Реформирование ЖКХ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2011 в 10:57, курсовая работа

Описание

Целью моей работы является научное обоснование и разработка концепции, методических и практических рекомендаций по реформированию системы жилищно-коммунального хозяйства на примере деятельности Управы Люблино.
Для достижения поставленной цели в необходимо рассмотреть следующие задачи:
- исследования экономического механизма реформирования жилищно-коммунальной отрасли, как одной из наиболее важных и сложных частей современной экономики;
- анализ современного состояния жилищно-коммунальной отрасли;
- рассмотрение концепции реформирования сложившейся системы жилищно-коммунального хозяйства;
- рассмотрение методических положений и разработка рекомендаций по реформированию жилищно-коммунального хозяйства на примере района Люблино;

Содержание

Введение ………………………………………………………………………………………..3
1. Сущность и структура жилищно-коммунального хозяйства. ……………………………5
1.1 История развития жилищно-коммунального хозяйства ………………………………...5
1.2 Основные понятия жилищно-коммунального хозяйства ……………………………….7
1.3 Сущность жилищно-коммунального хозяйства …………………………………………8
1.4 Структура ЖКХ …………………………………………………………………………….9
2. Современное состояние жилищно-коммунального хозяйства и проблемы ее реформирования ……………………………………………………………………………….10
2.1 Состояние отрасли жилищно-коммунального хозяйства ……………………………….10
2.2 Жилищно-коммунальная реформа, ее содержание и пути реализации ………………..13
3. Программа реформирования и развития жилищного хозяйства на территории района Люблино и рекомендации по ее совершенствованию ………………………………………19
Заключение ……………………………………………………………………………………..28
Список использованных источников …………………………………………………………30

Работа состоит из  1 файл

реформирование ЖКХ.doc

— 190.50 Кб (Скачать документ)

- теплофикационная распределительная сеть – система трубопроводов, служащая для транспортирования тепла в виде пара и горячей воды и распределения их между потребителями.

- теплоэлектроцентраль - (ТЭЦ, теплофикационная электростанция), тепловая электростанция, вырабатывающая не только электрическую энергию, но и тепло, отпускаемое потребителям в виде пара и горячей воды.;

- отопительная  котельная - совокупность устройств и механизмов для получения водяного пара или горячей воды за счет теплоты сжигаемого топлива.

К сооружениям внешнего благоустройства населённых мест, которые

входят  в состав коммунального хозяйства  относятся дороги и тротуары, мосты и путепроводы, подземные и наземные транспортные, пешеходные переходы и эстакады, сооружения и сети ливневой (водосточной) канализации, набережные, различные гидротехнические сооружения, предназначенные для предотвращения оползней и затопления территорий, их осушения, берегоукрепления, зелёные насаждения общего пользования, уличное освещение и др. 

1.3 Сущность жилищно-коммунального хозяйства 

Основные  технологический фонды ЖКХ служат непосредственному удовлетворению потребностей в услугах ЖКХ и формируют инженерную инфраструктуру (основное производство и водо-, тепло-, электро- и газоснабжение и т.д.)

Целью создания и назначения ЖКХ является обеспечение соответствующего уровню экономического развития качества среды обитания человека путем предоставления услуг потребителям и обеспечения сохранности объектов ЖКХ, поддержания необходимого санитарного состояния населенных пунктов, надежности и устойчивости работы указанных объектов.

ЖКХ, исходя из функциональных особенностей, включает в свой состав виды деятельности по оказанию следующих услуг:

- промышленно-индустриального  характера; очистку сточных вод,  включая утилизацию осадков сточных вод, сбор, вывоз, утилизация и захоронение бытовых отходов, уборку улиц, дорог, площадей (зимняя и летняя) – обеспечивающих санитарно-экологическую безопасность территории населенных пунктов;

- строительство  и ремонт дорог, тротуаров,  мостов, тоннелей и берегозащитных сооружений, озеленение улиц и дорог, содержание лесопаркового хозяйства, уличное освещение – обеспечивающих благоустройство населенных пунктов;

- содержание  и ремонт жилых домов, включая  лифтовое хозяйство, уборку и  благоустройство придомовых территорий – по обслуживанию жилищного фонда;

- бани, прачечные, гостиницы, учет недвижимости;

- транспортные  услуги (трамвай, троллейбус). 

1.4 Структура ЖКХ 

В настоящее  время структура ЖКХ России включает более 30 видов деятельности.

