Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 21:25, реферат
В современной, быстро меняющейся, обстановке перехода к рынку, управлению предприятия необходимо постоянно проводить анализ деятельности фирмы для принятия управленческих решений. Для анализа и принятия решений необходима исходная информация, такую информацию получают из ряда экономических показателей - одним из которых является себестоимость. Этот показатель является одним из наиболее важных.
Главными задачами развития экономики на современном этапе является всемерное повышение эффективности производства, а также занятие устойчивых позиций предприятий на внутреннем и международном рынках. Чтобы выдержать острую конкуренцию и завоевать доверие покупателей предприятие должно выгодно выделятся на фоне предприятий того же типа. Хорошо известно, что покупателя интересует качество продукции и ее цена. Чем выше качество и ниже цена, тем лучше и выгоднее для покупателя. Эти показатели как раз и заключены в себестоимости продукции.
Себестоимость является основой определения цен на продукцию. Систематическое снижение себестоимости промышленной продукции - одно из основных условий повышения эффективности промышленного производства. Она оказывает непосредственное влияние на величину прибыли, уровень рентабельности.
Поэтому формирование издержек производства и обращения, их учет имеют важное значение для предпринимательской деятельности организаций. Целью этой работы является рассмотрение методов расчета себестоимости, а также как запланировать себестоимость и снизить издержки которые включаются в себестоимость.
Введение……………………………………………………………………….3
Понятие себестоимости продукции и её анализ………….4
Планирование себестоимости продукции…………………...7
3. Снижения себестоимости продукции………………………...10
4. Расчетная часть …………………………………………………….…18
Заключение……………………………………………………………….....22
Список Литературы………………………………………………………24
Снижение себестоимости планируется по двум показателям: по сравнимой товарной продукции; по затратам на 1 руб. товарной продукции, если в общем объеме выпуска удельный вес сравнимой с предыдущим годом продукции невелик. К сравнимой товарной продукции относят все ее виды, производимые на данном предприятии в предыдущем периоде в массовом или серийном порядке.
Планируемый размер снижения себестоимости определяется на основе следующих расчетов.
По показателю сравнимой товарной продукции. Сначала определяется абсолютный размер экономии по формуле:
Эабс.ср.т.п = NniCbi - NniCni.
Определив размер абсолютной экономии в планируемом периоде, рассчитывают искомый процент снижения себестоимости в плановом периоде (Sср.т.п):
Sср.т.п = Эабс.ср.т.п х100,
NniCbi
где Эабс.ср.т.п - абсолютная экономия от снижения себестоимости сравнимой товарной продукции, тыс. руб.; NniCbi - плановый выпуск сравнимой товарной продукции по себестоимости отчетного периода; NniCni - то же, по себестоимости планового периода; n - число видов сравнимой товарной продукции.
По показателю затрат на 1 руб. товарной продукции. Абсолютная экономия от снижения себестоимости товарной продукции в планируемом периоде рассчитывается по формуле:
Эабс.т.п = Зтнб - ЗтппТП х100
Исходя
из тех же данных определяют процент
снижения затрат на 1 руб. товарной продукции
в планируемом периоде в
S’т.п= Зтпб - Зтпп х100,
где Зтпб - затраты на 1 руб. товарной продукции в отчетном периоде, коп.; Зтпп - то же, в плановом периоде; ТП - стоимость товарной продукции в плановом периоде, тыс. руб.
Следует иметь в виду, что на уровень затрат оказывает влияние целый ряд факторов, в том числе изменение норм расхода и цен на материалы, рост производительности труда, изменение объема производства и др. В связи с этим при расчете необходимо определить влияние каждого из них в общем эффекте.
Себестоимость представляет собой суммарные затраты на производство и реализацию продукции. Их можно считать как по фактическим расходам, так и по нормативным. В западных фирмах также имеются нормативы на расходы, но они рассчитываются в рамках каждой отдельной фирмы и представляют коммерческую тайну. В России на госпредприятиях нормативы носят отраслевой характер и никакой коммерческой тайны не представляют. К сожалению, во многих случаях нормативы не играют роль стимула в снижении расходов предприятий на производство продукции. Практика позволяет утверждать, что они зачастую являются среднеотраслевыми. Предприятия всегда имеют возможность доказать, что они работают в особых условиях и отраслевые нормативы для них неприемлемы.
Главный мотив деятельности любой фирмы в рыночных условиях - максимизация прибыли. Реальные возможности реализации этой стратегической цели во всех случаях ограничены издержками производства и спросом на выпускаемую продукцию. Поскольку издержки это основной ограничитель прибыли и одновременно главный фактор, влияющий на объем предложения, то принятие решений руководством фирмы невозможно без анализа уже имеющихся издержек производства и их величины на перспективу.
