Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 07:07, курсовая работа
Актуальность темы определяется тем, что в современном менеджменте рассматривается множество самых разных организаций, представляющих собой совокупность людей, объединенных для достижения какой-либо цели или решения какой-либо задачи на основе принципов распределения обязанностей и разделения труда. Это могут быть государственные учреждения, общественные объединения, научно-производственные объединения, частные предприятия.
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………...3-5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ......6-18
1.1. Понятие организационной структуры ………..……………………...……..6-9
1.2. Характеристика основных видов структур управления………………...10-14
1.3. Принципы построения структур управления…………………...……….15-18
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ ………………19-32
2.1. Зарубежный опыт развития структур управления……………………….19-23
2.2. Отечественный опыт развития структур управления…………………....24-28
2.3. Основные направления совершенствования организационных структур управления…………………………………………………………………..…..29-32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………33-34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………....35-36
ПРИЛОЖЕНИЕ «Сравнительная таблица организационных структур управления»…………………………………………………………………......37-40
Структура должна отражать цели и задачи организации, то есть быть подчиненной производству и меняться вместе с изменениями, происходящими в нем. В ней также должны быть отражены функциональное разделение труда и полный объем полномочий работников управления; последние определяются политикой, процедурами, правилами и должностными инструкциями и расширяются, как правило, в направлении более высоких уровней управления. Наряду с этим полномочия руководителя любого уровня имеют ограничения не только по внутренним факторам, но и по факторам внешней среды, культурным уровнем и нравственным ценностям общества, принятыми в нем традициями и нормами. Это означает, что попытки копирования структуры управления, которые в других организациях действуют успешно, обречены на провал, особенно, если условия их работы отличные друг от друга. Важное значение имеет также реализация принципа соответствия между функциями и полномочиями, с одной стороны, и квалификацией и уровнем культуры - с другой.
Зарубежный опыт показывает, что
основной задачей совершенствования
организационной структуры
Это связано с установлением четких взаимосвязей между отдельными подразделениями организаций, распределения между ними прав и обязанностей. Поэтому на предприятиях постоянно внедряются инновационные технологии, в том числе и технологии современного менеджмента.
Что касается нынешнего этапа развития структур управления в России, то важно отметить, что развитие структуры управления приобретает форму поиска альтернативного решения между централизацией и децентрализацией властных функций. Желание найти приемлемое соглашение между централизованным и децентрализованным управлением приводит к необходимости создать такую систему управления, которая характеризуется централизованной разработкой совершенствования предприятия и хозяйственной политики с децентрализованным оперативным управлением.
Таким образом, современные организационные структуры управления в своем большинстве построены на базе линейной структуры со следующими изменениями: делегирование полномочий нижестоящим уровням управления; введение горизонтальных управляющих связей, административных обязательных; экономических (многомерная и пр. структуры); рекомендательных (линейно-функциональная и пр. структуры); допуск структурных подразделений на внешний рынок.
Я уверена, что в результате этих действий мы скоро столкнемся с еще большим разнообразием оргструктур и подходов к управлению, каждый из которых будет отвечать требованиям столь быстро изменяющейся окружающей среды. В данной работе проведен анализ существующих основных типов организационных структур управления, изучены их особенности существования и функционирования, а также на примерах отечественного и зарубежного опыта разобраны основные направления развития структур управления.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Абчук В.А.. Менеджмент: Учебное пособие. 2-е издание. – СПб. Издательство Михайлова В.А., 2004. – 463 с.;
2. Андреев В.Ф., Гришина Н.Г., Лопатина С.Г. Основы менеджмента: Учебное пособие/ Под ред. С.Г. Лопатиной. – М.: Юрайт, 1999. – 265 с.;
3. Аникин Б.А.. Высший менеджмент для руководителей: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2000. – 136 с.;
4. Баженов Ю.К. Менеджмент организации: метод рекомендации по подготовке и защите выпускных кваликафиционных работ / Ю. К. Баженов, В. А. Пронько. - М : Дашков и к, 2007. - 168 с.;
6. Бурганова Л.А. Теория управления. – М.: Инфра-М, 2009 – 160с.;
7. Веснин В.Р.. Менеджмент: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – 504 с.;
8. Гапоненко А.Л., Панкрухина А.П. Теория управления. Учебник. Изд.2. М., 2005 – 213с.;
9. Герчикова И.Н. Менеджмент. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2007. – 501с.;
10. Гончарова Н.Е. Теория
11. Граждан В.Д., Теория управления. Учебное пособие. М., 2005.- 210 с.;