В системе  ЖКХ действует более 50 тыс. предприятий, в отрасли занято около 4 млн.человек. Не смотря на рост объемов услуг, работ и продукции, произведенных в отрасли, многие предприятия убыточны. Однако фонды изношены в среднем на 40%, а в отдельных регионах – на 60%, что зачастую приводит к различным аварийным ситуациям. Уровень надежности инженерных коммуникаций в России в 2,5-3 раза ниже, чем в европейских странах. В тоже время только на поддержание жилищно-коммунальной сферы государство расходует почти 4% валового внутреннего продукта и до 30% общих расходов бюджета территорий.

Финансирование  ЖКХ в связи со спецификой его  функционирования осуществляется прежде всего из бюджетов субъектов Федерации. Это расходы на капитальный ремонт жилого фонда; на покрытие убытков жилищно-эксплутационных организаций, занимающихся обслуживанием жилого фонда; разницы в тарифах на теплоэнергию, отпускаемую для отопления жилых домов; некоторые другие расходы. 

2. Современное состояние  жилищно-коммунального  хозяйства и проблемы  ее реформирования 

2.1 Состояние отрасли жилищно-коммунального  хозяйства 

Многолетний опыт строительства и эксплуатации жилья в рамках государственной  собственности с очевидностью показал, что государство в силу ряда причин не способно осуществлять эти задачи. Главная причина, которая действовала постоянно - недостаток материальных и финансовых ресурсов для строительства и эксплуатации жилья. Кроме того, содержание государственного жилищного фонда было убыточным, поскольку получаемая с нанимателей квартирная плата была «самой низкой в мире» и покрывала лишь незначительную часть затрат на эти цели. Фактически содержание государственного жилищного фонда осуществлялось за счет огромных дотаций, выделяемых государством и ложившихся тяжелым бременем на бюджет.

На заседании Правительства Российской Федерации 6 сентября 2001 г. рассмотрен вопрос "О мерах по реализации государственной политики в области развития муниципальных образований".

В настоящее  время в Российской Федерации  насчитывается 11729 муниципальных образований, из них: городов - 592; поселков-519; городских районов и округов - 126; районов-1488; сельских округов - 9790; сельских населенных пунктов - 210.

В 11160 муниципальных  образований приняты и зарегистрированы уставы, 11496 муниципальных образований  имеют местный бюджет, причем в общем объеме консолидированного бюджета доходы муниципальных образований составляют около 22%, а расходы муниципальных образований - свыше 24%, в том числе на жилищно-коммунальное хозяйство - 88%.

В 10927 муниципальных  образований существуют объекты муниципальной собственности, в т.ч. муниципальные предприятия - в 4917 муниципальных образованиях, муниципальный жилой фонд и нежилые помещения - в 8510 муниципальных образованиях.

Результатом нерешенности проблем, препятствующие устойчивому социально-экономическому развитию муниципальных образований, является кризис жилищно-коммунального хозяйства.

Изношенность  основных фондов, устаревшие технологии и оборудование, задолженности и  банкротство муниципальных предприятий, замораживание жилищного строительства и это только часть проблем. Кризис социальной инфраструктуры муниципальных образований муниципальных учреждений дошкольного воспитания, образования, здравоохранения, культуры. Кредиторская задолженность предприятий ЖКХ выросла за 4 года в 2,5 раза, по состоянию на 01.01.10 составила 259,8 млрд. рублей. Общая дебиторская задолженность предприятий за тот же период выросла почти в 2 раза (58,3% из нее просрочено). На 01.01.10 она составила 176,1 млрд. руб. Свыше 20% от общей дебиторской задолженности составляет недофинансирование бюджетов всех уровней. Задолженность по заработной плате работникам ЖКХ на 01.01.10 составляет 4062 млн. руб.; задолженность федерального бюджета за жилищно-коммунальные услуги - 9235 млн. руб., за объекты, переданные в муниципальную собственность - 10,0 млрд. руб.

Приватизация  муниципального и государственного жилья значительно увеличила долю частного жилья, и к 2010 г. она составила более 63 % по сравнению с 33 % в 2008 г. (включая ЖСК и ЖК).

Однако  в процессе приватизации не было четко определено отношение и ответственность собственников жилых помещений к общему имуществу многоквартирного дома, т.е. к той части, которая является неотъемлемой его составляющей, а так же не была достигнута главная цель - передача многоквартирных домов и принадлежащих земельных участков в целом в реальное управление собственникам.

За годы преобразований проведена передача муниципалитетам государственного и ведомственного жилищного фонда. При этом доля государственного и  муниципального жилищного фонда сократилась с 67 до 34 % за счет передачи в частую собственность. Государственное (ведомственное) жилье составляет в настоящее время 142,0 млн. кв. м, или 5,1 % от всего жилищного фонда страны.

