Российская практика реализации задач стратегического менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 15:00, курсовая работа

Описание

Целью исследования данной курсовой работы является изучение страгичесго управления и стратегии развития лесопромышленного комплекса в РФ.
Для достижения указанной цели были поставлены и решены следующие задачи:
изучить предпосылки развития стратегического управления различных сфер деятельности организаций (отраслей) российской экономики;
рассмотреть современные подходы к стратегическому развитию;
дать характеристику направлений и факторов стратегического управления на российских предприятиях;
обосновать инновационно-технологическое развитие;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...…..3
1 СО¬ВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К СТРАТЕГИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ПРЕДПРИЯТИЙ В РФ………………………………………….6
1.1 Предпосылки развития стратегического управления на российских предприятиях………………………………………………………………………...6
1.2 Современные подходы к стратегическому менеджменту……………9
1.3 Характеристика направлений и факторов стратегического управления на российских предприятиях. Инновационно-технологическое развитие…………………………………………………………………………..13
1.4. Содержание методологии «планирование – программирование – бюджетирование»………………………………………………………………….17
2 ОПЫТ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ СТРАТЕГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА В РФ (НА ПРИМЕРЕ ЛЕСОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА)………………………………………………………………....20
2.1. Сущность лесопромышленного комплекса в РФ. Структура управления ЛПК России………………………………………………………...20
2.2 Вертикальная интеграция предприятий ЛПК в России…………….25
2.3 Стратегия развития ЛПК в РФ……………………………………….28
2.4 Проблемы и пути решения лесопромышленного комплекса в РФ..34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..39
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………44

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа стратег менедж. Ваня.doc

— 263.50 Кб (Скачать документ)

В самом общем  виде стратегия – это генеральное  направление действия организации, следование которому в долгосрочной перспективе должно привести ее к  цели. Такое понимание стратегии  справедливо только при рассмотрении верхнего уровня организации. Для более низкого уровня в иерархии стратегия верхнего уровня превращается в цель, хотя для более высокого уровня она является средством.

Существуют  три основные области выработки  стратегии фирмы на рынке.

Первая область связана с лидерством в минимизации издержек производства. Маркетинг же при данной стратегии не должен быть высоко развит.

Вторая область  выработки стратегии связана  со специализацией в производстве продукции. В этом случае фирма должна осуществлять высокоспециализированное производство и маркетинг для того, чтобы становиться лидером в производстве своей продукции.

Третья область  определения стратегии относится  к фиксации определенного сегмента рынка и концентрации усилий фирмы  на выбранном рыночном сегменте. В этом случае фирма не стремиться работать на всем рынке, а работает на его четко определенном сегменте, досконально выясняя потребности рынка определенного типа продукции.

Разработка  стратегии фирмы осуществляется в условиях неопределенности. Причем неопределенность порождают как процессы вне организации, так и внутри. Внешняя среда характеризуется неустойчивостью действия факторов, вынуждающих организацию изменяться. Неопределенность внутренних факторов обусловливается взаимосвязью и взаимозависимостью компонентов и подсистем организации как сложной системы [6, с.7].

Стратегия конкуренции  фирм, знающих свое место на рынке, сконцентрирована на захвате тех  мест на рынке, которые не вызывают интереса, либо же слабо интересуют большинство фирм. Для того чтобы успешно вести бизнес в этих незанятых нишах рынка, фирма должна иметь очень четкую специализацию, очень внимательно изучать свой участок на рынке, развиваться только в пределах четко выверенных допустимых темпах роста и иметь сильного и влиятельного руководителя. Все это позволяет вести успешную коммерческую деятельность в сложных условиях нестабильного российского рынка.

Стратегическое  управление – это комплексная  система постановки и реализации стратегических целей предприятия, основанная на прогнозировании среды и выработке способов адаптации к ее изменениям, а также воздействия на нее. В задачи стратегического управления входят обеспечение целевой направленности всей деятельности предприятия; учет влияния внешней среды; выявление новых возможностей развития и факторов угрожающего характера; оценка альтернативных вариантов решений, связанных с распределением имеющихся ресурсов в стратегически обоснованные и высокоэффективные проекты; формирование внутренней среды, благоприятствующей инициативному реагированию руководства на изменение ситуации.

Глубокая  проработка и детализация базовых  элементов стратегии позволяет  провести диагностику системы управления фирмой и выработать рекомендации по совершенствованию отдельных подсистем.

Общая стратегическая цель бизнес-системы, или видение – это желаемый (идеальный) образ будущего фирмы в представлении собственников. Оно отражает наиболее благоприятную для фирмы ситуацию в наиболее благоприятных условиях внешней среды. Таким образом, видение не зависит от текущей обстановки, существующих в данный момент тенденций развития рынков и фирмы. Утвердившись в своем видении, фирма должна не подстраиваться под внешнюю обстановку, а стремиться формировать внешнюю и внутреннюю среды под созданный образ предприятия, выстраивая их в соответствии с выработанным взглядом на окружающий мир. Видение отличается от долгосрочного планирования. Отличие заключается в целях, которых нельзя добиться исходя из достигнутого уровня, т.е. при применении подхода, присущего разработке долгосрочных планов [7, с.7].

