Развитие структур управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 07:07, курсовая работа

Описание

Актуальность темы определяется тем, что в современном менеджменте рассматривается множество самых разных организаций, представляющих собой совокупность людей, объединенных для достижения какой-либо цели или решения какой-либо задачи на основе принципов распределения обязанностей и разделения труда. Это могут быть государственные учреждения, общественные объединения, научно-производственные объединения, частные предприятия.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………...3-5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ......6-18
1.1. Понятие организационной структуры ………..……………………...……..6-9
1.2. Характеристика основных видов структур управления………………...10-14
1.3. Принципы построения структур управления…………………...……….15-18
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ ………………19-32
2.1. Зарубежный опыт развития структур управления……………………….19-23
2.2. Отечественный опыт развития структур управления…………………....24-28
2.3. Основные направления совершенствования организационных структур управления…………………………………………………………………..…..29-32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………33-34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………....35-36
ПРИЛОЖЕНИЕ «Сравнительная таблица организационных структур управления»…………………………………………………………………......37-40

Работа состоит из  1 файл

Развитие структур управления, Миночкина А..doc

— 198.00 Кб (Скачать документ)

 Структура должна отражать цели и задачи организации, то есть быть подчиненной производству и меняться вместе с изменениями, происходящими в нем. В ней также должны быть отражены функциональное разделение труда и полный объем полномочий работников управления; последние определяются политикой, процедурами, правилами и должностными инструкциями и расширяются, как правило, в направлении более высоких уровней управления.  Наряду с этим полномочия руководителя любого уровня имеют ограничения не только по внутренним факторам, но и по факторам внешней среды, культурным уровнем и нравственным ценностям общества, принятыми в нем традициями и нормами. Это означает, что попытки копирования структуры управления, которые в других организациях действуют успешно, обречены на провал, особенно, если условия их работы отличные друг от друга. Важное значение имеет также реализация принципа соответствия между функциями и полномочиями, с одной стороны, и квалификацией и уровнем культуры - с другой.

Зарубежный опыт показывает, что  основной задачей совершенствования  организационной структуры является повышение эффективности управления.

Это связано с установлением четких взаимосвязей между отдельными подразделениями организаций, распределения между ними прав и обязанностей. Поэтому на предприятиях постоянно внедряются инновационные технологии, в том числе и технологии современного менеджмента.

Что касается нынешнего этапа развития структур управления в России, то важно отметить, что развитие структуры управления приобретает форму поиска альтернативного решения между централизацией и децентрализацией властных функций. Желание найти приемлемое соглашение между централизованным и децентрализованным управлением приводит к необходимости создать такую систему управления, которая характеризуется централизованной разработкой совершенствования предприятия и хозяйственной политики с децентрализованным оперативным управлением.

 Таким образом,  современные организационные структуры управления в своем большинстве построены на базе линейной структуры со следующими изменениями: делегирование полномочий нижестоящим уровням управления; введение горизонтальных управляющих связей, административных обязательных; экономических (многомерная и пр. структуры); рекомендательных (линейно-функциональная и пр. структуры); допуск структурных подразделений на внешний рынок.

Я уверена, что  в результате этих действий мы скоро  столкнемся с еще большим разнообразием оргструктур и подходов к управлению, каждый из которых будет отвечать требованиям столь быстро изменяющейся окружающей среды. В данной работе проведен анализ существующих основных типов организационных структур управления, изучены их особенности существования и функционирования, а также на примерах отечественного и зарубежного опыта разобраны основные направления развития структур управления.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

 

1. Абчук В.А.. Менеджмент: Учебное пособие. 2-е издание. – СПб. Издательство Михайлова В.А., 2004. – 463 с.;

2. Андреев В.Ф., Гришина Н.Г., Лопатина С.Г. Основы менеджмента: Учебное пособие/ Под ред. С.Г. Лопатиной. – М.: Юрайт, 1999. – 265 с.;

3. Аникин Б.А.. Высший менеджмент для руководителей: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2000. – 136 с.;

4. Баженов Ю.К. Менеджмент организации: метод рекомендации по подготовке и защите выпускных кваликафиционных работ / Ю. К. Баженов, В. А. Пронько. - М : Дашков и к, 2007. - 168 с.;

6. Бурганова Л.А. Теория управления. – М.: Инфра-М, 2009 – 160с.;

7. Веснин В.Р.. Менеджмент: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – 504 с.;

