Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 15:00, курсовая работа
Целью исследования данной курсовой работы является изучение страгичесго управления и стратегии развития лесопромышленного комплекса в РФ.
Для достижения указанной цели были поставлены и решены следующие задачи:
изучить предпосылки развития стратегического управления различных сфер деятельности организаций (отраслей) российской экономики;
рассмотреть современные подходы к стратегическому развитию;
дать характеристику направлений и факторов стратегического управления на российских предприятиях;
обосновать инновационно-технологическое развитие;
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...…..3
1 СО¬ВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К СТРАТЕГИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ПРЕДПРИЯТИЙ В РФ………………………………………….6
1.1 Предпосылки развития стратегического управления на российских предприятиях………………………………………………………………………...6
1.2 Современные подходы к стратегическому менеджменту……………9
1.3 Характеристика направлений и факторов стратегического управления на российских предприятиях. Инновационно-технологическое развитие…………………………………………………………………………..13
1.4. Содержание методологии «планирование – программирование – бюджетирование»………………………………………………………………….17
2 ОПЫТ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ СТРАТЕГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА В РФ (НА ПРИМЕРЕ ЛЕСОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА)………………………………………………………………....20
2.1. Сущность лесопромышленного комплекса в РФ. Структура управления ЛПК России………………………………………………………...20
2.2 Вертикальная интеграция предприятий ЛПК в России…………….25
2.3 Стратегия развития ЛПК в РФ……………………………………….28
2.4 Проблемы и пути решения лесопромышленного комплекса в РФ..34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..39
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………44
Система среднесрочного планирования предусматривает определение последовательности достижения стратегических целей (этапов реализации стратегического плана) с учетом перспектив развития рыночной конъюнктуры, прогнозируемой динамики потребительского спроса, имеющегося ресурсного потенциала. На основе конкретизации стратегических целей формулируются хозяйственные задачи, как общефирменного характера, так и отдельных бизнес-единиц, а также выявляются ресурсы, необходимые для их решения. В системах внутрифирменного планирования среднесрочные планы часто разрабатываются в форме программ.
Программа – последовательность мероприятий, направленных на достижение конкретной стратегической цели [15, с.214]. Программы (по новой продукции, капитальному строительству, развитию производственных мощностей, обучению персонала и т.д.) вытекают из общей стратегии фирмы, но конкретная хронология их выполнения определяется объемом и структурой необходимых ресурсов с учетом специфики предприятия.
Программы обязательно содержат количественные показатели, в том числе данные о времени вовлечения и объеме необходимых капиталовложений и источниках их финансирования. Таким образом, программы предусматривают разработку мероприятий, взаимоувязанных по времени, ресурсам и исполнителям и направленных на достижение стратегических целей развития предприятия. Финансовые сметы (бюджеты) стратегических программ корпорации можно рассматривать как окончательную проверку реализуемости стратегического плана.
Текущее планирование осуществляется путем детальной разработки (обычно на год) оперативных планов по производству, маркетингу, сбыту, исследованиям и разработкам, снабжению для предприятия в целом и его отдельных бизнес-единиц на основе детализации целей и задач, поставленных в стратегических и среднесрочных планах.
Реализация оперативных планов осуществляется через систему бюджетов. Бюджет фирмы – это финансовый план, охватывающий все аспекты хозяйственных операций фирмы на определенный период в будущем [15, c.215]. Бюджеты составляются на год или более короткий срок по каждому отдельному подразделению, а также основным функциональным областям деятельности фирмы, а затем консолидируются в единый бюджет или финансовый план организации. Основой формирования бюджета предприятия является прогноз продаж продукции, сделанный службой маркетинга и отраженный в маркетинговом плане. Бюджет продаж обязательно должен быть дополнен графиком ожидаемых поступлений денежных средств за проданную продукцию. Кроме того, при составлении бюджетов должны учитываться такие сведения, как удельный вес поставок на условиях предоплаты и по бартеру, обеспеченность заказов материальными ресурсами, степень загрузки производственных мощностей, что необходимо для достижения намеченных планом финансовых показателей по чистой прибыли, объему продаж и др. Обобщение такой информации позволит реально планировать поступление денежных средств в планируемом периоде.
Сами по себе бюджеты представляют собой простой инструмент финансового планирования. Основные сложности связаны с процессом бюджетирования, обеспечивающим сбор и обработку информации, а также использование бюджетов в конкуре управления.
