Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 06:30, курсовая работа
Понятие “сервисной деятельности” определяется в науке с недавнего времени. В советский период оказание общественных услуг рассматривалось в качестве разновидности “непроизводственного труда”, что превращало сферу услуг во второстепенный объект научно – теоретического анализа в отличие от промышленного и хозяйственного производства.
Введение ……………………………………………………………………..3
1.Теоретические основы изучения сервисной деятельности……………4
1.Сфера услуг: сущность, структура………………………………..4
2.Услуга: сущность, классификация………………………………..10
3.Особенности сервисной деятельности автосалонов……………..21
2.Анализ сервисной деятельности авторизированного дилерского центра “Автоленд - холдинг”……...…………………………………………….30
1.Общая характеристика автосалона…………………………….…30
2.Анализ сервисной деятельности автосалона “Автоленд –
холдинг”…………………………………………………………………33
Заключение…………………………………………………………………...35
Список используемой литературы………………………………………….36
Когда потребители покупают физические товары, например автомобили или компьютеры, они получают личный доступ к использованию продукта на неограниченный промежуток времени, т.е. они владеют товаром, а при желании могут продать его. В отличие от физических товаров, услуги не являются чьей-либо собственностью. Потребитель услуги часто имеет к ней доступ на протяжении ограниченного промежутка времени. Страховой полис будет вашим, только когда вы оплатили страховой взнос и периодически продлеваете его. Наступает праздник, во время которого все веселятся, но который рано или поздно заканчивается. В отличие от товара, он недолговечен. Из-за отсутствия владения фирмы, предлагающие услуги, должны прилагать особые усилия для укрепления имиджа и привлекательности своей марки с помощью одного из следующих методов.
Услуг существует огромное количество, и чтобы ориентироваться в них необходимо провести классификацию услуг. Первые попытки подробной классификации услуг в маркетинге были опубликованы в 1964 году, это были работы Стентона и Джадда.
"Стентон делит услуги, оказываемые на коммерческой основе на 10 групп:
В седьмую группу так называемых “профессиональных” услуг, ученый объединил разноотраслевые услуги. В дальнейшем их выделение стало основой для одного из фундаментальных признаков классификации услуг в маркетинге – деления услуг на профессиональные и непрофессиональные.
Другая классификация, разработанная Джадом, выделяет три принципиальные группы:
Идея Джада о выявлении характера связей услуг с физическими товарами явилась прообразом для целого ряда признаков, которые и сегодня применяются в различных схемах маркетинговых классификаций.
Другим примером является предложенная в 1978 году Д. Томасом классификация услуг в зависимости от того, базируется ли предоставление услуги на труде человека или на использовании оборудования. Им выделены две общие группы услуг:
- услуги, выполняемые
-
услуги, выполняемые
-
услуги профессиональных
- автоматизированные
услуги;
- услуги, выполняемые
с помощью относительно
-
услуги, выполняемые с помощью
квалифицированных операторов.
В
1983 году в своей публикации Лавлок
проделывает сводный обзор
В основу одной из матриц Лавлоком положены два фундаментальных признака классификации услуг: объекты услуги (на кого или на что направлены действия, являющиеся сутью услуги); характер этих действий – являются ли они осязаемыми или неосязаемыми.
Классификация услуг Лавлока
Основные классы услуг | характеристика | Сфера услуг |
Осязаемые действия, направленные на людей | В ходе предоставления услуги: необходимо физическое присутствие заказчика для того, чтобы он мог получить желаемые блага | Здравоохранение, пассажирский транспорт, салоны красоты и парикмахерские, спортивные заведения, рестораны и кафе |
Осязаемые действия, направленные на физическое имущество заказчика | Должен присутствовать физический объект заказчика, но не сам заказчик | Грузовой транспорт, ремонт и содержание оборудования, поддержание чистоты и порядка, прачечные, химчистки, ветеринарные услуги |
Неосязаемые действия, направленные на сознание человека | Заказчики должны присутствовать ментально, и находиться либо в специальном помещении, где предоставляется услуга, либо в определенном месте, связь, с которым осуществляется посредством передаваемых сигналов или с помощью телекоммуникаций | Образование, радио - ,телевизионное вещание, информационные услуги, театры, музеи |
Неосязаемые действия, направленные на неосязаемые активы | Для предоставления этих услуг прямая вовлеченность заказчика может быть ненужной (по крайней мере, в теории) – достаточно, чтобы был инициирован заказ на услугу | Страхование, обработка информации, банки, юридические и консультационные услуги, операции с ценными бумагами |
[10, стр.117-125], [8, стр. 24]
Это одна из современных классификаций, в которой прослеживается сходство с теорией Джадда. Эту же классификацию можно развить, добавив деление по степени контакта с потребителем, по трудоемкости, по сегментам потребителей и другим характеристикам.
