Развитие рынка государственных заказов: институты и механизмы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 22:57, реферат

Описание

Данная работа является первой в рамках запланированного трехлетнего исследования, целью которого является изучение системы государственных закупок как механизма регулирования рыночной экономики. В докладе рассматриваются пути повышения эффективности системы государственных заказов (закупок) сквозь призму активизации экономической деятельности государства, развития механизма контрактных отношений между государством и хозяйственными субъектами рынка.

Работа состоит из  1 файл

Tezis_Smotrickaja (2).doc

— 173.50 Кб (Скачать документ)

     В свою очередь вступление в силу норм  закона о размещении заказов на поставки товаров, выполнении работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд выявило  ряд недостатков и проблем его практического применения, что породило волну нарушений и жалоб,  необходимость корректировки  отдельных статей. Только за семь месяцев 2006г. (по состоянию на август) Федеральная антимонопольная служба рассмотрела более 800 жалоб от участников размещения заказов, 500 из которых признаны обоснованными, провела более 340 проверок.20

        В результате на федеральном,  региональном и муниципальном  уровне система государственных  закупок имеет следующие общие  проблемы:

  • нечеткость и несогласованность отдельных нормативных правовых актов трактовки отдельных норм и правил распределения бюджетных средств, предусмотренных законодательством;
  • несовершенство системы прогнозирования и планирования на этапе подготовки бюджета, приводящее к затягиванию сроков проведения конкурсов, перерасходу бюджетных средств;
  • отсутствие полноценной методической базы проведения закупок, в том числе      регистрации государственных и муниципальных контрактов;
  • сложности информационного обеспечения  размещения заказов;
  • отсутствие  эффективного контроля за выполнением установленных   норм и правил размещения заказов;
  • недостаточное материально-техническое обеспечение деятельности государственных и муниципальных заказчиков, органов контроля;
  • отсутствие профессионально подготовленных специалистов.

          Указанные проблемы создают трудности  не только для функционирования самих органов государственной власти и местного самоуправления, но,  прежде всего, для развития хозяйственных отношений с частным бизнесом. Субъекты рынка, не имея возможности четко ориентироваться в законодательстве, теряют интерес к участию в конкурсах на размещение государственных и муниципальных заказов, что снижает уровень конкуренции, а значит, не способствует получению оптимальных цен на закупаемую продукцию и ведет к неэффективности закупок.

     В то же время наблюдается положительная  динамика основных показателей, характеризующих развитие рынка государственных заказов. Увеличивается объем закупок для государственных  нужд. За период 2000-2006г.г. объем закупок вырос в 8,7 раз.

     В то же время, как показывает проведенный  анализ статистических данных (таблица 1) 21 , в период 2000-2004г.г. значимой динамики роста государственных расходов  на закупки в сопоставлении с   долей этих расходов в ВВП, а так же по отношению к доходной части федерального бюджета,  не наблюдалось. Пик расходов пришелся на 2006г. По оценке экспертов совокупный государственный заказ в 2006г. превысил 2 трлн. рублей и   составил порядка 7,5 % ВВП. 
 
 
 
 

                                               

                                                                                                   Таблица 1 

     Динамика   закупок для государственных  нужд

     в 2000-2006г.г.

    2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 *
Федеральный бюджет   доходы

Млрд. руб.

 
1132,1   
 
1594,0
 
2204,7
 
2586,2
 
3428,9
 
5127,2
 
6276,3
Валовый внутренний продукт млрд.руб  
7306
 
8944
 
10831
 
13243
 
16966
 
21598
 
26621,3
Объем закупок

Млрд.руб

 
230,9
 
З52,8
 
463,5
 
615,4
 
786,5
 
1092,0
 
2008,2
Объем закупок в % к доходной части федерального бюджета  
20,4
 
22,1
 
21,0
 
23,8
 
22,9
 
  21,3
 
  31,9
Объем закупок в % к ВВП  
3,1
 
3,9
 
4,3
 
4,6
 
4,6
 
5,1
 
7,5

*данные  за 2006г. приведены по предварительной  оценке Росстата. 
 
 

     Только  за первые полгода 2006г. (по сравнению  с первым полугодием 2005г.) объемы государственных  закупок выросли в 1,5 раза,  в  сфере размещения заказов почти  на 8% увеличился удельный вес контрактов, заключенных по результатам торгов, на 9% снизился удельный вес контрактов, заключенных с единственных поставщиком.

     На  основании приведенных показателей  можно сделать вывод о том, что  в России доля государственных  расходов на закупки товаров, работ, услуг для государственных нужд по отношению к  ВВП ниже, чем в странах ЕС (15-20% ВВП), в США (около 15%).  Однако  статистика не отражает в полной мере государственные расходы и объемы закупок по ряду причин: частично определенные сведения засекречены (по государственному резерву и оборонному заказу); не все государственные заказчики в полном объеме  предоставляют необходимые данные.

     Тем не менее, анализ  результатов размещения и реализации государственных заказов  по данным официальной статистики,  материалов Минэкономразвития РФ, ФАС РФ  позволяет сделать определенные выводы. В первую очередь, наблюдается устойчивая тенденция к росту государственных закупок на всех   уровнях рынка: федеральном, региональном, муниципальном.

