Российская практика реализации задач стратегического менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 15:00, курсовая работа

Описание

Целью исследования данной курсовой работы является изучение страгичесго управления и стратегии развития лесопромышленного комплекса в РФ.
Для достижения указанной цели были поставлены и решены следующие задачи:
изучить предпосылки развития стратегического управления различных сфер деятельности организаций (отраслей) российской экономики;
рассмотреть современные подходы к стратегическому развитию;
дать характеристику направлений и факторов стратегического управления на российских предприятиях;
обосновать инновационно-технологическое развитие;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...…..3
1 СО¬ВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К СТРАТЕГИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ПРЕДПРИЯТИЙ В РФ………………………………………….6
1.1 Предпосылки развития стратегического управления на российских предприятиях………………………………………………………………………...6
1.2 Современные подходы к стратегическому менеджменту……………9
1.3 Характеристика направлений и факторов стратегического управления на российских предприятиях. Инновационно-технологическое развитие…………………………………………………………………………..13
1.4. Содержание методологии «планирование – программирование – бюджетирование»………………………………………………………………….17
2 ОПЫТ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ СТРАТЕГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА В РФ (НА ПРИМЕРЕ ЛЕСОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА)………………………………………………………………....20
2.1. Сущность лесопромышленного комплекса в РФ. Структура управления ЛПК России………………………………………………………...20
2.2 Вертикальная интеграция предприятий ЛПК в России…………….25
2.3 Стратегия развития ЛПК в РФ……………………………………….28
2.4 Проблемы и пути решения лесопромышленного комплекса в РФ..34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..39
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………44

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа стратег менедж. Ваня.doc

— 263.50 Кб (Скачать документ)


Рисунок 3 - Основные механизмы построения интегрированных структур

Под интегрированной структурой  понимается объединение, направленное на установление таких форм взаимоотношений участников, которые выходят за рамки рыночных трансакций.

Сущность вертикальной интеграции в ЛПК заключается  в том, что соединение в единое целое лесного хозяйства, лесозаготовительного и деревоперерабатывающего производств в рамках лесопромышленных формирований позволяет наиболее эффективно использовать лесной ресурс.

На данный момент для  ЛПК РФ свойствена многоэлементная  интегрируемой структура, которая предполагает использование трехуровневой системы управления, состоящей из следующих систем:

  • системы управления на уровне холдинга (1 уровень управления) с приоритетностью выполнения функций стратегического планирования и развития, координации политики текущей деятельности предприятия, мониторинга и реализации инвестиционных программ;
  • системы управления на уровне филиала (территориального департамента), управления системой бизнесединиц, как правило, входящих в единый регион (2 уровень управления) с приоритетностью функций централизованной маркетинговой, сбытовой, логистической политики в указанном регионе;
  • системы управления на уровне отдельных бизнесединиц (3 уровень управления) с приоритетностью функций производственного оператора, ответственного за обеспечение выпуска продукции и услуг заданного объема и качества.

 

2.3 Стратегия  развития ЛПК в РФ

 

Лесосырьевые ресурсы  РФ позволяют обеспечивать не только текущие и перспективные внутренние потребности страны в древесине  и продуктах ее переработки, но и  значительно расширить экспорт  лесоматериалов в зарубежные страны.

В «Методических рекомендациях  по подготовке стратегий развития», разработанных в соответствии с  поручением Правительства РФ от 30.07.2004 г. МФ-П13-4489, стратегия развития понимается как система взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления и ресурсам целевых программ, отдельных проектов и непрограммных мероприятий, обеспечивающая эффективное решение системной социально-экономической проблемы.

При разработке Стратегии  развития ЛПК региона используются следующие принципы:

  • системный и программно-целевой подходы, включающие анализ и мероприятия по решению экономических, организационных, производственных, научно-технических, социальных и экологических проблем;
  • учёт интересов государства как собственника лесного фонда, лесного хозяйства и лесоперерабатывающего предприятия;
  • рыночная ориентация производимых видов продукции с учётом спроса на внутреннем и внешнем рынках;
  • инновационная направленность и техническое перевооружение лесохозяйственных и лесопромышленных предприятий
  • организация производства на основе высокопроизводительной техники и прогрессивных технологий для выпуска конкурентоспособной продукции;
  • сбалансированное обеспечение мероприятий Стратегии ресурсами (трудовыми, материальными, финансовыми);
  • этапность осуществления мероприятий Стратегии и контроль за результатами.

Структура стратегии развития ЛПК выглядит следующим образом (рис.4):

Рисунок 4 - Структура стратегии развития ЛПК

 

  Алгоритм разработки Стратегии развития ЛПК РФ представлен на рис. 5.

Развитие лесопромышленного  комплекса в России осуществляется в соответствии со стратегией развития лесного комплекса России до 2020 года, являющейся основным документом перспективного планирования в отрасли. Документ был принят в 2008 году. Его ключевая идея - импортозамещение в сегментах высокомаржинальной продукции за счет создания привлекательных инвестиционных механизмов.

