Роль и значение мотивации в системе общего менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 21:39, курсовая работа

Описание

Цель данной работы – научиться формировать и исследовать мотивационный профиль сотрудников, позволяющий определять способ воздействия на работника с целью повышения эффективности его работы. Методика, применяемая в данной работе, была разработана английскими учеными Шейлой Ричи и Питером Мартином, она позволяет количественно оценить степень значимости каждого мотивационного фактора для сотрудника.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
Сущность и методы мотивации
Мотивация и мотивационный процесс
Содержательные теории мотивации
Процессуальные теории мотивации
Методы мотивации труда
Создание мотивационного профиля
Методика формирования мотивационного профиля
Изучение мотивационного профиля
Формирование мотивационного профиля сотрудника МБДОУ д/с «Буратино»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 3

Работа состоит из  1 файл

менеджмент.docx

— 70.44 Кб (Скачать документ)

Филиал  негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального  образования «Санкт-Петербургский  институт внешнеэкономических связей, экономики и права» в г. Удомле Тверской области.

Экономический факультет

Специальность: менеджмент организации - 080507.65

Кафедра: экономики и менеджмента 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по предмету: «Основы менеджмента»

на тему: «Роль и значение мотивации в системе общего менеджмента» 
 
 
 
 
 

      Студентка:

      Рюмина  О.В.

3 курс, заочная  форма обучения.

Зачетная  книжка № 2486 - 2009

                Преподаватель:

Ткачев  В.А. к.э.н., доц. 
 
 
 
 

Удомля 

2012год

СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ
  1. Сущность и методы мотивации
    1. Мотивация и мотивационный процесс
    2. Содержательные теории мотивации
    3. Процессуальные теории мотивации
    4. Методы мотивации труда
  2. Создание мотивационного профиля
    1. Методика формирования мотивационного профиля
    2. Изучение мотивационного профиля
    3. Формирование мотивационного профиля сотрудника МБДОУ д/с «Буратино»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

3

5

5

9

12

14

18

18

20 

23

28

30

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

    Актуальность  данной темы заключается в том, что  в настоящее время в нашей стране наблюдается кризис труда. Труд перестал быть для многих людей смыслом жизни и превратился в средство выживания. В таких условиях не может идти речи ни о высокопроизводительном и эффективном труде, ни о росте квалификации работников и развитии их инициативы, ни о формировании сильной трудовой мотивации.

     Внимание  к проблеме трудовой мотивации серьезно возросло в последние два десятилетия. Одним из показателей роста значения проблемы мотивации персонала для  поддержания высокой эффективности  в работе компании является, в частности, рост расходов, которые компании готовы нести, оплачивая услуги консалтинговых компаний в сфере управления человеческими  ресурсами. Это связано с тем, что компании стремятся усиливать  и развивать свои нематериальные активы – в первую очередь это  повышение потенциала человеческих ресурсов, которое реализуется в  значительной степени именно через  усиление мотивации персонала.

     Повышение конкурентоспособности компании, рост производительности или качества труда, сокращение издержек невозможны при  недостаточной мотивации персонала. Эффективное управление персоналом невозможно без понимания мотивов  людей, побуждающих их выполнять  определенные действия, направленные на удовлетворение своих потребностей в процессе трудовой деятельности. Поэтому важнейшей функцией руководителя является построение эффективной системы  мотивирования сотрудников. Создание такой системы невозможно без  предварительного изучения мотивационной  сферы сотрудника. Мотивы, потребности  и ценности не могут быть идентичными  для всех сотрудников организации, они всегда индивидуальны, поэтому  важно уметь правильно выявлять и использовать мотивы каждого сотрудника.

     Цель  данной работы – научиться формировать и исследовать мотивационный профиль сотрудников, позволяющий определять способ воздействия на работника с целью повышения эффективности его работы. Методика, применяемая в данной работе, была разработана английскими учеными Шейлой Ричи и Питером Мартином, она позволяет количественно оценить степень значимости каждого мотивационного фактора для сотрудника.

     Задачи, решаемые в ходе работы:

     1.Исследование основных понятий мотивации и мотивационного процесса, теорий мотивации и методах мотивации труда;

     2.Изучение  методики формирования мотивационного  профиля

     3.Проведение  исследования мотивационного профиля  сотрудников   МБДОУ д/с «Буратино» с целью выработки рекомендаций по воздействию на отдельного сотудника и учреждения в целом.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Сущность  и методы мотивации.
    1. Мотивация и мотивационный процесс

     Одной из главных задач любой организации  является эффективное использование  кадрового потенциала, повышение  профессионализма своих сотрудников. В связи с этим изучение мотивационной  сферы позволяет выработать и  реализовать определенную программу  привлечения и закрепления в  организации высокопрофессиональных работников, разработать кадровый потенциал  через мотивацию профессиональной активности, находить новые способы  и механизм регулирования социально-трудовых отношений.