С позиций трудовой теории стоимости К.Маркс в “Капитале” рассматривал издержки как затраты на заработную плату, материалы, топливо, амортизацию средств труда, т.е. на производство товара. К ним он добавлял затраты на заработную плату работникам торговли (оптовой и розничной), содержание торговых помещений, транспорт и т.п. Первые издержки Маркс называл издержками производства, вторые - издержками обращения. При этом он не учитывал рыночной ситуации и ряда других обстоятельств. Маркс исходил из того, что стоимость товара образуют издержки производства и те издержки обращения, которые представляют собой продолжение процесса производства в сфере обращения, например упаковка, фасовка и т.п.
Современная экономическая теория совершенно по иному подходит к трактовке издержек. Она исходит из редкости используемых ресурсов и возможности их альтернативного использования. Под альтернативным использованием понимается, например, возможность производства из дерева строительных материалов, мебели, бумаги, ряда химических продуктов. Поэтому когда фирма решает производить какой-то определенный товар, например мебель из дерева, то она тем самым отказывается от производства из дерева блоков для дачных домиков. Отсюда делается вывод, что экономические, или вмененные, издержки определенного ресурса, используемого в данном производстве равны его стоимости (ценности) при наиболее оптимальном способе его использования для производства товаров. Таким образом экономические издержки - это плата поставщику, осуществляемая фирмой, или доходы поставщика ресерсов, обеспечиваемые фирмой, а также внутренние издержки на то, чтобы ресурсы были применены именно данной фирмой и для определенного варианта производства.
4. Себестоимости
продукции - расчетная
часть
Рассмотрим характер изменения себестоимости продукции под влиянием объема производства на конкретном примере:
Таблица
1. Зависимость общей суммы затрат
и себестоимости единицы
Объем производства продукции | Себестоимость всего выпуска,
тыс. у.е. |
Себестоимость единицы продукции, тыс. у.е. | ||||
Постоянные расходы | переменные расходы | всего | Постоянные расходы | переменные расходы | всего | |
500 | 50 | 40 | 90 | 100 | 80 | 180 |
1000 | 50 | 80 | 130 | 50 | 80 | 130 |
1500 | 50 | 120 | 170 | 33 | 80 | 113 |
2000 | 50 | 160 | 210 | 25 | 80 | 105 |
2500 | 50 | 200 | 250 | 20 | 80 | 100 |
Из таблицы видно, что общая сумма постоянных расходов в размере 50 тыс. у.е. является фиксированной для всех объемов производства. Абсолютная ее величина не изменяется с увеличением объемов производства продукции, однако на единицу продукции затраты уменьшаются пропорционально его росту: объем производства увеличился в 5 раз и постоянные расходы на единицу продукции уменьшились в 5 раз.
Таблица 2. Затраты на производство продукции.
Элемент затрат | Сумма, тыс. у.е. | Структура затрат, % | ||||
план | факт | +, - | план | факт | +, - | |
Материальные затраты | 28168 | 31746 | 3578 | 36,14 | 37,72 | 1,58 |
Зарплата | 20500 | 21465 | 965 | 26,3 | 25,5 | -0,8 |
Отчисления в фонд социальной защиты | 6150 | 6440 | 290 | 7,89 | 7,65 | -0,24 |
Амортизация основных средств | 3150 | 3500 | 350 | 4,04 | 4,16 | 0,12 |
Прочие производственные расходы | 15564 | 15967 | 403 | 19,96 | 18,97 | -0,99 |
Итого производственных затрат | 73532 | 79118 | 5586 | 94,33 | 94,0 | -0,33 |
Коммерческие расходы | 4420 | 5050 | 630 | 5,67 | 6,0 | 0,33 |
Полная себестоимость | 77952 | 84168 | 6216 | 100,0 | 100,0 | |
В том числе: | ||||||
переменные расходы | 54567 | 59338 | 4771 | 70,0 | 70,5 | 0,5 |
постоянные расходы | 23385 | 24830 | 1445 | 30,0 | 29,5 | -0,5 |
Как
видно из таблицы, фактические затраты
предприятия выше плановых на 6216 тыс.
у.е. или на 8%. Перерасход произошел
по всем видам и особенно по материальным
затратам. Увеличилась сумма как
переменных так и постоянных расходов.
Изменилась и структура затрат: увеличилась
доля и материальных затрат и амортизация
основных средств, а доля зарплаты уменьшилась.
Таблица 3. Расчет влияния факторов на изменение суммы затрат на у.е. товарной продукции.
Затраты | Сумма, тыс. у.е. | Факторы изменеия затрат | |||
объем выпуска продукции | структура продукции | переменные затраты | постоянные затраты | ||
По плану на плановый выпуск продукции: |
77952 | План | План | План | План |
По плану, пересчитанному на фактический объем производства продукции: |
79372 | Факт | План | План | План |
По плановому уровню на фактический выпуск продукции: |
80640 | Факт | Факт | План | План |
Фактические при плановом уровне постоянных затрат: |
82723 | Факт | Факт | Факт | План |
84168 | Факт | Факт | Факт | Факт |