 

Рисунок 5 - Алгоритм разработки Стратегии развития ЛПК РФ

Основные цели стратегического развития лесного комплекса Российской Федерации в соответствии Стратегией развития лесного комплекса России до 2020 года включают в себя:

- обеспечение устойчивого управления лесами, сохранение и повышение их ресурсно-экологического потенциала;

- удовлетворение потребностей внутреннего рынка в высококачественной и конкурентоспособной лесобумажной продукции отечественного производства;

- снижение доли импортируемой  продукции на внутреннем рынке  (импортозамещение);

- повышение вклада  лесного комплекса в социально-экономическое  развитие регионов страны;

- обеспечение экологической  безопасности и стабильного удовлетворения общественных потребностей в ресурсах и услугах леса.

Вышеуказанные цели сформулированы в соответствии с инновационным  сценарием, который является наиболее предпочтительным для развития лесного  комплекса.

Инновационный сценарий предусматривает целевые меры государственной поддержки лесного комплекса в дополнение к ранее принятым механизмам, закрепленным в действующем законодательстве. Данный сценарий базируется на следующих предпосылках и допущениях:

- максимальный вариант развития экономики до 2020 г. (Минэкономразвития России);

-   ускорение инвестиционного процесса, в первую очередь в новое строительство целлюлозно-бумажных предприятий;

- масштабная технологическая  модернизация действующих производств,  внедрение ресурсо- и энергосберегающих технологий, существенный рост производительности труда;

- возрастание инновационной активности, освоение производства новой высокотехнологичной продукции, производимой в развитых лесопромышленных странах (современные конструкционные материалы из древесины, высокосортные виды бумаги и картона для полиграфии и упаковки, биотопливо);

- совершенствование государственной лесной политики и управления лесами, интенсификация использования и воспроизводства лесов, усиление охраны и защиты лесов;

- восстановление отечественного лесного машиностроения на базе использования отечественного и зарубежного научно-технического потенциала, закупки лицензий, организации совместных производств.

По  данному сценарию предусматриваются  коренные изменения в структуре  лесопромышленного производства за счет приоритетного развития целлюлозно-бумажной промышленности путем создания крупных лесопромышленных комплексов (центров роста), где ведущим звеном являются производства целлюлозы, бумаги и картона. В состав таких комплексов должны включаться лесопильно-деревообрабатывающие, фанерные, плитные производства, а также лесозаготовки и лесное хозяйство.

Одним из приоритетов данного сценария является полномасштабное развитие деревянного малоэтажного домостроения и необходимых для этого конструкционных материалов на основе древесины, отвечающее задачам, поставленным Правительством Российской Федерации по решению жилищной проблемы.

Для решения поставленной задачи был создан механизм приоритетных инвестиционных проектов, оформленный  в постановлении Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 года № 419 «О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов».

Практическая работа по представлению, рассмотрению и утверждению  инвестиционных проектов в области  освоения лесов в качестве приоритетных началась в 1 квартале 2008 года.

За 2008-2010 годы Минпромторгом  России было утверждено 95 приоритетных инвестиционных проектов.  На сегодня в перечне приоритетных 91 проект с общим объемом инвестиций 406,7 млрд. рублей и расчетной лесосекой 62,3 млн. м3. Из перечня было исключено четыре приоритетных инвестиционных проекта с общим объемом инвестиций 80 млрд. рублей по причине невыполнения инвесторами своих обязательств по реализации проектов.

По отчетам организаций, реализующих проекты, за 2009-2010 годы в приоритетные проекты вложено 105,9 млрд. рублей инвестиций. В структуре инвестиций ведущие позиции занимают деревообрабатывающие и плитные производства, на долю которых приходится 53,7 млрд. рублей (55,2 %).

В 2009 введены в эксплуатацию 9 объектов из перечня приоритетных с общим объемом инвестиций 25,4 млрд. рублей, расчетной лесосекой 3,6 млн. куб. м.

В 2010 году произведен ввод 12 объектов с объемом инвестиций  48,0 млрд. рублей.

Годовой выпуск продукции  на введенных за эти годы предприятиях составил 34,3 млрд. рублей, создано 6200 рабочих мест.

Наибольшую активность по включению инвестиционных проектов в перечень приоритетных проявили предприятия  Северо-Западного (26), Сибирского (18) и  Приволжского федеральных округов (16).

Наиболее масштабные проекты представлены Сибирским федеральным округом на сумму 164,5 млн. руб., Северо-Западным – 101,6 млн. руб., Центральным – 66,9 млн.руб.

Многие из проектов комплексные, объединяющие в своем составе лесное хозяйство, лесозаготовки, лесопиление и деревообработку, производство древесных плит и фанеры, целлюлозы, бумаги и картона, выработку тепловой и электрической энергии из древесных отходов и топливных дров. Таким образом формируются современные предприятия, готовые к выпуску конкурентоспособной продукции с высокой добавленной стоимостью и минимальным воздействием на окружающую среду.

