Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2011 в 10:57, курсовая работа
Целью моей работы является научное обоснование и разработка концепции, методических и практических рекомендаций по реформированию системы жилищно-коммунального хозяйства на примере деятельности Управы Люблино.
Для достижения поставленной цели в необходимо рассмотреть следующие задачи:
- исследования экономического механизма реформирования жилищно-коммунальной отрасли, как одной из наиболее важных и сложных частей современной экономики;
- анализ современного состояния жилищно-коммунальной отрасли;
- рассмотрение концепции реформирования сложившейся системы жилищно-коммунального хозяйства;
- рассмотрение методических положений и разработка рекомендаций по реформированию жилищно-коммунального хозяйства на примере района Люблино;
Введение ………………………………………………………………………………………..3
1. Сущность и структура жилищно-коммунального хозяйства. ……………………………5
1.1 История развития жилищно-коммунального хозяйства ………………………………...5
1.2 Основные понятия жилищно-коммунального хозяйства ……………………………….7
1.3 Сущность жилищно-коммунального хозяйства …………………………………………8
1.4 Структура ЖКХ …………………………………………………………………………….9
2. Современное состояние жилищно-коммунального хозяйства и проблемы ее реформирования ……………………………………………………………………………….10
2.1 Состояние отрасли жилищно-коммунального хозяйства ……………………………….10
2.2 Жилищно-коммунальная реформа, ее содержание и пути реализации ………………..13
3. Программа реформирования и развития жилищного хозяйства на территории района Люблино и рекомендации по ее совершенствованию ………………………………………19
Заключение ……………………………………………………………………………………..28
Список использованных источников …………………………………………………………30
Фактически ее можно свести к следующим главным мероприятиям:
организация службы единого заказчика. В роли “единого заказчика” выступает сам муниципалитет (или его представитель; если город большой, то службы единого заказчика организуются в округах, районах), который предлагает подряд на обслуживание группы жилых зданий (квартала, микрорайона, двора). Устанавливаются определенные требования к качеству обслуживания и сумма, которая будет перечислена подрядчику, в случае успешного оказания соответствующих услуг. Предполагается, что возникнет конкуренция между муниципальными и частными фирмами, которые будут бороться за получение такого подряда, что позволит, в частности, усилить контроль за уровнем тарифов в жилищно-коммунальном хозяйстве; поэтапное увеличение тарифов на коммунальные услуги и повышение квартирной платы для постепенной ликвидации убыточности коммунального хозяйства. При этом квартирная плата повышается до уровня, покрывающего эксплуатационные расходы здания и его текущий ремонт; поскольку, как уже указывалось выше, домовладелец в данной схеме отсутствует, то расходы на капитальный ремонт и реконструкцию здания либо будут осуществляться из бюджета, либо не будут осуществляться вообще. Кроме того, противоречивая ситуация складывается и в работе коммунальных служб: в настоящее время ими осуществляется практика перекрестного субсидирования — часть издержек по оказанию услуг одной группы потребителей (населения) перекладывается на другую группу (предприятия, организации). Строго говоря, повышение тарифов для населения должно предполагать их снижение для других групп потребителей коммунальных услуг, однако в явном виде такая постановка вопроса в предлагаемых мероприятиях отсутствует.
Такая постановка дела в целом свидетельствует о непонимании различия между квартирной платой (рентой) и эксплуатационными расходами здания, в котором находится квартира. В частности, эксплуатационные расходы ветхого жилого фонда и общежитий (с относительно более высокой плотностью прожимающих на один квадратный метр общей площади здания) значительно выше, чем издержки содержания нового жилого фонда повышенной комфортности. Соответственно, размер платы за проживание на “квадратном метре” общежития оказывается в несколько раз выше, чем за аналогичную площадь обычных благоустроенных квартир, а в последних, соответственно выше, чем в квартирах “элитного” жилого фонда. Тем не менее квартирная, арендная плата представляют собой ренту домовладельца. Размер последней регулируется другими причинами; она напрямую не связана ни с эксплуатационными расходами здания, ни со стоимостью его строительства.
Решение задачи по снижению стоимости жилищно-коммунальных услуг включает в себя 2 основных направления:
Регулирование деятельности естественных локальных монополистов; организация ресурсосбережения. Регулирование деятельности локальных естественных монополий по поставке коммунальных услуг направлено на: Регулирование цен на поставку услуг естественных монополистов; внедрение альтернативных технологий.
