Себестоимость продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 17:49, курсовая работа

Описание

Цель работы: изучение теоретических аспектов управления снижением себестоимости продукции, анализ себестоимости продукции на примере завода массовых шин ОАО «Белшина» и разработка конкретных мероприятий по выявлению источников и резервов снижения себестоимости продукции на предприятии.

Содержание

Введение 3
1.Себестомость продукции: понятие, показатели, источники и факторы снижения 5
1.1.Себестоимость продукции, ее сущность, в системе экономических результатов деятельности предприятия 5
1.2.Методика анализа показателей, источников и факторов снижения себестоимости продукции 10
2.Анализ источников и факторов снижения себестоимости продукции белорусского предприятия ОАО «Белшина» 15
2.1.Организационно-экономическая характеристика предприятия 15
2.2.Анализ динамики и структуры себестоимости продукции 19
2.3. Анализ затрат на рубль произведенной продукции 24
2.4.Анализ себестоимости отдельных видов изделий 27
3.Пути и резервы снижения себестоимости продукции ОАО «Белшина» 31
3.1.Внедрение инноваций как фактор снижения себестоимости продукции 31
3.2.Резервы снижения затрат за счет повышения эффективности использования рабочего времени 34
Заключение 39
Список использованных источников 41

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 508.00 Кб (Скачать документ)

Содержание 
 

 

Введение

      В настоящее время в Республике Беларусь значительными темпами  развивается производство, а вместе с ним  рынок и экономика страны. Если в начале девяностых годов при дефиците товаров не стояла  острая проблема реализации продукции, то сегодня можно сказать, что она существует. С процессом наполнения рынка товарами и услугами растет конкуренция, что заставляет каждого участника рынка бороться за свое место. В конкуренции побеждает тот, у кого выше качество и ниже цена на продукцию или услугу. Именно эти два основных фактора влияют на исход борьбы, а резервы улучшения этих факторов как раз и заключены в себестоимости продукции.

      Изучение  себестоимости продукции позволяет  дать более правильную оценку уровню показателей прибыли и рентабельности, достигнутому на предприятии. В обобщенном виде себестоимость продукции отражает все стороны хозяйственной деятельности предприятий, их достижения и недостатки. Можно отметить, что себестоимость применяется для исчисления национального дохода в масштабах страны, является одним из основных факторов формирования прибыли и соответственно одним из важнейших элементов управления. Себестоимость продукции неразрывно связана почти со всеми показателями хозяйственной деятельности предприятия, и они получают в ней свое отражение. С этой точки зрения этот показатель обобщает качество всей работы предприятия.

      В себестоимости продукции отражаются достижения и недостатки любой области хозяйственной деятельности предприятия. Важность этого показателя особенно усиливается, в связи с большим объемом производства и непрерывным его ростом, так как при этом снижение одного из элементов  затрат себестоимости приводит к росту конкурентоспособности и рентабельности продукции. Известно, что снижение себестоимости на 5,9% даст такой же эффект, если бы повысить объем продаж на 33%.

      Снижение  себестоимости является фактором повышения  рентабельности, роста денежного накопления, достижения экономического эффекта и, следовательно, успеха предприятия. На средства экономии, получаемые путем снижения себестоимости, осуществляется значительная часть затрат по расширению и совершенствованию производства. Каждое предприятие должно уделять повышенное  внимание  анализу и управлению себестоимости продукции, понимая  роль этого показателя в оценке его деятельности.

      Исходя  из всего вышесказанного, можно с  полной уверенностью сказать, что тема предлагаемой курсовой работы носит весьма актуальный характер для любого предприятия республики.

      Объектом  исследования данной работы явилось  открытое акционерное общество «Белшина». Предметом исследования – себестоимость  продукции, выпускаемой одним из основных структурных подразделений - заводом массовых шин.

      Цель  работы: изучение теоретических аспектов управления снижением себестоимости продукции, анализ себестоимости продукции на примере завода массовых шин ОАО «Белшина» и разработка конкретных мероприятий по выявлению источников и резервов снижения себестоимости продукции на предприятии.