Важно отметить, что стратегическое управление –  область деятельности высшего руководства  организации, главная обязанность  которого состоит в определении  и траектории развития организации, постановке целей, распределении ресурсов и всего того, что дает организации конкурентные преимущества [8, с.15].

В теории стратегического  управления можно выделить несколько  подходов к процессу разработки стратегии  развития предприятия:

1) корпоративное  планирование, суть которого представляется  как линейно-последовательная процедура принятия решений;

2) итеративное  планирование. Роль высшего руководства  определяется как «организатора»  процесса, объединяющего в единое  целое частные стратегии, которые  генерируются в различных структурных  подразделениях;

3) интуитивное планирование. Высшее руководство устанавливает простые и глобальные цели, которые обеспечивают небольшое, но достаточно устойчивое продвижение;

4) хаотическое  планирование – планированием  как таковым не является. Данная  позиция противопоставляется реальному корпоративному планированию и не учитывает преимуществ организации процесса. Люди сначала действуют, а затем думают.

Так, крупные  российские фирмы, которые, накопив  достаточно большие материальные и  финансовые ресурсы, подошли к необходимости планировать свою деятельность на относительно долгосрочную перспективу.

Исходя из сказанного, следует, что наиболее эффективным  является следующая последовательность использования на предприятиях существующих подходов к стратегическому планированию:

Хаотическое планирование


Интуитивное планирование


Итеративное планирование


            Корпоративное планирование [9, с.29]

Таким образом, современный подход к стратегическому  управлению должен содержать комплексную  систему постановки и реализации стратегических целей предприятия, основанную на прогнозировании среды и выработке способов адаптации к ее изменениям, а также воздействия на нее.

    1. Характеристика направлений и факторов стратегического управления на российских предприятиях. Инновационно-технологическое развитие

 

Изменения, происходящие во внешней среде, требуют от организаций  оперативного и стратегического  реагирования на них. С целью достижения высоких результатов деятельности необходимо постоянно отслеживать  эффективность системы, постоянно  искать новые ресурсы для улучшения результативности.

Достижению  эффективных целей способствует стратегическое управление предприятием. Оптимальной стратегией считается  та, которая преследует цель выполнения программ управления маркетингом, качеством, производительностью, технологиями, персоналом, инновациями и другими сферами в системе управления.

Так сложилась  общая схема развития предприятия. Действующее предприятие должно развиваться по следующей схеме:

• на первом этапе предприятие вертикально  интегрируется для проникновения на смежные рынки;

• на втором этапе расширяет свою долю на этих рынках с целью увеличения рентабельности своей деятельности;

• на третьем  этапе эффективнее использует свои рыночные возможности через расширение ассортимента товаров и услуг, а также разнообразия своих предложений;

• на четвертом  этапе (при сокращении роста выпуска  продукции) предприятие производит диверсификацию деятельности и дифференциацию продукции.

На стратегическое управление могут влиять как факторы  внешней среды, так и внутренней. Первичными внутренними факторами, воздействующими на стратегию компании, являются: сильные и слабые стороны ее деятельности, компетентность менеджмента, его персональные амбиции, философия и этика компании, культура фирмы и курсовая стоимость акций.

Главными  внешними факторами являются: социальные, политические, законодательство, влияние  общества, привлекательность отрасли, рыночные угрозы и благоприятные  возможности компании.

Также важнейший  фактор, определяющий выбор организационной  стратегии предприятия – модель отраслевого рынка [10, с.86]. В сложившейся ситуации особое значение имеет разработка теории и методов анализа потенциала экономических систем. Основной задачей является создание инструментальных средств, позволяющих выявить, проанализировать, оценить потенциал предприятия и разработать систему стратегического планирования на предприятии на основе оценки уровня его использования.

Необходим расчет внутреннего потенциала предприятия  и представление данных в качестве параметров внутренней среды предприятия, так же формирование множества стратегических альтернатив на основе анализа внутренней и внешней среды предприятия, разработка стратегии предприятия, прогноз изменения уровня использования потенциала предприятия в условиях реализации стратегии.

Рыночный  потенциал предприятия (РПП) – это  возможность управления его ресурсами  на определенных этапах его развития в целях эффективного взаимодействия с рынком. Каждое предприятие обладает рыночным потенциалам, но не все используют его на 100%.

