Развитие структур управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 07:07, курсовая работа

Описание

Актуальность темы определяется тем, что в современном менеджменте рассматривается множество самых разных организаций, представляющих собой совокупность людей, объединенных для достижения какой-либо цели или решения какой-либо задачи на основе принципов распределения обязанностей и разделения труда. Это могут быть государственные учреждения, общественные объединения, научно-производственные объединения, частные предприятия.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………...3-5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ......6-18
1.1. Понятие организационной структуры ………..……………………...……..6-9
1.2. Характеристика основных видов структур управления………………...10-14
1.3. Принципы построения структур управления…………………...……….15-18
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ ………………19-32
2.1. Зарубежный опыт развития структур управления……………………….19-23
2.2. Отечественный опыт развития структур управления…………………....24-28
2.3. Основные направления совершенствования организационных структур управления…………………………………………………………………..…..29-32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………33-34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………....35-36
ПРИЛОЖЕНИЕ «Сравнительная таблица организационных структур управления»…………………………………………………………………......37-40

Работа состоит из  1 файл

Развитие структур управления, Миночкина А..doc

— 198.00 Кб (Скачать документ)

Каждое предприятие в России сегодня ищет свой путь реструктуризации и совершенствования структуры управления фирмой. Основные методы изменения структуры управления следующие: диагностика действующей системы управления, организационной структуры предприятия, системы распределения полномочий, распределение сфер деятельности, анализ финансово-экономического положения, оценка социальной среды на предприятии, анализ стиля управления, работы главных блоков системы управления, мотивационных и коммуникационных процессов.

Социологические исследования наряду с другими средствами позволяют  достаточно точно, глубоко и всесторонне  проанализировать сложившуюся обстановку на предприятии, морально-психологический климат, общий стиль управления, моральные ценности коллектива, уровень организационной культуры, взаимоотношения руководителей и подчиненных, качество мотивационных механизмов и многое другое. Их результаты являются своеобразным зеркалом, в котором отчетливо видны и достигнутые успехи, и имеющиеся недостатки. Более того, подобные исследования можно назвать одним из универсальных источников информации для руководителей и служб управления персоналом, они не только выявляют разного рода проблемы, высвечивая их, так сказать изнутри, но и показывают действенные средства для их разрешения.

Процесс управления хозяйственной  деятельностью в организации  связан с принятой ею организационной  структурой управления, которая предопределяет весь цикл управления. Основные действия, связанные с организационной структурой: создание отделов и служб, определение сферы управления, распределение прав и обязанностей, основаны на той или иной теории организации, в соответствии с которой организация рассматривается спроектированной для достижения предписанных целей.

Организационная структура зависит  от внешней среды организации. Она  строится в соответствии со стратегическими  целями организации, определяется характером производственного процесса, особенностями  применяемой технологии. Поэтому она не является неподвижной, раз и навсегда заданной, может и должна меняться. Организатор должен уметь почувствовать необходимость реорганизации и быть готовым к ее проведению.

Организационная структура управления, несмотря на то, что является статичной частью системы управления, вследствие динамичности самой системы управления также должна развиваться. Этот процесс не должен быть стихийным, и его следует осуществлять целенаправленно. Предполагается, что можно получить всю необходимую информацию и повысить ее эффективность путем заранее спланированного изменения в комбинациях отдельных элементов организации, в их внутренних структурах, во взаимосвязи отдельных элементов технологии управления.

Организационная структура управления обладает рядом особенностей, отличающих ее от технической системы. Основными из них являются следующие [20, с.115]:

• наличие человека (человек принимает решения)

• многоцелевой характер (многокритериальность);

• многосвязность элементов (сложная  система взаимодействия).