     Так, в соответствии с прогнозом  на 2007г.  (таблица 2), продолжится рост    закупок для государственных  нужд -  на 20,0 % по сравнению с предыдущим 2006г. Сумма закупок  превысит 2,4 трлн. руб., что составит по предварительным  данным 34,8%  доходной части федерального бюджета.22  Соответственно на федеральном уровне прогнозируется увеличение объема закупок на 21,9%, на уровне  субъектов РФ на 18,8%.

     Что касается закупок для муниципальных  нужд то по оценке Минэкономразвития  РФ в 2006г. их объем составил порядка 475 млрд.руб,  в соответствии с прогнозом  на 2007г. ожидается   рост на 22,1%, объем закупок достигнет суммы в 580млрд.руб.

     В настоящее время на  региональном и муниципальном уровне происходит активизация деятельности по развитию рыночных процедур размещения государственного (муниципального заказа). 
 
 
 

                                                                                                         
 

                                                                                         Таблица 2. 
 
 

Прогноз объемов продукции, закупаемой для  государственных нужд за  счет средств  бюджета и внебюджетных источников финансирования

     на  2007г. (млрд. руб.) 23

  2006

оценка

2007

прогноз

Объем в процентах  к 2006г.
 
на  федеральном уровне

всего

в том  числе:

 
 
     828,6
 
 
    1009,7
 
 
121,9
                        Товары      272,3      346,9      127,4
                       Работы      335,8      409,6      122,0
                        Услуги      220,5      253,2      114,8
на  уровне субъектов РФ

всего

в том  числе:

 
1179,6
 
1401,0
 
118,8
Товары 307,9 365,6 118,7
Работы 574,4 683,9       119,1
Услуги 297,3 351,5 118,2
 
ИТОГО
 
2008,2
 
2410,7
 
120,0
 
 
 

               В   ряде субъектов РФ сформировались  институциональные основы  по  развитию  регионального рынка  государственных заказов, проведению  конкурентных конкурсных процедур. Сформированы централизованные  органы, отвечающие за размещение и реализацию государственных региональных заказов. Например, в Москве – Комитет по организации и проведению конкурсов и аукционов, в республике Татарстан – Агентство по государственному заказу Республики Татарстан, в Московской области – Координатор государственного заказа Московской области, в Ярославской области – Департамент государственного заказа и т.д.

         Следует отметить, что на региональном  и муниципальном уровне активно  формируется  инфраструктура  рынка государственных заказов как система взаимосвязанных элементов, обеспечивающая механизм взаимодействия субъектов контрактных отношений. Важнейшими элементами инфраструктуры являются:

  • управляющие центры;
  • торги (конкурсы) и сопутствующие им специальные структуры;
  • современные информационно - аналитические системы, в т.ч. специальные сайты в интернете, базы данных поставщиков, реестры контрактов и закупок, постоянно действующие выставки, специализированные издания, общедоступные электронные информационные издания;
  • учебные структуры, осуществляющие подготовку специалистов в области государственных закупок;
  • разветвленная сеть фирм консультантов;
  • финансовая система, обеспечивающая гарантии обязательств поставщиков;

     - некоммерческие структуры, созданные  поставщиками для защиты    своих прав и интересов на рынке государственных закупок.

     Приоритетными становятся  открытые, конкурсные принципы размещения заказов. В целом  в 2006г.  число проведенных открытых конкурсов  выросло на 57% (по сравнению с 2005г.), в свою очередь число закрытых конкурсов сократилось на 21%.  Например, в Москве в период 2003-2006г.г.  произошло резкое сокращение  стоимости заключенных контрактов посредством  закрытых конкурсов, в процентном соотношении доля таких закупок снизилась  с 57,8% в 2003г. до 7% в 2005г. В 2006г. размещение государственного заказа на сумму 293 млрд.руб. было проведено только на основе открытых конкурсов. В республике Татарстан в 2006г. 63,4% всего объема централизованных закупок произведено на открытых аукционах и 24,8% на закрытых конкурсах. В Санкт-Петербурге за период 2004-2006г.г. доля закупок в расходах бюджета выросла с 54,6% до 58,2 % и составила 111,7млрд.руб. В структуре размещения заказа (по сумме размещения) наблюдается тенденция роста конкурсов с 36,7%  до 45,3% . В Ярославской  области 75% объема закупок (в стоимостном выражении) было произведено на основе размещения заказов путем проведения открытых конкурсов.

       Однако, заслуживает отдельного  внимания качество и «прозрачность»  проводимых конкурсов. По оценкам  экономистов честные торги на поставку продукции для государственных нужд составляют сегодня около 10% от общего количества проводимых открытых конкурсов. 24 Во-первых,  это   проблема массовых ошибок в оформлении документов, организации проведения конкурсов, совершенных, в ряде случаев намеренно, в целях создания условий для победы определенных организаций.  И, во-вторых, получившие на практике распространение, особенно на закрытых конкурсах, так называемые  «псевдоконкурсы», предполагающие скоординированные действия участников размещения заказа.

Информация о работе Развитие рынка государственных заказов: институты и механизмы