Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 19:30, курсовая работа
Цель курсовой работы: провести исследования в области процесса управления организацией, а также методов участия работников в этом управлении.
Объектом исследования является организация ООО СК «ВТБ- Страхование».
Задачами курсовой работы являются:
1. Раскрыть сущность и значение процессов руководства и лидерства
2. Проанализировать процесс руководства в организации
3. Вынести предложения по совершенствованию процесса управления организацией, а также методов участия работников в этом управлении.
Введение…………………………………………………………………………...3
1.Сущность и значение процессов руководства и лидерства
1.1.Понятия формального и неформального лидерства в коллективе. Значение их сочетания. ……………………………………………………….…5
1.2.Сущность, функции процесса руководства. Современные требования к руководителю…………………………………………………………………….8
1.3. Основные стили руководства. Значения и методы привлечения работников к принятию управленческих решений……………………………13
2.Анализ процесса руководства в организации.
2.1 Характеристика исследуемой организации…………………………….….18
2.2. Система и стили руководства в организации……………………………..23
2.3. Участие в управлении работников организации……………………….…30
3.Предложения по совершенствованию системы руководства………………34
Заключение……………………………………………………………………….39
Список используемой литературы…………………………………………..…40
Министерство образования и науки Российской Федерации
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
(ВЗФЭИ)
Кафедра Экономики труда и управления персоналом
Группа: № 1С-ЭТ502
Москва 2011
Содержание:
Введение…………………………………………………………
1.Сущность и значение процессов руководства и лидерства
1.1.Понятия формального и неформального лидерства в коллективе. Значение их сочетания. ……………………………………………………….…5
1.2.Сущность, функции процесса руководства. Современные требования к руководителю………………………………………………
1.3. Основные стили руководства. Значения и методы привлечения работников к принятию управленческих решений……………………………13
2.Анализ процесса руководства в организации.
2.1 Характеристика исследуемой организации…………………………….….18
2.2. Система и стили руководства в организации……………………………..23
2.3. Участие в управлении работников организации……………………….…30
3.Предложения по совершенствованию системы руководства………………34
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы…………………………………………..…
Приложения. …………………………………………………………………….41
Введение.
Осуществляемые в России экономические реформы существенно изменили статус предприятия. Рынок ставит предприятие в новые отношения с государственными организациями, с производственными и другими партнёрами, работниками. Устанавливаются новые экономические и правовые регуляторы. В связи с этим меняются отношения между руководителями предприятий, руководителями и подчинёнными, между всеми работниками внутри предприятия. Меняется отношение к персоналу предприятий, т. к. социальная направленность экономических реформ поворачивает их лицом к человеку, персоналу предприятий.
Организации, добивающиеся успеха, отличаются от противоположных им главным образом тем, что имеют более динамичное и эффективное руководство. В современном русском языке под руководством, с точки зрения собственника, подразумевается либо индивид «руководитель» или группа «руководящий состав», либо же процесс, т.е. обладающий индивидуальными особенностями способ управления организацией.
Цель курсовой работы: провести исследования в области процесса управления организацией, а также методов участия работников в этом управлении.
Объектом исследования является организация ООО СК «ВТБ- Страхование».
Задачами курсовой работы являются:
1. Раскрыть сущность и значение процессов руководства и лидерства
2. Проанализировать процесс руководства в организации
3. Вынести предложения по совершенствованию процесса управления организацией, а также методов участия работников в этом управлении.
При написании курсовой работы источниками информации послужили труды отечественных авторов по исследуемой проблеме, статистические данные исследуемой организации, журналы, интернет.
На протяжении всей курсовой работы весь анализ будет выполнен с помощью применения пакета прикладных программ обработки электронных таблиц MS Excel в среде Windows.
Курсовая работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы и приложений.
1.Сущность и значение процессов руководства и лидерства
1.1.Понятия формального и неформального лидерства в коллективе. Значение их сочетания.
Лидерство является одним из социально-психологических факторов, влияющим на работоспособность. Лидерский потенциал – совокупность психологических качеств, соответствующих потребностям группы и наиболее полезных для разрешения проблемной ситуации, в которую эта группа попала. Лидерство – главенство в стимулировании, планировании и организации активности группы.
Существует различие между «формальным» лидерством - когда влияние исходит из официального положения в организации, и «неформальным» лидерством - когда влияние исходит из признания другими личного превосходства лидера. В большинстве ситуаций, конечно, эти два вида влияния переплетаются в большей или меньшей степени.
Официально назначенный руководитель подразделения обладает преимуществами в завоевании лидирующих позиций в группе, и поэтому чаще, нежели кто-нибудь другой, становится признанным лидером. Однако его статус в организации и тот факт, что он назначен «извне», ставят его в положение, несколько отличное от положений неформальных естественных лидеров. Прежде всего стремление продвигаться выше по служебной лестнице побуждает его отождествлять себя с более крупными подразделениями организации, нежели с группой своих подчиненных. Он может считать, что эмоциональная привязанность к какой-либо рабочей группе не должна служить ему тормозом на этом пути, и поэтому отождествлять себя с руководящим звеном организации - источник удовлетворения его личных амбиций. Но если он знает, что не поднимется выше, да и не особенно стремится к этому, часто такой руководитель решительно отождествляет себя со своими подчиненными и делает все от него зависящее, чтобы защитить их интересы.