Бюджет как инструмент финансового планирования может выполнять три основные функции: планирования, координации и контроля. Таким образом, можно сказать, что бюджет является связующим звеном между стратегическим, среднесрочным и текущим планированием.
Глава 2 ОПЫТ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ СТРАТЕГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА В РФ (НА ПРИМЕРЕ ЛЕСОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА)
2.1. Сущность лесопромышленного комплекса в РФ. Структура управления ЛПК России
Ситуация в экономике России ориентирует менеджмент прежде всего на выработку краткосрочных решений. С другой стороны, развитие бизнеса настоятельно указывает на необходимость реализации иного варианта действий: сосредоточиться на формировании стратегий эффективного выбора путей использования ресурсов, определяющих экономический рост и развитие производственных комплексов в промышленности, имеющих одинаковые отраслевые признаки, но функционирующих в уникальных условиях, формируемых каждой территорией.
В связи с этим исследование в области формирования стратегии развития отраслей и комплексов промышленности, планирования результатов их деятельности, соотносимых с затратами, в условиях нестабильности и неопределенности внешней среды становится весьма актуальным.
Лесопромышленный комплекс Российской Федерации, включающий в свой состав лесное хозяйство и лесопромышленные отрасли по заготовке и переработке древесины, занимает важное место в экономике страны. На долю лесопромышленного комплекса приходится 1,2% ВВП России, 4% выпуска промышленной продукции, более 4% валютной выручки от экспорта.
Лесопромышленный комплекс – это совокупность видов хозяйственной деятельности (лесное хозяйство и лесопереработка), базирующихся на неистощительном использование лесных ресурсов, различных видах собственности, экономической, социальной и экологической эффективности.
Региональный лесопромышленный комплекс определяется как территориально локализованная совокупность видов экономической деятельности, базирующихся на использовании, охране, защите, воспроизводстве лесных ресурсов, а также взаимосвязанных с ним производственных предприятий, государственных и общественных организаций в процессе хозяйственной деятельности.
Таким образом, стратегия развития ЛПК региона - это, прежде всего, план поддержания отрасли, ее предприятий в устойчивом к внешним воздействиям состоянии, предусматривающем развитие отрасли в целом.
С позиций государства стратегия - это составная часть его политики, которая определяет общую ориентацию и направления социально-экономического развития страны на длительный период времени, предусматривает крупномасштабные преобразования в основных сферах его деятельности, определяет экономический механизм реформирования экономики страны.
На уровне лесопромышленного комплекса стратегия, являясь частью национальной политики, определяет экономические, социальные и экологические задачи развития комплекса в целом и отдельных его частей: лесной, целлюлозно-бумажной и деревоперерабатывающей промышленности.
Таким образом, стратегия развития лесопромышленного комплекса является составной частью общей экономической стратегии развития государства и не может разрабатываться изолированно от общей экономической стратегии государства, от других секторов (комплексов) промышленности и экономики страны в целом.
Следовательно, стратегия развития лесопромышленного комплекса в необходимой мере должна учитывать основные положения законодательной базы государства по реформированию и развитию экономики страны, концепции промышленной политики, программы реструктуризации лесопромышленного комплекса и другие программы и стратегии развития.
С позиции субъектов хозяйствования - предприятий лесопромышленного комплекса - стратегия это, прежде всего, система их поведения на рынке, долгосрочный план развития, в соответствии с которым далее разрабатываются среднесрочные и краткосрочные планы.
Стратегия развития и управления ЛПК региона, как и любой экономической системы, представляет собой план поддержания в устойчивом состоянии системы и эффективное достижение ее целей экономическими методами и средствами. Выбор цели предполагает направление на ее достижение определенной совокупности ресурсов, которыми располагает отрасль. Поскольку ресурсы всегда ограничены, необходимо определять, достижение каких целей обеспечит наибольшую продуктивность их использования, т. е. конкурентное преимущество.
Далее рассмотрим структуру управления ЛПК России (рис. 1). Под управлением лесопромышленным комплексом понимается целенаправленное воздействие органов управления (субъекты управления) на объект управления, которое обеспечивает достижение стратегических целей ЛПК (рис.2).