Практика регионов России показывает, что цены на поставку услуг естественных монополистов оказываются искусственно завышены путем увеличения уровня рентабельности, увеличения уровня амортизационных отчислений и отчислений в ремонтный фонд. В связи с этим, необходимым является проведение аудиторских проверок тарифов на услуги естественных монополистов, а также включение в состав регионально-энергетической комиссии представителей управляющих компаний жилищного фонда. Большую роль в ценовом регулировании имеют местные органы власти, которые должны своими решениями способствовать снижению цен на услуги путем установки минимального уровня рентабельности, обязательным конкурсным распределением подрядов на поставку сырья, материалов и ремонтные работы в пределах своей компетенции. Возможно заключение трехстороннего договора между монополистом, управляющей компанией и местным органом власти, в котором было бы отражено, что управляющая компания возмещает затраты на услуги монополистов на уровне тарифа для населения. Разницу берет на себя бюджет, что побудит органы власти вести более тщательный контроль за ростом тарифов и проводить мероприятия по энергоресурсосбережению.
Организация ресурсосбережения в жилищном фонде может дать наибольший эффект снижения цен на услуги монополистов. К тому же внедрение энергоресурсосбережения позволит поднять удельную долю возмещения населением затрат на содержание и обслуживание жилья без увеличения тарифа. В организации ресурсосбережения стоит выделить два момента: Организация повсеместного учета потребления ресурсов путем установки коммерческих узлов учета; Внедрение новейших ресурсосберегающих технологий.
Для достижения целей реформы ЖКХ в области финансирования необходимо:
- Ежегодно в бюджете муниципального образования предусматривать защищенную статью для предоставления компенсаций и льгот на оплату ЖКУ. - Проработать систему векселеоборота в жилищно-коммунальном хозяйстве, подразумевающую выпуск векселя, предназначенного для уменьшения кризиса неплатежей в системе ЖКХ и ухода от взаимозачетов
- Ввести жилищный ваучер на оплату субсидий, который затем может использоваться жителем для оплаты ЖКУ, и далее использоваться для взаиморасчета предприятиями ЖКХ между собой и бюджетом. Это позволит высвободить значительные финансовые средства.
- Проработать систему городского займа под обеспечение недвижимостью. Разработать программу привлечения внебюджетных инвестиций. Необходимо создавать и развивать предприятия, совместные предприятия, которые бы работали на систему ЖКХ. Вновь созданные, или существующие предприятия, вкладывающие инвестиции в развитие жилищно-коммунального хозяйства, или при выпуске новой продукции для ЖКХ освободить от уплаты налогов на время окупаемости инвестиций.
- Более полно использовать дополнительные источники финансирования за счет доходов от рекламы, нахождения на объектах муниципальной собственности чужой собственности, привлечения арендаторов в части ремонта фасадов, благоустройства территории и т.д.
- Внедрить систему оперативного учета движения денежных средств и систему учета текущей дебиторской и кредиторской задолженности. Проводить отбор и экономический анализ инвестиционных проектов, направленных на развитие жилищно-коммунального хозяйства.
- Эффективно использовать временно свободные средства для получения дополнительной прибыли и, в частности, разрешить использование временно свободных целевых бюджетных средств в течение года по усмотрению службы единого заказчика с предоставлением отчетов в конце года об их использовании по назначению.
- Разработать положение о дифференцированной плате за жилищные и коммунальные услуги, предусмотрев в нем дифференциацию платы в зависимости от этажности, состояния дома, отдаленности от центра, расположения его вдоль улицы или внутри квартала.
Тариф на теплоэлектроэнергию должен состоять из двух частей:
собственно стоимости энергии и ее транспортировки, причем стоимость транспортировки - величина постоянная, а стоимость самой энергии определяется на конкурсной основе. Для сокращения затрат служба заказчика может покупать энергию напрямую у производителей, которые должны предоставить калькуляцию, расшифрованный тариф с указанием своих реальных издержек.
Решение задачи касающейся совершенствования системы управления ЖКХ включает в себя два основных направления:
Формирование многообразия собственников жилищной сферы; Демонополизация обслуживания муниципального жилого фонда и формирование рынка услуг. Необходимо разрешить проблемы между субъектом жилищной собственности и ее пользователем. Не решила этот вопрос и приватизация жилья. Население не чувствует себя собственником, понимая, что приватизирована лишь квартира, а все остальное находится в совместной собственности с иными субъектами, владеющими прочими элементами зданий. Огромную роль в повышении качества предоставляемых услуг ЖКХ играет личная заинтересованность в содержании жилищного фонда. Создание товариществ собственников жилья (ТСЖ) позволит повысить личную заинтересованность жильца в качественном содержании не только своей квартиры, но и мест общего пользования, оборудования и т.д. С другой стороны, повысится и требовательность к организациям, предоставляющим жилищно-коммунальные услуги, т.к. эффективность и направление вложения средств будет определяться уже самими собственниками. Таким образом, муниципальные органы власти должны всячески содействовать созданию ТСЖ, оказывая при этом всестороннюю юридическую и экономическую поддержку. Содействие скорейшему становлению ТСЖ должно предусматривать: Упрощение процедуры регистрации; Получение ТСЖ дотаций на техническое обслуживание жилья и коммунальных услуг на уровне муниципального жилищного фонда; Передача прав на нежилые помещения или перечисление части арендной платы ТСЖ за нежилые помещения в доме; Передача прав на земельный участок под дом и придомовую территорию.
