Реструктуризация предприятия в условиях рыночных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2011 в 16:02, дипломная работа

Описание

Целью дипломной работы является совершенствовать систему управления Троицкого
ОАО "Концкорма", отвечающую требованиям переходного периода от планового
ведения хозяйства к рыночной экономике, переживаемого экономикой России.
Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка
использованных источников и приложений.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.......................................................................3
ГЛАВА 1. РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНЫХ
ОТНОШЕНИЙ......................................................... 6
1.1. ТИПЫ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СТРУКТУР.............................................6
1.2. ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ........12
1.3. НАПРАВЛЕНИЯ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЙ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНЫХ
ОТНОШЕНИЙ....................................................................
.................................................... 21
ГЛАВА 2. ПРОИЗВОДСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТРОИЦКОГО ОАО
"КОНЦКОРМА"................................................................
31
2.1. ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТРОИЦКОГО ОАО "КОНЦКОРМА" 31
2.2. АНАЛИЗ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТРОИЦКОГО ОАО "КОНЦКОРМА" 38
2.3. УПРАВЛЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫМ ПРОЦЕССОМ ТРОИЦКОГО ОАО "КОНЦКОРМА"..........47
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ ТРОИЦКОГО ОАО "КОНЦКОРМА"........54
3.1. РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ ТРОИЦКОГО ОАО "КОНЦКОРМА" 54
3.2. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМИ ПРОЦЕССАМИ
ТРОИЦКОГО ОАО "КОНЦКОРМА"............................................... 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................................................65
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ................................. 68

Работа состоит из  1 файл

..................дипломчик.doc

— 447.50 Кб (Скачать документ)

самой системы  управления как в целом, так и  ее отдельных элементов. Опыт

отечественных передовых предприятий, а также  зарубежных компаний

свидетельствует, что основными направлениями  совершенствования системы

управления являются следующие:

1.           Децентрализация управления.

2.           Специализация и диверсификация  производства.

3.           Совершенствование хозяйственного  механизма.

4.           Постоянное стремление сделать  предприятие эффективно работающим.

5.           Создание стабильности в деятельности  предприятия.

Децентрализация управления – это относительно быстрая адаптация системы

управления предприятием на происходящие изменения в условиях ведения бизнеса,

как показывает опыт отечественных и зарубежных компаний, зависит от степени

централизации (децентрализации) в принятии решений. Это связано с той мерой,

в которой полномочия уровня переходят на более низкие уровни управления

(децентрализация)  или сохраняются на верхнем  уровне (централизация).

Эффективное функционирование структуры, состоящей из большого количества

уровней, требует  разработки обширных правил, инструкций и процедур. В итоге

все это делает структуру управления не только громоздкой, но и не гибкой, не

способной оперативно реагировать на быстро изменяющуюся ситуацию. Вот почему

с 70-х годов, в  условиях быстро изменяющегося спроса, сокращения жизненного

цикла многих товаров, расширения номенклатуры продукции, уменьшения объема ее

выпуска, усложнения технологических процессов, усиления требований к качеству

обслуживания  и продукта при решении проблемы своевременного выполнения

заказов, децентрализация управления приобретает первостепенное значение. С

одной стороны, она позволяет быстро реагировать  на запросы потребителей, а с

другой –  делает процесс принятия решений  более действенным. Децентрализация

управления происходит в двух взаимосвязанных направлениях: путем

делегирования прав в принятии решения и за счет разукрупнения крупных

компаний и  перехода к относительно небольшим  автономных структурным единицам,

наделенным правами  принимать решения по всем производственным и хозяйственным

вопросам.

Делегирование власти с высших уровней  управления на низшие обусловливается

рядом причин. В  производственной и хозяйственной  деятельности возникает много

неопределенности  и риска, ситуация постепенно изменяется, что становится

характерной чертой развития предприятия, усложняется протекание

производственных  процессов. Поэтому ни один руководитель, даже самый

талантливый, не в состоянии охватить во всей полноте  происходящие изменения и

процессы. Решение  этой проблемы предполагает делегирование  власти с высшего

уровня на низшие. Здесь важно помнить, что при делегировании власти

руководители  не уменьшают собственную ответственность.

Разукрупнение компаний идет по принципу создания горизонтальных структур, то

есть компании сокращают число уровней управления и расширяются по горизонтали

путем создания автономных структур, подчиняющихся  вице-президентам.

Специализация и диверсификация производства представляет собой основу для

занятия им лидирующих позиций на рынке. Вместе с тем, получая  максимум выгоды

из своей специализации, предприятие обязано одновременно заниматься

диверсификацией. Специализация и диверсификация в отрыве друг от друга

малопродуктивны. В связи с этим в задачу управления входит установление

правильного соотношения  между ними, т.к. именно оно определяет продуктивность

ресурсов предприятия, его устойчивость и экономический  рост.

Совершенствование хозяйственного механизма - это такое  построение

организационных структур управления, мотивации и  методов управления, которые

позволяли бы предприятию  не только адаптироваться к изменениям, происходящим

в окружающей среде, но и создавали возможности быть готовым к вызовам

завтрашнего дня. В основе совершенствования, как  показывает опыт

производственных  компаний промышленно развитых стран, лежит серия новшеств и

новых подходов к ведению бизнеса. Это, например, создание своего покупателя.

