Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 22:10, курсовая работа
Целью исследования курсовой работы является поиск наиболее выгодного сочетания переменных и постоянных издержек, цены и объема реализации.
Введение 3
I. Сущность операционного анализа в рыночной экономике 5
1.1 Основные направления операционного анализа 5
1.2 Необходимые условия проведения операционного анализа 12
1.3. Эффект операционного рычага 14
II. Операционный анализ деятельности АО «Мирана» 20
2.1 Организационно-экономическая характеристика АО «Мирана» 20
2.2 Влияние величины постоянных и переменных затрат на финансовый результат деятельности предприятия 22
III. Резервы увеличения прибыли от реализации за счет увеличения реализации продукции 30
Заключение 34
Список использованных источников 38
Приложения 40
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
УНИВЕРСИТЕТ МЕЖДУНАРОДНОГО БИЗНЕСА
ФАКУЛЬТЕТ «ФИНАНСЫ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ»
КАФЕДРА «ФИНАНСЫ И КРЕДИТ»
№ ______
«___» _______________20__г
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: «Финансовый менеджмент»
на тему: «Роль операционного анализа в принятий управленческих решений»
студент Токтиев Г.Т. курс 3, гр 303
Научный руководитель:
Шакбутова Алия Жанузаковна
_______________________
«___» _______________20__г
_______________________
Алматы,2011 г
Содержание
Введение 3
I. Сущность операционного анализа в рыночной экономике 5
1.1 Основные направления операционного анализа 5
1.2 Необходимые условия проведения операционного анализа 12
1.3. Эффект операционного рычага 14
II. Операционный анализ деятельности АО «Мирана» 20
2.1 Организационно-экономическая характеристика АО «Мирана» 20
2.2 Влияние величины постоянных и переменных затрат на финансовый результат деятельности предприятия 22
III. Резервы увеличения прибыли от реализации за счет увеличения реализации продукции 30
Заключение 34
Список использованных источников 38
Приложения
Для разумного применения законов рынка, повышения своей конкурентоспособности, постоянного совершенствования в рыночной системе, в современных условиях необходимо улучшать традиционные подходы к проведению анализа и разрабатывать новые методики и приемы анализа. Одним из таких методов, является операционный анализ.
Операционный анализ является неотъемлемой частью управленческого учета, а результаты этого анализа могут составлять коммерческую тайну предприятия.
Операционный анализ дает возможность решить широкий спектр задач, связанных с оценкой эффективности и производительности работы коммерческой организации. Он также может включать в себя оценку организационной структуры управления, методов производства и т.д.
Анализ соотношения «объем - затраты - прибыль» позволяет дать количественную оценку изменения прибыли в зависимости от объема реализации на основании механизма операционного левериджа.
В общем виде леверидж (рычаг) трактуется как фактор, изменение которого приводит к существенному изменению ряда результативных показателей. Операционный (производственный) леверидж показывает потенциальную возможность изменения прибыли при изменении объема производства. Действие этого механизма основано на том, что наличие постоянных расходов в составе операционных затрат приводит к тому, что при любом изменении объема производства прибыль всегда изменяется еще более быстрыми темпами.
Целью исследования курсовой работы является поиск наиболее выгодного сочетания переменных и постоянных издержек, цены и объема реализации. Для решения поставленной цели в работе определены следующие задачи:
- рассмотреть основные принципы и задачи операционного анализа;
- дать классификацию затрат в зависимости от целевой установки и направлений учета затрат;
- изучить вопросы, касающиеся проведения факторного анализа безубыточности; разработки ассортиментной политики предприятия; выбора оптимальных решений из имеющихся альтернатив;
- повести анализ операционного рычага на примере АО «Мирана»;
- рассмотреть резервы увеличения прибыли от реализации за счет изменения затрат и объема производства продукции.
Объектом исследования в работе является АО «Мирана».
Материалом для исследования послужили: годовые бухгалтерские отчеты, финансовые планы, справочная литература.
Операционный анализ - это элемент управления затратами предприятия, анализирующий влияние структуры затрат и выручки на рентабельность продукции, либо подразделений предприятия. Он позволяет, путем моделирования, отыскать наиболее выгодное соотношение между переменными и постоянными затратами, ценой продукции и объемом производства. Распространены и другие названия операционного анализа: анализ безубыточности, CVP-анализ (анализ «затраты-объем-прибыль»). Эффективность операционного анализа для выработки управленческих решений определяется тем, что такой анализ сводит воедино маркетинговые исследования, учет затрат, финансовый анализ и производственное планирование.
Формирование и управление прибылью является основой предпринимательской деятельности. Масса полученной прибыли является характеристикой эффективности деятельности хозяйствующих субъектов. Одним из достаточно простых и в то же время результативных методов анализа с целью оперативного и стратегического планирования и управления финансово-хозяйственной деятельностью предприятия является операционный анализ, называемый также анализом «затраты-объем-прибыль», или CVP – анализ. Данный метод позволяет выявить зависимость финансовых результатов деятельности от изменения издержек, цен, объемов производства и сбыта продукции. Он имеет исключительно важное значение для подъема экономики предприятия в условиях рынка.
В широком смысле CVP – анализ следует рассматривать как операционный анализ, который в качестве своей основной цели ставит оценку производительности и эффективности работы коммерческой организации и выработку рекомендаций для администрации предприятия. Он не ограничивается только бухгалтерской информацией. Он может включать в себя оценку организационной структуры управления, методов производства и т.д. Надо отметить, что потребность в такого рода анализе все более возрастает.
