Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июля 2011 в 15:43, курсовая работа
Главная задача руководства - достичь стоящих перед организацией целей с наименьшими издержками и за кратчайшие сроки.
СОДЕРЖАНИЕ 2
ВВЕДЕНИЕ 3
1. САМОРАЗВИТИЕ МЕНЕДЖЕРОВ 6
1.1 Понятие процесса управление и функции менеджера 6
1.2 Роли и стили менеджеров 8
1.3 Стили менеджмента и сущность саморазвития менеджеров 11
1.4 Элементы стиля и саморазвития менеджера 15
1.5 Этические аспекты личности менеджера 21
1.6 Культурное развитие менеджера 23
1.7 Эффективность управления как цель саморазвития менеджера 27
1.8 Проблемы саморазвития менеджера 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА. 38
Чтобы исполнять эти роли, руководители обязаны обладать пятью важнейшими навыками:
Технические навыки - это умение решать специфические задачи. Эти навыки обычно приобретаются в процессе учебы или работы, они особенно важны для менеджеров нижнего звена, обязанных уметь исполнять работу подчиненных, которых они контролируют8.
Межличностные навыки проще всего определить как умение общаться и убеждать. Продуктивное общение с начальством, коллегами и подчиненными столь же важно, как и общение с людьми, не имеющими прямого отношения к организации: клиентами, государственными чиновниками и продавцами.
Американские компании придают межличностным навыкам огромное значение, считая их незаменимыми в работе менеджера.
Концептуальные
навыки можно определить как способность
абстрактно мыслить. Иными словами,
чтобы найти верное решение или
разработать эффективный план, менеджер
должен рассматривать проблему на нескольких
организационных и
Диагностические и аналитические навыки взаимосвязаны, это умение распознать и понять задачу или перспективу, осознать их природу, отсеять второстепенное и найти пути решения или использования.
Невозможно достичь успеха без выдающихся менеджеров, способных повести за собой людей. Как ведет себя идеальный менеджер? В чем состоит сущность саморазвития менеджеров?
В школах бизнеса и университетах сформировалось два крупнейших направления. Первое было ориентировано на расчеты, оно видело в количественных методах управления предприятием, направленных на получение оптимальных объемов прибыли, задачи каждого хорошего управляющего.
Другая школа видела истоки решаемых проблем не в цифрах, а в людях, труд которых лежит в основе всех результатов. Ее представители считают важным разгадать загадки того или иного поведения людей в рамках организации и выявить, когда и при каких условиях люди работают наиболее эффективно или, наоборот, что отвращает их от работы и вызывает апатию.
Центральным понятием стала мотивация. Такой позиции придерживаются представители "поведенческой школы".
Один
из исследователей этой проблемы шел
совершенно особым путем, но он до сих
пор оказывает очень серьезное влияние
на процесс обучения управляющих. Речь
идет о профессоре Роберте Блейке и его
"решетке" менеджмента9.
Что такое "решетка" менеджмента?
Каждый управляющий должен знать свою
"решетку", она поможет иметь правильную
ориентировку, четче определить цели,
повысить квалификацию.
Р.Блейк
и его сотрудница Джейн С.Мутон
уже давно, до получивших сегодня
признания идей "гуманизации",
пришли к выводу, что любой результат
достигается в "силовом поле"
между производством и
Между этими двумя "силовыми линиями" есть определенное противоречие. При этом образуется некое "поле", как это показано на рисунке: Блейк и Мутон выделили по девять градаций на каждой "силовой линии", что позволило определить пять характерных типов управленческого поведения, каждый из которых может быть обозначен цифрами.
Мутон и другие сторонники "решетки" менеджмента убеждены в том, что не только можно, но и нужно его достигать.
Ключ к этому - в реальных человеческих потребностях, которые состоят не в ничегонеделании, не в совместном чаепитии или проведении свободного времени, а в мотивациях. Как эмпирически доказал американский психолог Ф.Херцберг, успех, признание, оптимальная организация труда и перспективы роста - основные из возможных мотивов. Человек практического склада самореализуется в результатах своего труда.11
Стиль оптимального управления состоит в умении так построить работу, чтобы сотрудники видели в ней возможности самореализации и подтверждения собственной значимости. Если же при этом будут еще и созданы условия работы, позволяющие им наилучшим образом использовать свои возможности, то идеал позиции кажется не таким уж недосягаемым.
Оптимальный стиль- это руководитель группы (команды).
Формирование группы - процесс сложный. Коренные интересы и цели ее членов имеют различия и противоречия (часто личные цели и интересы вступают в противоречие с целями организации). Поэтому в зависимости от степени единства индивидуальных целей и установок групповым можно говорить о степени коллективности или степени социальной зрелости группы. От степени такой зрелости зависит характер и содержание управленческой деятельности менеджера.
