Российская практика реализации задач стратегического менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 15:00, курсовая работа

Описание

Целью исследования данной курсовой работы является изучение страгичесго управления и стратегии развития лесопромышленного комплекса в РФ.
Для достижения указанной цели были поставлены и решены следующие задачи:
изучить предпосылки развития стратегического управления различных сфер деятельности организаций (отраслей) российской экономики;
рассмотреть современные подходы к стратегическому развитию;
дать характеристику направлений и факторов стратегического управления на российских предприятиях;
обосновать инновационно-технологическое развитие;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...…..3
1 СО¬ВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К СТРАТЕГИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ПРЕДПРИЯТИЙ В РФ………………………………………….6
1.1 Предпосылки развития стратегического управления на российских предприятиях………………………………………………………………………...6
1.2 Современные подходы к стратегическому менеджменту……………9
1.3 Характеристика направлений и факторов стратегического управления на российских предприятиях. Инновационно-технологическое развитие…………………………………………………………………………..13
1.4. Содержание методологии «планирование – программирование – бюджетирование»………………………………………………………………….17
2 ОПЫТ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ СТРАТЕГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА В РФ (НА ПРИМЕРЕ ЛЕСОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА)………………………………………………………………....20
2.1. Сущность лесопромышленного комплекса в РФ. Структура управления ЛПК России………………………………………………………...20
2.2 Вертикальная интеграция предприятий ЛПК в России…………….25
2.3 Стратегия развития ЛПК в РФ……………………………………….28
2.4 Проблемы и пути решения лесопромышленного комплекса в РФ..34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..39
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………44

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа стратег менедж. Ваня.doc

— 263.50 Кб (Скачать документ)

2. Применени выработанной стратегии государства. В период экономических реформ в нашей стране произошли значительные изменения деятельности предриятий и организаций ЛПК.

 Это связано, прежде  всего, с разарботанной государством стратегией развития лесопромышленного комплекса. Однако ЛПК не играет пока той роли в экономике России, которую он должен играть, учитывая размеры лесного фонда нашей страны. Об этом свидетельствует его доля в объеме производства промышленной продукции и в объеме экспорта России - 4,7%. На ЛПК приходится только 3% основных фондов промышленности, а на его развитие направляется всего около 6% инвестиций в основной капитал страны.

Также до сих пор не решились проблемы:

  1. Рост издержек производства продукции в ЛПК;
  2. Снижение объемов производства продукции ЛПК России в сравнении с Западной Европой, Америкой и Азией;
  3. Снижение качества выпускаемой продукции, в связи с износом основных производственных мощностей;
  4. Слабое изменение общей структуры производства в пользу продукции целлюлозно-бумажной промышленности;
  5. Увеличение импорта продукции за счет развития поставок готовых изделий деревообработки;
  6. Высокая доля теневого оборота на внутреннем рынке продукции ЛПК;
  7. Снижение прибыльности экспортных операций;
  8. Сокращение объемов экспорта продукции  и рост доли необработанной круглой древесины в экспорте российской древесной продукции;
  9. Нехватка инветиционных средств.

Для решения дынных проблем  следует реализовать ряд мер:

    • субсидирование процентных ставок по кредитам, полученным на цели: создания межсезонных запасов; экспорта лесопромышленной продукции с высокой степенью обработки; техперевооружения и модернизации производства.
    • Отмена вывозных таможенных пошлин на все виды продукции переработки (пиломатериалы, фанера, целлюлоза, бумага).
    • Освобождение от ввозных таможенных пошлин, а затем и от налога на добавленную стоимость технологического оборудования, аналоги которого не производятся в России, включая деревообрабатывающее оборудование;
    • Финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В хозяйственной  практике России механизм стратегического  менеджмента находится в стадии становления. При этом отечественные и международные аналитики считают, что российский рынок вступил в ту стадию, когда отсутствие разработанной стратегии мешает предприятиям на каждом шагу

Сегодня в  правлении рыночной экономики предприятие  должно само определять и прогнозировать  параметры внешней среды, ассортимент продукции и услуг, цены, поставщиков, рынки сбыта, а самое главное — свои долгосрочные  цели и стратегию их достижения. Эту часть плановой работы и охватывает разработка стратегического плана.

Быстрые изменения  внешней среды отечественных предприятий также стимулируют появление новых методов, систем и подходов к управлению. Если внешняя среда практически стабильна, то нет особой нужды заниматься стратегическим менеджментом. Однако в настоящее время большинство российских предприятий работают в быстро изменяющемся и трудно предсказуемом окружении, следовательно, нуждаются в методах стратегического менеджмента.