12. Жолобов Ю.В.. Формула управления. Практические рекомендации. – М.: «Либерия – Бибиформ», 2005. – 168 с.;
13. Замедлина Е.А., Теория управления. Учебное пособие. М., 2005.- 190с.;
14. Игнатов В.Г., Албастова Л.Н., Теория управления. Учебник. - 3 изд. РАГС, 2008.- 438с.;
15. Кнорринг В.Н.. Искусство управления: Учебник. – М.: Издательство БЕК, 1997 г. – 282 с.;
16. Коробко В.И., Теория управления. Учебное пособие. Изд.: Юнити-Дана, 2010.- 384с.;
17. Костин В.А., Теория управления. Учебное пособие. - Пенза: Изд-во Пенз. гос. ун-та, 200с.;
18. Крейнина М.Н. Финансовый менеджмент / Учебное пособие. – М.: Издательство «Дело и Сервис», 2007. – 304 с.;
19. Лукашевич В.В., Астахова Н.И. Менеджмент: Учебное пособие.- Юнити; 2007 г.; 255 с.;
20. Максимцов М.М. Менеджмент. - М.: ЮНИТИ, 1999 – 397 с.;
21. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. - М.: «Дело», 2002. -702 с.;
22. Парахина В.Н, Ушвицкий Л.И., Основы теории управления: Учеб. пособие. -М.: Финансы и статистика, 2003. - 194 с.;
23. Рой О.М. Теория управления. – СПб.: Питер, 2008. – 256 с.;
24. Румянцева Е.Е.. Новая экономическая энциклопедия. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 724 с.;
25. Сорина Г.В. Основы принятия решений: учеб. пособие для вузов / Г. В. Сорина. - М.: Экономист, 2006. - 192 с.;
26.Сафронов Н.А. Экономика организации. Учебник.- М.: «Экономист», 2004 г. - 251 с.;
27. Тейлор Ф. Основы научного менеджмента. - М.: Прогресс, 1999 – 311 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.2. «Сравнительная таблица | ||
Вид структуры |
Достоинства |
Недостатки |
Линейная структура |
- единство и чёткость распорядительства; -согласованность действий исполнителей; - оперативность принятия решений; - чётко выраженная ответственность; - личная ответственность руководителя |
-жесткость, негибкость, неприспособлен-ность к дальнейшему росту и развитию предприятия;
|
Функциональная структура |
- отсутствие дублирования линейных и функциональных взаимосвязей.;
|
|
Линейно-функциональная структура |
- простота и привычность, четкость распределения функций управления между руководящим персоналом; - более глубокая, чем в линейной, проработка стратегических вопросов; - некоторая разгрузка высших руководителей; - возможность привлечения внешних консультантов и экспертов; - при наделении штабных подразделений правами функционального руководства такая структура - хороший первый шаг к более эффективным органическим структурам управления. |
|
Линейно-штабная структура. |
|
- недостаточно четкое распределение ответственности, т. к. лица, готовящие решение, не участвуют в его выполнении; - тенденции к чрезмерной централизации управления; - аналогичные линейной структуре, частично - в ослабленном виде |
Дивизиональная структура |
- обеспечивает управление многопрофильными предприятиями с общей численностью сотрудников порядка сотен тысяч и территориально удаленными подразделениями; - обеспечивает большую гибкость и более быструю реакцию на изменения в окружении; - при расширении границ самостоятельности отделений они становятся "центрами получения прибыли", активно работая по повышении эффективности и качества производства; - более тесная связь производства с потребителями. |
|
Продуктовая структура |
-руководство по которым передаются одному лицу – ответственному за данный тип продукции. Руководители вспомогательных служб подчиняются ему. |
- увеличение затрат вследствие дублирования одних и тех же видов работ для разных видов продукции. |
Структура, ориентированная на потребителя |
|
- рассчитана на небольшой ассортимент товаров (услуг). |
Региональная структура |
- относительно большая самостоятельность руководителя дивизионов; - быстрая реакция на изменение рынка; - снижение конфликтных ситуаций между должностными лицами; - быстрое и оперативное принятие решений; - освобождение высших руководителей фирмы от рутинных и оперативных решений задач. |
- большое количество подразделений; - высокие затраты на организацию координации структурных подразделений (дивизионов); - высокая потребность в руководящих кадрах |
Адаптивная структура |
- интеграция различных видов деятельности в рамках реализации конкретного проекта; - значительная активизация деятельности руководителей и работников в результате формирования проектных групп; - вовлечение руководителей и специалистов различных служб в сферу активной творческой деятельности; - сокращение нагрузки на руководителей; - достижение высокой гибкости и скоординированности работ с учётом изменения внутренней и внешней среды. |
- длительная подготовка по управлению проектами; - нарушается принцип единоначалия; - борьба за власть; - дублирование функций управления; -неопределённость в занятости персонала в организации |
Матричная структура |
|
|
Проектная |
|
|
Бригадная |
- сокращение управленческого аппарата, повышение эффективности управления; - гибкое использование кадров, их знаний и компетентности; -работа в группах создает условия для самосовершенствования; -возможность применения эффективных методов управления; -сокращается потребность в специалистах широкого профиля |
- усложнение взаимодействия; - сложность в координации работ отдельных бригад; - высокая квалификация и ответственность персонала; - высокие требования к коммуникациям.
|