Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июля 2011 в 15:43, курсовая работа
Главная задача руководства - достичь стоящих перед организацией целей с наименьшими издержками и за кратчайшие сроки.
СОДЕРЖАНИЕ 2
ВВЕДЕНИЕ 3
1. САМОРАЗВИТИЕ МЕНЕДЖЕРОВ 6
1.1 Понятие процесса управление и функции менеджера 6
1.2 Роли и стили менеджеров 8
1.3 Стили менеджмента и сущность саморазвития менеджеров 11
1.4 Элементы стиля и саморазвития менеджера 15
1.5 Этические аспекты личности менеджера 21
1.6 Культурное развитие менеджера 23
1.7 Эффективность управления как цель саморазвития менеджера 27
1.8 Проблемы саморазвития менеджера 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА. 38
федеральное агентство по образованию
ростовский институт (филиал)
государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования
"российский
государственный
торгово-экономический
университет"
Курсовая
работа
по
дисциплине «Менеджмент»
на тему:
«Саморазвитие
менеджера»
Выполнил:
студент 2-го курса, группы ФМ-2,С/О
заочной
формы обучения.
Преподаватель:
____________
Ростов-на-Дону
2010 г.
С
развитием рыночной экономики, в
частности в нашей стране, термины
"менеджмент" и "менеджер", быстро
и прочно вошли в нашу жизнь и в наш словарный
обиход, заменив такие термины, как "управление",
"управленческая деятельность", "руководитель",
"директор". Хотя все эти слова являются
синонимами по отношению друг к другу,
термин "управление" имеет более
широкий смысл. Вообще, "управление"
это воздействие управляющей системы
(субъекта управления) на управляемую
систему (объект управления) с целью перевода
управляемой системы в требуемое состояние.
В частности, в роли субъекта управления
выступает менеджер.
Понятие менеджмента.
Прежде чем говорить о менеджере и его функциях, надо ввести понятие "менеджмента". Этот термин произошел от американского management управление. Менеджмент это самостоятельный вид профессиональной деятельности, направленный на достижение в ходе любой хозяйственной деятельности фирмы, действующей в рыночных условиях, определенных намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента.
Если немного раскрыть определение "менеджмента", то мы увидим, что в него входит1:
Чтобы предприятие хорошо работало, его сотрудники должны целенаправленно претворять под началом руководителя теорию в практику.
Работа руководителя должна быть эффективной, иначе его предприятие не добьется успеха. Это сложная задача, требующая одновременно знаний и опыта. Руководители обязаны понимать, что их профессия несет в себе элементы, как науки, так и искусства.
Прежде всего руководитель должен быть разносторонне образован. Однако на уровне практического руководства его действия есть своего рода искусство. Иными словами, получая знания о свободной рыночной экономике, теория руководства, стандартных процедурах и механизмах контроля, руководитель обязан учитывать, что в каждой области требуется свой стиль и подход.
Главная задача руководства - достичь стоящих перед организацией целей с наименьшими издержками и за кратчайшие сроки. При решении этой задачи теория и практика менеджмента строятся на пяти основных принципах2:
Всё это показывает насколько важна профессия менеджера, и что может сделать профессионал в этом деле. Но чтобы достичь высокого уровня в управлении надо не только знать свои функции и что под ними подразумевается, но и постоянно уделять особое внимание саморазвитию. В связи с этим тема моей курсовой является очень актуальной и востребованной.
Процесс управления базируется на нахождении и постановке цели. Затем наступает этап планирования, т.е. исследования и определения пути достижения цели. Не спланировав заранее, нельзя добиться результата. Только тогда, когда планируют, и можно организовать процесс и определить, кто за что отвечает (структура управления процессом), что и в какой последовательности следует предпринимать (ход процесса), какие средства для этого необходимы (обеспечение процесса) и т.д. Развивая далее процесс управления, приходим к важному моменту -отделения менеджера от "производственника", который как можно больше работы стремится сделать сам, не доверяя своим подчиненным. Следовательно, подтверждается еще один принцип В.Зигерта и Л.Ланга: кто производит - не управляет, кто управляет - не производит. Ему полностью отвечает простое американское определение процесса управления: "Делать что-либо руками других"3. Таким образом, менеджер делегирует часть своих функций в отличие от "производственника", который все стремится сделать сам даже в ущерб здоровью. "Производственники" являются самыми лучшими служащими для самих себя. Но одного эти люди не умеют делать: они не создают условий для роста других.
