Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 15:00, курсовая работа
Целью исследования данной курсовой работы является изучение страгичесго управления и стратегии развития лесопромышленного комплекса в РФ.
Для достижения указанной цели были поставлены и решены следующие задачи:
изучить предпосылки развития стратегического управления различных сфер деятельности организаций (отраслей) российской экономики;
рассмотреть современные подходы к стратегическому развитию;
дать характеристику направлений и факторов стратегического управления на российских предприятиях;
обосновать инновационно-технологическое развитие;
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...…..3
1 СО¬ВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К СТРАТЕГИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ПРЕДПРИЯТИЙ В РФ………………………………………….6
1.1 Предпосылки развития стратегического управления на российских предприятиях………………………………………………………………………...6
1.2 Современные подходы к стратегическому менеджменту……………9
1.3 Характеристика направлений и факторов стратегического управления на российских предприятиях. Инновационно-технологическое развитие…………………………………………………………………………..13
1.4. Содержание методологии «планирование – программирование – бюджетирование»………………………………………………………………….17
2 ОПЫТ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ СТРАТЕГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА В РФ (НА ПРИМЕРЕ ЛЕСОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА)………………………………………………………………....20
2.1. Сущность лесопромышленного комплекса в РФ. Структура управления ЛПК России………………………………………………………...20
2.2 Вертикальная интеграция предприятий ЛПК в России…………….25
2.3 Стратегия развития ЛПК в РФ……………………………………….28
2.4 Проблемы и пути решения лесопромышленного комплекса в РФ..34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..39
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………44
Рисунок 3 - Основные механизмы построения интегрированных структур
Под интегрированной структурой понимается объединение, направленное на установление таких форм взаимоотношений участников, которые выходят за рамки рыночных трансакций.
Сущность вертикальной
интеграции в ЛПК заключается
в том, что соединение в единое
целое лесного хозяйства, лесозаготовительного
и деревоперерабатывающего прои
На данный момент для ЛПК РФ свойствена многоэлементная интегрируемой структура, которая предполагает использование трехуровневой системы управления, состоящей из следующих систем:
2.3 Стратегия развития ЛПК в РФ
Лесосырьевые ресурсы
РФ позволяют обеспечивать не только
текущие и перспективные
В «Методических рекомендациях по подготовке стратегий развития», разработанных в соответствии с поручением Правительства РФ от 30.07.2004 г. МФ-П13-4489, стратегия развития понимается как система взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления и ресурсам целевых программ, отдельных проектов и непрограммных мероприятий, обеспечивающая эффективное решение системной социально-экономической проблемы.
При разработке Стратегии развития ЛПК региона используются следующие принципы:
Структура стратегии развития ЛПК выглядит следующим образом (рис.4):
Рисунок 4 - Структура стратегии развития ЛПК
Алгоритм разработки Стратегии развития ЛПК РФ представлен на рис. 5.
Развитие лесопромышленного комплекса в России осуществляется в соответствии со стратегией развития лесного комплекса России до 2020 года, являющейся основным документом перспективного планирования в отрасли. Документ был принят в 2008 году. Его ключевая идея - импортозамещение в сегментах высокомаржинальной продукции за счет создания привлекательных инвестиционных механизмов.
Рисунок 5 - Алгоритм разработки Стратегии развития ЛПК РФ
Основные цели стратегического развития лесного комплекса Российской Федерации в соответствии Стратегией развития лесного комплекса России до 2020 года включают в себя:
- обеспечение устойчивого управления лесами, сохранение и повышение их ресурсно-экологического потенциала;
- удовлетворение потребностей внутреннего рынка в высококачественной и конкурентоспособной лесобумажной продукции отечественного производства;
- снижение доли импортируемой продукции на внутреннем рынке (импортозамещение);
- повышение вклада
лесного комплекса в социально-
- обеспечение экологической безопасности и стабильного удовлетворения общественных потребностей в ресурсах и услугах леса.
Вышеуказанные цели сформулированы в соответствии с инновационным сценарием, который является наиболее предпочтительным для развития лесного комплекса.
Инновационный сценарий предусматривает целевые меры государственной поддержки лесного комплекса в дополнение к ранее принятым механизмам, закрепленным в действующем законодательстве. Данный сценарий базируется на следующих предпосылках и допущениях:
- максимальный вариант развития экономики до 2020 г. (Минэкономразвития России);
- ускорение инвестиционного процесса, в первую очередь в новое строительство целлюлозно-бумажных предприятий;
- масштабная технологическая
модернизация действующих
- возрастание инновационной активности, освоение производства новой высокотехнологичной продукции, производимой в развитых лесопромышленных странах (современные конструкционные материалы из древесины, высокосортные виды бумаги и картона для полиграфии и упаковки, биотопливо);
- совершенствование государственной лесной политики и управления лесами, интенсификация использования и воспроизводства лесов, усиление охраны и защиты лесов;
- восстановление отечественного лесного машиностроения на базе использования отечественного и зарубежного научно-технического потенциала, закупки лицензий, организации совместных производств.
Для решения поставленной задачи был создан механизм приоритетных инвестиционных проектов, оформленный в постановлении Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 года № 419 «О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов».
Практическая работа по представлению, рассмотрению и утверждению инвестиционных проектов в области освоения лесов в качестве приоритетных началась в 1 квартале 2008 года.