      Основными задачами исследования применительно  к объекту исследования являются: анализ затрат на рубль товарной продукции; анализ динамики состава и структуры затрат; анализ себестоимости отдельных видов продукции.

      Предлагаемая  курсовая работа состоит из двух частей: вводной и основной. Вводная часть включает в себя титульный лист, реферат, введение. Основная часть состоит из трех глав. Первая глава посвящена теоретическим аспектам понятия себестоимости продукции. Результатом работы над данным разделом можно считать определение концептуального (теоретического) подхода к рассматриваемой проблеме и выбор методики проведения количественного и качественного анализа для конкретных условий завода массовых шин ОАО «Белшина». В аналитическом разделе проведен комплексный анализ динамики состава и структуры себестоимости исследуемого предприятия, анализ себестоимости отдельных видов продукции, анализ затрат на рубль товарной продукции. Кроме этого в данном разделе дана краткая организационно-экономическая характеристика ОАО «Белшина». Целью написания данной главы можно считать определение факторов, оказывающих влияние на анализируемые экономические показатели в 2006-2008 гг., выявление резервов снижения себестоимости и формулировку конкретных выводов, которые предопределяют направления снижения себестоимости, предлагаемые в проектном разделе. Третья глава посвящена разработке путей снижения себестоимости продукции.

      В работе представлены библиографический  список использованных литературных источников и приложения.

      Методологической  основой проводимого исследования служит научная и методическая литература по исследуемой проблеме, отраслевые методические рекомендации по рассматриваемому вопросу.

      Таким образом, предлагаемая курсовая работа рассматривает актуальную  проблему снижения себестоимости  продукции с целью получения наибольшего эффекта от производственной деятельности предприятия с наименьшими затратами, экономией трудовых, материальных и финансовых ресурсов, решение которой зависит от того, насколько эффективно предприятие управляет снижением себестоимости продукции.

 

      

1.Себестомость продукции: понятие, показатели, источники и факторы снижения

1.1.Себестоимость продукции, ее сущность, в системе экономических              результатов деятельности предприятия

      Для изготовления продукции на предприятии  затрачивается труд, расходуются  сырье, материалы, топливо, энергия, используется основной капитал, то есть ресурсы предприятия. Расход ресурсов на производство конкретных видов продукции называется затратами. Процесс производства продукции связан с затратами живого и овеществленного труда. Совокупность этих затрат выраженных в денежной форме называют издержками производства. Таким образом, под  издержками  понимается  совокупность  всех  расходов, которые оно несёт  в  целях  достижения  намеченного  объёма  производства.

      Определенный  уровень затрат, складывающийся на предприятии, формируется под воздействием процессов, протекающих в его  производственной, хозяйственной и финансовой сферах. Так, чем эффективнее использование в производстве материально-технических, трудовых и финансовых ресурсов и рациональнее методы управления, тем больше появляется возможностей для эффективного управления  затратами на производство и реализацию продукции. Тем самым определяется значимость данного показателя в экономическом механизме предприятия.

      Себестоимость продукции (работ, услуг) представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства и реализации продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов и других затрат [4,с. 266].

      Себестоимость   продукции   (работ,   услуг)    является    комплексным показателем,  на  основании  которого   можно   судить   об   эффективности использования предприятием различных видов  ресурсов, а также об уровне организации труда на  предприятии. Себестоимость продукции находится во взаимосвязи с показателями эффективности производства. Она отражает большую часть стоимости продукции и зависит от  изменения  условий  производства  и реализации продукции.

      Необходимо  различать понятия «затраты на производство»  и «себестоимость продукции». Различие между ними заключается в том, что затраты на  производство объединяют в себе все издержки предприятия в расчете на определенный период времени (месяц, квартал, год), а в себестоимость продукции включаются издержки предприятия на товарную (реализованную) продукцию за определенный период времени.

