Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2011 в 10:57, курсовая работа
Целью моей работы является научное обоснование и разработка концепции, методических и практических рекомендаций по реформированию системы жилищно-коммунального хозяйства на примере деятельности Управы Люблино.
Для достижения поставленной цели в необходимо рассмотреть следующие задачи:
- исследования экономического механизма реформирования жилищно-коммунальной отрасли, как одной из наиболее важных и сложных частей современной экономики;
- анализ современного состояния жилищно-коммунальной отрасли;
- рассмотрение концепции реформирования сложившейся системы жилищно-коммунального хозяйства;
- рассмотрение методических положений и разработка рекомендаций по реформированию жилищно-коммунального хозяйства на примере района Люблино;
Введение ………………………………………………………………………………………..3
1. Сущность и структура жилищно-коммунального хозяйства. ……………………………5
1.1 История развития жилищно-коммунального хозяйства ………………………………...5
1.2 Основные понятия жилищно-коммунального хозяйства ……………………………….7
1.3 Сущность жилищно-коммунального хозяйства …………………………………………8
1.4 Структура ЖКХ …………………………………………………………………………….9
2. Современное состояние жилищно-коммунального хозяйства и проблемы ее реформирования ……………………………………………………………………………….10
2.1 Состояние отрасли жилищно-коммунального хозяйства ……………………………….10
2.2 Жилищно-коммунальная реформа, ее содержание и пути реализации ………………..13
3. Программа реформирования и развития жилищного хозяйства на территории района Люблино и рекомендации по ее совершенствованию ………………………………………19
Заключение ……………………………………………………………………………………..28
Список использованных источников …………………………………………………………30
Безотлагательного решения требует проблема кризисного состояния объектов и сетей и неэффективного управления жилищно-коммунальным хозяйством. Кризисное состояние жилищно-коммунального комплекса обусловлено его дотационностью и неудовлетворительным финансовым положением, высокой затратностью, отсутствием экономических стимулов снижения издержек на производство жилищно-коммунальных услуг, неразвитостью конкурентной среды и, как следствие, высокой степенью износа основных фондов, неэффективной работой предприятий, большими потерями энергии, воды и других ресурсов.
Износ коммунальной инфраструктуры составляет более 60 процентов, около четверти основных фондов полностью отслужили свой срок. Количество аварий выросло за 10 лет примерно в 5 раз и составило в 2000 году 70 аварий на 100 километров сетей водоснабжения и 200 аварий на 100 километров сетей теплоснабжения. Объем ветхого и аварийного жилищного фонда составляет около 50 млн. кв. метров. По оценке, для его ликвидации и переселения граждан потребуется около 160 млрд. рублей. Сохраняется высокая зависимость производителей жилищно-коммунальных услуг от бюджетных дотаций, в 1999 году доля расходов на дотации в расходах консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации составила 19,4 процента против 26,2 процента в 1994 году.
Проблема усугубляется большим размером задолженности в жилищно-коммунальном хозяйстве, образовавшейся в первую очередь в результате невыполнения своих обязательств бюджетами всех уровней. Объем дебиторской задолженности предприятий жилищно-коммунального хозяйства составил на конец 2000 года 168,1 млрд. рублей, в то же время объем их кредиторской задолженности превысил 245,1 млрд. рублей. Остается нерешенной проблема обеспечения доступности жилья для граждан с разным уровнем дохода.
Сокращение объемов строительства государственного и муниципального жилья и соответственно уменьшение количества квартир, предоставляемых бесплатно очередникам, приватизация большей части жилищного фонда и переход к рыночным принципам реализации прав граждан на жилище оказались не обеспечены необходимыми правовыми условиями, а также финансовыми и организационными мерами. Хотя в законодательном порядке введено понятие "государственный и муниципальный фонд социального использования", фактически составляющий более 34 процентов всего жилищного фонда, в реальной практике не удалось сформировать принципы его предоставления и использования.
Права квартиросъемщиков остаются практически равнозначными существующим правам собственников, что подтверждается резким замедлением темпов приватизации жилья в последние годы. Отсутствие реальных договорных отношений препятствует реализации прав как нанимателей, так и наймодателей. Очень медленно развивается частный арендный фонд (жилищный фонд, находящийся в частной собственности, предоставляемый по договору найма или аренды), отсутствуют механизмы долгосрочного ипотечного кредитования граждан для целей приобретения жилья, что в перспективе может серьезно ограничить миграционные процессы и развитие рынка рабочей силы.