Изменения в управленческих структурах, связанные с изменениями целей  организации, в основном определяются двумя группами факторов. Во-первых, факторами, отражающими необходимость  формирования и/или удержания конкурентных преимуществ на соответствующих целевых рынках, а также развитием НТП и возможностями использования его результатов для повышения эффективности организации. Во-вторых, возможными (опробованными практикой) формами и методами совершенствования самих структур. Такие возможности предусматривают:

• совершенствование структур за счет внутренних резервов, включая  децентрализацию, делегирование полномочий на более низкие уровни. Линейные структуры  превращаются в более плоские  за счет сокращения числа уровней  управления с одновременным (как правило) укрупнением функций и сокращением подразделений на одном иерархическом уровне;

• замену механистических структур на адаптивные. Такой переход является наиболее радикальной формой реорганизации  структур, но для этого нужен сильный  лидер с командой;

• интегрирование (создание) различных  форм адаптивных структур внутри механистической  структуры, например, путем создания венчурных инновационных отделов, бизнес-центров, бригадных структур, проектных групп и др.;

• создание конгломератных структур. В этом случае высшее руководство сохраняет за собой только финансы. Большинство конгломератов возникает за счет внешнего слияния компаний;

• формирование структур будущего (модульные и атомистические организации), обеспечивающих общую  направленность на массовую экономику при одновременной возможности производства и выпуска нестандартных продуктов, ориентированных на индивидуальный заказ и обслуживание отдельного потребителя.

Совершенствование организационной  структуры управления приобретает  форму поиска альтернативного решения между централизацией и децентрализацией властных функций. Желание найти приемлемое соглашение между централизованным и децентрализованным управлением приводит к необходимости создать такую систему управления, которая характеризуется централизованной разработкой совершенствования предприятия и хозяйственной политики с децентрализованным оперативным управлением.

Для усиления функции управления используют: группы нововведений, программно-целевой  подход, матричные структуры. Но наибольшее внимание заслуживает использование концепции стратегических хозяйственных подразделений организации при проектировании организационных структур управления. Здесь в полной мере реализуются принципы: централизации разработки стратегии и децентрализации процесса ее реализации, обеспечение гибкости и адаптивности управления, вовлечение в процесс управления широкого круга менеджеров всех уровней.

Таким образом, успех отечественных  современных организационных структур все в большей мере зависит  от внешних, чрезвычайно быстро меняющихся условий их функционирования. К числу этих условий можно отнести интенсивную конкуренцию, приобретающую глобальный характер, быстрое технологическое развитие, ужесточение требований к интеллекту и потенциалу управленческих кадров, рост их автономии и ответственности.

 

2.3. Основные направления совершенствования  организационных структур управления

 

Экспериментирование с разработкой  и введением новых структур управления стало характерной чертой последнего десятилетия XX в. В ходе этих экспериментов нередко используются самые разнообразные комбинации известных видов и типов структур, приспосабливаемых организациями к конкретным условиям их функционирования. Но все же главная тенденция состоит в том, что каждая последующая структура становится более простой и гибкой по сравнению с ранее действующими. Поэтому любая даже самая совершенная структура управления производством обречена на изменения и дальнейшее совершенствование [17, с. 214].

Причина неизбежности новых организационных  структур управления кроется в постоянном развитии и перераспределении функций между элементами системы управления, моральном старении структуры и в таком мощном катализаторе социальных, экономических и управленческих изменений, как научно-технический прогресс (замена оборудования, освоение новых изделий и технологий). Важно, чтобы каждое нововведение было бы должным образом аргументировано. Руководители предприятия должны быть морально готовы к возможным сбоям в работе, к нарушениям привычных ритмов деятельности.

Опыт передовых предприятии России и успешно работающих, зарубежных фирм показывает, что наметилась стойкая тенденция замены чисто инженерного, узкофункционального труда более творческим, разнообразным, требующим самостоятельных управленческих решений.

Все шире вовлекаются в процесс управления низовые структурные звенья, более высокие иерархические уровни концентрируются на решении наиболее сложных, стратегических задач. Эти изменения в содержании управленческого труда требуют упрощения сложных иерархических структур[7, с.68].

Увеличение масштабов производства и его усложнение в условиях использования  автоматизированных систем сбора и  обработки информации обуславливают  развитие новых организационных  структур управления. В основе этого  развития - переход к структурам, обеспечивающим быструю реакцию на изменения, происходящие в производстве. Большинство фирм непрерывно совершенствует свои организационные структуры.