Действенную помощь в распространении товариществ собственников может оказать организация их на базе вновь построенных жилых домов, в которых все квартиры распределяются на рыночной основе. Однако не исключается и факт создания ТСЖ с участием муниципальных органов власти через уполномоченные органы. Одной из главных целей реформы является демонополизация жилищно-коммунального хозяйства и формирование рынка услуг. Для достижения этой цели необходимо: Разделение функций заказчика и подрядчика на предоставление жилищно-коммунальных услуг; Внедрение конкурсного отбора подрядных организаций во все сферы жилищно-коммунального хозяйства. Служба заказчика должна постепенно превращаться в управленческую компанию. Служба заказчика должна являться управляющей структурой как в области обслуживания жилья и других объектов, так и в области их теплоэнергоснабжения.
Введение договорной формы взаимоотношений как между собственником и муниципальной службой заказчика, так и между подрядными организациями, позволяет перевести сферу управления жилищно-коммунальным хозяйством на более высокий уровень. Материальная ответственность за нарушение договорных обязательств приводит к значительному улучшению качества содержания и обслуживания жилищного фонда
Практика регионов России показала, что создание конкурентной среды в сфере управления жилищным фондом между управляющими компаниями различных форм собственности также ведет к повышению качества жилищно-коммунальных услуг и сокращению затрат на содержание жилищного фонда, однако, на сегодняшний день система бюджетного финансирования службы заказчика не позволяет развиваться рыночным отношениям в сфере управления жилфондом. Это связано, прежде всего, с тем, что при финансировании из бюджета, служба заказчика создается с минимальным количеством персонала, что в свою очередь, связано с сокращением бюджетных расходов. Управляющая компания должна быть самоокупаемой, а количественный состав персонала должен определяться исходя из реально поставленных задач. В перспективе только собственник жилья должен выбирать того, кому доверит он управление своей собственностью и сколько он будет за это платить. С другой стороны, в сферу интересов управляющей компании нового типа должны попасть не только жилые дома и придомовые территории, но и вполне логично - другая инфраструктура микрорайонов и районов города, а именно: детские сады, школы, больницы, объекты социально-культурного назначения, тепловые передающие сети и др.
3. Программа реформирования
и развития жилищного
хозяйства на территории
района Люблино и
рекомендации по ее
совершенствованию
Муниципальный район Люблино занимает площадь в 1779.6 га с населением около 120 тысяч человек.
Жилищный фонд на территории района составляет около 390 строений. Из них муниципальных – 335, ЖСК – 14, ТСЖ – 8, ведомственных – 33.
Большое
количество жилых зданий – это
пятиэтажные дома послевоенной постройки
и первого периода
Обеспечение жильем и его качество являются важным фактором, определяющим социальное самочувствие жителей. В Люблино процент износа жилого фонда составляет 37,9%. Поэтому важнейшей социально-экономической проблемой района является поддержание в нормальном состоянии жилищного фонда и расселение коммунальных квартир.
Организациями, в чьем ведении находились жилые дома, не соблюдались нормативные сроки производства капитального, текущего и профилактических ремонтов, в связи с чем большинство жилых строений были приняты на баланс ГУП ДЕЗ Люблино без капитального ремонта.
В настоящее время это сказывается на техническом состоянии жилых домов, дома ветшают, инженерные коммуникации требуют срочного капитального ремонта, особенно это касается строений с деревянными перекрытиями.
Для решения этой проблемы необходимо выполнение капитального ремонта в полном объеме. С заменой по квартальных стояков центрального отопления, холодного и горячего водоснабжения, приборов отопления, но к сожалению комплексный капитальный ремонт в течении последних лет не планируется из-за отсутствия финансовых средств.
Для снижения задолженности проводится планомерная работа: жителям рассылаются извещения о задолженности и изменениях в начислениях; в межрайонный муниципальный суд оформлено 121 обращение на общую сумму 513,6 тыс.руб. Поступило через судебные органы 42 тыс.руб, что в 1,6 раза больше чем в 2008 г. Кроме того, в Управе создана специальная комиссия по взиманию задолженности с арендаторов нежилых помещений. Все неплательщики, имеющие просроченную задолженность (около 8000 человек) были вызваны на заседание вышеназванной комиссии.
Внебюджетные средства района по доходам 9 месяцев составили 2,9 млн. руб., что соответствует объемам прогнозируемых показателей на 2011 г. (78,6% от годового плана).
Меры по повышению доходов в ФФР района.
Наибольший процент поступлений в ФФР района идет от торговых сборов (60% за 9-ть месяцев 2010 г.)