Реструктуризация управления предприятием нефтегазохимического комплекса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 01:55, курсовая работа

Описание

Под организационной структурой управления понимается упорядоченная совокупность устойчиво взаимосвязанных элементов, обеспечивающих функционирование и развитие организации как единого целого. Организационной структурой управления определяется также как форма разделения и кооперации управленческой деятельности, в рамках которой осуществляется процесс управления по соответствующим функциям, направленным на решение поставленных задач и достижение намеченных целей. С этих позиций структура управления представляется в виде системы оптимального распределения функциональных обязанностей, прав и ответственности, порядка и форм взаимодействия между входящими в ее состав органами управления и работающими в них людьми.

Содержание

Введение. 3
Общая экономическая ситуация в стране. 3
Общая экономическая ситуация в химической промышленности. 6
Типовые бизнес-модели химических компаний 7
Общая экономическая ситуация в нефтеперерабатывающей промышленности 9
Глава I. Менеджмент как организация управления предприятиями нефтегазохимического комплекса. 10
Ключевыми понятиями структур управления 10
Факторы формирования организационной структуры: 12
Сравним три ведущие российские компании 15
Составляющие элементы организационной структуры на предприятии ОАО «Минеральные удобрения» 18
Организационная структура ОАО «Минеральные удобрения» 18
Глава II. Основные стратегии диверсификационного роста на предприятиях химического и нефтехимического профиля. 19
Глава III. Обоснование организационной структуры управления при организации новых производств на предприятиях. 23
Выбор площадки размещения участка по производству АП и КМС 23
Расчет численности ППП установки по производству АП и КМС 25
Краткий анализ действующей организационной структуры 26
Факторы функционирования производственного предприятия 29
Новая организационная структура управления производственного подразделения ремонтно-механического цеха после присоединения нового производства АП и КМС 31
Схема производственных потоков предприятия 34
Потребность в дополнительных кадрах 35
Должностные инструкции при введении новых должностей 36

Работа состоит из  1 файл

Федеральное агентство по образованию 2.docx

— 124.28 Кб (Скачать документ)

Федеральное агентство по образованию

 

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский  государственный

инженерно-экономический  университет»

 

 

Кафедра экономики и менеджмента

в нефтегазохимическом комплексе

 

 

Курсовая  работа по дисциплине

 

МЕНЕДЖМЕНТ

 

Тема:      Реструктуризация управления предприятием

нефтегазохимического комплекса

Выполнил: ____________________________________________

(Фамилия И.О.)

студент__________курса____________спец._________________

(срок обучения)

группа ___________ № зачет. книжки ______________________

Подпись: ______________________________________________

 

Преподаватель: _______________________________________

(Фамилия И.О.)

Должность:____________________________________________

уч. степень, уч. звание

Оценка: ____________________ Дата: _____________________

Подпись: ______________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург 

2011


 

Оглавление

Введение. 3

Общая экономическая ситуация в стране. 3

Общая экономическая ситуация в химической промышленности. 6

Типовые бизнес-модели химических компаний 7

Общая экономическая ситуация в нефтеперерабатывающей промышленности 9

Глава I. Менеджмент как организация управления предприятиями нефтегазохимического комплекса. 10

Ключевыми понятиями структур управления 10

Факторы формирования организационной структуры: 12

Сравним три ведущие российские компании 15

Составляющие элементы организационной структуры на предприятии ОАО «Минеральные удобрения» 18

Организационная структура ОАО «Минеральные удобрения» 18

Глава II. Основные стратегии диверсификационного роста на предприятиях химического и нефтехимического профиля. 19

Глава III. Обоснование организационной структуры управления при организации новых производств на предприятиях. 23

Выбор площадки размещения участка по производству АП и КМС 23

Расчет численности ППП установки по производству АП и КМС 25

Краткий анализ действующей организационной структуры 26

Факторы функционирования производственного предприятия 29

Новая организационная структура управления производственного подразделения ремонтно-механического цеха после присоединения нового производства АП и КМС 31

Схема производственных потоков предприятия 34

Потребность в дополнительных кадрах 35

Должностные инструкции при введении новых должностей 36

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41

Список литературы 42

Приложение 1. 43

Приложение 2. 44

 

 

Введение.

Общая экономическая  ситуация в стране.

Глобальный  финансово-экономический кризис, выявивший  уязвимость основных механизмов регулирования  мирового хозяйства, оказал негативное воздействие на экономику России. Вместе с тем, некоторая стабилизация мировой экономики в последние  месяцы и масштабные антикризисные  меры Правительства способствовали появлению признаков завершения спада российской экономики и  постепенного перехода к фазе оживления.

Согласно  оценочным данным Росстата объём  ВВП России за 2009 г. составил в текущих  ценах 39,02 трлн.рублей и сократился на 7,9% по отношению к аналогичному периоду 2008 г. При этом падение промышленного производства считают равным 10,8%.

По оценке Росстата, численность постоянного  населения Российской Федерации  на 1 декабря 2009 г. составила 141,9 млн.человек, а численность экономически активного населения страны на 1 октября составила 75,8 млн. чел. (5,8 млн. (7,7%) – безработные).