Сегодня уже можно  говорить, что механизм приоритетных инвестиционных проектов оказался достаточно эффективным, чтобы изменить лицо отрасли. В то же время он стал только первым шагом и требует определенной дополнительной настройки. 

 

 

 

 

2.4 Проблемы и пути решения лесопромышленного комплекса в РФ

На основании вышеизложенного  рассмотрим основные проблемы и пути решения лесопромышленного комплекса:

1. Применение вертикальной интеграции в ЛПК. На сегодняшний день крупные интегрированные структуры в России неэффективны: общей тенденцией создания ВИС в России служит концентрация акционерного капитала сырьевых, а не перерабатывающих организаций, что обеспечивает достаточную конкурентоспособность итоговой продукции, полученной в результате переработки сырья. Но такая кооперация порождает деконцентрацию производства, увеличение количества торговых посредников и схем давальческой переработки, смещение акцентов на первичную обработку сырья в ущерб технологиям глубокой переработки.

Кроме того, специфические  проблемы создания ВИС в лесной отрасли следующие:

— ВИС стремятся к полному контролю не только в экономической, но и социально-политической сферах, особенно в тех регионах России, где ЛПК является ведущей отраслью.

— ВИС пытаются монополизировать (в отдельных регионах олигополизировать) лесные рынки, установить экономические  барьеры на вход.

— ВИС имеют возможность  вывозить капитал и оптимизировать налогообложение через реализацию схемы оффшорных зон.

Основными чертами вертикально-интегрированных  структур, работающих в лесопромышленном комплексе, можно назвать следующие:

— инвестиции в лесную отрасль привлекаются преимущественно  из экономически стабильных и рентабельных отраслей холдингами-инсайдерами, собственный инвестиционный потенциал отрасли крайне низок;

— интеграция идет по пути создания комплексных перерабатывающих производств, однако конечным является продукт промежуточной переработки (пиломатериалы), доля продукции глубокой переработки (мебель, бумага, целлюлоза) по-прежнему низка;

— интеграция развивается  по варианту создания холдинговой структуры, прямым или обратным способами.

Таким образом, на особенности создания хозяйственного механизма ВИС в ЛПК оказывает влияние необходимость решения следующих задач.

1. Преодоление  текущего негативного состояния, которое вызвано, в основном проблемами транспортировки лесных ресурсов к местам переработки, а также физическим и моральным устареванием основных фондов. Как решение крупные ВИС стремятся получить контроль над существующими транспортными артериями или создают собственные транспортные компании «с нуля». Нехватка инвестиционных ресурсов для комплексного технического перевооружения приводит к созданию собственных сервисных компаний, обеспечивающих техническое обслуживание, ремонт и модернизацию существующей техники.

2. Повышение  рентабельности за счет углубления  процессов переработки.

Как правило, финансовые ресурсы ВИС притекают «извне», либо из сектора деревообработки и ЦБК. Эти ресурсы позволяют получить контроль над лесозаготовительными предприятиями и транспортными структурами. Кроме того, при этом акцент делается на глубокую переработку, а не вывоз сырья. Таким образом, оптимальной для ЛПК является обратная интеграция деревообработки с лесозаготовками.

3. Преодоление  проблем сбыта – демпинга, недостатка  информации, роста затрат на товародвижение. Проблема решается созданием структур – реализаторов, осуществляющих сбор информации о потребителях, формирование маркетинговой политики, сбыт крупных партий продукции.

4. Территориальная  рассредоточенность предприятий,  входящих в холдинг. Существенная удаленность деревообработки от лесозаготовок, сервиса, транспортных компаний порождает проблему управления активами. Кроме того, крупнейшие ВИС в ЛПК – межрегиональные. Стандартная холдинговая структура с единственной центральной управляющей компанией здесь неэффективна, поскольку не дает полного текущего контроля и снижает оперативность в решении задач. Таким образом, ВИС в ЛПК должны, помимо продуктовой, предполагать и территориальную департаментализацию.

Эта структура предполагает, что текущее регулирование, анализ, контроль, принятие управленческих решений должны делегироваться региональным управляющим компаниям, а при их отсутствии – руководству региональных бизнес-единиц.

Стратегическое  развитие бизнеса и его отдельных  направлений. Стагнация ЛПК, низкая конкурентоспособность (так, крупнейшая структура в ЛПК России Илим Палп занимает лишь 62 место в рейтинге 100 крупнейших лесопромышленных компаний мира, по данным компании PricewaterhouseCoopers, другие российские ВИС в рейтинг не вошли) требуют интенсификации развития ВИС: расширения действующих предприятий, освоения рынков сбыта, покупки новых активов, строительства новых деревообрабатывающих предприятий вблизи мест лесозаготовок, расширения лесозаготовок за счет совершенствования инфраструктуры, строительства лесовозных дорог. Это требует создания в ВИС структуры, контролирующей стратегическое направление развития бизнеса. Эта структура, в зависимости от стоящих перед ней задач, может быть построена по функциональному или по географическому признаку.

Информация о работе Российская практика реализации задач стратегического менеджмента