Себестоимость продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 21:25, реферат

Описание

В современной, быстро меняющейся, обстановке перехода к рынку, управлению предприятия необходимо постоянно проводить анализ деятельности фирмы для принятия управленческих решений. Для анализа и принятия решений необходима исходная информация, такую информацию получают из ряда экономических показателей - одним из которых является себестоимость. Этот показатель является одним из наиболее важных.
Главными задачами развития экономики на современном этапе является всемерное повышение эффективности производства, а также занятие устойчивых позиций предприятий на внутреннем и международном рынках. Чтобы выдержать острую конкуренцию и завоевать доверие покупателей предприятие должно выгодно выделятся на фоне предприятий того же типа. Хорошо известно, что покупателя интересует качество продукции и ее цена. Чем выше качество и ниже цена, тем лучше и выгоднее для покупателя. Эти показатели как раз и заключены в себестоимости продукции.
Себестоимость является основой определения цен на продукцию. Систематическое снижение себестоимости промышленной продукции - одно из основных условий повышения эффективности промышленного производства. Она оказывает непосредственное влияние на величину прибыли, уровень рентабельности.
Поэтому формирование издержек производства и обращения, их учет имеют важное значение для предпринимательской деятельности организаций. Целью этой работы является рассмотрение методов расчета себестоимости, а также как запланировать себестоимость и снизить издержки которые включаются в себестоимость.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
Понятие себестоимости продукции и её анализ………….4
Планирование себестоимости продукции…………………...7
3. Снижения себестоимости продукции………………………...10
4. Расчетная часть …………………………………………………….…18
Заключение……………………………………………………………….....22
Список Литературы………………………………………………………24

Работа состоит из  1 файл

себестоимость-продукции.doc

— 157.50 Кб (Скачать документ)

    Снижение  себестоимости планируется по двум показателям: по сравнимой товарной продукции; по затратам на 1 руб. товарной продукции, если в общем объеме выпуска удельный вес сравнимой с предыдущим годом продукции невелик. К сравнимой товарной продукции относят все ее виды, производимые на данном предприятии в предыдущем периоде в массовом или серийном порядке.

    Планируемый размер снижения себестоимости определяется на основе следующих расчетов.

    По  показателю сравнимой товарной продукции. Сначала определяется абсолютный размер экономии по формуле:

    Эабс.ср.т.п =     NniCbi -     NniCni.

    Определив размер абсолютной экономии в планируемом периоде, рассчитывают искомый процент снижения себестоимости в плановом периоде (Sср.т.п):

    Sср.т.п = Эабс.ср.т.п х100,

    NniCbi

    где Эабс.ср.т.п - абсолютная экономия от снижения себестоимости сравнимой товарной продукции, тыс. руб.; NniCbi - плановый выпуск сравнимой товарной продукции по себестоимости отчетного периода; NniCni - то же, по себестоимости планового периода; n - число видов сравнимой товарной продукции.

    По  показателю затрат на 1 руб. товарной продукции. Абсолютная экономия от снижения себестоимости товарной продукции в планируемом периоде рассчитывается по формуле:

    Эабс.т.п = Зтнб - ЗтппТП х100

    Исходя  из тех же данных определяют процент  снижения затрат на 1 руб. товарной продукции  в планируемом периоде в сравнении с отчетным периодом (S’т.п):

    S’т.п= Зтпб - Зтпп  х100,

    где Зтпб - затраты на 1 руб. товарной продукции в отчетном периоде, коп.; Зтпп - то же, в плановом периоде; ТП - стоимость товарной продукции в плановом периоде, тыс. руб.

    Следует иметь в виду, что на уровень затрат оказывает влияние целый ряд факторов, в том числе изменение норм расхода и цен на материалы, рост производительности труда, изменение объема производства и др. В связи с этим при расчете необходимо определить влияние каждого из них в общем эффекте.

    Себестоимость представляет собой суммарные затраты  на производство и реализацию продукции. Их можно считать как по фактическим  расходам, так и по нормативным. В  западных фирмах также имеются нормативы  на расходы, но они рассчитываются в  рамках каждой отдельной фирмы и представляют коммерческую тайну. В России на госпредприятиях нормативы носят отраслевой характер и никакой коммерческой тайны не представляют. К сожалению, во многих случаях нормативы не играют роль стимула в снижении расходов предприятий на производство продукции. Практика позволяет утверждать, что они зачастую являются среднеотраслевыми. Предприятия всегда имеют возможность доказать, что они работают в особых условиях и отраслевые нормативы для них неприемлемы.

    Главный мотив деятельности любой фирмы в рыночных условиях - максимизация прибыли. Реальные возможности реализации этой стратегической цели во всех случаях ограничены издержками производства и спросом на выпускаемую продукцию. Поскольку издержки это основной ограничитель прибыли и одновременно главный фактор, влияющий на объем предложения, то принятие решений руководством фирмы невозможно без анализа уже имеющихся издержек производства и их величины на перспективу.