Руководителю необходимо иметь в виду, что в своем формировании и развитии группа проходит три основных этапа.
На первом этапе, когда группа только создана, происходит взаимное знакомство его членов. Руководителю важно присмотреться к людям и попытаться определить наиболее влиятельных и авторитетных работников с тем, чтобы привлечь их на свою сторону и правильно расставить в группе. На этом этапе руководитель выступает как "внешняя сила" по отношению к группе. Большинство требований исходит от него и через него.
На втором этапе завершается взаимное знакомство и изучение членов группы. Происходит дружеское сближение людей в соответствии с их интересами и склонностями. В общих чертах складывается неофициальная структура группы, образуется актив, может образоваться и пассив. Возможно, при определенных условиях будет образована и группа дезорганизаторов.
Руководителю необходимо тщательно проанализировать причины возникновения такой группы и индивидуальные мотивы, по которым в нее попали те или иные работники. Характерная особенность данного этапа состоит в том, что руководитель может управлять группой и предъявлять к ней требования не только лично, но и через неформальных лидеров.
На третьем этапе сознательность и активность работников достигают приблизительно одинакового высокого уровня, подчиненные хорошо понимают своего руководителя и без административного нажима выполняют свои обязанности. Руководитель и неформальные лидеры уже не выступают по отношению к остальным членам группы как "внешняя сила", поэтому их требования воспринимаются как естественные и понятные для всех членов группы. Характерная черта данного этапа - достижение гармонического сочетания групповых (организации) и личных интересов.
Вполне очевидно, что группа в своем развитии одни этапы может проходить быстрее, другие медленнее. Бывают случаи, когда он "застревает" на одном из этапов и даже распадается. Распадение группы происходит, когда менеджер не обладает достаточными навыками руководства, исповедует антиколлективные взгляды, подбирает неподходящих сотрудников, не умеет распределять обязанности и терпимо относится к плохим межгрупповым отношениям.
Когда руководителю не удается превратить группу в квалифицированный и результативный коллектив, говорят, что такого менеджера ограничивает низкое умение формировать группу.
Таким образом, рыночная экономика требует от менеджера:12
Хотя у тех, кто изучал менеджмент только теоретически, может сложиться представление, что эта деятельность скорее рутинная, однако, как показывает опыт, чаще всего такое представление не соответствует действительности.
Менеджер должен обладать гибкостью и быть готовым к неопределенности, неожиданности или нестабильности ситуации. При этом он практически всегда работает в напряженном темпе. Несмотря на лучшие намерения, жесткая конкуренция может просто не оставить ему времени тщательно продумать решение.
Что нужно знать и уметь менеджеру?
Вопросам определения комплекса знаний, умений, личных и деловых качеств, которыми должны обладать менеджеры, уделяется большое внимание.
Некоторые
специалисты высказывают
В среде с высоким культурным уровнем тот же самый организатор, применяя те же самые методы, может встретить неодобрение, а его усилия не будут поддержаны.
Однако большинство специалистов считают, что нельзя общие требования к менеджерам ставить в непосредственную зависимость от условий работы на предприятиях. Условия работы в процессе развития предприятия могут изменяться, и поэтому менеджеру необходимо иметь способность менять методы и стиль руководства в зависимости от создающихся условий. В этом и заключается способность менеджера при любых условиях успешно управлять производством. Как считают многие ученые, общие требования к знаниям, умениям, деловым и личным качествам менеджеров могут быть сформулированы, однако конкретные требования, конечно, будут отличаться для менеджеров разного уровня. Знания служат для того, чтобы знать, что делать; умения и навыки дают возможность знать, как сделать; деловые и личные качества обеспечивают знание обстановки, правильную ее оценку, уверенность в принятии решений и энергичные действия по реализации принятых решений.
Менеджеру необходимо иметь соответствующие занимаемой должности знания в области техники, экономики, организации производства и управления.
Знания
должны быть не только теоретическими,
но и практическими, полученными
в процессе работы на производстве.
Общий объем комплекса
Практика показывает, что не все даже высококвалифицированные специалисты, обладающие соответствующими знаниями, могут успешно руководить. Менеджеру необходимо иметь организаторские способности. Ведь управление заключается прежде всего в руководстве людьми.
Успех на поприще управленческой работы во многом определяется аналитическими способностями, гибкостью в отношениях с людьми, а также ответственным отношением к работе, предприимчивостью. Способности каждого менеджера лучше всего проявляются на практической работе. Только здесь можно проверить, как он может использовать имеющиеся возможности, преодолевать трудности и добиваться успеха.