Объём денежных доходов населения в 2009 г., по предварительным  данным, вырос на 12,5% по сравнению  с предыдущим годом; индекс потребительских  цен составил 11,7% (в 2008 г. - 8,8%).

По данным Федерального казначейства, в период с января по ноябрь 2009 г. в федеральный  бюджет поступило 11871,7 млрд. руб. доходов (в аналогичном периоде 2008 г. - 14743,2 млрд. руб.). Расходы федерального бюджета  были осуществлены в объеме 12995,1 млрд. руб. (в 2008 г. - 11363,2 млрд. руб.). Благоприятная  конъюнктура цен на основные товары российского экспорта позволила  аккумулировать в Резервном фонде  и Фонде национального благосостояния более 5008,42 млрд. руб. (по состоянию на 4 декабря 2009 г.).

Вместе с  тем, объем международных резервов Центробанка России за последние  годы значительно превышает объем  государственного внешнего долга и  на 1 января 2010 г. составил 435,6 млрд. долл. По этому показателю Россия входит в тройку ведущих государств мира.

Внешнеторговый  оборот России, по данным таможенной статистики, в январе-ноябре 2009 г. составил (в  фактически действовавших ценах) 416,006 млрд.долларов США, в том числе экспорт – 267,4 млрд.долларов, импорт – 148,61 млрд.долларов и по сравнению с январём-ноябрём 2008 г. уменьшился на 39,3%, в том числе со странами дальнего зарубежья – 355,1 млрд. (снижение на 39,3%) и со странами СНГ – 60,9 млрд. (на 39,3%). Сальдо торгового баланса сложилось положительное – 118,8 млрд.долларов (в ноябре-январе 2008 г. сальдо баланса торговли было на 74,6 млрд.долларов больше).

По данным Росстата, объем иностранных инвестиций, поступивших в экономику России, в первом полугодии 2009 г. по сравнению  с аналогичным периодом 2008 г. уменьшился на 30,3% до 32,2 млрд. долл., что связано, в основном, с кризисными явлениями  на мировом финансовом рынке. Инвестиции направлялись в основном в оптовую  и розничную торговлю и обрабатывающие производства, а также транспорт  и связь. По состоянию на 1 июля 2009 г. накопленный иностранный капитал  в экономике России составил 242,5 млрд. долл. (рост на 0,1% по сравнению  с показателем 2008 г.). Основными странами-инвесторами  в экономику России были Люксембург, Китай, Нидерланды, Кипр, Германия, Великобритания, Франция и США, на долю которых  приходилось 77% общего объема накопленных  иностранных инвестиций.

Среднемесячная  начисленная заработная плата в 2009 г., по предварительным данным, составила 18785 руб. и по сравнению с 2008 г. выросла  на 8,5%. В декабре 2009 г. средний размер назначенных пенсий составил 6177 руб. и увеличился по сравнению с декабрём 2008 г. на 35,9%.

Одной из внешнеэкономических  задач является присоединение к  ВТО России, Белоруссии и Казахстана как единой таможенной территории.

Вместе с  тем, за последние 10 лет Россия не только обеспечила стабильно высокие темпы  роста, но и создала необходимый  запас прочности. В первую очередь, политика сбережений части нефтяных доходов в бюджете дала возможность  компенсировать снижение поступлений  за счет средств резервного фонда  Правительства. Другой важный компонент  прочности и стабильности – значительные валютные резервы, являющиеся инструментом поддержания стабильного обменного  курса.

В условиях оттока капитала и снижения экспортных доходов  возник риск неуправляемой девальвации  рубля, но благодаря сбалансированной экономической политике государства  удалось обеспечить плавное снижение курса в рамках установленных  ранее параметров.

Приняты новые  законодательные акты, направленные на борьбу с легализацией денежных доходов, полученных незаконным путем. Россия проводит линию на активное сотрудничество с партнерами по ФАТФ и Международной группе «Эгмонт».

В соответствии с новым Таможенным кодексом значительно  упрощены таможенное администрирование  и процедуры оформления внешнеторговых сделок. Принятые Жилищный и Градостроительный  кодексы способствуют облегчению процедуры  приобретения земельных участков.

В 2008 г. принят закон «О порядке осуществления  иностранных инвестиций в хозяйственные  общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства», определяющий правовые условия и механизмы  участия иностранных инвесторов в капитале таких предприятий. Внесены  изменения в положение «Об  Инвестиционном фонде Российской Федерации», улучшающие условия инвестиционной деятельности.

Подготовлен законопроект, предусматривающий внесение поправок в федеральные законы «О банках и банковской деятельности»  и «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» в части  совершенствования условий управления банковскими рисками и банковского  надзора на консолидированной основе. Утверждено Положение о страховом  резерве негосударственного пенсионного  фонда.

Правительство Российской Федерации приняло дополнительные меры по поддержке банковского сектора  и реального сектора экономики. Центральный Банк России провел ряд  аукционов по депозитам без залогов. Эта мера по поддержанию ликвидности  охватила более 120 банков Российской Федерации. Поддерживая банки, Правительство  исходит из необходимости обеспечить доведение ликвидности до конкретных предприятий реального сектора.