    С позиций трудовой теории стоимости  К.Маркс в “Капитале” рассматривал издержки как затраты на заработную плату, материалы, топливо, амортизацию средств труда, т.е. на производство товара. К ним он добавлял затраты на заработную плату работникам торговли (оптовой и розничной), содержание торговых помещений, транспорт и т.п. Первые издержки Маркс называл издержками производства, вторые - издержками обращения. При этом он не учитывал рыночной ситуации и ряда других обстоятельств. Маркс исходил из того, что стоимость товара образуют издержки производства и те издержки обращения, которые представляют собой продолжение процесса производства в сфере обращения, например упаковка, фасовка и т.п.

    Современная экономическая теория совершенно по иному подходит к трактовке издержек. Она исходит из редкости используемых ресурсов и возможности их альтернативного использования. Под альтернативным использованием понимается, например, возможность производства из дерева строительных материалов, мебели, бумаги, ряда химических продуктов. Поэтому когда фирма решает производить какой-то определенный товар, например мебель из дерева, то она тем самым отказывается от производства из дерева блоков для дачных домиков. Отсюда делается вывод, что экономические, или вмененные, издержки определенного ресурса, используемого в данном производстве равны его стоимости (ценности) при наиболее оптимальном способе его использования для производства товаров. Таким образом экономические издержки - это плата поставщику, осуществляемая фирмой, или доходы поставщика ресерсов, обеспечиваемые фирмой, а также внутренние издержки на то, чтобы ресурсы были применены именно данной фирмой и для определенного варианта производства.

                         4.  Себестоимости продукции - расчетная часть 
 

    Рассмотрим  характер изменения себестоимости  продукции под влиянием объема производства на конкретном примере:

      Таблица 1. Зависимость общей суммы затрат и себестоимости единицы продукции  от объема производства.

Объем производства продукции Себестоимость всего выпуска,

тыс. у.е.

Себестоимость единицы продукции, тыс. у.е.
Постоянные расходы переменные расходы всего Постоянные расходы переменные расходы всего
500 50 40 90 100 80 180
1000 50 80 130 50 80 130
1500 50 120 170 33 80 113
2000 50 160 210 25 80 105
2500 50 200 250 20 80 100

    Из  таблицы видно, что общая сумма  постоянных расходов в размере 50 тыс. у.е. является фиксированной для всех объемов производства. Абсолютная ее величина не изменяется с увеличением объемов производства продукции, однако на единицу продукции затраты уменьшаются пропорционально его росту: объем производства увеличился в 5 раз и постоянные расходы на единицу продукции уменьшились в 5 раз.

      Таблица 2. Затраты на производство продукции.

Элемент затрат Сумма, тыс. у.е. Структура затрат, %
план факт +, - план факт +, -
Материальные затраты 28168 31746 3578 36,14 37,72 1,58
Зарплата 20500 21465 965 26,3 25,5 -0,8
Отчисления в фонд социальной защиты 6150 6440 290 7,89 7,65 -0,24
Амортизация основных средств 3150 3500 350 4,04 4,16 0,12
Прочие производственные расходы 15564 15967 403 19,96 18,97 -0,99
Итого производственных затрат 73532 79118 5586 94,33 94,0 -0,33
Коммерческие расходы 4420 5050 630 5,67 6,0 0,33
Полная себестоимость 77952 84168 6216 100,0 100,0  
В том числе:            
переменные расходы 54567 59338 4771 70,0 70,5 0,5
постоянные расходы 23385 24830 1445 30,0 29,5 -0,5

    Как видно из таблицы, фактические затраты  предприятия выше плановых на 6216 тыс. у.е. или на 8%. Перерасход произошел  по всем видам и особенно по материальным затратам. Увеличилась сумма как  переменных так и постоянных расходов. Изменилась и структура затрат: увеличилась доля и материальных затрат и амортизация основных средств, а доля зарплаты уменьшилась. 

      Таблица 3. Расчет влияния факторов на изменение  суммы затрат на у.е. товарной продукции.

Затраты Сумма, тыс. у.е. Факторы изменеия затрат
объем выпуска продукции структура продукции переменные затраты постоянные затраты

По плану на плановый выпуск продукции: 

77952 План План План План

По плану, пересчитанному на фактический объем производства продукции: 

79372 Факт План План План

По плановому уровню на фактический выпуск продукции: 

80640 Факт Факт План План

Фактические при плановом уровне постоянных затрат: 

82723 Факт Факт Факт План
Фактические: 
84168 Факт Факт Факт Факт

Информация о работе Себестоимость продукции