За 2008-2010 годы Минпромторгом России было утверждено 95 приоритетных инвестиционных проектов. На сегодня в перечне приоритетных 91 проект с общим объемом инвестиций 406,7 млрд. рублей и расчетной лесосекой 62,3 млн. м3. Из перечня было исключено четыре приоритетных инвестиционных проекта с общим объемом инвестиций 80 млрд. рублей по причине невыполнения инвесторами своих обязательств по реализации проектов.
По отчетам организаций, реализующих проекты, за 2009-2010 годы в приоритетные проекты вложено 105,9 млрд. рублей инвестиций. В структуре инвестиций ведущие позиции занимают деревообрабатывающие и плитные производства, на долю которых приходится 53,7 млрд. рублей (55,2 %).
В 2009 введены в эксплуатацию 9 объектов из перечня приоритетных с общим объемом инвестиций 25,4 млрд. рублей, расчетной лесосекой 3,6 млн. куб. м.
В 2010 году произведен ввод 12 объектов с объемом инвестиций 48,0 млрд. рублей.
Годовой выпуск продукции на введенных за эти годы предприятиях составил 34,3 млрд. рублей, создано 6200 рабочих мест.
Наибольшую активность по включению инвестиционных проектов в перечень приоритетных проявили предприятия Северо-Западного (26), Сибирского (18) и Приволжского федеральных округов (16).
Наиболее масштабные проекты представлены Сибирским федеральным округом на сумму 164,5 млн. руб., Северо-Западным – 101,6 млн. руб., Центральным – 66,9 млн.руб.
Многие из проектов комплексные, объединяющие в своем составе лесное хозяйство, лесозаготовки, лесопиление и деревообработку, производство древесных плит и фанеры, целлюлозы, бумаги и картона, выработку тепловой и электрической энергии из древесных отходов и топливных дров. Таким образом формируются современные предприятия, готовые к выпуску конкурентоспособной продукции с высокой добавленной стоимостью и минимальным воздействием на окружающую среду.
Сегодня уже можно говорить, что механизм приоритетных инвестиционных проектов оказался достаточно эффективным, чтобы изменить лицо отрасли. В то же время он стал только первым шагом и требует определенной дополнительной настройки.
2.4 Проблемы и пути решения лесопромышленного комплекса в РФ
На основании вышеизложенного рассмотрим основные проблемы и пути решения лесопромышленного комплекса:
1. Применение вертикальной интеграции в ЛПК. На сегодняшний день крупные интегрированные структуры в России неэффективны: общей тенденцией создания ВИС в России служит концентрация акционерного капитала сырьевых, а не перерабатывающих организаций, что обеспечивает достаточную конкурентоспособность итоговой продукции, полученной в результате переработки сырья. Но такая кооперация порождает деконцентрацию производства, увеличение количества торговых посредников и схем давальческой переработки, смещение акцентов на первичную обработку сырья в ущерб технологиям глубокой переработки.
Кроме того, специфические проблемы создания ВИС в лесной отрасли следующие:
— ВИС стремятся к полному контролю не только в экономической, но и социально-политической сферах, особенно в тех регионах России, где ЛПК является ведущей отраслью.
— ВИС пытаются монополизировать (в отдельных регионах олигополизировать) лесные рынки, установить экономические барьеры на вход.
— ВИС имеют возможность
вывозить капитал и оптимизировать
налогообложение через
Основными чертами вертикально-
— инвестиции в лесную отрасль привлекаются преимущественно из экономически стабильных и рентабельных отраслей холдингами-инсайдерами, собственный инвестиционный потенциал отрасли крайне низок;
— интеграция идет по пути
создания комплексных перерабатывающих
производств, однако конечным является
продукт промежуточной
— интеграция развивается по варианту создания холдинговой структуры, прямым или обратным способами.
Таким образом, на особенности создания хозяйственного механизма ВИС в ЛПК оказывает влияние необходимость решения следующих задач.
1. Преодоление
текущего негативного состояния
2. Повышение
рентабельности за счет
Как правило, финансовые ресурсы ВИС притекают «извне», либо из сектора деревообработки и ЦБК. Эти ресурсы позволяют получить контроль над лесозаготовительными предприятиями и транспортными структурами. Кроме того, при этом акцент делается на глубокую переработку, а не вывоз сырья. Таким образом, оптимальной для ЛПК является обратная интеграция деревообработки с лесозаготовками.
3. Преодоление проблем сбыта – демпинга, недостатка информации, роста затрат на товародвижение. Проблема решается созданием структур – реализаторов, осуществляющих сбор информации о потребителях, формирование маркетинговой политики, сбыт крупных партий продукции.
4. Территориальная
рассредоточенность
Эта структура предполагает, что текущее регулирование, анализ, контроль, принятие управленческих решений должны делегироваться региональным управляющим компаниям, а при их отсутствии – руководству региональных бизнес-единиц.
Стратегическое развитие бизнеса и его отдельных направлений. Стагнация ЛПК, низкая конкурентоспособность (так, крупнейшая структура в ЛПК России Илим Палп занимает лишь 62 место в рейтинге 100 крупнейших лесопромышленных компаний мира, по данным компании PricewaterhouseCoopers, другие российские ВИС в рейтинг не вошли) требуют интенсификации развития ВИС: расширения действующих предприятий, освоения рынков сбыта, покупки новых активов, строительства новых деревообрабатывающих предприятий вблизи мест лесозаготовок, расширения лесозаготовок за счет совершенствования инфраструктуры, строительства лесовозных дорог. Это требует создания в ВИС структуры, контролирующей стратегическое направление развития бизнеса. Эта структура, в зависимости от стоящих перед ней задач, может быть построена по функциональному или по географическому признаку.
Информация о работе Российская практика реализации задач стратегического менеджмента