетами, прежние названия которых были восстановлены в 1808 г.
В конце XVIII в. происходит массовое вовлечение молодежи в производство, что обозначило развитие новых тенденций в подготовке рабочих, это касается перехода от ориентации на знание к ориентации на владение технологией, орудиями, инструментами. Появляются книги, где подробно описываются профессии, машины, механизмы, технологии получения тех или иных вещей. Таким был труд «Театр машин и механизмов» (Париж, 1795). В проектах переустройства человеческого общества, которые предложили социалисты-утописты первой половины XIX в. К.А. Сен-Симон (1770-1825), Ш. Фурье (1772-1837), Р. Оуэн (1771-1858), Э. Кабе (1788-1856) и др., были представлены подходы к профессиональной подготовке в обществе будущего: всеобщность труда, гуманное отношение к детству, всестороннее развитие детей всех сословий и развитие «индустриальных призваний» детей, равноправность профессиональных школ в общей системе образования. Они не ограничились теоретическими изысканиями. Р. Оуэн впервые практически осуществил соединение производительного труда подростков с их обучением и дал пример разумной организации профессионального обучения1. Общественный деятель Франции К.А. Корбон (1808-1881) в одной из первых книг, специально посвященных анализу состояния образования для детей рабочих и системы ученичества - «О профессиональном образовании» (1859), подчеркивал значение свободного выбора профессии для личности и общества, необходимость всеобщей профессиональной подготовки рабочих и создания профессиональных школ, сочетания общего и профессионального образования, взаимосвязи умственного и физического труда.
3.2 Профессиональное образование в Великобритании
Анализ разнообразных английских публикаций последних лет позволил выявить основные перспективы развития и механизм управления профобразованием Великобритании на государственном, муниципальном уровнях, а также на уровне отдельных учебных заведений. Новые объекты, ресурсы и технологии образовательного менеджмента раскрыты в работах. Ряд продуктивных положений, которые возможно применить для модернизации российского образования, предложен в работах.
Механизм государственного участия в подготовке профессиональных кадров в Великобритании во многом сформировался на основе законодательных мер середины 60-х и в 70-х годов. В основу организации британского профессионального образования Великобритании положен «Закон о производственном обучении (Industrial Training Act)», принятый в 1964 году. Его целью являлось приведение в соответствие потребности экономики страны, перечень профессий и уровень профессиональной подготовки.
В системе управления программами и проектами профессионального обучения Великобритании можно выделить следующие уровни:
1. Департамент образования
и науки и Министерство
2. Комиссия служб по
трудовым ресурсам (до 1988г.), Комиссия
по профессиональной
3.Колледжи, профессиональные
школы, центры
Верхний иерархический уровень организационной структуры государственной системы профессионального образования в Великобритании составляют Департамент образования и науки, а также Министерство занятости. Основным подразделением в составе первого из независимых министерств является служба профессиональной карьеры. Она имеет широко разветвленную сеть по стране на региональном и местном уровнях. Местные органы этой службы несут ответственность за профориентационную работу, услуги и трудоустройство обучающихся в системе школьного образования, вступивших в трудовую жизнь на ее начальном этапе. Они активно участвуют в наборе молодежи для обучения, 97% выпускников школ проходят этот канал набора на работу.
На национальном уровне создан Центральный совет по профессиональной подготовке, координирующий работу и представляющий рекомендации, по выполнению данного закона, министру занятости. Совет включает: 26-ть председателей отраслевых советов профессиональной подготовки, 6-ть специалистов, назначаемых министром образования и науки, и 2-х представителей национализированного сектора экономики.
В свою очередь профессиональное образование предусматривает четыре уровня профессиональной готовности. Компетентность, позволяющая производить однообразную работу (первый уровень); способность делать работу самостоятельно и ответственно (второй уровень); выполнение сложных и оригинальных работ (третий уровень); исполнение специальных персональных заданий (четвертый уровень).
Профессиональное обучение осуществляется в объединенных школах, технических (профессиональных) колледжах, центрах профессиональной подготовки на производстве и центрах занятости. Профессиональные колледжи занимают особое место. Здесь существует наиболее широкий спектр подготовки – от квалифицированного рабочего до специалиста промежуточного уровня. Колледжи тесно связаны с обучением на производстве. Сроки обучения в профессиональном колледже колеблются от одного до пяти лет.
3.3 Международное сотрудничество Германии в области образования — Дуальная система профессионального образования
Большинство учеников последних трех классов посещают профессиональные училища сферы обслуживания или технические школы, где учеба, прямо как в Советском Союзе, проходит без отрыва от производства. Только здесь это называют дуальной системой обучения, и сотрудничать с образовательными учреждениями разрешено даже маленьким частным предприятиям. Из списка профессий (Ausbildungsberufe), которых почти 400, каждый молодой человек может выбрать любую. В перечне присутствуют как технические (автомеханик, младший технолог производства, электромонтажник), так и гуманитарные (банковский клерк, страховой агент, секретарь-референт) специальности. Занятия продолжаются по шесть - восемь часов в неделю, и подростки проходят курс ученичества.
Программа обычно оказывается узкопрофильной - перечень изучаемых дисциплин полностью соответствует должности, которую занимает студент. Дуальность предполагает, что в образовательном учреждении он сначала овладеет теорией, изучит принципы работы и трудовое право, а потом применит полученные знания на практике. Причем до 3/4 академических часов молодые люди проводят на предприятиях. Последние участвуют в данной системе добровольно, более того, обычно именно от них исходят все нововведения. Крупные компании имеют собственные центры подготовки, где постоянно тестируют новые методы обучения на рабочем месте, а маленькие предпочитают пользоваться услугами профу-чилищ на краткосрочной основе. Обычно студенты в подавляющем большинстве сами заключают трудовые договоры с нанимателями, которые обязаны закреплять за ними наставников из числа опытных служащих. По окончании образовательного учреждения помимо аттестата выпускник получает от фирмы-работодателя свидетельство о трудовой практике. Оба документа взаимосвязаны и действительны только вместе. Эта пара - аттестат и свидетельство - тоже дает право поступать в вуз. Дуальная система позволяет заранее подготовить именно столько специалистов, сколько требует рынок, ни больше, ни меньше.
В последние годы существует тенденция перевода части легкой и тяжелой промышленности в другие страны с более дешевой рабочей силой, и на фоне этого стал очень заметен спрос на специалистов в сфере менеджмента, услуг и бизнеса. Удовлетворить его под силу дуальной системе, не привязанной к жестким рамкам. В такой ситуации ответственность за число востребованных работников и за уровень полученных ими знаний разделяют работодатель и заведение среднего профобразования. К тому же учащиеся получают и стипендию, и зарплату. Независимо от выбранной специальности все они обязательно проходят общие предметы: немецкий язык, обществоведение, экономику и др.
Информация о работе Развитие профессионального образования в отдельных странах