      Как экономическая категория себестоимость продукции выполняет ряд важнейших функций:

  • учет и контроль всех затрат на выпуск и реализацию продукции;
  • база для формирования оптовой цены на продукцию предприятия и определения прибыли и рентабельности;
  • экономическое обоснование целесообразности вложения реальных инвестиций на реконструкцию, техническое перевооружение и расширение действующего предприятия;
  • определение оптимальных размеров предприятия;
  • экономическое обоснование и принятие любых решений и др.

      Себестоимость продукции является не только важнейшей экономической категорией, но и качественным показателем, так как она характеризует уровень использования всех ресурсов (переменного и постоянного капитала), находящихся в распоряжении предприятия. В себестоимость входят затраты, связанные: непосредственно с производством (сырье, материалы, приобре-тенные изделия и полуфабрикаты, топливо, энергия и т.д.); с обслуживанием производственного процесса и его управлением; с оплатой труда и отчисле-ниями в фонд социальной защиты, а также платежи по имущественному страхованию; с затратами на ремонт основных производственных фондов; с амортизационными отчислениями на полное восстановление (реновацию) основных фондов; с расходами на реализацию продукции.

      С точки зрения общественной значимости и характера формирования затрат различают: индивидуальную и общественно необходимую себестоимость [15, с.330]. Индивидуальная себестоимость – это себестоимость, которая складывается на отдельном предприятии. Под общественно необходимой себестоимостью  следует понимать себестоимость производства той или иной продукции по отрасли при общественно нормальных условиях производства.

      По  последовательности формирования на предприятии  различают цеховую, производственную и полную себестоимости. Цеховая  себестоимость включает  стоимость  затрат, связанных с производством продукции в цехах [18, с. 236].  В цеховую себестоимость не включаются общехозяйственные (общезаводские) и прочие производственные расходы. Производственная себестоимость включает все затраты от начальной операции производственного процесса до сдачи готовой продукции на склад. Производственная себестоимость отличается от цеховой себестоимости на величину общехозяйственных и прочих производственных расходов, а также потерь от брака. Полная себестоимость помимо производственной себестоимости включает внепроизводственные (коммерческие) расходы, т.е. расходы по сбыту продукции.

      Различают также себестоимость плановую, нормативную  и фактическую, или отчетную. Плановая – это себестоимость, рассчитанная исходя из технически обоснованных норм расхода сырья, материалов, топлива, энергии, рационального или возможного использования производственных фондов, действующих тарифных ставок и зданий по производительности труда, а также нормативов по обслуживанию производства и управлению. 

      Нормативная – это себестоимость, исчисленная исходя из норм расхода материальных ресурсов и затрат живого труда, действующего на начало месяца, и нормативов по обслуживанию производства и управлению, утвержденных на начало квартала. 

      Фактическая или отчетная – это себестоимость, определенная исходя из фактически сложившихся в отчетном периоде затрат трудовых и материальных ресурсов.

      Для анализа уровня и динамики изменения  стоимости продукции используется ряд показателей. К ним относятся: смета затрат на производство, себестоимость товарной  и реализуемой продукции, себестоимость единицы продукции, снижение себестоимости сравнимой товарной продукции, затраты на один рубль товарной (реализованной) продукции, рентабельность продукции.

      Смета затрат на производство - наиболее общий показатель, который отражает всю сумму расходов предприятия по его производственной деятельности в разрезе экономических элементов. В ней отражены, во-первых, все расходы основного и вспомогательного производства, связанные с выпуском товарной и валовой продукции; во-вторых, затраты на работы и услуги непромышленного характера (строительно-монтажные, транспортные, научно-исследовательские и проектные и др.); в-третьих, затраты на освоение производства новых изделий независимо от источника их возмещения. Эти расходы исчисляют, как правило, без учета внутризаводского оборота.

      В себестоимость товарной продукции  включают все затраты предприятия  на производство и сбыт товарной продукции  в разрезе калькуляционных статей расходов.

      Состав  затрат, относимых на себестоимость продукции, определен Основными положениями по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), утвержденными Минэкономики РБ от 26.01.1998 №19-12/397, Минфином РБ от 30.01. 1998 №3, Минстатом РБ от 30.01. 1998 №3.

      Структура общих затрат предприятия представлена в приложении А.

Информация о работе Себестоимость продукции