Развитие рынка государственных заказов: институты и механизмы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 22:57, реферат

Описание

Данная работа является первой в рамках запланированного трехлетнего исследования, целью которого является изучение системы государственных закупок как механизма регулирования рыночной экономики. В докладе рассматриваются пути повышения эффективности системы государственных заказов (закупок) сквозь призму активизации экономической деятельности государства, развития механизма контрактных отношений между государством и хозяйственными субъектами рынка.

Работа состоит из  1 файл

Tezis_Smotrickaja (2).doc

— 173.50 Кб (Скачать документ)

       Однако создание института   контрактного права, несомненно, представляет собой сложный и   длительный по времени процесс,  предполагающий сотрудничество и взаимодействие различных структур государственной власти. На современном этапе, в первую очередь, необходимо разработать обоснованную диверсифицированную типологию контрактов для различной номенклатуры товаров, видов работ и услуг с учетом различных форм размещения государственных заказов. Достаточно остро стоит и проблема заключения и организации финансирования долгосрочных контрактов, обоснованного ценообразования,   кредитования государственных контрактов, в том числе с привлечением частного капитала.

     Это представляется особенно важным в связи  с тем, что возрастает объем средств, инвестируемых государством через  систему государственных заказов  в долгосрочные капиталоемкие проекты. Например, на реализацию государственной  программы перевооружения армии, рассчитанной на 2007-2015годы, предусмотрено выделение 5трлн.руб.33 Помимо принятой в этом году Федеральной целевой программы «Национальная технологическая база» на 2007-2011г. (с планируемым объемом средств порядка 99,5млрд.руб.), на рассмотрении в правительстве находятся три новые инновационные ФЦП:«Развитие инфраструктуры наноиндустрии», «Развитие электронно-компонентной базы радиоэлектроники» и «Обеспечения ядерной и радиационной безопасности».

       С одной стороны, государственные  инвестиции  в инновационные проекты являются необходимым условием развития конкурентоспособности экономики страны, с другой, существующая институциональная система в сфере государственных закупок не позволяет эффективно использовать эти средства. 

     В основе  разработки экономической политики в сфере государственных закупок, направленной на достижение экономической эффективности системы, должен лежать переход к стратегическому планированию и управлению, использованию  современных методов маркетинга на всех этапах формирования и размещения государственных заказов, заключения и выполнения контрактов. Такой подход предполагает внедрение инноваций в технологию государственных закупок, профессиональную подготовку кадров, развитие гибких организационных структур,  сопровождающих весь цикл реализации государственного заказа в рамках инновационных проектов.

       И, наконец, формирование  механизма  финансирования государственных  заказов, включающего для долгосрочных  проектов  обязательный анализ  и оценку внешних рисков, связанных с возможностями  выполнения обязательств государственными заказчиками, например,   при изменении конъюнктуры мировых цен   нефть и газ. В связи со сложностью расчетов в рамках контрактов по крупным государственным программам,  инновационным технологиям эти государственные экономические соглашения должны быть наиболее детально разработаны по структуре и финансовому механизму.

      При этом,  следует учитывать, что  контрактная система в сфере государственных закупок является важнейшим институтом экономического партнерства государства и бизнеса и ее следует строить на принципах, обеспечивающих сбалансированность  интересов государства и частного предпринимательства.  Необходимо активнее привлекать к реализации государственного заказа материальные и интеллектуальные ресурсы частного сектора экономики, что придаст большую гибкость и мобильность выполнению долгосрочных проектов.34

     В свою очередь, повышение эффективности  государственных заказов позволит последовательно  перейти к  целостной  контрактной системе, превратив государственный заказ и государственный контракт в более сложный механизм хозяйствования, сочетающий  в себе программно-целевую и регулирующие функции. Это потребует формирования соответствующей структуры федеральных органов, которая обеспечит регулирование деятельности по размещению государственных заказов и осуществлению государственных закупок в определенных сферах экономики, превратив государственный заказ в  рыночный инструмент достижения социально-экономических целей государства.

     Как показывает мировой опыт, в странах с развитой рыночной экономикой  Федеральная контрактная система (ФКС)  наряду с федеральным (государственным) бюджетом и федеральной (государственной) налоговой системой выступает важнейшим механизмом государственного регулирования развития экономики, науки и техники, обеспечения высоких темпов экономического роста. Однако, в нашей стране необходимость формирования государственной контрактной системы как единого механизма управления заказами, государственного механизма хозяйствования и экономического регулирования не находит отражения ни в одной программе Правительства.

     В тоже время, очевидно, что Россия нуждается  в значительных инвестициях в  развитие институциональной базы,  создание инновационных технологий,  инфраструктуру, человеческий капитал, в концентрации материальных, финансовых, научно-технических ресурсов для проведения многосторонней модернизации и реконструкции производственной базы, создания социально-экономической системы, способной успешно развиваться в мировой экономике.  Именно  государственная контрактная система  может стать   эффективным инструментом концентрации материальных,  трудовых ресурсов и научного, промышленного потенциала страны для  осуществления научно-технических, инновационных, социально-экономических программ.

     В этих условиях система государственных  закупок должна стать не просто эффективной  и прозрачной формой использования  бюджетных средств, а одним из инструментов управления и экономического регулирования развития страны.

     В целом представляется, что рассматриваемая проблема формирования эффективного института государственного заказа требует дальнейшей  теоретической и практической разработки в рамках следующих основных направлений:

  • разработка концептуальных подходов к развитию системы государственных заказов как инструменту государственного регулирования экономики;
  • формирование основ политики размещения государственных заказов для удовлетворения государственных нужд;
  • развитие институтов и механизмов рынка государственных заказов;
  • обеспечение эффективности «экономики» государственного заказа;
  • привлечение частного предпринимательства в сферу государственных закупок.

     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Оглавление

 
 
 
 
 

Введение………………………………………………………………….    3 

Глава I.

Методологические  подходы к формированию институциональных

основ рынка государственных заказов …………………………………   6           

Глава II.

Трансформация системы государственных закупок в России ..…….. 11 

Глава III.

Состояние рынка государственных заказов  на современном этапе ….. 16 

Глава IV.

Институциональные проблемы развития системы государственных

заказов  ……………………………............................................................. 27

Информация о работе Развитие рынка государственных заказов: институты и механизмы