Роль операционного анализа в принятий управленческих решений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 22:10, курсовая работа

Описание

Целью исследования курсовой работы является поиск наиболее выгодного сочетания переменных и постоянных издержек, цены и объема реализации.

Содержание

Введение 3

I. Сущность операционного анализа в рыночной экономике 5

1.1 Основные направления операционного анализа 5

1.2 Необходимые условия проведения операционного анализа 12

1.3. Эффект операционного рычага 14

II. Операционный анализ деятельности АО «Мирана» 20

2.1 Организационно-экономическая характеристика АО «Мирана» 20

2.2 Влияние величины постоянных и переменных затрат на финансовый результат деятельности предприятия 22

III. Резервы увеличения прибыли от реализации за счет увеличения реализации продукции 30

Заключение 34

Список использованных источников 38

Приложения 40

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Токтиев.doc

— 330.00 Кб (Скачать документ)

Управляя затратами АО «Мирана» необходимо особое внимание уделить снижению затрат на оплату труда и материальные затраты.

Сравнив темпы роста переменных затрат и выручки от реализации видим, что переменные затраты увеличились на 6,03%, а выручка от реализации – на 9,11%. Это значит, что предприятие добилось относительной экономии переменных издержек. В свою очередь темп роста постоянных издержек составил 140,57%, что в конечном итоге сократило и прибыль от реализации и запас финансовой устойчивости АО «Мирана».

Следовательно, особое внимание предприятию следует уделить оптимизации постоянных затрат. Известно, что основную долю постоянных затрат составляет оплата труда административно-управленческого персонала. С целью снижения этих расходов проанализируем структуру управления предприятия. Резервом сокращения величины фонда оплаты труда, и как следствие, постоянных расходов будет сокращение должности заместителя директора по техническим вопросам, функции которого можно передать заместителю директора по производству. Объединение отделов главного механика и главного энергетика позволит сократить две должности технических специалистов.

Данное мероприятие позволит сократить размер постоянных расходов на (35 000 *12 + 25 000*12*2) *26% = 1285,2 тыс. тг.

Как уже отмечалось, значительным резервом увеличения запаса финансовой устойчивости является увеличение объема реализованной продукции. Причем предприятию следует применять ценовые факторы увеличения объема реализации, так как даже при увеличении цены объем реализации продукции предприятия увеличился.

Если объем продаж увеличивается, то затраты ведут себя так:

- общие переменные затраты растут, но на ед. продукции они не  меняются;

- общая сумма постоянных расходов не меняется, но в расчете на единицу продукции постоянные затраты снижаются.

Для активизации спроса на продукцию предприятия необходимо провести ряд рекламных акций, где за покупку продукции, превышающей определенную сумму, предусмотрены призы и скидки. Это позволит реализовать остатки готовой продукции на складе. При этом, учитывая рентабельность продукции в 2008 году, предоставление скидок размером более 2% принесут предприятию убытки. Поэтому маркетологи предприятия должны так разработать систему скидок, чтобы они в большей степени распространялись на товар, не пользующийся спросом у покупателей. Из опыта АО «Мирана», которое ранее проводило такие акции, это позволит реализовать до 30% запасов готовой продукции, то есть увеличить выручку от реализации продукции на сумму 7440 тыс. тг (24801*30%).

Кроме того, рост запаса финансовой прочности может быть обусловлен сокращением переменных затрат. На предприятиях легкой промышленности основу себестоимости продукции составляют материальные затраты, их снижение является главным резервом сокращения себестоимости. В данном направлении на предприятии пересматриваются нормы расхода материалов, более эффективно производится раскрой деталей. Все эти мероприятия позволят сократить расходы материалов на 1-2%. С учетом того, что в составе себестоимости доля материальных затрат составляет 43,3%, переменные затраты сократятся на 2*0,433 = 0,87% и составят 121385*(1 – 0,0087) = 120329 тыс. тг.

Проведем расчет порога рентабельности и запаса финансовой устойчивости после внедрения предложенных мероприятий. Для этого построим таблицу 3.1.

Отдельно рассчитаем как изменятся запас финансовой устойчивости в результате изменения постоянных, переменных затрат и объема реализации продукции.