Сформированный  таким образом рынок жилья и созданная на федеральном уровне правовая база позволили внедрять на и местах следующие механизмы улучшения жилищных условий граждан:

- расселение коммунальных квартир;

- ликвидацию общежитий;

- выплату гражданам субсидии на приобретение и строительство жилья;

-предоставление определенным категориям граждан государственных жилищных сертификатов;

- предоставление жилищных кредитов (включая ипотечные);

- выпуск жилищных ценных бумаг (облигаций, векселей, сертификатов, займов).

Новые подходы в жилищной политике, связанные со снятием ограничений инициативы населения, позволили уменьшить количество семей, стоящих в очереди на улучшение жилищных условий, с 10,2 до 3,55 млн. (34,8 %) и увеличить средний показатель обеспеченности жильем по России на 2,6 кв. м (19,1 кв. м жилья на человека).

Передача  жилищного фонда в муниципалитеты, с одной стороны, позволила сделать  предприятия, ранее отвечавшие за его  эксплуатацию, более конкурентоспособными, уменьшив затраты на его содержание, с другой - потребовала увеличения затрат у муниципалитетов на его содержание. Такие же проблемы возникли и в отношении других объектов недвижимости ЖКХ, хозяйственное или оперативное управление по которым было закреплено за предприятиями и учреждениями.

Изменения, происходящие в экономике страны, коснулись коммунальных предприятий. В первую очередь они связаны с их приватизацией и разгосударствлением, что позволило сформировать частный сектор в отрасли (в основном за счет малого бизнеса), а также создать базу для внедрения рыночных отношений. Заметно выросло число муниципальных предприятий, что было обусловлено реализацией постановления Правительства РФ от 07.03.05 № 235 "О порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность". (Приложение А)

К 2009 г. в муниципальной собственности находилось 30 % объектов коммунального хозяйства (в т. ч. 20 % предприятий, имеющих на своем балансе водопроводы, 28,5 % - отопительные котельные, 41,4% - канализации).

Численность работающих на ведущих предприятиях отрасли составляет порядка 1,5 млн  чел., а с учетом предприятий малого бизнеса - 4,2 млн чел. Среднесписочная численность ведущих предприятий по сравнению с началом реформ возросла на 24 %, однако к концу 2009 г. наметилось ее снижение в связи с подъемом промышленности, появлением рабочих мест с высокими заработками в других сферах экономики. Так, на конец 2009 г. среднемесячная заработная плата работников коммунального хозяйства составляла чуть больше 2,9 тыс. руб. при средней российской в 3224 руб. На конец года задолженность по заработной плате имели около 35 % предприятий ЖКХ, И объем суммарной задолженности превысил млрд. руб. Из общей суммы задолженности по заработной плате задолженность из-за недофинансирования из бюджетов всех уровней составила в коммунальном хозяйстве 47 %.

Законом РФ от 24.12.02 № 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики" было определено, что к 2011 г. отрасль ЖКХ должна перейти на полную самоокупаемость. Здесь кроется основная проблема жилищно-коммунального хозяйства. Перед очередными выборами в Государственную Думу депутаты, не считаясь с принятыми мерами социальной поддержки низкодоходных семей, необоснованно отодвинули время перехода отрасли ЖКХ на самоокупаемость. В 2005 г. срок был изменен с 5 до 10 лет, а в 2007 г. - с 10 до 15 лет. Это существенно повлияло на состояние финансирования отрасли. Одновременно в этот же период была резко расширена система льгот на оплату услуг ЖКХ. Сейчас льготы установлены более чем для 60 % населения России.

Создалась система, когда льготы гражданам  фактически оплачиваются предприятиями  ЖКХ. Так, при установленном уровне оплаты услуг ЖКХ населением 50 % из-за льгот сбор "живыми деньгами" в 2007 г. составил 30 %; в 2008 г. при уровне 60 % - 35,5 %; в 2009 г. при уровне стандарта 70 % сборы с населения составили в среднем по стране 39,1 %. Все это поставило жилищно-коммунальное хозяйство на грань разрушения. 

2.2 Жилищно-коммунальная реформа, ее  содержание и пути реализации 

Наше  коммунальное хозяйство убыточно, изношено. Постоянные отключения тепла, света, прорывы труб стали нормой для наших городов. Но основная задача реформирования ЖКХ - это повышение эффективности этой отрасли экономики.

В России нет класса реальных домовладельцев, муниципальные органы выступают в роли подрядных организаций, обслуживающих жилье, не более того. В качестве таких организаций могут выступать и частные фирмы. Это обстоятельство, наряду с желанием избавиться от убытков жилищно-коммунального хозяйства, которые покрываются за счет бюджетных средств, и легли в основу предложенной правительством жилищно-коммунальной реформы.

Информация о работе Реформирование ЖКХ