 Основные направления совершенствования организационных структур управления[14, с.62]:

1) децентрализация производственных и сбытовых операций;

2) нововведенческая экспансия;  переход от узкой специализации  к интеграции в содержании  и характере самой управленческой  деятельности, в стиле управления;

3) отказ от использования административных  рычагов координации и контроля.

С развитием рыночных отношений  и динамичным развитием внешней  среды, вызвало к жизни новые  типы структуры: сетевые и виртуальные.

Сетевые структуры – комплекс организаций, который заключает контракты  на проведение любых видов хозяйственной деятельности.

Отличительные признаки:

  1. многие сетевые организации используют коллективные активы нескольких фирм;
  2. сетевые организации полагаются на рыночные механизмы (спрос, предложение и конкуренцию)
  3. сетевые организации используют достоинства различных организационных структур.

Виртуальные структуры – их деятельность опирается на информационные технологии с широко распределёнными звеньями управления. Специализируются на продвижении  товаров и услуг. К ним относятся  интернет - магазины.

Отличительные признаки:

  1. широкое применение интернет - технологий;
  2. отсутствие инфраструктуры предприятия организации (склада, магазина);
  3. большое количество партнёров по доставке, хранению и распределению грузов и товаров;
  4. применение современных финансовых систем учёта и оплаты.

Современное развитие организационных  структур характеризуется широким  делегирование полномочий нижележащим  структурным уровням и заменой  административных методов управления экономическими, вплоть до внутрифирменной  купли-продажи промежуточных результатов труда и образования внутренней конкуренции на предприятии. Эта идея и лежит в основе многомерной организационной структуры, и в основе технологии и организационно-финансовой структуры Business Unit Management –BUM (Управление с помощью бизнес-единиц). (Бизнес-единица — это относительно самостоятельное подразделение компании (направление бизнеса), имеющее отдельные задачи и стратегию, деятельность которого можно планировать независимо от других подразделений) [12, с.93].

Предприятия, внедрившие эту технологию, приобретают существенные конкурентные преимущества за счет создания эффективной системы мотивации, увязывающей личные интересы сотрудников с интересами собственника предприятия.

Система Business Unit Management в основном основана на дивизиональном принципе управления с созданием эффективной финансовой структуры предприятия с максимальным использованием системы бюджетирования для повышения рентабельности деятельности структурных подразделений и предприятия в целом, с введением полного внутреннего хозрасчета.

Финансовая структура делит  организацию не функциям, а по центрам  финансового учета. Это позволяет  контролировать источники возникновения  доходов и расходов и максимально  объективно диагностировать состояние  организации.

В системе BUM у каждого руководителя подразделения появляются персональные финансовые риски. Если бонус руководителя подразделения (определяемый из прибыли) не покрывает полученный аванс, он обязан вернуть разницу в кассу предприятия.

Система BUM не вводит никаких ограничений  на систему мотивации, предлагает лишь ограничение на фонд оплаты труда (ФОТ). Поэтому руководитель выплачивает основную сумму заработка сотрудников в виде переменной части заработной платы, в зависимости от выполнения поставленных перед ними задач. Т.е. она используется как инструмент мотивации, учитывая вклад каждого сотрудника в общий результат подразделения. Однако, процент неудач при формировании бизнес-единиц очень велик.[21, с. 116].

Таким образом, можно не сомневаться в том, что в ближайшем будущем мы столкнемся с большим разнообразием структур, каждая из которых будет отвечать потребностям конкретной организации.

организационный

управление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Проведенные исследования дают право сделать вывод о  том, что успех современных организационных структур в большей степени зависит от внешних, довольно быстро меняющихся условий их функционирования. К числу этих условий следует отнести интенсивную конкуренцию, приобретающую глобальный характер, быстрое технологическое развитие, ужесточение требований к интеллекту и потенциалу управленческих кадров, рост их автономии и ответственности.

Следует заметить, что каждая организация являет собой вполне сложную в экономическом и техническом плане структуру. От выбора стратегии ее работы, и от конкретного способа взаимодействия и сопряжения звеньев ее составляющих, зависит значительная часть успеха предприятия, если не весь успех в целом.

Информация о работе Развитие структур управления