В жилищной сфере до сих пор величина расходов, связанных с оформлением сделок, составляет значительную долю от стоимости жилья (до 10 процентов), а процедура их оформления занимает длительное время. Решение этой проблемы требует участия федерального центра для законодательного определения жилищных прав граждан и механизмов их реализации, включая права собственности, найма, аренды, ипотеки, а также прав малоимущих граждан на обеспечение бесплатно или за доступную плату жильем по договору социального найма, прав на получение бюджетных жилищных субсидий, для определения правовых условий развития инфраструктуры рынка жилья и кредитно-финансовых механизмов приобретения гражданами жилья.
Остро
стоит проблема выполнения государством
своих обязательств по обеспечению жильем
определенных категорий граждан. Законодательством
Российской Федерации определены некоторые
категории граждан, обязательства по обеспечению
жильем которых взяло на себя государство.
Кроме того, в рамках реализации государственной
политики в других сферах (демографической,
миграционной и т.п.) государством принимаются
обязательства по содействию в улучшении
жилищных условий иным категориям граждан.
Заключение
Главной цель реформы ЖКХ—это улучшение качества жилищно-коммунальных услуг при одновременном снижении затрат на их предоставление. Монополизм в этой сфере не дает потребителям и первую очередь населению возможности выбирать на рынке необходимый набор жилищных и коммунальных услуг. Для успешной реализации вышеназванной цели необходимо выполнить следующие задачи:
Завершение процесса разграничение функций собственника, управления и обслуживания в сфере ЖКХ на муниципальном уровне.
Повышения прозрачности всех процедур формирования тарифной политики ЖКХ.
Модернизация кадровой политики и подготовка нового поколения менеджеров для ЖКХ.
Реструктуризации и ликвидации задолженностей в сфере ЖКХ.
Планомерном, поэтапном переходе к полной оплате жилищно-коммунальных услуг при одновременном формировании эффективных, действенных органов, призванных обеспечить меры адресной социальной защиты малоимущих слоев населения.
Обеспечения эффективного и целевого использования бюджетных средств, выделяемых на модернизацию ЖКХ.
Усиления
контроля за соблюдением законодательства,
регулирующего отношения в
Введения системы сбора и обработки информации об основных изменениях в жилищной сфере России, приватизации жилья, данных о затратах на жилье и коммунальные услуги, тарифах и субсидиях, платежах и задолженности потребителей коммунальных услуг, а также об участии частного сектора в обслуживании жилья.
Создание системы ресурсосбережения (внедрение передовых технологий, установка приборов учета энергоресурсов ( воды, газа и тепла ит.п.)).
Во время прохождения производственной практики повышенного уровня, мною была рассмотрена система мероприятий ЖКХ на примере районной управы Люблино. Также был проведен анализ современной ситуации отросли ЖКХ данного района и выведены следующие рекомендации и предложения:
1. район нуждается в разработке и непосредственном применении жилищно-коммунальных программ развития, а также проведении необходимых мероприятий в области ЖКХ, направленных на благоустройство района.
2. разработать
систему дополнительного
3. внедрение новых технологий и изменение нормативной базы, в целях улучшения качества предоставления услуг.
4. повышение
квалификации работников и
Список
использованных источников:
1 Добровец Е.Б. Упорядочение процедуры предоставления льгот по оплате ЖКУ началось с военнослужащих // ЖКХ – 2006-№3-с.38.
2 Кругликов А.А. Государственная политика в сфере жилищно-коммунального хозяйства // Журнал руководителя и главного бухгалтера ЖКХ - №7 –2007-с.94-100.
3 Дронов А.А. О состоянии ЖКХ России и перспективах его формирования // Журнал руководителя и главного бухгалтера ЖКХ - №6-7 –2007-с.34, 46.
4 Социальный паспорт районной управы Люблино 2008г.
5 План реализации программы «Мой двор-Мой подъезд» на 2009-2010гг
6 Чернышов
Л.Н. Для преодоления кризиса в ЖКХ необходим
программный целевой подход