     В самом общем виде мотивация человека к деятельности понимается как совокупность движущих сил, побуждающих человека к осуществлению определенных действий. Эти силы находятся вне и внутри человека и заставляют его осознанно или же неосознанно совершать некоторые поступки. Различные люди могут совершенно по-разному реагировать на одинаковые воздействия со стороны одинаковых сил. Более того, поведение человека, осуществляемые им действия, в свою очередь, также могут влиять на его реакцию, на воздействия, в результате чего может меняться как степень влияния воздействия, так и направленность поведения, вызываемая этим воздействием.

     Можно выделить несколько определений  мотивации:

  • мотивация – это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, задают границы и формы деятельности и придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение определенных целей.
  • мотивация (от греч. motif от лат. moveo - двигаю) – внешнее или внутреннее побуждение экономического субъекта к деятельности во имя достижения каких-либо целей, наличие интереса к такой деятельности и способы его инициирования, побуждения.
  • мотивация – объяснение, приведение доводов в пользу какого-либо решения, действия; побуждение субъекта к деятельности во имя достижения каких-- либо целей, наличие интереса к такой деятельности и способы его инициирования, побуждения.
  • мотивация — это особый вид управленческой деятельности, имеющий целью активизировать людей, работающих в организации, и побуждающий их эффективно трудиться для выполнения целей, поставленных в планах.

     Мотивация является одной из основных функций деятельности любого менеджера, и именно с ее помощью оказывается воздействие на персонал предприятия.

     Функция мотивации заключается в том, что она оказывает влияние  на трудовой коллектив предприятия  в форме побудительных мотивов  к эффективному труду, общественного  воздействия, коллективных и индивидуальных поощрительных мер. Указанные формы  воздействия активизируют работу субъектов  управления, повышают эффективность  всей системы управления предприятием, организацией.

     Сущность  мотивации заключается в том, чтобы персонал фирмы выполнял работу в соответствии с делегированными  ему правами и обязанностями, сообразуясь с принятыми управленческими  решениями.

     При планировании и организации работы руководитель определяет, что конкретно  должна выполнить возглавляемая  им организация, кто, как и когда, по его мнению, должен это сделать. Если выбор этих решений сделан эффективно, то руководитель получает возможность  координировать усилия многих людей  и сообща реализовывать потенциальные  возможности группы работников.

     Основные  задачи мотивации:

  • формирование у каждого сотрудника понимания сущности и значения мотивации в процессе труда;
  • обучение персонала и руководящего состава психологическим основам внутриорганизационного общения;
  • формирование у каждого руководителя демократических (коллегиальных) подходов к управлению персоналом с использованием современных методов мотивации.

     Главная задача с точки зрения мотивационного процесса работников – это сделать их не столько обладателями средств производства, сколько владельцами своей собственной рабочей силы.

     Руководители  воплощают свои решения в дела, применяя на практике основные принципы мотивации. Люди, трудящиеся в современных  организациях, обычно гораздо более  образованны и обеспечены, чем  в прошлом, поэтому мотивы их трудовой деятельности более сложны и трудны для воздействия. Эффективность  мотивации, как и другие проблемы в управленческой деятельности, всегда связана с конкретной ситуацией.

     Мотивация в менеджменте – это комплексный подход к управлению персоналом, направленный на создание побудительных мотивов, целью которых является продуктивное выполнение сотрудником своих обязанностей.

     Мотивационный процесс включает в себя следующие  стадии:

    1. Возникновение потребностей. Потребности могут быть самыми различными. Условно их можно разбить на следующие группы:
  • материальные (физиологические) – потребности в пище, воде, воздухе, одежде и другие, необходимые для поддержания организма в нормальном жизнедеятельном состоянии
  • духовные – потребности в самоактуализации и самовыражении человека через творчество.
  • социальные – потребности в привязанности, принадлежности коллективу, общении, заботе о других и внимании к себе.
    1. Поиск путей удовлетворения потребности (купить еду, поступить в ВУЗ, заняться самообразованием).
    2. Определение целей действия. Человек фиксирует, что и какими средствами он должен сделать, чтобы удовлетворить потребность.
    3. Осуществление действия. На этой стадии человек затрачивает усилия для того, чтобы осуществить действия, которые, в конечном счете, должны предоставить ему возможность удовлетворения его потребности.
    4. Получение вознаграждения за осуществление действия. Проделав определенную работу, человек получает то, что он может использовать для удовлетворения потребности.
    5. Оценивание справедливости вознаграждения. На данной стадии выясняется то, насколько выполнение действий дало желаемый результат. В зависимости от этого происходит либо ослабление, либо сохранение, либо же усиление мотивации к действию. Эта оценка будет влиять на восприятие человеком будущих ситуаций.

     Таким образом, можно выделить основные элементы мотивации:

  • Мотив – индивидуальная цель, лежащая в основе выбора действий и поступков личности.
  • Потребность – нужда в чем-то, объективно необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития организма, личности и социальной группы.
  • Интерес – конкретное выражение осознанных потребностей. Содержанием интересов могут быть предметы и объекты, овладение которыми позволит удовлетворять те или иные потребности людей.
  • Средства удовлетворения потребностей – средства, при помощи которых человек добивается желаемого.
  • Вознаграждение – удовлетворение потребности.

Информация о работе Роль и значение мотивации в системе общего менеджмента