Развитие структур управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 07:07, курсовая работа

Описание

Актуальность темы определяется тем, что в современном менеджменте рассматривается множество самых разных организаций, представляющих собой совокупность людей, объединенных для достижения какой-либо цели или решения какой-либо задачи на основе принципов распределения обязанностей и разделения труда. Это могут быть государственные учреждения, общественные объединения, научно-производственные объединения, частные предприятия.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………...3-5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ......6-18
1.1. Понятие организационной структуры ………..……………………...……..6-9
1.2. Характеристика основных видов структур управления………………...10-14
1.3. Принципы построения структур управления…………………...……….15-18
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ ………………19-32
2.1. Зарубежный опыт развития структур управления……………………….19-23
2.2. Отечественный опыт развития структур управления…………………....24-28
2.3. Основные направления совершенствования организационных структур управления…………………………………………………………………..…..29-32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………33-34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………....35-36
ПРИЛОЖЕНИЕ «Сравнительная таблица организационных структур управления»…………………………………………………………………......37-40

Работа состоит из  1 файл

Развитие структур управления, Миночкина А..doc

— 198.00 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Казанский (Приволжский) федеральный университет

 

Институт управления и территориального развития

 

 

Государственное и Муниципальное  Управление

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

 

 

Развитие структур управления

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

студентка группы 15-1016

Миночкина А.В

Проверил:

Научный руководитель

К.ф.Н., доцент

Саубанов  Рашит Хасанович

 

 

 

 

 

 

Казань- 2012

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

                                                                                                                            Стр.

 

ВВЕДЕНИЕ    ……………………………………………………………………...3-5

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ......6-18

1.1. Понятие организационной структуры ………..……………………...……..6-9

1.2.  Характеристика основных видов структур управления………………...10-14

1.3.  Принципы построения структур управления…………………...……….15-18

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ ………………………………………………………………….19-32

2.1. Зарубежный опыт развития структур управления……………………….19-23

2.2. Отечественный опыт развития структур управления…………………....24-28

2.3. Основные направления совершенствования организационных структур управления…………………………………………………………………..…..29-32

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………33-34

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………....35-36

ПРИЛОЖЕНИЕ «Сравнительная таблица организационных структур управления»…………………………………………………………………......37-40

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В данной работе рассматривается тема «Развитие структур управления».

Актуальность  темы определяется тем, что в современном менеджменте рассматривается множество самых разных организаций, представляющих собой совокупность людей, объединенных для достижения какой-либо цели или решения какой-либо задачи на основе принципов распределения обязанностей и разделения труда. Это могут быть государственные учреждения, общественные объединения, научно-производственные объединения, частные предприятия.

"Структура управления организацией", или "организационная структура  управления" ( ОСУ) - одно из ключевых понятий менеджмента, тесно связанное с целями, функциями, процессом управления, работой менеджеров и распределением между ними полномочий. В рамках этой структуры протекает весь управленческий процесс (движение потоков информации и принятие управленческих решений), в котором участвуют менеджеры всех уровней, категорий и профессиональной специализации.

 Структуру можно сравнить  с каркасом здания управленческой  системы, построенным для того, чтобы все протекающие в ней  процессы осуществлялись своевременно  и качественно. Отсюда то внимание, которое руководители организаций уделяют принципам и методам построения структур управления, выбору их типов и видов, изучению тенденций изменения и оценкам соответствия задачам организаций.

Структурные взаимосвязи в организациях находятся в центре внимания многих исследователей и руководителей. Для эффективного достижения цели необходимо понимание структуры работ, подразделений и функциональных единиц. Организация работы и людей во многом влияет на поведение работников.

Структурные и поведенческие взаимосвязи, в свою очередь, помогают установить цели организации, ориентированы на их достижение. Вот почему необходимо ознакомиться с разных сторон со структурным подходом, который применяется в различных организациях для обеспечения основных элементов деятельности и взаимосвязей между ними. Структурный подход предполагает использование разделения труда, охвата контролем, децентрализации и департаментализации.