Потенциал маркетинговой деятельности (ПAGR) представлен в виде суммы произведений уровня развития (иначе уровень использования потенциала) аналитической деятельности (П(А)) и коэффициента ее значимости (k (A)), производственной деятельности (П(G)) и коэффициента ее значимости (k (G)), коммуникационной деятельности (П(R)) и коэффициента ее значимости (k (R)): ПAGR = k(A) x П(A) + k(G) x П(G) + k(R) x П(R).

В результате использования данной формулы учитываются  все факторы, способные влиять на потенциал предприятия. Затем, исходя из результатов, необходимо задать стратегические направления [11, с.30].

Стратегическое  направление (тип, тема, или ориентация стратегии бизнеса) – это всеобъемлющая  концепция, определяющая или классифицирующая стратегии. Принято выделять различные основные стратегические направления, и в частности инновации, глобальность, предпринимательство, использование передовых информационных или производственных технологий.

Отдельно  следует выделить два основных стратегических направления: дифференцирование и снижение издержек. Профессор Гарвардского университета Майкл Портер, экономист и видный исследователь в области стратегии, высказал предположение о том, что дифференцирование и снижение затрат представляют собой два базовых стратегических направления, причем все эффективные бизнес-стратегии включают в себя одно или оба эти направления.

В соответствии со стратегией дифференцирования товарное предложение фирмы должно отличаться от предложений конкурентов и  предоставлять потребителям более  высокую ценность, возможно, посредством повышения эффективности эксплуатации, качества, престижности, функциональности, сервисной поддержки, надежности или удобства продукта.

Стратегия низких издержек, напротив, предполагает достижение устойчивого конкурентного преимущества в каком-то важном элементе товара или услуги. Позиция лидера с наименьшими общими затратами может быть достигнута благодаря обладанию значительной долей рынка или другим преимуществам, таким как приоритетный доступ к сырью и материалам или использование высокотехнологичного производственного оборудования. Следует отметить, что в такой компании обычно развиваются стратегия всестороннего сокращения затрат и соответствующая культура. Стратегия уменьшения издержек далеко не всегда сопровождается низкими ценами: экономия может превращаться в дополнительную прибыль или служить источником увеличения расходов на рекламу и продвижение.

На данный момент главным направлением является инвестиционная стратегия, которая представляет собой систему долгосрочных целей инвестиционной деятельности организации, определяемых общими задачами ее развития и инвестиционной идеологией, а также выбор наиболее эффективных путей их достижения.

Инвестиционную стратегию можно представить как генеральное направление (программу, план) инвестиционной деятельности организации, следование которому в долгосрочной перспективе должно привести к достижению инвестиционных целей и получению ожидаемого инвестиционного эффекта.

Так, например, для российских предприятий основным стратегическим направлением является также инновационная составляющая. Она должна обеспечить непрерывное обновление технической и технологической базы производства, освоение и выпуск новой конкурентоспособной продукции, эффективное проникновение на мировые рынки товаров и услуг. Так же данное направление ставиться и на уровне всей экономики в целом. Развитые инновационные инфраструктуры, способны оперативно и гибко реализовать необходимые в данный момент времени инновации, основанные на высоких производственных технологиях, и развернуть инновационную деятельность [12, с.45].

На сегодняшний  момент многие крупные градообразующие  предприятия ставят инновационное  развитие главным стратегическим направлением [13, с.60].

Следующим не менее важным стратегическим направлением для многих предприятий является комплексная гибкая автоматизация с широким применением информационных технологий и компьютеризированных систем.

Таким образом, можно сделать вывод, что основные направления стратегии предприятия  определяются из рыночного потенциала. На данный момент российские организации ставят основной целью инновационное развитие.

 

1.4. Содержание методологии «планирование  – программирование – бюджетирование»

 

Возникшая в 1962 г. система  распределения ресурсов по целям Planning – Programming – Budgeting (PPBS) обязана своим рождением министру обороны США Роберту Макнамаре [14, с.26]. Главная задача PPBS заключалась в том, чтобы обеспечить оптимальное (наилучшее достижимое в рамках заданных бюджетных ограничений) распределение ресурсов – в виде живой силы, техники и тылового обеспечения по видам вооруженных сил.

В соответствии с моделью стратегического управления стратегия реализуется через  разработку внутрифирменных планов, системы бюджетов как стоимостного выражения планов корпорации, а также специальных программ и процедур.

Анализ опыта  плановой деятельности эффективно функционирующих  предприятий показывает, что для  успешной реализации стратегии необходимо создать систему интегрированного внутрифирменного планирования, которая  предполагает координацию стратегических, среднесрочных и текущих планов на всех уровнях управления предприятием, а также между основными разделами планов. Таким образом, планирование призвано обеспечить взаимоувязку между отдельными структурными подразделениями фирмы (бизнес-единицами, дочерними компаниями) по всем видам деятельности и технологическим цепочкам – маркетингу, НИОКР, снабжению, производству, сбыту [15, с.213].

Информация о работе Российская практика реализации задач стратегического менеджмента