Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 22:57, реферат
Данная работа является первой в рамках запланированного трехлетнего исследования, целью которого является изучение системы государственных закупок как механизма регулирования рыночной экономики. В докладе рассматриваются пути повышения эффективности системы государственных заказов (закупок) сквозь призму активизации экономической деятельности государства, развития механизма контрактных отношений между государством и хозяйственными субъектами рынка.
В свою очередь вступление в силу норм закона о размещении заказов на поставки товаров, выполнении работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд выявило ряд недостатков и проблем его практического применения, что породило волну нарушений и жалоб, необходимость корректировки отдельных статей. Только за семь месяцев 2006г. (по состоянию на август) Федеральная антимонопольная служба рассмотрела более 800 жалоб от участников размещения заказов, 500 из которых признаны обоснованными, провела более 340 проверок.20
В результате на федеральном,
региональном и муниципальном
уровне система
Указанные проблемы создают
В
то же время наблюдается
В
то же время, как показывает проведенный
анализ статистических данных (таблица
1) 21 , в период 2000-2004г.г. значимой
динамики роста государственных расходов
на закупки в сопоставлении с долей
этих расходов в ВВП, а так же по отношению
к доходной части федерального бюджета,
не наблюдалось. Пик расходов пришелся
на 2006г. По оценке экспертов совокупный
государственный заказ в 2006г. превысил
2 трлн. рублей и составил порядка
7,5 % ВВП.
Динамика закупок для государственных нужд
в 2000-2006г.г.
2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 * | |
Федеральный
бюджет доходы
Млрд. руб. |
1132,1 |
1594,0 |
2204,7 |
2586,2 |
3428,9 |
5127,2 |
6276,3 |
Валовый внутренний продукт млрд.руб | 7306 |
8944 |
10831 |
13243 |
16966 |
21598 |
26621,3 |
Объем
закупок
Млрд.руб |
230,9 |
З52,8 |
463,5 |
615,4 |
786,5 |
1092,0 |
2008,2 |
Объем закупок в % к доходной части федерального бюджета | 20,4 |
22,1 |
21,0 |
23,8 |
22,9 |
21,3 |
31,9 |
Объем закупок в % к ВВП | 3,1 |
3,9 |
4,3 |
4,6 |
4,6 |
5,1 |
7,5 |
*данные
за 2006г. приведены по
Только за первые полгода 2006г. (по сравнению с первым полугодием 2005г.) объемы государственных закупок выросли в 1,5 раза, в сфере размещения заказов почти на 8% увеличился удельный вес контрактов, заключенных по результатам торгов, на 9% снизился удельный вес контрактов, заключенных с единственных поставщиком.
На
основании приведенных
Тем не менее, анализ результатов размещения и реализации государственных заказов по данным официальной статистики, материалов Минэкономразвития РФ, ФАС РФ позволяет сделать определенные выводы. В первую очередь, наблюдается устойчивая тенденция к росту государственных закупок на всех уровнях рынка: федеральном, региональном, муниципальном.
Так, в соответствии с прогнозом на 2007г. (таблица 2), продолжится рост закупок для государственных нужд - на 20,0 % по сравнению с предыдущим 2006г. Сумма закупок превысит 2,4 трлн. руб., что составит по предварительным данным 34,8% доходной части федерального бюджета.22 Соответственно на федеральном уровне прогнозируется увеличение объема закупок на 21,9%, на уровне субъектов РФ на 18,8%.
Что касается закупок для муниципальных нужд то по оценке Минэкономразвития РФ в 2006г. их объем составил порядка 475 млрд.руб, в соответствии с прогнозом на 2007г. ожидается рост на 22,1%, объем закупок достигнет суммы в 580млрд.руб.
В
настоящее время на региональном
и муниципальном уровне происходит
активизация деятельности по развитию
рыночных процедур размещения государственного
(муниципального заказа).
Прогноз объемов продукции, закупаемой для государственных нужд за счет средств бюджета и внебюджетных источников финансирования
на 2007г. (млрд. руб.) 23
2006
оценка |
2007
прогноз |
Объем в процентах к 2006г. | |
на федеральном уровне всего в том числе: |
828,6 |
1009,7 |
121,9 |
Товары | 272,3 | 346,9 | 127,4 |
Работы | 335,8 | 409,6 | 122,0 |
Услуги | 220,5 | 253,2 | 114,8 |
на
уровне субъектов РФ
всего в том числе: |
1179,6 |
1401,0 |
118,8 |
Товары | 307,9 | 365,6 | 118,7 |
Работы | 574,4 | 683,9 | 119,1 |
Услуги | 297,3 | 351,5 | 118,2 |
ИТОГО |
2008,2 |
2410,7 |
120,0 |
В ряде субъектов РФ
Следует отметить, что на региональном
и муниципальном уровне
-
некоммерческие структуры,
Приоритетными становятся открытые, конкурсные принципы размещения заказов. В целом в 2006г. число проведенных открытых конкурсов выросло на 57% (по сравнению с 2005г.), в свою очередь число закрытых конкурсов сократилось на 21%. Например, в Москве в период 2003-2006г.г. произошло резкое сокращение стоимости заключенных контрактов посредством закрытых конкурсов, в процентном соотношении доля таких закупок снизилась с 57,8% в 2003г. до 7% в 2005г. В 2006г. размещение государственного заказа на сумму 293 млрд.руб. было проведено только на основе открытых конкурсов. В республике Татарстан в 2006г. 63,4% всего объема централизованных закупок произведено на открытых аукционах и 24,8% на закрытых конкурсах. В Санкт-Петербурге за период 2004-2006г.г. доля закупок в расходах бюджета выросла с 54,6% до 58,2 % и составила 111,7млрд.руб. В структуре размещения заказа (по сумме размещения) наблюдается тенденция роста конкурсов с 36,7% до 45,3% . В Ярославской области 75% объема закупок (в стоимостном выражении) было произведено на основе размещения заказов путем проведения открытых конкурсов.
Однако, заслуживает отдельного
внимания качество и «
Информация о работе Развитие рынка государственных заказов: институты и механизмы