Особенностью управления
ЛПК является то, что оно должно
совмещать две стороны
Рисунок 1 – Струткура управления ЛПК России
Рисунок 2 - Система управления лесопромышленным комплексом
Таким образом, управление региональным лесопромышленным комплексом связано с двумя сферами деятельности – лесное хозяйство и лесопереработка, - которые характеризуются своими целями, задачами, различными формами собственности.
Проведенное в ходе реформ в 2006 году разделение экономических интересов по отдельности для той части лесного сектора, которая ответственна за ведение лесного хозяйства и той его части, которая извлекает максимум прибыли в результате пользования лесными ресурсами и их глубокой переработки, в первую очередь древесины, не нашло баланса в рамках рыночных отношений. Поэтому, говоря об устойчивом управлении лесами России, понимая под этим совокупный процесс сохранения и эксплуатации лесов, невозможно достигнуть устойчивого развития лесной промышленности по отдельности от лесного хозяйства и наоборот.
Выход из кризиса лесного сектора обычно ставят в зависимость от роста лесозаготовок. Но возможности роста эксплуатации лесов России в условиях рыночной экономики, с учетом современных процессов в мировом лесном хозяйстве, предполагает выполнение следующих условий:
Согласно новому лесному законодательству, планирование лесного хозяйства представляет собой трёхступенчатую систему, в которой процесс принятия решений теперь приближен к лесу и лесопользователю. Основным документом выступает региональный лесной план, разработанный и одобренный региональными органами исполнительной власти. Лесной план субъекта Федерации представляет собой комплекс мероприятий, финансирование которых обеспечивается, в том числе, и за счёт федерального бюджета.
2.2 Вертикальная интеграция предпр
Характерной тенденцией развития ЛПК в России вслед за другими отраслями стало создание вертикально-интегрированных промышленных структур (ВИС). Сущность этого процесса заключается в преобразовании отношений между разрозненными предприятиями в целях создания единого производственносбытового комплекса. Общий метод его создания − это введение системы централизованного управления в области рыночного позиционирования, планирования, снабжения и координации деятельности всех субъектов, входящих в структуру данного объединения наряду с четким определением экономической, функциональной специализации предприятий − элементов комплекса, их профессионального сосредоточения на выполнении определенных производственных функций.
В региональных ЛПК вертикальная интеграция имеет следующие особенности.
Первая - межотраслевое объединение ранее отдельных отраслевых предприятий в полный и единый цикл воспроизводства конкретной продукции конечного спроса.
Вторая - гарантированное внутреннее обеспечение необходимыми материальными ресурсами, начиная с сырьевого передела, продвижение от добычи до полной переработки и утилизации отходов. Иначе говоря, оптимальное распределение необходимых материальных ресурсов и оптимальная пропорция между добывающим и обрабатывающими переделами определяются и поддерживаются самой вертикально интегрированной структурой. Распределение материальных ресурсов становится ее внутренним делом.
Третья - целевая продуктовая
специализация вертикально
Четвертая - объединение
технологически смежных добывающих
и обрабатывающих производств. Или
еще точнее, объединение производства
средств производства и производства
предметов конечного
Пятая - гибкая организационная структура, подвижная во времени и пространстве. Корпорация оперативно избавляется от устаревших звеньев, создает или присоединяет новые по мере своего развития.
Шестая - поддержание отношений как прямой (формальной), так и косвенной (неформальной) экономической зависимости ключевых поставщиков. Так, не обязательно прямое включение того или иного сырьевого предприятия в формальную структуру корпорации, чтобы оно работало на общий конечный результат. Если поставки для нужд корпорации охватывают примерно 2/3 объема выпуска и гарантируют 2/3 сбыта, оно может быть формально самостоятельным.
Седьмая - концентрация базовой науки в составе корпораций и в университетах (за их пределами только академическая). Отдельное предприятие, вне корпорации, вне вертикальной интеграции содержать науку не в состоянии децентрализованный частный капитал - не за науку, напротив, он избавляется oт нее. Только вертикально интегрированный капитал притягивает к себе науку. Основные механизмы построения интегрированных структур приведены на рис.3.
Итак, вертикальная интеграция превращает в основное звено экономики межотраслевую корпорацию. Ключевой критерий межотраслевой корпорации: она объединяет технологически взаимосвязанные предприятия, т.е. производство и предметов конечного спроса, и необходимых для их выпуска средств производства.
Информация о работе Российская практика реализации задач стратегического менеджмента