Саморазвитие менеджера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июля 2011 в 15:43, курсовая работа

Описание

Главная задача руководства - достичь стоящих перед организацией целей с наименьшими издержками и за кратчайшие сроки.

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ 2
ВВЕДЕНИЕ 3
1. САМОРАЗВИТИЕ МЕНЕДЖЕРОВ 6
1.1 Понятие процесса управление и функции менеджера 6
1.2 Роли и стили менеджеров 8
1.3 Стили менеджмента и сущность саморазвития менеджеров 11
1.4 Элементы стиля и саморазвития менеджера 15
1.5 Этические аспекты личности менеджера 21
1.6 Культурное развитие менеджера 23
1.7 Эффективность управления как цель саморазвития менеджера 27
1.8 Проблемы саморазвития менеджера 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА. 38

Работа состоит из  1 файл

Саморазвитие менеджерa.doc

— 195.50 Кб (Скачать документ)

     Под "внешними данными" руководителя понимаются такие черты, как тактичность, уравновешенность, самообладание и  т.п. Не менее важны и индивидуальные качества менеджера, такие, как честность, порядочность, человечность, справедливость и т.д. Эти личные качества менеджера помогут ему завоевать авторитет как среди своих подчиненных, так и среди всего коллектива предприятия, а наличие авторитета является первым и наиболее важным условием для успешного руководства предприятием.15

     Учитывая сформулированные требования при рассмотрении кандидатуры на должность менеджера любого ранга следует попытаться ответить на следующие вопросы:16

  1. Имеет ли претендент достаточную для той должности, на которую он выдвигается, теоретическую подготовку: технические, экономические знания и общее развитие?
  2. Обладает ли достаточным опытом практической работы в данной отрасли, на каких должностях и сколько времени он работал, насколько успешно справлялся с работой?
  3. Трудолюбив ли, насколько добросовестно относится к работе, имеет ли чувство долга и ответственности?
  4. Умеет ли понимать людей и сможет ли подбирать подходящих к работе и друг к другу сотрудников?
  5. Какими обладает способностями воздействовать на людей, создавать дружный и сплоченный коллектив?
  6. Умеет ли срабатываться с людьми?
  7. Обладает ли достаточной энергией, твердой волей, решительностью, стойкостью и спокойствием?
  8. Проявляет ли интерес ко всему новому, может ли изыскивать резервы в производстве и проявлять инициативу в их использовании?
  9. Обладает ли способностями правильно распределить функции и ответственность между собой и подчиненными?
  10. Дисциплинирован ли он сам и умеет ли поддерживать дисциплину среди подчиненных?
  11. Обладает ли достаточными нравственными качествами: честностью, правдивостью, простотой, скромностью,  
    мужеством?
  12. Не проявляет ли наклонностей к карьеризму?
  13. Справедлив ли он, способен ли проявлять заботу о людях или больше думает о себе?
  14. Какое впечатление остается о нем у общающихся с ним людей, возбуждает ли он к себе симпатию и доверие своим тактичным поведением, благожелательным отношением, выдержкой или вызывает раздражение излишней болтливостью, резкостью, грубостью и т.д.?
  15. Умеет ли организовать свою работу, уделять время для перспективных вопросов или способен заниматься только текущей работой?
  16. Насколько упорно работает над повышением своей квалификации?
  17. Обладает ли достаточным здоровьем и физической выносливостью, работоспособностью?

     Конечно, трудно себе представить, что можно  найти людей, которые удовлетворительно  отвечали бы на все представленные вопросы. Ведь каждый человек, обладая определенными положительными качествами, вместе с темимеет и какие-то недостатки. С этим приходится считаться при подборе менеджеров. Однако если заранее видно, что данный товарищ не обладает достаточными качествами, чтобы успешно справиться с возлагаемыми на него обязанностями, то, конечно, лучше воздержаться от его назначения и попытаться подобрать другого, более подходящего для данной должности.