Под структурой управления понимается упорядоченная совокупность устойчиво  взаимосвязанных элементов, обеспечивающих функционирование и развитие организации как единого целого. Организационная структура управления определяется также как форма разделения и кооперации управленческой деятельности, в рамках которой осуществляется процесс управления по соответствующим функциям, направленным на решение поставленных задач и достижение намеченных целей. С этих позиций структура управления представляется в виде системы оптимального распределения функциональных обязанностей, прав и ответственности, порядка и форм взаимодействия между входящими в ее состав органами управления и работающими в них людьми.

Организации создаются  для удовлетворения разнообразных  потребностей людей в продукции  либо услугах и поэтому имеют  самое различное назначение, размеры, строение и другие параметры.

Любая организация, вне зависимости от ее конкретного  назначения, может быть описана с  помощью ряда параметров, среди которых  главными являются: цели организации, ее организационная структура, внешняя  и внутренняя среда, совокупность ресурсов, нормативная и правовая основа, специфика процесса функционирования, система социальных и экономических отношений и, наконец, организационная культура.

Каждая организация  имеет систему управления, которая  также является объектом исследования.

Любой вид управленческой деятельности связан с управлением людьми, объединенными в рамках предприятия в отделы, подразделения, службы и т.д. Следовательно, управленческая деятельность — это, прежде всего, управление социальными коллективами людей, которые должны рассматриваться как социально управляемые системы. В качестве социально управляемой системы может рассматриваться организация любого уровня: министерство, научно-производственное объединение, предприятие, цехи, холдинги и отдельные компании.

Вопросам управления, в том числе и их структурам, посвящены научные труды Абчук В.А., Аникина Б.А., Веснина В.Р.,  Виханского О.С. и Наумова А.И., Жолобова Ю.В, Кнорринг В.Н., Гапоненко А.В. и Панкрутина А.П., Румянцевой З.П.,  Уколова В.Ф и др. 

Целью данной курсовой работы является изучение организационных структур управления и тенденций их развития.

Для этого нужно выполнить следующие задачи;

  1. Рассмотреть теоретические основы структуры управления;
  2. Провести анализ развития структуры управления в России и за рубежом;
  3. Разработать основные направления совершенствования организационных структур управления.

         Объектом исследования в данной курсовой работе являются организационные структуры управления.

Предметом исследования являются теоретические  и методические аспекты формирования и развития организационной структуры управления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРУКТУРЫ  УПРАВЛЕНИЯ

 

    1. Понятие организационной структуры

 

Термин «организация» с французского переводится как строение, устройство чего-либо. В теории менеджмента это понятие чаще всего используется для обозначения внутреннего строения организации, совокупности взаимосвязей между подразделениями и членами организации [8, с.135].

Под структурой управления понимается упорядоченная совокупность устойчиво  взаимосвязанных элементов, обеспечивающих функционирование и развитие организации как единого целого[12, с. 21]. ОСУ определяется также как форма разделения и кооперации управленческой деятельности, в рамках которой осуществляется процесс управления по соответствующим функциям, направленным на решение поставленных задач и достижение намеченных целей. С этих позиций структура управления представляется в виде системы оптимального распределения функциональных обязанностей, прав и ответственности, порядка и форм взаимодействия между входящими в ее состав органами управления и работающими в них людьми.

Ключевыми понятиями структур управления являются элементы, связи (отношения), уровни и полномочия. Элементами ОСУ могут быть как отдельные работники (руководители, специалисты, служащие), так и службы либо органы аппарата управления, в которых занято то или иное количество специалистов, выполняющих определенные функциональные обязанности.

