Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 22:10, курсовая работа
Целью исследования курсовой работы является поиск наиболее выгодного сочетания переменных и постоянных издержек, цены и объема реализации.
Введение 3
I. Сущность операционного анализа в рыночной экономике 5
1.1 Основные направления операционного анализа 5
1.2 Необходимые условия проведения операционного анализа 12
1.3. Эффект операционного рычага 14
II. Операционный анализ деятельности АО «Мирана» 20
2.1 Организационно-экономическая характеристика АО «Мирана» 20
2.2 Влияние величины постоянных и переменных затрат на финансовый результат деятельности предприятия 22
III. Резервы увеличения прибыли от реализации за счет увеличения реализации продукции 30
Заключение 34
Список использованных источников 38
Приложения 40
Основанием для принятия решения по инвестированию в производство, освоение новых рынков и новых видов продукции и т.д. может служить наличие надежного (достаточного) запаса финансовой прочности. Если такого запаса нет, то предприятие обязано осуществлять жесткий контроль за затратами и оптимизацией всей деятельности.
Создание и функционирование любого фирмы упрощено представляют собой процесс инвестирования финансовых ресурсов на долгосрочной основе с целью извлечения прибыли. Процесс управления активами, направленный на возрастание прибыли, характеризуется в финансовом менеджменте категорией левериджа. Кроме того, он трактуется как некоторый фактор, небольшое изменение которого может привести к существенному изменению результативных показателей. Существуют три вида левериджа, определяемые путем перекомпоновки и детализации статей отчета о прибылях и убытках.
Логика взаимосвязи между выручкой и прибылью заключается в следующем. Прибыль можно рассматривать как разницу между выручкой и расходами двух типов - производственного и финансового характера. Они не взаимозаменяемы, однако величиной и долей каждого из этих типов расходов можно управлять. Подобное понимание факторной структуры прибыли является важным в условиях рыночной экономике и свободы в финансировании фирмы с помощью предметов коммерческих банков, значительно различающихся по предлагаемым ими процентным ставкам.
Величина чистой (нераспределенной) прибыли зависит от многих факторов. С позиции финансового управления деятельностью фирмы на нее оказывают влияние:
а) то, насколько рационально использованы представленные предприятию финансовые ресурсы;
б) структура источников средств.
Основными допущениями операционного анализа являются:
- объем производства равен объему продаж (нет товарных остатков);
- все затраты классифицируются как переменные и постоянные;
- все зависимости описываются линейными уравнениями;
- поведение затрат рассматривается применительно к определенному периоду времени, в течение которого затраты не меняются (релевантный период).
Для выполнения аналитических расчетов все затраты, имеющие отношение к производству продукции классифицируются как:
- переменные и постоянные
- прямые и косвенные
Переменные меняются вместе с объемом производства, постоянные остаются неизменными.
Прямые включаются в себестоимость конкретного вида продукции. Косвенные имеют отношение ко всем видам продукции.
Поэтому в регистрах бухгалтерского учета отражается накопление косвенных затрат, которые затем распределяются каким-то методом по видам продукции.
В качестве базы можно использовать базу основных производственных рабочих, тогда косвенные расходы будут включены в себестоимость конкретного вида расходов пропорционально доле зарплаты рабочих, материальные затраты в себестоимости продукции, доля объема продукции в общем объеме продаж.
В себестоимость включают прямые переменные затраты + распределенные косвенные затраты производственного характера.
Современные учетные системы предполагают, что в себестоимость включается не полная себестоимость, в нее включаются прямые переменные затраты (материальные и трудовые) + распределенные косвенные расходы производственного характера (расходы по содержанию оборудования и цеховые расходы).
Формирование прибыли от продаж осуществляется по схеме:
Выручка (цена * количество продукции) -
Общие прямые переменные затраты (затраты на 1 * количество) =
Маржинальный доход (брутто прибыль) -
Постоянные затраты
Прибыль от продаж (нетто прибыль)
На первой стадии формируется маржинальный доход (валовая прибыль, брутто прибыль, сумма покрытия, сумма поглощения).