     Следует учитывать и потенциальные возможности  каждого человека. Например, если работник, которого выдвигают на новую работу, трудолюбив, добросовестно и ответственно относится к выполняемой работе, систематически и успешно повышает свою квалификацию, но имеет несколько недостаточную теоретическую подготовку или опыт практической работы, то его при отсутствии более подходящих кандидатур, можно назначить на новую работу. В таком случае все же есть уверенность, что через некоторое время он сможет быть полноценным менеджером, ну а первое время ему придется больше помогать.

     Наконец, познакомимся с требованиями, предъявляемыми к менеджерам маркетинговых служб образцовых американских фирм17

   А. Знание по проблемам:

  • Ценовая политика - практика, теория, техника. Формирование спроса и стимулирование сбыта.
  • Исследования рынков.
  • Прогнозирование - техника, методы, концепция.
  • Бюджет - техника разработки, способы использования, концепции формирования.
  • Процесс маркетингового планирования.
  • Каналы товарораспределения - типы, характеристики, политика использования.
  • Товары фирмы.
  • Технология производства, ее роль в конкуренции.
  • Рынок и покупатели.
  • Юридические аспекты - трудовое законодательство.
  • Использование ЭВМ и теория информатики.
  • Сведения о фирме - история, структура, политика, кадры, принципы деятельности, способы управления.
  • Бухгалтерский анализ.
  • Макро- и микроэкономика.
  • Финансы: деньги, банковские учреждения, инструменты и методы финансирования, инвестиции, формирование капитала, отчеты, рыночная деятельность.
  • Внешняя торговля.
  • Социальная ответственность за рыночную деятельность фирмы. 
    Материально-техническое снабжение - источники, транспортировка, обеспечение.
  • Характеристики потребителей товаров фирмы - демографические, мотивационные, потребительские.

     Б.Умение:

  • Организовывать и планировать.
  • Принимать решения.
  • Руководить (быть лидером).
  • Общаться с людьми устно и письменно.
  • Побуждать людей к деятельности.
  • Решать конфликтные ситуации в коллективе.
  • Быть объективным к людям.
  • Подбирать, отбирать и обучать подчиненных.
  • Подчиняться и соблюдать субординацию.
  • Вести переговоры.

   В. Деловые и личные качества

  • Аналитические способности.
  • Широта интересов.
  • Гибкость в отношениях с людьми.
  • Устойчивость к стрессам.
  • Терпимость к чужим мнениям.
  • Объективность самооценки.
  • Энергичность.
  • Самодисциплинированность.
  • Работоспособность.

     В бывшем СССР при подборе управленческих кадров руководствовались четырьмя основными требованиями: политическая грамотность, моральная устойчивость, компетентность, организаторские способности.

     Исследование, проведенное Институтом Гэллаппа, показало, что несмотря на управленческий ранг, имеется определенное сочетание параметров требопп-тш, гарантирующих успех в работе любого менеджера. В частности, в системе управления США выделяется пять основных требований:18

  1. здравый смысл;
  2. знание дела;
  3. уверенность в своих силах;
  4. высокий общий уровень развития;
  5. способность доводить начатое дело до конца.

1.5 Этические аспекты личности менеджера

 

     Стоящие перед менеджерами различные  этические проблемы являются достаточно сложными, а порой даже неразрешимыми, поскольку этическая оценка верного или неверного поведения всегда вещь сугубо субъективная. Более того, каждая личность (а не организация) обладают собственной этикой, что вносит дополнительную сложность в этические воззрения менеджера, который может считать, что сотрудникам следует поступать одним образом на работе и по-другому вне ее.19

     Личная  этика обычно складывается под влиянием воспитания в семье, социальной среды, моральных качеств, системы ценностей  и выбора, который совершается  в наиболее важные моменты жизни. В отличие от личной, этика руководителя предписывает ему нормы поведения на работе. Этика определяет сферу компетенции руководителя, обязывает его заниматься такими вопросами, как отношение организации к сотрудникам и отношение сотрудников к организации, конфликты интересов, порядочность бухгалтерии, а также взаимоотношения организации и среды.