В своём ежегодном  послании Федеральному Собранию Президент  Д.А. Медведев назвал целый ряд приоритетных задач, стоящих перед Россией в условиях глобального финансового кризиса. В их числе: выполнение социальных обязательств перед гражданами, сохранение и развитие накопленного промышленного и технологического потенциала, активизация внутреннего спроса, стимулирование инноваций и структурная перестройка реального сектора экономики, создание благоприятных условий для экономического подъема. Их реализацию имеется в виду достичь прежде всего за счет совершенствования важнейших рыночных институтов и снятия барьеров для предпринимательской деятельности. Также подчеркивалась необходимость построения мощной финансовой системы, обеспечения макроэкономической стабильности, сохранения доверия российских и иностранных инвесторов к российской экономике.

Во внешнеэкономической  сфере акцентируется важность таких  направлений, как интеграция России в мировой рынок капиталов, использование  международного транзитного потенциала, диверсификация экспортных поставок энергоресурсов, наращивание российского промышленного  экспорта, защита интересов российских компаний за рубежом, рациональное встраивание  России в мировую экономику с  учетом глобальных тенденций.

Общая экономическая  ситуация в химической промышленности.

 

Компания, штаб-квартира

Объём продаж в 2005, 
млн. руб.

Специализация

Сибур Холдинг, 
Москва,

142,7 млрд руб в 2007

Нефтехимия

Салаватнефтеоргсинтез, 
Салават, Башкортостан

63 997,8

Нефтехимия

Еврохим, 
Москва

53 490,3

Производство удобрений

Нижнекамскнефтехим, 
Нижнекамск, Татарстан

48 069

Синтетические каучуки

Акрон 
Великий Новгород

23 547,3

Минеральные удобрения

Уралкалий, 
Березники, Пермский край

20 721,2

Калийные удобрения


Доля химической промышленности в структуре ВВП  России в 2006 году составляла около 6 %, в структуре экспорта — около 5 %, в отрасли было сосредоточено почти 7 % основных фондов промышленности.

В 2009 году было экспортировано 3,1 млн тонн аммиака на сумму $626 млн, 814 тыс. тонн метанола на сумму $156 млн, 22 млн тонн минеральных удобрений на сумму $5,6 млрд, 702 тыс. тонн синтетического каучука на сумму $1,2 млрд.

На саммите  АТЭС-2010 Россия, Япония и Китай подписали контракт на строительство в Татарстане завода по производству карбамидных удобрений общей стоимостью $1 млрд, ввод в эксплуатацию намечен на 2015 г.

Типовые бизнес-модели химических компаний

  1. Для химической отрасли не характерно развитие небольших компаний. Успешные небольшие компании (до 500 млн - 1 млрд USD) концентрируются на развитии продуктов с высокой добавленной стоимостью. Эффективные компании с оборотом до 1 млрд. USD часто не имеют собственного производства продуктов базовой химии.
  2. Наиболее успешны в настоящий момент компании, производящие продукты с высокой добавленной стоимостью (фармацевтика, пластмассы и т.д.);

Пример (компании, работающие на рынке хлорной  химии)

1. Концентрируясь  на развитии хлорпотребляющих производств, компании позиционируют хлорную химию как центр прибыли для группы, что характеризуется:

  • Низкими вложениями в НИОКР, сконцентрированными на повышении операционной эффективности хлорного бизнеса;
  • НИОКР координируется под задачи производств с высокой добавленной стоимостью;
  • Бизнес-единицы выделяются по продуктово-технологическому принципу.

2. Концентрируясь  на развития продуктов с высокой  добавленной стоимостью, предприятия  рассматриваются хлорный бизнес  как полноценное направление  развития, что характеризуется:

  • Выделением бизнес-единиц по продуктово-рыночному принципу;
  • Концентрацией на продуктах с высокой добавленной стоимостью;
  • Концентрацией на разработке новых, прорывных технологий.

Возможности и угрозы развития российской химической промышленности

Возможности

  1. Значительная емкость российского рынка, динамичное развитие рынка;
  2. Хорошие экспортные возможности и возможности импортозамещения;
  3. Высокий барьер на вход в отрасль – высокая трудоемкость и длительный период окупаемости проектов;

Угрозы

  1. Угроза ужесточения экологического законодательства;
  2. Угроза ограничения экспортных поставок на традиционные рынки, например, введение пошлин на экспорт суспензионного ПВХ в Китай;
  3. Угроза роста себестоимости производимой продукции: в 1,5 раза за 5 лет;
  4. Угроза роста импорта в Россию продуктов хлорной химии;
  5. Угроза создания в России производств с высокой добавленной стоимостью европейскими компаниями, например, создание СП Solvay – Каустик (Волгоград);
  6. Изношенность основных фондов и значительный объем инвестиций, необходимых для модернизации производства.

Информация о работе Реструктуризация управления предприятием нефтегазохимического комплекса