Маржинальный доход покрывает постоянные затраты, которые не распределяется по отдельным видам продукции, а списываются с финансового результата.
Это упрощенная схема, которая на практике применяется в более сложном варианте, как основа управленческого учета. Ее содержание зависит от величины, состава косвенных расходов.
Операционный анализ может быть применен только при соответствующих изменениях в аналитическом учете.
В основе логических взаимосвязей и формул лежит операционная зависимость, которая связана со структурой себестоимости при данном объеме продаж.
Если объем продаж увеличивается, то затраты ведут себя так:
- общие переменные затраты растут, но на ед. продукции они не меняются;
- общая сумма постоянных расходов не меняется, но в расчете на единицу продукции постоянные затраты снижаются.
Себестоимость единицы изделия снижается, и прибыль увеличивается за счет двух факторов:
- увеличение объема продаж;
- за счет сокращения доли постоянных расходов в себестоимости продукции.
Операционный рычаг – сила влияния производственных факторов на изменение прибыли от продаж.
Эффект операционного рычага – это изменение прибыли под воздействием операционных факторов, рассчитывается в %.
Эффект равен % изменения фактора x на силу операционного рычага.
Производственный леверидж, представляет собой взаимосвязь между совокупной выручкой фирмы, его прибылью до налогообложения и расходами производственного характера. К последним относятся совокупные расходы фирмы, уменьшенные на величину расходов по обслуживанию внешних долгов. Финансовый леверидж характеризует взаимосвязь между чистой (нераспределенной) прибылью и величиной прибыли до налогообложения. Обобщающей категорией является производственно-финансовый леверидж, для которого характерна взаимосвязь трех показателей: выручка, расходы производственного и финансового характера и чистая (нераспределенная) прибыль.
Соотношение постоянных и переменных затрат фирмы позволяющее «включать» механизм производственного левериджа с различной интенсивностью воздействия на прибыль до налогообложения, характеризуется «коэффициентом производственного левериджа», который рассчитывается по следующей формуле:
Кпр.л =,
где Кпр.л - коэффициент производственного левериджа;
Спост - сумма постоянных затрат;
Sпол - полная себестоимость.
Чем выше значение коэффициента производственного левериджа на предприятии, тем в большей степени оно способно ускорять темпы прироста прибыли до налогообложения по отношению к темпам прироста объема продажи продукции.
Конкретное соотношение прироста прибыли до налогообложения и выручки от продажи, достигаемое при определенном коэффициенте производственного левериджа, характеризуется показателем «эффект производственного левериджа», который исчисляется отношением темпов прироста прибыли до налогообложения к темпам прироста объема продаж в натуральных, условно-натуральных единицах или в стоимостном выражении. Принципиальная формула расчета этого показания имеет вид:
Эпр.л =,
где Эпрл - эффект производственного левериджа, достигаемый при конкретном значении его коэффициента на предприятии;
ΔПдонал - темп прироста прибыли до налогообложения, в %,
ΔВ - темп прироста объема продажи продукции, %.
Задавая тот или иной темп прироста объема продажи продукции всегда имеется возможность, используя указанную формулу, определить, в каких размерах возрастает прибыль до налогообложения при сложившемся на предприятии коэффициенте производственного левериджа.
В конкретных ситуациях хозяйственной деятельности фирмы проявление механизма производственного левериджа имеет ряд особенностей, которые необходимо учитывать в процессе его использования для управления прибылью. Сформируем основные из этих особенностей:
1. Положительное воздействие производственного левериджа начинает проявляться лишь после того, как предприятие преодолело точку безубыточности своей хозяйственной деятельности. Для того, чтобы положительный эффект производственного левериджа начал проявляться, предприятие в начале должно получить достаточный размер маржинальной прибыли, чтобы покрыть свои постоянные расходы (т.е. обеспечить равенство МД = Спост)
2. После преодоления точки безубыточности, чем выше коэффициент производственного левериджа, тем большей силой воздействия на прирост прибыли будет обладать предприятие, наращивая объем продажи продукции.