Таблица 3.1 - Расчет порога рентабельности и запаса финансовой устойчивости в целом по предприятию

Показатель

до внедрения

после внедрения

переменные

постоянные

объем реализации

Выручка (нетто) от продаж

171576

171576

171576

179016

Переменные затраты

121385

120329

120329

120329

Постоянные затраты

46724

46724

45438,8

45438,8

Полная себестоимость

168109

167053

165767,8

165767,8

Прибыль от продажи продукции

3467

4523

5808,2

13248,2

Маржинальный доход

50191

51247

51247

58687

Доля маржинального дохода в выручке

0,293

0,299

0,299

0,328

Порог рентабельности

159467,5

156267,6

151969,2

138532,9

Запас финансовой устойчивости, тыс. тг

%

 

12108,5

7,1

 

15308,4

8,9

 

19606,8

11,4

 

40483,1

22,6

Уровень операционного левериджа

14,48

11,33

8,82

4,43

Объем реализации, тыс. шт.

2095

2095

2095

2186

Цена реализации, тг. за шт.

81,9

81,9

81,9

81,9

Удельные переменные затраты, тг.

57,9

57,4

57,4

57,4

Безубыточный объем, тыс. шт.

1947

1907

1855

1855

 

Из расчетов видно, что снижение переменных и постоянных затрат и увеличение выручки от реализации привело к увеличению запаса финансовой прочности предприятия.

После реализации предложенных мероприятий фактическая выручка превысит ее пороговое значение на 40483,1 тыс. тг. или на 22,6%.

По сравнению со своим базовым значением запас финансовой устойчивости возрос на 28374,6 тыс. тг. или в 3,3 раза.

Сокращение уровня операционного рычага на 10,05 пунктов говорит об отдалении выручки от реализации от своего критического значения.


Заключение

 

Операционный анализ  анализ результатов деятельности предприятия на основе соотношения объемов производства, прибыли и затрат, позволяющий определить взаимосвязи между издержками и доходами при разных объемах производства. Операционный анализ называют также анализом «затраты-объем-прибыль», или CVP – анализом.

Операционный анализ - один из наиболее эффективных способов измерения и анализа затрат.

Операционный анализ обладает возможностями простого и эффективного моделирования влияния на размер прибыли изменения сразу нескольких факторов (объема выпуска, состава и величины затрат и др.) Это достигается с помощью расчета и анализа показателей: маржинальная прибыль, чистая прибыль, точка безубыточности, запас/недостаток финансовой прочности, эффект операционного рычага.

Используя математические и графические методы, можно определять формы зависимости затрат от объема производства или загрузки производственных мощностей, получать информацию о прибыльности или убыточности производства в зависимости от объема, рассчитывать критическую точку объема производства, прогнозировать поведение себестоимости или отдельных видов расходов в зависимости от факторов объема или мощности, то есть решать стратегические задачи управления предприятием.

Анализ производственных затрат, основанный на данных оперативного учета, занимает одно из важнейших мест в анализе экономической деятельности предприятия, т.к. является основой для контроля за эффективностью деятельности предприятия и эффективностью использования производственных ресурсов.

Финансовые решения фирмы во многом обусловлены стремлением максимизировать прибыль в краткосрочном или долгосрочном периоде. Был предложен способ сопоставления предельного дохода и предельных издержек. Однако есть еще один очень важный аспект поднятой выше проблемы, - каким образом фирма регулирует массу и динамику прибыли. Можно сформулировать два правила, полезных для предпринимателя:

- необходимо стремиться к положению, когда выручка превышает порог рентабельности, и производить товаров в натуре больше их порогового значения. При этом будет происходить наращивание прибыли фирмы.

- следует помнить, что сила воздействия производственного рычага тем больше, чем ближе производство к порогу рентабельности, и наоборот. Это означает, что существует некоторый предел превышения порога рентабельности, за которым неизбежно должен последовать скачок постоянных затрат.

Анализ производственных затрат, основанный на данных оперативного учета, занимает одно из важнейших мест в анализе экономической деятельности предприятия, т.к. является основой для контроля за эффективностью деятельности предприятия и эффективностью использования производственных ресурсов.

Проведенный анализ АО «Мирана» показал, что фактическая выручка 2008 года составила 171576 тыс. тг, что выше пороговой на 12108,5 тыс. тг. или на 7,1 %. Это и есть запас финансовой устойчивости или зона безубыточности фирмы. В 2008 году запас финансовой устойчивости сократился на 22933,3 тыс. тг. В процентном выражении сокращение запаса финансовой устойчивости сократилось на 15,2%. Если выручка станет еще ниже, то предприятие будет убыточным, будет проедать собственный и заемный капитал и обанкротится. Поэтому нужно постоянно следить за ЗФУ, выяснять насколько близок или далек порог рентабельности, ниже которого не должна опускаться выручка фирмы.