А
в учебном пособии Аванесовой
рассмотрена следующая классифи
Услуга | Качество |
По используемым предметам труда | - производственные
- информационные |
По степени капитальных вложений | - высококапиталоемкие
- низкокапиталоемкие |
По уровню материальных затрат | - материалоемкие
- низкоматериалоемкие |
По сложности технологии выполнения услуг | - сложнотехнологические
- простой технологии |
Но квалификации персонала | - высокопрофессиональные
- достаточной квалификации |
По месту в инфраструктуре экономики | - производственные
- институциональные - социальные (сфера услуг населению) |
По степени осязаемости | - осязаемые
- неосязаемые |
По обязательности присутствия клиента | - присутствие
клиента необходимо
- выполняемые в отсутствии клиента |
По
уровням правового |
- двухстороннее
- многостороннее |
По степени правовой и нормативной регламентации | - высокой регламентации
- достаточной регламентации |
По социальному статусу клиента (физических и юридических лиц) | - элитные
- эксклюзивные - высокого статуса (по евростандартам) - массовые |
По месту в обществе | - производственные
- распределительные - профессиональные - потребительские - общественные |
По деловому назначению | - деловые
- организационные - личные |
По месту в сфере общественного производства | - в сфере
производства
- в сфере обращения, в том числе - в розничной торговле - в оптовой торговле |
По организационным формам выполнения | - самостоятельными
специализированными фирмами
- структурами в составе головных фирм - специализированной сетью фирм - индивидуальными исполнителями |
По комплексности предоставляемых услуг | - полного комплекса
(цикла)
- отдельных видов услуг |
По степени коммерциализации | - коммерческие
полностью
- коммерческие частично - некоммерческие |
По степени организационно – технологической регламентации | - обязательные
по регламенту (планово – предупредительные
или планово - принудительные)
- гарантийные - дополнительные |
По связи с процессом реализации (сбыта, продажи) продукции | - сопутствующие
реализации
- послепродажные |
По форме возмещения издержек на выполнение услуг | - платные (оплачиваемые
клиентом, покупателем)
- бесплатные (оплачиваемые изготовителем или включаемые в цену продукции) |
По
месту предпринимательской |
- организационные
(менеджерские)
- логистические - маркетинговые |
[1, стр. 80]
Этот один из вариантов классификации основан на согласованных между собой критериях, которые очень важны в производственно – экономической практике сервиса. Эти критерии позволяют разбивать все услуги на основе связанных между собой содержательно – функциональных качеств и разносить их в разные группы. Очень важно, что одна и та же услуга по тем или иным качествам может быть занесена в разные группы. В каждой из групп она соседствует с различными услугами.
Таким
образом, из вышесказанного видно, что
и классификаций услуг
Далее
рассмотрим структуру сервисной
деятельности на примере транспортных
услуг.
1.3 Особенности сервисной деятельности автосалонов
Автосервисы и автосалоны входят в транспортные услуги. В национальной экономике транспортные услуги, оказываемые автосервисами и автосалонами формируются в третичном секторе, где работники взаимодействуют с людьми и производственными коллективами, ориентируясь на удовлетворение их специфических потребностей, как не связанных впрямую с производством, так и связанных с ним.
“Под автотранспортными услугами понимается комплекс услуг по продаже автомобилей и услуги автосервиса – техническое обслуживание автомобиля, поддержание его нормального состояния и мероприятия по его восстановлению. Число автомобилей стремительно увеличивается и эти услуги становятся с каждым днем все более востребованными, что значительно стимулирует их развитие.” [2, стр. 30]
В
России первые автосервисы для массового
автомобилиста начали возникать
в 60 – х годах прошлого столетия,
сеть станций техобслуживания
Первой фазой этого процесса развития автомобильных услуг (начала 90-х годов) стало возникновение большого количества мелких автомастерских, не отличающихся высокой степенью технического оснащения, демонстрирующие крайне слабую степень защищенности клиента. Развитие здоровой конкуренции, а также привлечение крупного капитала и приток иностранного капитала в Россию привели к укрупнению объектов сферы услуг, появлению автоцентров с мощной материально – технической базой и возможностью оказания широкого комплекса услуг, а также автоцентров по продаже и гарантийному обслуживанию автомобилей иностранных фирм. С другой стороны появилось большое количество автосервисов, оказывающих специальные услуги.