3. Наибольшее положительное воздействие производственного левериджа достигается в поле, максимально приближенном к точке безубыточности. По мере дальнейшего наращивания объема продажи продукции и удаления от точки безубыточности (т.е. при наращивании придела безопасности или запаса прочности) эффект операционного левериджа начинает снижаться. Таким образом, каждый последующий процент прироста объема продажи продукции будет приводить к все меньшему темпу прироста прибыли до налогообложения (но при этом темпы прироста суммы прибыли всегда будут оставаться большими чем темпы прироста объема продажи продукции).
4. Механизм операционного левериджа имеет и обратную направленность - при любом снижении объема продажи продукции в еще большей степени будет уменьшаться размер выручки. При этом пропорции такого снижения зависят от значения коэффициента производственного левериджа. чем выше это значение, тем более высокими темпами будет уменьшаться сумма выручки по отношению к темпам снижения объема продажи продукции.
5. Эффект операционного левериджа проявляется только в коротком периоде. Это определяется только тем, что постоянные затраты остаются неизменными лишь на протяжении короткого отрезка времени. Как только в процессе наращивания объема продажи продукции происходит очередной скачок суммы постоянных затрат, предприятию необходимо преодолевать новую точку безубыточности или приспосабливать к ней свою производственную деятельность.
Понимание механизма проявления производственного левериджа позволяет целенаправленно управлять соотношением постоянных и переменных издержек в целях повышения результативности хозяйственной деятельности. Это проявление сводится к изменению значения коэффициента производственного левериджа при различных тенденциях конъюнктуры товарного рынка и стадиях жизненного цикла фирмы при наличии определенного предела безопасности (запаса прочности) требования к осуществлению режима экономии постоянных затрат могут быть существенно ослаблены - в такие периоды предприятие может значительно расширять объем реальных инвестиций, проводя реконструкцию и модернизацию производственных основных фондов.
Управление производственным левериджем может осуществляться путем воздействия как на постоянные, так и на переменные производственные затраты.
При управлении постоянными затратами следует иметь в виду, что высокий их уровень в значительной мере определяется отраслевыми особенностями осуществления хозяйственной деятельности, определяющими различный уровень фондоемкости производимой продукции, дифференциацию уровня механизации и автоматизации труда. Постоянные затраты в меньшей степени поддаются быстрому изменению, поэтому предприятие имеющее высокий коэффициент производственного левериджа, теряют гибкость в управлении своими издержками.
При управлении переменными затратами основным ориентиром должно быть обеспечение постоянной их экономии, т.к. между суммой этих затрат и объемом производства и продажи продукции существует прямая зависимость. Обеспечение этой экономии до преодоления предприятием точки безубыточности ведет к росту суммы маржинальной прибыли, что позволяет быстрое преодолеть эту точку. После преодоления точки безубыточности сумма экономии переменных затрат будет обеспечивать прямой прирост выручки.
Целенаправленное управление постоянными и переменными затратами, оперативное изменение их соотношения при меняющихся условиях хозяйствования позволяет увеличить потенциал формирования прибыли до налогообложения.
В заключение приведем основные понятия операционного анализа.
Операционный анализ - анализ результатов деятельности предприятия на основе соотношения объемов производства, прибыли и затрат, позволяющий определить взаимосвязи между издержками и доходами при разных объемах производства.
Применение операционного анализа позволяет обосновать широкий спектр показателей, влияющих на конечную эффективность деятельности:
- безубыточный объем продаж и минимальную цену реализации;
Информация о работе Роль операционного анализа в принятий управленческих решений