В узком смысле под CVP – анализом следует понимать анализ содействия доходу или анализ безубыточности. Идея метода была разработана в 1930 году американским инженером Уолтером Раутенштрахом, он его рассматривал прежде всего как метод планирования.
CVP – анализ позволяет отыскать наиболее выгодное соотношение между переменными и постоянными затратами, ценой и объемом производства продукции. Главная роль в выборе стратегии поведения предприятия принадлежит показателю маржинального дохода.
С помощью операционного анализа определяются резервы, обеспечивается объективная оценка состояния резервов производства и степени их использования. При этом очевидны реальный дефицит или убыток ресурсов, объективная потребность в их увеличении или прирост производства на имеющихся ресурсах. Но главное заключается не в том, чтобы оценить и указать на имеющиеся ошибки, а в том, что на базе операционного анализа разрабатываются пути мобилизации резервов, возможности их ресурсного и финансового обеспечения, т.е. способствовать повышению научной обоснованности принимаемых управленческих решений.
Исходя из содержания понятия «управление» основными элементами управления затратами и себестоимостью продукции промышленного фирмы является прогнозирование и планирование, организация их учета и калькулирование себестоимости продаж, анализ, контроль и регулирование деятельности по ходу ее осуществления.
Действие операционного рычага проявляется в том, что любое изменение выручки от реализации всегда порождает более сильное изменение прибыли. Этот эффект обусловлен различной степенью влияния постоянных и переменных издержек на формирование финансовых результатов деятельности фирмы при изменении объема производства (реализации). Сила воздействия операционного рычага рассчитывается как отношение валовой маржи к прибыли и показывает, сколько процентов изменения прибыли дает каждый процент изменения выручки. Сила действия операционного рычага максимальна при объеме продаж, близком к порогу рентабельности и уменьшается по мере удаления от порога рентабельности.
По показателю выпуска продукции фирмы имеют возможность определить, при каком объеме прибыль будет максимальной и при каком не будет ни прибыли, ни убытков. С этой целью следует рассчитать безубыточный объем продаж (порог рентабельности, точку безубыточности), т.е. сумму выручки, которая необходима для возмещения постоянных расходов фирмы.
Порог рентабельности определяют по формуле:
=
Запас финансовой устойчивости определяется по формуле:
Запас финансовой прочности показывает, на сколько можно сократить реализацию (производство) продукции, не неся при этом убытков. Превышение реального производства над порогом рентабельности есть запас финансовой прочности фирмы.
Запас финансовой устойчивости (зона безопасности) зависит от изменения выручки и безубыточного объема продаж. Выручка в свою очередь сможет изменяться за счет количества проданной продукции, ее структуры и среднереализационных цен, а безубыточный объем продаж - за счет суммы постоянных издержек, структуры продаж, отпускных цен и удельных переменных издержек.
Факторную модель зоны безопасности фирмы можно представить следующим образом:
ЗФУ==1-:,
где В - выручка от продажи продукции;
Т - безубыточный объем продаж,
Спост - сумма постоянных затрат;
Дi - доля i-гo вида продукции в общей сумме выручки;
Qобщ - общий объем проданной продукции;
Удi; - удельный вес i-го вида продукции в общем объеме продаж;
pi - цена единицы продукции;
Спер - переменные расходы на единицу продукции.
Запас финансовой устойчивости можно представить графически рис. 1.
Рис. 1 - Расчет точки безубыточности.
На оси абсцисс откладывается объем продаж продукции, на оси ординат - постоянные, переменные затраты и прибыль. Пересечение линии выручки и затрат и есть порог рентабельности. В этой точке выручка равна затратам. Выше ее зона прибыли, ниже зона убытков. Отрезок линии выручки от точки до верхней точки и есть запас финансовой устойчивости.
Из приведенного графика видно, что порог рентабельности (точка безубыточности) отделяет объем производства, при котором могут быть получены убытки (треугольник ОАТ), от объема производства, приносящего прибыль (треугольник ТВС).
Таким образом, безубыточность - это такое состояние, когда бизнес не приносит ни прибыли, ни убытков. Это выручка, которая необходима для того, чтобы предприятие начало получать прибыль. Ее можно выразить и в количестве единиц продукции, которую необходимо продать, чтобы покрыть затраты, после чего каждая дополнительная единица проданной продукции будет приносить прибыль предприятию.
При таком уровне цена будет равна себестоимости единицы продукции, а прибыль и рентабельность - нулю. Установление цены ниже этого уровня невыгодно для фирмы, так как в результате будет получен убыток.
В условиях спада производства на многих фирмах объем продаж находится ниже уровня безубыточности. Поэтому расчет объема продаж в натуральном выражении имеет актуальное значение. Каждое предприятие может определить для себя, какое количество продукции необходимо произвести для достижения уровня, при котором оно сможет покрыть все свои затраты.
Разные соотношения доли переменных и постоянных затрат в их общей величине сильно влияют на положение точки безубыточности. Поэтому очень важно улучшать управление отдельно постоянными и отдельно переменными издержками. Нужно иметь в виду, что рост доли постоянных затрат, даже при снижении переменных издержек на единицу продукции, всегда ведет к необходимости выбора стратегии, нацеленной на рост объема продаж.
Общую формулу прибыли от продажи продукции можно представить в виде:
Ппрод=P*Q-(Cпост + Спер*Q),
где Ппрод - прибыль от продажи продукции;
Q - количество проданной продукции;
Р - цена изделия;
Спер - удельные переменные затраты;
Спост - совокупные постоянные затраты.
Каждое предприятие должно постоянно проверять обоснованность деления затрат на постоянные и переменные и при необходимости вносить коррективы в свои планы.
Информация о работе Роль операционного анализа в принятий управленческих решений