Одна
из основных задач менеджера - создать
побудительные стимулы для
Все вышеперечисленные функции (этапы) управления (планирование, организация) предполагают принятие решения, важнейшее из которых - постановка цели. Для подготовки решений необходимы сбор и анализ информации. После того как решение принято, оно должно быть доведено до тех сотрудников, с помощью которых оно будет проводиться в жизнь. Отсюда вытекает следующий этап (функция) - управление реализацией решений, или руководство.
Менеджер, который активно вовлекает своих сотрудников - их знание, опыт и энтузиазм - в проработку вариантов решений, облегчает организацию выполнения окончательного решения. Кто умеет привлечь своих сотрудников к участию в процессе принятия решений, чтобы в окончательном решении они могли найти и свои цели, т.е., по существу, организовать коллективное принятие решения, с избытком возмещает затраченные силы и время.
В зависимости от способа принятия решения различают две формы руководства: авторитарное и демократическое. При авторитарном руководстве руководитель пользуется своим авторитетом, он принимает решение и дает указания, что нужно делать работникам; убеждает их, что нужно делать именно так. При демократическом руководстве руководитель дает свободу своим работникам в действиях, он предлагает решение, его обсуждают. Решение может быть изменено или менеджер предлагает решение, которое еще не принято, оно обсуждается. Принимается окончательное решение. Или он представляет проблему и ограничения, которые следует учитывать при выработке решения. Предоставляется свобода для решения проблемы.
Руководители всех уровней выполняют шесть функций, а именно5:
Суть планирования состоит в определении назначения организации, ее целей, методов и направлений деятельности, необходимых для выполнения ее назначения. Организаторская функция - это распределение ролей и обязанностей и создание структуры, позволяющей руководителю и подчиненным трудиться сообща с наибольшей отдачей.
Руководство и лидерство - это умение побудить других к действиям, сообразным с назначением, целями и планами организации.
Контроль и регулирование - это основная функция, которая заключается в оценке и внесении необходимых корректив в деятельность, как отдельных работников, так и организации в целом. Главное в контроле - это умение поставить диагноз и проанализировать проблему, а также выбрать и применить средства, способствующие успеху.
Руководители исполняют различные роли: роль в межличностных отношениях, роль носителя информации и роль принимающего решения. На уровне межличностных отношений руководители осуществляют функцию номинального главы, являются лидерами и налаживают связи как в самой организации, так и за ее пределами. В качестве носителя информации руководители контролируют и распространяют информацию, иногда выступая в роли представителей организации. Для роли принимающего решения руководитель должен обладать предприимчивостью в той мере, в которой это необходимо для инициации преобразований, способностью принимать и исполнять решения относительно производственных проблем, распределения ресурсов и ведения переговоров в самой организации и за ее пределами.
Все менеджеры также играют роли, хотя типы ролей меняются от одного к другому в зависимости от их положения и сущности работы.
Генри Минтзберг выделил десять необходимость развития управленческих ролей. Он определил их так6:
Межличностные роли
Информационные роли
Роли в принятии решения
Набор ролей, которые данный менеджер будет играть, зависит от его положения в организации.
Например, менеджеры высшего звена, вероятно, в большей степени соответствуют ролям (1) номинального главы, (2) лидера, (3) связного и (6) представителя, в то время, как руководитель подразделения в большей степени выступает как (9) распределитель ресурсов и (8) блюститель порядка. Сочетание ролей меняется от одной работы к другой. Даже те, кто долгое время занимаются одной и той же деятельностью, вдруг обнаруживают, что их роли изменились, так как само предприятие развивается и совершенствуется7.