Необходимость становления  системы стратегического менеджмента  в отечественной практике обусловливается  также происходящими интеграционными процессами.

Главной характерной  чертой новых систем внутрифирменного управления должна стать ориентация на долгосрочную перспективу, проведение фундаментальных исследований, диверсификацию операций, инновационную деятельность, максимальное использование творческой активности персонала. Децентрализация, сокращение уровней в аппарате управления, продвижение работников и их оплата в зависимости от реальных результатов станут основными направлениями изменений в аппарате управления.

Во второй главе мы рассмотрели опыт решения задач стратегического менеджмента в РФ на примере лесопромышленного комплекса. Выявили, что продукция ЛПК широко используется практически во всех отраслях промышленности, строительстве, сельском хозяйстве, полиграфии, торговле, медицине. Объемы производства и потребления лесоматериалов в жилищном строительстве, мебели, бумаги и картона оказывают непосредственное влияние на социальный уровень жизни населения и культурное развитие общества. Таким образом, стратегия развития  лесопромышленного комплекса является составной частью общей экономической стратегии  развития  государства и не может разрабатываться изолированно от общей экономической стратегии государства, от других секторов (комплексов) промышленности и экономики страны в целом.

Характерной тенденцией развития ЛПК в России вслед за другими отраслями стало создание вертикально-интегрированных промышленных структур. Сущность вертикальной интеграции в ЛПК заключается в том, что соединение в единое целое лесного хозяйства, лесозаготовительного и деревоперерабатывающего производств в рамках лесопромышленных формирований позволяет наиболее эффективно использовать лесной ресурс.

На данный момент для  ЛПК РФ свойствена многоэлементная  интегрируемой структура.

Также для развития ЛПК разработана стратегия развития на федеральном уровне. По данному сценарию предусматриваются коренные изменения в структуре лесопромышленного производства за счет приоритетного развития целлюлозно-бумажной промышленности путем создания крупных лесопромышленных комплексов (центров роста), где ведущим звеном являются производства целлюлозы, бумаги и картона. В состав таких комплексов должны включаться лесопильно-деревообрабатывающие, фанерные, плитные производства, а также лесозаготовки и лесное хозяйство.

Одним из приоритетов  данного сценария является полномасштабное  развитие деревянного малоэтажного домостроения и необходимых для  этого конструкционных материалов на основе древесины, отвечающее задачам, поставленным Правительством Российской Федерации по решению жилищной проблемы.

Для решения поставленной задачи был создан механизм приоритетных инвестиционных проектов.

Но на данный момент существуют следующие проблемы лесопромышленного  комплекса:

  • Устаревшая низко производительная инфраструктура лесозаготовительной отрасли, создающая дефицит сырья для деревообработки и целлюлозно-бумажной промышленности, и выраженная в низкой механизации труда, устаревании техники и оборудования.
  • Высокий износ лесозаготовительной техники и оборудования, низкий уровень их загрузки.
  • Прекращение строительства лесовозных дорог и высокие тарифы на железнодорожные перевозки, что делает неэффективным транспортировку круглого леса из отдаленных частей России.
  • Нелегальная вырубка леса, составляющая не менее 20% от официально регистрируемой лесозаготовки, и его контрабандный сбыт – треть легального российского экспорта необработанных лесоматериалов.
  • Монопольное положение российских лесных портов, диктующих экспортерам свои ставки и тарифы.
  • Узкий ассортимент и низкое качество лесобумажной продукции, которая неконкурентоспособна на мировых рыках.
  • Сокращение внутреннего рынка за счет расширения экспортной долипродукции ЛПК.
  • Финансово-экономическая нестабильность предприятий лесного комплекса: низкая платежеспособность, высокие объемы дебиторской и кредиторской задолженностей, отсутствие запаса финансовой прочности.
  • Низкая инвестиционная и инновационная активность.
  • Высокий уровень издержек лесной отрасли.
  • Неэффективная структура затрат ЛПК, с преобладанием транспортных и материальных затрат, что делает неэффективной глубокую переработку древесины.