8. Гапоненко А.Л., Панкрухина А.П.  Теория управления. Учебник. Изд.2. М., 2005 – 213с.;

9. Герчикова И.Н. Менеджмент. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2007. – 501с.;

10. Гончарова Н.Е. Теория управления. – М.: Приор-издат, 2006. – 224 с.;

11. Граждан В.Д., Теория управления. Учебное пособие. М., 2005.- 210 с.;

12. Жолобов Ю.В.. Формула управления. Практические рекомендации. – М.: «Либерия – Бибиформ», 2005. – 168 с.;

13. Замедлина Е.А., Теория управления. Учебное  пособие. М., 2005.- 190с.;

14. Игнатов В.Г., Албастова Л.Н., Теория  управления. Учебник. - 3 изд. РАГС, 2008.- 438с.;

15. Кнорринг В.Н.. Искусство управления: Учебник. – М.: Издательство БЕК, 1997 г. – 282 с.;

16.  Коробко В.И., Теория управления. Учебное пособие. Изд.: Юнити-Дана, 2010.- 384с.;

17. Костин В.А., Теория управления. Учебное пособие. - Пенза: Изд-во  Пенз. гос. ун-та, 200с.;

18. Крейнина М.Н. Финансовый менеджмент / Учебное пособие. – М.: Издательство «Дело и Сервис», 2007. – 304 с.;

19. Лукашевич В.В., Астахова Н.И. Менеджмент: Учебное пособие.- Юнити; 2007 г.; 255 с.;

20. Максимцов М.М. Менеджмент. - М.: ЮНИТИ, 1999 – 397 с.;

21. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. - М.: «Дело», 2002. -702 с.;

22. Парахина В.Н, Ушвицкий Л.И., Основы теории управления: Учеб. пособие. -М.: Финансы и статистика, 2003. - 194 с.;

23. Рой О.М. Теория управления. – СПб.: Питер, 2008. – 256 с.;

24. Румянцева Е.Е.. Новая экономическая энциклопедия. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 724 с.;

25. Сорина Г.В. Основы принятия решений: учеб. пособие для вузов / Г. В. Сорина. - М.: Экономист, 2006. - 192 с.;

26.Сафронов Н.А. Экономика организации. Учебник.- М.: «Экономист», 2004 г. - 251 с.;

27. Тейлор Ф. Основы научного менеджмента. - М.: Прогресс, 1999 – 311 с.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.2.

«Сравнительная таблица организационных  структур управления»

Вид структуры

Достоинства

Недостатки

Линейная структура

- единство и чёткость распорядительства;

-согласованность действий исполнителей;

- оперативность принятия решений;

- чётко выраженная ответственность;

- личная ответственность руководителя

-жесткость, негибкость, неприспособлен-ность к дальнейшему росту и развитию предприятия;

  • ориентация на большой объем информации, передаваемой от одного уровня управления к другому;
  • ограничение инициативы у работников низших уровней управления;
  • высокие требования к руководителю, который должен иметь обширные разносторонние знания и опыт по всем функциям управления и сферам деятельности, что ограничивает масштаб возглавляемого подразделения и возможности руководителя более эффективно им управлять.

Функциональная структура

  • высокая компетентность специалистов, отвечающих за осуществление конкретных функций;
  • расширение возможностей линейных руководителей по оперативному управлению производством;

- отсутствие дублирования линейных и функциональных взаимосвязей.;

  • возможность роста и развития
  • затрудняет координацию управленческих воздействий;
  • конфликтность между отделами (подразделениями), выражающаяся в реализации целей и задач своих подразделений, чем общих целей всей организации;
  • на крупном предприятии цепь команд от руководителя до исполнителя становиться слишком длинной;
  • снижение ответственности исполнителей за работу в результате обезличивания в выполнении ими своих обязанностей;
  • дублирование и несогласованность указаний и распоряжений, получаемые работниками;
  • нарушение принципов единоначалия и единства распорядительства.

Линейно-функциональная структура

- простота и привычность, четкость распределения функций управления между руководящим персоналом;

- более глубокая, чем в линейной, проработка стратегических вопросов;

- некоторая разгрузка высших руководителей;

- возможность привлечения внешних консультантов и экспертов;

- при наделении штабных подразделений правами функционального руководства такая структура - хороший первый шаг к более эффективным органическим структурам управления.