Запас финансовой устойчивости (зона безопасности) зависит от изменения выручки и безубыточного объема продаж. Выручка в свою очередь сможет изменяться за счет количества проданной продукции, ее структуры и среднереализационных цен, а безубыточный объем продаж - за счет суммы постоянных издержек, структуры продаж, отпускных цен и удельных переменных издержек.

Для данного предприятия резервами увеличения запаса финансовой устойчивости является снижение постоянных и переменных затрат на производство продукции, а также увеличение объема реализации.

Сравнение темпов роста переменных затрат и выручки от реализации показало, что переменные затраты увеличились на 6,03%, а выручка от реализации – на 9,11%. Это значит, что предприятие добилось относительной экономии переменных издержек. В свою очередь темп роста постоянных издержек составил 140,57%, что в конечном итоге сократило и прибыль от реализации и запас финансовой устойчивости АО «Мирана».

С целью снижения постоянных расходов была проанализирована структура управления предприятия, в результате чего выявлен резерв сокращения постоянных расходов в сумме 1285,2 тыс. тг.

Значительным резервом увеличения запаса финансовой устойчивости является увеличение объема реализованной продукции. Проведение ряда рекламных мероприятий позволит реализовать до 30% запасов готовой продукции, то есть увеличить выручку от реализации продукции на сумму 7440 тыс. тг.

Кроме того, рост запаса финансовой прочности может быть обусловлен сокращением переменных затрат. На предприятиях легкой промышленности основу себестоимости продукции составляют материальные затраты, их снижение является главным резервом сокращения себестоимости. В данном направлении на предприятии пересматриваются нормы расхода материалов, более эффективно производится раскрой деталей. Все эти мероприятия позволят сократить расходы материалов на 1-2%, а размер переменных затрат на 0,87%.

После реализации предложенных мероприятий фактическая выручка превысит ее пороговое значение на 40483,1 тыс. тг. или на 22,6%. По сравнению со своим базовым значением запас финансовой устойчивости возрос на 28374,6 тыс. тг. или в 3,3 раза. Сокращение уровня операционного рычага на 10,05 пунктов говорит об отдалении выручки от реализации от своего критического значения.

 


Список использованных источников

 

1. Абрютин, М.С. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия / М.С. Абрютин, А.В. Грачев. -  М.: Дело и Сервис, 2004. - 180с.

2. Артеменко, В.Г. Финансовый анализ: Учеб. Пособие / В.Г. Артеменко. – М.: Дело и сервис; Новосибирск: Сибсоглашение, 2002. – 152с.

3. Баканов, М.И. Теория анализа хозяйственной деятельности: Учебник/ М.И. Баканов, А.Д. Шеремет. - М.: Финансы и статистика, 2004. – 264с.

4. Балабанов И.Т. Анализ и планирование финансов хозяйствующего субъекта. - М.: Финансы и статистика, 2004.

5. Балабанов, И.Т. Основы финансового менеджмента. Как управлять капиталом / И.Т. Балобанов. - М.: Финансы и статистика, 2003. - 354 с.

6. Балабанов, И.Т. Финансовый анализ и планирование хозяйствующего субъекта / И.Т. Балобанов. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 124 с.

7. Балабанов, И.Т. Основы финансового менеджмента. Как управлять капиталом? / И.Т. Балобанов. - М.: Финансы и статистика, 2001. – 175 с.

8. Бизнес-план: Методические материалы /Под ред. проф. Р.Г. Маниловского. - М.: Финансы и статистика, 2003. - 80 с.

9. Бочаров, В.В. Комплексный финансовый анализ/В.В. Бочаров. -  М.: ЮНИТИ, 2005.- 432 с.

10. Глухов, В.В. и др. Финансовый менеджмент /В.В. Глухов,
Ю.М. Бархамов. - С.-Петербург.: Специальная литература, 2004. – 130 с.

11. Ковалев, В.В. Финансовый учет и анализ: концептуальные основы/В.В. Ковалев. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 720 с.

12. Либерман, И.А. Себестоимость продукции/ И.А. Либерман. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 245 с.

13. Липсиц, И.В. Бизнес-план - основа успеха: практическое пособие. 2-е изд., перераб. и доп / И.В. Липсиц. - М.: Дело, 2004. - 112 с.

14. Поляк, Г.Б. Финансовый менеджмент: учебник для вузов / Г.Б. Поляк. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 2002. – 421 с.

Информация о работе Роль операционного анализа в принятий управленческих решений