Для решения данных проблем  предложены следующие меры:

    • субсидирование процентных ставок по кредитам, полученным на цели: создания межсезонных запасов; экспорта лесопромышленной продукции с высокой степенью обработки; техперевооружения и модернизации производства.
    • Отмена вывозных таможенных пошлин на все виды продукции переработки (пиломатериалы, фанера, целлюлоза, бумага).
    • Освобождение от ввозных таможенных пошлин, а затем и от налога на добавленную стоимость технологического оборудования, аналоги которого не производятся в России, включая деревообрабатывающее оборудование;
    • Финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.
    • Привлечение как государственных инвестиций, так и инвестиций из заграницы.

В завершении хотелось бы отметить, что лесопромышленный комплекс Российской Федерации постепенно адаптируется к посткризисным условиям, что проявляется в медленном восстановлении некоторых показателей деятельности организаций по всем видам экономической деятельности. Тем не менее, пока существуют такие основные проблемы как слабый контроль над использованием лесов, слабо развитая дорожно транспортная инфраструктура, невысокое качество лесовосстановления, высокий уровень нелегального оборота древесины, недостаток квалифицированных кадров и высокая степень износа основных фондов, ЛПК не сможет полноценно выйти из затяжного кризисного состояния, возникшего еще в 90 – х годах XX в.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Лесной кодекс (ЛК РФ) от 4 декабря 2006 г. N 200-ФЗ.
  2. Приказ Министерства промышленности и торговли Российской Федерации № 248, Министерства сельского хозяйства Российской Федерации № 482, от 31 октября 2008 года «Об утверждении стратегии развития лесного комплекса российской федерации на период до 2020 года»
  3. Шевченко И.К. Организация предпринимательской деятельности. Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2004.
  4. Круглова Н. Ю., Круглов М. И. Стратегический менеджмент: Учебник. - М: Издательство РДЛ, 2003.
  5. Галлямов Ф.Ф. Стратегический менеджмент: Учеб. Пособие. - Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2003.
  6. Зуб А. Т. Стратегический менеджмент: Учебное пособие для вузов. – М.: Аспект Пресс, 2002.
  7. Маркова В. Д., Кузнецова С. А. Стратегический менеджмент: Курс лекций. - М.: ИНФРА-М, 2004.
  8. Зайцева Л. Г., Соколова М. И. Стратегический менеджмент: Учебник. – М.: Экономистъ, 2007.
  9. Стратегический менеджмент: Учебник для вузов / Под. ред. Петрова А. Н. – СПб.: Питер, 2006.
  10. Пласкова Н. Стратегический анализ и его роль в обосновании стратегии развития организации // Проблемы теории и практики управления. – 2008. - №1.
  11. Павлова С. Н. Методические подходы к организации экономическим анализом инновационной деятельностью промышленного предприятия // Региональная экономика, 2008. - № 12.
  12. Иванов М. С. Стратегия как цель // Российский экономический журнал. - 2007. - № 9.
  13. Абрамова Е. А., Белоусов Д. Р., Михайленко К. В. Экономические итоги развития российской экономики в 2006 г. и прогноз развития на 2008-2010 гг. // Проблемы прогнозирования. – 2008. - №1.
  14. Отчет: Бюджетирование, ориентированное на результат: международный опыт и возможности применения в России. Отчет подготовлен Центром фискальной политики при поддержке Агентства Международного развития США. Москва 2002.
  15. Маркова В.Д., Кузекцова С.А. Стратегический менеджмент / М.: ИНФРА-М; Новосибирск: Сибирское соглашение, 2008.
  16. Матвеева С. В. Стратегическое управление в России //Экономист. -2006.- №9.
  17. Глумаков В.Н., Максимцов М.М., Малышев Н.И. Стратегический менеджмент: Практикум. – М.: Вузовский учебник, 2006.
  18. Зиновьева, И.С. Современные пути устойчивого развития лесного сектора в России [Текст] / И.С. Зиновьева // Современные направления теоретических и прикладных исследований - 2008 : сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции. Том 10. Экономика. - Одесса: Черноморье, 2008. - С. 73 - 75.
  19. Трофимова Т.В. Иерархия проблем предприятий лесопромышленного комплекса региона (на примере Нижегородской области)// Российское предпринимательство. — 2011. — № 7. — c. 156
  20. Хаиров Б.Г. Вопросы формирования вертикальной интеграции предприятий лесопромышленного комплекса //Российское предпринимательство -2007- № 4 - c.3.
  21. http://www.lesprominform.ru
  22. http://www.minpromtorg.gov.ru
  23. http://protown.ru

 

 

 

 




Информация о работе Российская практика реализации задач стратегического менеджмента