Формальные лидеры прежде всего определяют, как, какими способами нужно достичь поставленной, как правило, другими людьми цели, организуют и направляют работу подчиненных в соответствие с детально разработанными планами, занимая при этом пассивную позицию. Свое взаимодействие с окружающими они строят на основе четкой регламентации прав и обязанностей, стараются не выходить за их рамки, видя себя и других членами одной организации, в которой должны господствовать определенный порядок и дисциплина.
В противоположность этому неформальные лидеры определяют, к каким целям необходимо стремиться, формулируя их самостоятельно, не вдаваясь в излишние подробности. Их последователями являются те, кто разделяет их взгляды и готовы за ними идти, невзирая на трудности, а лидеры при этом оказываются в роли вдохновителей в противоположность менеджерам, которые обеспечивают достижение целей с помощью вознаграждения или наказания. В отличие от формальных неформальные лидеры не контролируются окружающими, а строят отношения с последователями на доверии к ним.
Для обобщения сказанного воспользуемся таблицей:
Формальный лидер | Неформальный лидер |
Администратор Командует, убеждает Выполняет указания других Действует на основе расчета Ориентируется на организацию Контролирует Поддерживает движение Принимает решения Делает, как нужно Пользуется уважением | Инноватор Вдохновляет, призывает Реализует собственные цели Действует на основе видения Ориентируется на людей Доверяет Дает импульс движению Реализует решения Делает, что нужно Пользуется любовью |
В коллективе, общий уровень которого ниже среднего, неформальный лидер чаще всего выступает в роли эксперта-специалиста по любым вопросам или эмоционального центра, может подбодрить, посочувствовать, помочь. В коллективе с высоким уровнем развития он является прежде всего интеллектуальным центром, источником идей, консультантом по самым сложным проблемам. И в обоих случаях он - интегратор коллектива, инициатор и организатор его активных действий, образец, с которым остальные сверяют свои мысли и поступки.
Поскольку неформальный лидер отражает интересы коллектива, он является своего рода контролером, следящим за тем, чтобы конкретные действия каждого из его членов не противоречили общим интересам, не подрывали единство группы. В необходимых случаях он может вступить в связи с этим в конфликт с администрацией, санкционируя, даже в сфере производственной деятельности, только те ее решения, которые не противоречат интересам представляемого им коллектива. Бороться с этим явлением практически невозможно, ибо давление на лидера вызывает лишь еще большее сплочение коллектива и его противостояние администрации.
Считается, что в конфликтной ситуации при наличии возможности с неформальным лидером лучше идти на компромисс, предложив ему одновременно официальную должность, которой он обычно не имеет, но вполне заслуживает.
Проще всего это сделать тогда, когда границы формального и неформального коллектива, возглавляемого таким лидером, совпадают, и его члены ориентируются на общеорганизационные ценности. В этих условиях лидеру, получившему должностные полномочия, будет гораздо проще управлять коллективом, и до определенной степени он сможет пренебрегать интересами коллектива ради интересов официальной организации, на что люди, доверяя ему, согласятся. Однако при этом официальные решения приходится все же корректировать с учетом интересов коллектива, ибо злоупотреблять его доверием опасно.
1.2.Сущность, функции процесса руководства. Современные требования к руководителю.
Любым трудовым коллективом, чтобы он не распался и продолжал выполнять возложенную на него целевую функцию необходимо руководить. При этом под руководством понимается целенаправленное воздействие лиц, наделенных функциями и компетенцией руководителей, на коллективы и индивидов, т.е. взаимодействие руководителей и исполнителей, целью которого является постоянное (непрерывное) обеспечение оптимального функционирования определенной системы в целом.
Следует отметить, что понятия "управление" и "руководство" во многом тождественны и использование их для обозначения одних и тех же явлений, целенаправленных действий правомерно. Тем не менее, между ними имеются определенные различия. Управлять производством означает прежде всего, целенаправленно воздействовать на все компоненты управляемой системы для достижения заранее намеченных результатов. Иными словами, управление производством как процесс включает людей, материальные, финансовые и другие ресурсы. Руководить же можно только людьми, но не ресурсами.
Руководство - не только необходимый, но и основной элемент процесса управления, составляющий его главное содержание. Содержание процесса руководства определяется в основном двумя факторами: объемом полномочий (компетенцией) руководителя и характером проблемы, которую ему предстоит решить путем воздействия на подчиненный коллектив или индивид.
Воздействие руководителя на исполнителей - процесс непрерывный в такой же мере, в какой непрерывен процесс производства. Воздействие субъекта руководства (руководителя) на объект руководства (коллектив) является прямой связью. В свою очередь коллектив исполнителей, реализуя распоряжения руководителя, информирует его о ходе работ, факторах, способствующих успешному выполнению задания или препятствующих этому, и таким образом оказывает воздействие на принятие руководителем последующих решений. Воздействие объекта руководства (коллектива) на субъект руководства (руководителя) является обратной связью.
Информация о работе Руководство трудовым коллективом и привлечение работников к участию в управлении