Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 22:57, реферат
Данная работа является первой в рамках запланированного трехлетнего исследования, целью которого является изучение системы государственных закупок как механизма регулирования рыночной экономики. В докладе рассматриваются пути повышения эффективности системы государственных заказов (закупок) сквозь призму активизации экономической деятельности государства, развития механизма контрактных отношений между государством и хозяйственными субъектами рынка.
ИРИНА ИВАНОВНА
СМОТРИЦКАЯ
Развитие рынка государственных заказов:
институты
и механизмы.
Москва
Институт экономики
2007
Данная
работа является первой в рамках
запланированного трехлетнего исследования,
целью которого является изучение системы
государственных закупок как механизма
регулирования рыночной экономики.
В докладе рассматриваются пути
повышения эффективности системы государственных
заказов (закупок) сквозь призму активизации
экономической деятельности государства,
развития механизма контрактных отношений
между государством и хозяйственными
субъектами рынка.
Ведение
Система
государственных заказов
Государственный заказ как элемент экономической деятельности государства выполняет ряд важнейших функций, основными из которых являются:
Используя
государственный заказ как инструмент
регулирования и
Мировая практика показывает, что в развитых экономических странах государственные заказы широко используются как один из элементов системы поддержки экономической и социальной стабильности, обеспечения поступательного роста экономики. Хозяйственным механизмом размещения и выполнения государственных заказов выступает рынок государственных заказов (закупок). На этом рынке через систему контрактов устанавливаются и реализуются экономические и договорные связи государства-заказчика с хозяйственными субъектами различных форм собственности.
Например, в странах Европейского
союза в рамках общего
В
России проблема формирования эффективной
системы организации и
В отличие от стран с развитой рыночной экономикой, где рынок государственных заказов является результатом длительного эволюционного развития, перед Россией стоит задача по сути одновременного формирования институциональной системы как общенационального, так и важнейшей его части - рынка государственных заказов. Развитие институтов рынка государственных заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд предполагает, в первую очередь, реформирование сложившейся в переходный период институциональной системы в сфере государственных закупок, в том числе правил и механизмов размещения заказов, заключения контрактов, процедур контроля.
В рамках предлагаемого
Методологические
подходы к формированию институциональных
основ рынка государственных заказов.
Общенациональные рынки экономически развитых стран обслуживают общенациональные потребности (совокупный спрос), а рынки государственных заказов (государственные рынки)2 удовлетворяют государственные потребности (государственный спрос) в товарах, работах и услугах.
Рассматривая рынок государственных заказов как «организованный и институционализированный обмен» следует отметить, что в соответствии с определением Джеффри Ходжсона этот обмен включает контрактные соглашения и смену прав собственности, а рынок состоит из институтов и механизмов, призванных придавать этим видам деятельности структуру, организацию и легитимность.3
Институциональная теория рассматривает проблему развития контрактных отношений с учетом более широкого спектра форм собственности. Наряду с частной собственностью исследуется государственная, акционерная формы собственности с точки зрения их возможной эффективности в обеспечении рыночного обмена. Следует заметить, что государство при этом играет в экономической системе двойственную роль. С одной стороны, государство является гарантом исполнения контрактов, с другой стороны, обладает собственностью и само становится равноправным субъектом контрактных отношений.
Поскольку
вся система имущественных
Под государственными нуждами понимаются общественные потребности, которые по ряду причин не могут быть удовлетворены частным предпринимательством. 4 Размещение государственных заказов и закупку на их основе товаров, работ и услуг, удовлетворяющих такого рода потребности, финансирует государство. В соответствии с Гражданским кодексом РФ государственными нуждами признаются определяемые в установленном законом порядке потребности РФ или субъектов РФ, обеспечиваемые за счет средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования.5
В свою очередь под государственным заказом понимается обоснованная и оформленная потребность в поставках товаров, выполнении работ и оказании услуг для государственных нужд, соответственно под размещением государственного заказа действия по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг. Государственная закупка является конечным этапом процесса реализации государственного заказа, то есть приобретение товаров, работ, услуг для государственных нужд.
Если использовать терминологию теории прав собственности (Р.Коуз, Р. Познер, С. Пейович), то контрактом можно назвать любое соглашение об обмене полномочиями и их защите, являющееся результатом осознанного и свободного выбора в заданных институтами общих рамках взаимодействия. Конкретные же рамки взаимодействия, регламентирующие условия совершения сделок, определяются положениями контракта или договора между непосредственными участниками взаимодействия. Гражданский кодекс РФ признает договором «соглашение двух или несколько лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей».6 В свою очередь под государственным контрактом понимается договор, заключенный заказчиком от имени РФ, субъекта РФ в целях обеспечения государственных нужд.7
Можно выделить ряд социально-экономических особенностей контрактных отношений на рынке государственных заказов.
Во-первых, вся деятельность в
рамках контрактов осуществляется
на средства федерального
Во-вторых, такая важная особенность государственного хозяйствования, как определение характеристик продукции по крупным контрактам ее будущим покупателем (правительственным ведомством, видом вооруженных сил и т. д.), а так же осуществление контроля в процессе производства, практически означает, что государственные органы принимают на себя часть функций управленческого персонала частного предприятия.
В - третьих, особая система ценообразования и стимулирования, предполагающая развитую дифференцированную типологию контрактов на все виды товаров и услуг, а в связи со сложностью расчетов, например, по крупным государственным программам, особенно заказам на НИОКР, контракты с государством детально разработаны, регламентированы и сложны как по структуре, так и по финансовому механизму.
В-четвертых, государственные
Информация о работе Развитие рынка государственных заказов: институты и механизмы