Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 22:57, реферат
Данная работа является первой в рамках запланированного трехлетнего исследования, целью которого является изучение системы государственных закупок как механизма регулирования рыночной экономики. В докладе рассматриваются пути повышения эффективности системы государственных заказов (закупок) сквозь призму активизации экономической деятельности государства, развития механизма контрактных отношений между государством и хозяйственными субъектами рынка.
Причины подобных нарушений
На современном этапе мы можем говорить только о становлении системы контроля за соблюдением законодательства при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказания услуг для государственных (муниципальных) нужд. На всех уровня рынка выделяются структуры, уполномоченные на осуществление контроля, и наделяются соответствующими функциями.
На
федеральном уровне в соответствии
с принятыми нормативно-
В целях оптимизации размещения государственных заказов в ряде регионов реализуется проект присвоения «Рейтинга прозрачности государственных и корпоративных закупок». Деятельность государственных заказчиков оценивается по нескольким критериям: экономическая эффективность, соблюдение законодательства при размещении заказов, уменьшение доли закупок без конкурсов, квалификация членов конкурсных комиссий. В этой связи в отчетности субъектов рынка государственного заказа отмечается бурный рост «процентов» экономии государственных и муниципальных средств, как показателя повышения эффективности размещения заказов. Так, по данным Минэкономразвития расширение и регламентация использования «прозрачных» процедур (через открытые торги и аукционы) позволило сэкономить в первом полугодии 2006г. 56 млрд.руб. бюджетных средств.25
Очевидно, что реализация комплекс мер нового закона позволяет решать ряд важных задач, в частности, получают приоритетное развитие конкурсные и аукционные закупки, устанавливаются единые правила, принципы транспарентности процедур размещения государственного заказа. На основе общих юридических норм и регламентирующих требований к процедурам, сверху донизу - от закупок для федеральных нужд до размещения муниципального заказа, формируется «единое экономическое пространство» государственных закупок.
В то же время возникло много проблем в применении нового законодательства, в среднем 80% «прозрачных» теперь документов заказчиков свидетельствует о несоответствии их закону.26 В новом законе прослеживается процедурный, формализованный подход к государственным закупкам, не учитывается специфика заключения контрактов на целый ряд видов товаров, услуг и работ (например, инновационная деятельность, наукоемкая, высокотехнологичная продукция, проектно-изыскательские работы, поставки продукции, долгосрочные работы).
В
соответствии с новым законом
определен новый порядок
Одной из актуальных проблем на современном этапе является заключение долгосрочных контрактов. Бюджетный кодекс РФ (в редакции от 2 февраля 2006г.) предусмотрел возможность заключать долгосрочные контракты на работы, услуги, длительность оказания которых составляет более одного года. В свою очередь, Минэкономразвития РФ разработало проект нормативного акта, регламентирующего перечень таких работ и услуг. В него вошли изыскательные, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, работы по созданию новых медицинских технологий и т.д. Но возникающие сложности при существующем порядке исполнения бюджетных обязательств в рамках текущего финансового года затягивают процесс принятия и регламентирования данного вида контрактов.
Процедурный
характер нового законодательства проявляется
и в достаточно узком подходе
к разработке методов оценки экономической
эффективности решений в сфере
государственных закупок. Прямая экономия
бюджетных средств вследствие снижения
цен за счет оптимизации процедуры размещения
(по сравнению с запланированным объемом
финансирования) не является показателем
экономической эффективности системы
государственных заказов. Экономическая
эффективность государственных закупок
является синергетическим результатом
взаимодействия всех институтов и механизмов
рынка государственных заказов.
IV
Институциональные проблемы развития системы государственных заказов.
В настоящее время в России происходит формирование институциональной среды для развития контрактных отношений на рынке государственных заказов. Устанавливаются и законодательно закрепляются экономические условия, социальные правила и юридические нормы, регламентирующие отношения государства-заказчика и подрядчиков - хозяйственных субъектов различных форм собственности в сфере государственных закупок. Проводимая реформа системы государственных закупок направлена на формирование институциональных принципов размещения государственного заказа, заключения контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, главными из которых являются:
Однако, в настоящее время мы можем говорить только о начальном этапе реформы, на котором «прививаются», внедряются в практику новые процедуры и способы размещения заказа, рыночные по форме, но не имеющие соответствующего разработанного нормативно-правового и экономического механизма по содержанию.
За рамками реформы остались важнейшие этапы общего процесса обеспечения государственных (муниципальных) нужд: планирование и определение государственных (муниципальных потребностей); формирование заказов на закупки продукции; финансирование и стимулирование реализации государственных заказов; мониторинг выполнения контрактов.
Это свидетельствует об отсутствии комплексного подхода к реформе сферы государственных и муниципальных закупок, о сохранении институциональных предпосылок для коррупции, злоупотреблений при расходовании бюджетных средств. А главное, об игнорировании системы государственных заказов как стратегического инструмента регулирования социально-экономического развития страны.
В то же время, в связи с устойчивой тенденцией роста объема расходов на государственные закупки, увеличения их доли в федеральном бюджете, все более актуальной становится проблематика организации «экономики государственного заказа», то есть формирования организационных, экономических условий и механизмов для наиболее эффективного использования государственных ресурсов.
Реализация административной реформы (Федерация, регионы, муниципальные образования) остро ставит проблему необходимости активных организационных преобразований на рынке государственных заказов. В настоящее время наблюдается явно выраженная тенденция к централизации ряда функций по размещению государственного заказа.
На
региональном и муниципальном уровне
тенденция к централизации
На федеральном уровне наиболее показателен пример системы государственного оборонного заказа (гособоронзаказ). Объем гособоронзаказа с начала века увеличился более чем в пять раз, возрастая каждый год почти на 30%. В то же время при таком росте объемов средств часть из них использовалась неэффективно или вовсе оставалась неосвоенной.28 В 2007г. Федеральным бюджетом предусмотрено направить на весь государственный оборонный заказ 734,6 млрд.руб. 29
Для повышения эффективности
государственных закупок
Формирование единого экономического пространства государственных закупок, необходимость организации действенного и эффективного контроля, по нашему мнению, предполагает выстраивание более централизованной организационной структуры в сфере государственных закупок.
В первую очередь речь идет о необходимости создания специализированной организационной структуры на федеральном уровне, предметом деятельности которой должно стать реализация государственной политики в сфере государственных закупок, комплексное управление системой государственных заказов. Следует отметить, что опыт контрольной деятельности ФАС (подчеркнем, только в сфере размещения заказов) показал, что при наличии других основополагающих видов деятельности, сложно справляться с поступающими объемами жалоб.
В свою очередь, это потребует подготовки и формирования профессионального кадрового состава для системы государственных и муниципальных закупок, так как показывает практика, нарушения в размещении заказов и заключении контрактов в определенной степени происходит из-за неграмотности управленческого персонала. Следует так же отметить, что низкая правовая грамотность и правовая культура специалистов, незнание особенностей применения закона, является одной из острейших проблем на современном этапе. 31
В основе достижения эффективности государственных закупок в рыночной экономике лежит жестко регламентированная и диверсифицированная система контрактов, механизмов ценообразования и контроля реализации контрактов, расширенный системный подход к методам оценке экономических результатов принимаемых решений.
В
связи с этим одной их базовых
проблем дальнейшего развития контрактных
отношений в сфере
Информация о работе Развитие рынка государственных заказов: институты и механизмы