  • несоответствия между ответственностью и полномочиями у руководителей разных уровней и подразделений;
  • превышение норм управляемости у директоров и их заместителей;
  • формирование нерациональных информационных потоков;
  • чрезмерная централизация специфики работы различных подразделений;
  • слабые связи между функциональными подразделениями;
  • отсутствие необходимых нормативных и регламентирующих документов.

Линейно-штабная структура.

  • функциональные руководители получают в свое распоряжение развитые обособленные функциональные подразделения, которые могут самостоятельно вести работу с производственными подразделениями, в том числе и на коммерческой основе.

- недостаточно четкое распределение ответственности, т. к. лица, готовящие решение, не участвуют в его выполнении;

- тенденции к чрезмерной централизации управления;

- аналогичные линейной структуре, частично - в ослабленном виде

Дивизиональная структура

- обеспечивает управление многопрофильными предприятиями с общей численностью сотрудников порядка сотен тысяч и территориально удаленными подразделениями;

- обеспечивает большую гибкость и более быструю реакцию на изменения в окружении;

- при расширении границ самостоятельности отделений они становятся "центрами получения прибыли", активно работая по повышении эффективности и качества производства;

- более тесная связь производства с потребителями.

  • рост вертикали управления;
  • формирование промежуточных уровней управления для координации работы отделений, групп и т.п.;
  • дублирование функций управления ведет к росту затрат на содержание управленческого аппарата.

Продуктовая структура

-руководство по которым передаются одному лицу – ответственному за данный тип продукции. Руководители вспомогательных служб подчиняются ему.

- увеличение затрат вследствие дублирования одних и тех же видов работ для разных видов продукции.

Структура, ориентированная  на потребителя

  • позволяет легко справиться с разработкой новых видов продукции, исходя из соображений конкуренции, совершенствования технологии или удовлетворения потребностей покупателей.

- рассчитана на небольшой ассортимент товаров (услуг).

Региональная структура

- относительно большая самостоятельность руководителя дивизионов;

- быстрая реакция на изменение рынка;

- снижение конфликтных ситуаций между должностными лицами;

- быстрое и оперативное принятие решений;

- освобождение высших руководителей фирмы от рутинных и оперативных решений задач.

- большое количество подразделений;

- высокие затраты на организацию координации структурных подразделений (дивизионов);

- высокая потребность в руководящих кадрах

Адаптивная структура

- интеграция различных видов деятельности в рамках реализации конкретного проекта;

- значительная активизация деятельности руководителей и работников в результате формирования проектных групп;

- вовлечение руководителей и специалистов различных служб в сферу активной творческой деятельности;

- сокращение нагрузки на руководителей;

- достижение высокой гибкости и скоординированности работ с учётом изменения внутренней и внешней среды.

- длительная подготовка по управлению проектами;

- нарушается принцип единоначалия;

- борьба за власть;

- дублирование функций управления;

-неопределённость в занятости персонала в организации

Матричная структура

  • позволяет достичь определенной гибкости, которая никогда не присутствует в функциональных структурах, поскольку в них все сотрудники закреплены за определенными функциональными отделами;
  • существует возможность гибкого перераспределения кадров в зависимости от конкретных потребностей каждого проекта;
  • дает большую возможность координации работ, характерную для дивизиональных структур, что достигается за счет создания должности руководителя проекта.
  • характеризуются сложностью, а иногда и непонятностью ее структуры, наложение вертикальных и горизонтальных полномочий;
  • подрывает принцип единоначалия, что приводит к конфликтам и трудностям в принятии решений;
  • сильная зависимость успеха от личных взаимоотношений между сотрудниками.

Проектная

  • большая гибкость (мобильность);
  • формирование специального подразделения;
  • Структура формируется при разработке организацией проектов, что приводит к изменениям в системе;
  • При завершении проекта структура распадается;
  • Может приводить к дроблению ресурсов и усложнять поддержание и развитие потенциала организации как единого целого

Бригадная

- сокращение управленческого аппарата, повышение эффективности управления;

- гибкое использование кадров, их знаний и компетентности;

-работа в группах создает условия для самосовершенствования;

-возможность применения эффективных методов управления;

-сокращается потребность в специалистах широкого профиля

- усложнение взаимодействия;

- сложность в координации работ отдельных бригад;

- высокая квалификация и ответственность персонала;

- высокие требования к коммуникациям.

 


 


Информация о работе Развитие структур управления