     В рамках организации на этические  мерки личности оказывают огромное влияние руководители высшего звена. Их поведение подает пример для подражания и создает культурный контекст, несравненно более действенный, чем специальные занятия по этике, установленные нормы или формальные поведенческие и этические коды, которые ввели у себя многие организации.

     Организация вынуждена также решать этические  проблемы, опосредованные ее взаимодействием с внешней средой. Организация имеет тенденцию рассматривать свою социальную ответственность как обязательства или отсутствие оных перед доверителями, естественной средой и всем обществом в целом.

     Доверители  это такие юридические и "физические" лица, как инвесторы, кредиторы, сотрудники, поставщики, клиенты, правительство и заинтересованные круги. Естественная среда - вторая сфера, часто порождающая этические дилеммы. и, наконец, третья сфера социальной ответственности - это потенциальная заинтересованность в благосостоянии общества.

     Чтобы удовлетворить чувство социальной ответственности, руководство может  делать много или почти ничего - в зависимости от своего понимания  этики организации. Этот диапазон простирается от социальной отчужденности, когда законы не соблюдаются, а действия отвергаются, до социального вклада, когда организация принимает активные меры по улучшению социальной среды. В зависимости от места в этом диапазоне многие организации рассматривают свои социальные обязанности как важный компонент хозяйственной деятельности.

     Однако  выполнение социальных функций может  превратиться в рутинную работу. Ежегодные  миллионные дотации американских корпораций на разнообразные благотворительные  нужды - прекрасный показатель того факта, что процветание корпорации ведет и к процветанию общества. И наоборот.

1.6 Культурное развитие  менеджера

 

     Коварная  эта вещь - культура: присутствие  ее незаметное, зато отсутствие замечается сразу. (С. Муратов)20

     В соответствии с "Большим словарем Дудена", человек считается культурным, если он "воспитан" и "высокообразован". Его культурный уровень проявляется в "одухотворенности нравственного воспитания".21

     Традиционно, в течение уже многих столетий, культура представляется как нечто  как бы возвышенное, парящее над темными сторонами жизни. Тем самым мы сами уводим культуру в потусторонность, она становится пристанищем интеллектуальной, эстетически высокочувствительной элиты. В соответствии с принципом разделения труда, сами носители культуры составляют меньшинство, а "потребляется" она, если это вообще происходит, большинством.

     Организация - это, прежде всего культура. В процессе формирования культуры главная роль принадлежит руководителю. Он не только создает рациональные и осязаемые  аспекты организации, как структура и технология, но он также творец символов, идеологий, языка верований, ритуалов и мифов. В рамках этих качественных ценностей людей поощряют проявлять себя, предлагать нововведения.

     Наглядно  же культуру управления можно сравнить с главным течением реки. Независимо от того, штормит или стоит штиль, главное течение от этого не меняется. Организации должны скорее плыть по течению, чем сознательно управляться, и эффективность руководства часто зависит от способности удачно выбирать время для небольших вмешательств так, чтобы сила естественных организационных процессов усиливала воздействие вмешательств, а не подавляла их.

     Согласно  исследованию, проведенному институтом Баталле в 1984 году, все более исключаются  такие прежде общепризнанные ценности, как, например:22

  • дисциплина;
  • послушание;
  • иерархия;
  • достижение;
  • карьера;
  • достаточность;
  • власть;
  • централизация;

     Им на смену приходят другие, такие как: 
самоопределение;

  • участие;
  • коллектив;
  • ориентирование на потребности;
  • раскрытие личности;
  • творчество;
  • способность идти на компромиссы;
  • децентрализация;

Информация о работе Саморазвитие менеджера