Решение данной задачи предполагает постоянное проведение  критического

самоанализа деятельности предприятия. Центр внимания, как  считает известный

американский  экономист Питер Ф. Дракер, в проведении самоанализа должен

находиться в  области поиска неожиданного. Например, следует поинтересоваться:

кто не покупает продукцию предприятия и почему? Что покупатели предприятия (и

не покупатели) приобретают у других? Какую ценность имеют для них эти

приобретения? Конкурируют  ли они фактически или потенциально с тем

удовлетворением, которое приносят товары данного  предприятия или услуги? Все

это заставляет предпринимателя действительно  встать на рыночную точку зрения,

а не просто говорить о ней. Следовательно, маркетинг – это нечто большее, чем

исследование  рынка и потребителя. Во-первых, его  главной задачей становится

взгляд  на бизнес в целом, а во-вторых, он должен рассматривать  не просто

своего потребителя, свой рынок, свои изделия, а рынок вообще, потребителя в

целом, его покупки, систему ценностей, степень удовлетворения, устоявшиеся

схемы покупок  и затрат, его рационализм.

Постоянное стремление сделать предприятие эффективно работающим. Существуют

три пути развития данного направления:

·             на основе использования модели «идеального бизнеса», суть

которой состоит  в том, что устанавливаемый теоретический  оптимум

экономической деятельности предприятия служит ему  в качестве мерила

фактических результатов;

·             максимальное использование возможностей по переводу предприятия

из «вчерашнего» дня в день сегодняшний, готовя его  к будущим вызовам. В связи

с этим, усилия менеджмента  должны быть направлены на выявление  тех сфер

деятельности, которые  следует развивать как можно  быстрее, и тех, от которых

следует отказаться. Одновременно внедряется и то новое, что поможет

приумножить результаты деятельности предприятия на рынке  или в отрасли

знаний, в которой  оно специализируется;

·             максимальное использование  ресурсов путем их сосредоточения на

выявленных приоритетах, которые позволяют предприятию  получить наивысшие

результаты от затраченных усилий и энергии.

Реализация стремления к повышению эффективности работы предприятия во многом

зависит от правильности определения потенциала бизнеса. Процветание и

экономический рост, как известно, сопутствуют  тому предприятию, которое

систематически  определяет и использует свой потенциал. Потенциал бизнеса

всегда выше реализованной деятельности.

В создании стабильности деятельности предприятия, стабильность достигается

различными путями. Во-первых, это укрепление связей предприятия  со своими

клиентами. Здесь  в основу необходимо положить принцип, согласно которому

предприятие всегда будет терпеть неудачи, если оно  не обслуживает своих

клиентов на полном уровне. На практике это означает, что клиентов следует

тщательно изучать, рассматривать и анализировать, чтобы понять потребности. А

для этого необходимо ответить на следующие вопросы: кем  являются клиенты –

частными или  юридическими лицами и что побуждает их покупать продукцию

предприятия? Во-вторых – это хорошее знание конкурентов. Система управления

должна нацеливать маркетинг на проведение активной маркетинговой  политики, а

следовательно, необходимо знать: кто является конкурентом, что помогает им

удерживать своих  клиентов и что надо сделать, чтобы  переманить клиентов?

Важным моментом в проведении активной маркетинговой  политики является работа

с поставщиками сырья. При этом надо обратить внимание на формирование

надежных связей, обеспечить возможность обслуживания.

Наиболее важным аспектом руководства, определяющим стабильность предприятия,

по мнению руководителей  крупнейших зарубежных компаний, является определение

идеалов корпорации. На этом фактически основан весь бизнес. Причем эти идеалы

должны в одинаковой степени касаться как президента компании, так и рядовых

работников.

Следующим важным аспектом в повышении стабильности предприятия является

постоянная адаптация  управления к изменениям окружающей среды – в политике,

экономике, технологии. Если этого нет, то предприятие станет жертвой

изменений.

В период динамического  развития НТП предприятия постоянно  испытывают его

последствия через  ужесточение конкуренции. Чтобы  вынести эти испытания,

система организации  производства на каждом предприятии должна обладать

определенным  запасом прочности. Поскольку любое  предприятие, как правило, в

своей деятельности ограничено величиной производственных и финансовых

ресурсов, то хозяйствующий  субъект должен самым эффективным  образом

использовать  имеющийся персонал и оборудование. А достигается это с помощью

соответствующей системы организации управления  производством и сбытом

продукции.

В связи с  усилением конкуренции за рынки  сбыта  наблюдается повышение

внимания к  качеству продукции. Данный фактор, в свою очередь, обусловливает

необходимость проведения соответствующих изменений  в системе управления

качеством продукции. В зарубежных странах это нашло  свое выражение в

перенесении акцента  с управления контролем за качеством  выполняемой продукции

на создание условий для бездефектной работы.

Необходим также  новый подход к размещению промышленного  оборудования и

разработке рабочих  мест. При размещении оборудования следует придерживаться

правила, согласно которому все то, что предназначено  для выпуска однотипных

изделий или  семейства сходных продуктов, должно быть сгруппировано в одном

Информация о работе Реструктуризация предприятия в условиях рыночных отношений