Есть два направления специализации  элементов ОСУ: а) в зависимости  от состава структурных подразделений организации вычленяются звенья структуры управления, осуществляющие маркетинг, менеджмент производства, научно-технического прогресса и т.п.; б) исходя из характера общих функций, выполняемых в процессе управления, формируются органы, занимающиеся планированием, организующие производство, труд и управление, контролирующие все процессы в организации.

Организационная структура в системе  управления имеет скелетообразующее  значение, т.е. является хребтом организации. Она отражает уровень социально-экономического развития субъекта управления, степень технико-технологической зрелости, формы организации производства и другие объективные признаки развития объекта и субъекта управления, ее философию и стратегию.

Веснин В.Р. в своем учебнике «Менеджмент» дает определение управленческой структуре как совокупности органов управления (должностей, подразделений и служб), находящихся в определенной взаимной связи, соподчинении и объединенных коммуникационными каналами. При этом управленческие структуры он классифицирует по следующим основаниям [7, с. 228]:

  1. по степени сложности, которую характеризуют:
  • число подразделений и мест расположения;
  • среднее количество подчиненных у одного руководителя;
  • количество уровней управления;
  • важность принимаемых решений и др.
  1. по принципам разбиения (функциональный, объектный и др.);
  1. по степени централизации (централизованные или децентрализованные);
  2. по целевому назначению (стратегические, оперативные, информационные и др.).

Отношения между элементами структуры  управления поддерживаются благодаря связям, которые принято подразделять на горизонтальные и вертикальные. Горизонтальные связи носят характер согласования и являются, как правило, одноуровневыми. Вертикальные связи – это связи подчинения, и необходимость в них возникает при иерархичности управления, т.е. при наличии нескольких уровней управления [10,с. 81].

При двухуровневой структуре создаются  верхние звенья управления (руководство  организацией в целом) и низовые  звенья (менеджеры, непосредственно  руководящие работой исполнителей). При трех и более уровнях в ОСУ формируется так называемый средний слой, который в свою очередь может состоять из нескольких уровней.

В структуре управления организацией также различаются линейные и  функциональные связи. Первые отражают движение управленческих решений между так называемыми линейными руководителями (лицами, полностью отвечающими за деятельность организации, её структурных подразделений). Функциональные связи отражают движение информации и управленческих решений по специальным вопросам (маркетинг, реклама, производство и т.д.) [9,с.94]. Соответственно используется такое понятие, как полномочия: линейного персонала, штабного персонала и функциональные.

Линейные полномочия – передаются непосредственно от начальника к подчиненному и далее к другим подчиненным. Они предоставляют руководителю узаконенную власть для направления своих прямых подчиненных на достижение поставленных целей. Руководитель, обладающий линейными полномочиями, имеет право принимать определенные решения и действовать в определенных вопросах без согласования с другими руководителями в тех пределах, которые установлены организацией.

 Полномочия штабного персонала  ограничиваются правом планировать,  рекомендовать, советовать или  помогать, но не приказывать другим  членам организации выполнять их распоряжения. Если тому или иному работнику управленческого аппарата предоставляется право принимать решения и совершать действия, обычно выполняемые линейными менеджерами, он получает так называемые функциональные полномочия, которые устраняют различия между линейными и штабными обязанностями для всех практических целей.

Между всеми названными выше составляющими  ОСУ существуют сложные отношения  взаимозависимости: изменения в  каждой из них (скажем, числа элементов  и уровней, количества и характера связей и полномочий работников) вызывают необходимость пересмотра всех остальных.

Увеличение количества элементов  и уровней в ОСУ неизбежно  приводит к многократному росту  числа и сложности связей, возникающих  в процессе принятия управленческих решений; следствием этого нередко является замедление процесса управления, что в современных условиях тождественно ухудшению качества функционирования менеджмента организации.

 В рамках структуры управления  протекает управленческий процесс  (движение информации и принятие управленческих решений), между участниками которого распределены задачи и функции управления, а следовательно – права и ответственность за их выполнение.

Информация о работе Развитие структур управления