Шпаргалка по "Менеджменту"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 11:32, шпаргалка

Описание

1 Целепологание в менеджменте
Целеполагание – это определение и установка целей, в какой-либо деятельности. В менеджменте – один из важных этапов стратегического бизнес-планирования. Термин на английском языке: targeting. Цель – это четкое представление о требуемом результате.

Работа состоит из  1 файл

шпоры мои.doc

— 681.50 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13.Организационно-правовые формы предприятия.

Полное товар-во. Участники его в соответствии с заключенным между ними дог-м занимаются предприн. дея-ю и несут ответств. по его обязательствам принадлежащим им имуществом, т.е. по отношению к участникам полного тов-ва действует неограниченная от-сть. Участник полного товарищества, не являющейся его учредителем, отвечает наравне с другими участниками по обязательствам, возникшим до его вступления в тов-во. Участник, выбыв. из Т, отвечает по обязательствам, возникшим до момента его выбытия, наравне с др. участниками в течение 2 лет со дня утверждения отчета о деятельности Т за год, в котором он выбыл из товарищества.Товар-во на вере. - на ряду с участниками, осуществл. предприн. дея-ть от имени тов-ва и отвечающими по обстоятельствам Т своим имуществом, имеются участники-вкладчики (коммандиты), кот. несут риск убытков в пределах внесенных ими вкладов и не принимают участия в осуществлении Т предпр-кой дея-ти. ООО - учрежденное одним или несколькими лицами, уставной капитал которого разделен на доли определенных учредительными док-ми размеров. Участники ООО несут риск убытков, связанный с дея-ю общества в пределах стоимости внесенных ими вкладов. ОДО. - его участники несут субсидиарную отв-ть по обязательствам в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов. Все другие нормы ГК РФ об ООО могут применяться к обществу с доп ответственностью. АО признается общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций. Участники общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с дея-ю общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций.Участники могут свободно продавать принадлежащие им акции без согласия других акционеров, признается открытым акционерным обществом. Такое общество в праве проводить открытую подписку на выпускаемые ими акции и их свободную продажу на условиях установленных законом. АО, акции которого распределяются только среди его учредителей или иного заранее определенного круга лиц, признается закрытым АО. Такое общество не вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции. ПК. Это добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом или ином участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов.

Члены ПК несут по его  обязательствам субсидиарную отв-ть. Прибыль  кооператива распределяется между  его членами в соответствии с  их трудовым участием. В таком же порядке распределяется имущество, оставшееся после ликвидации кооператива.Госуд и муниц унитарные предприятия. Унитарным предпр признается коммерческая орг-я, не наделенная правом собственности на закрепленное за собственником имущества. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено вкладом (долям, паям). В том числе между работниками предприятия. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только гос-е и мун-е предприятия.  - унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения; - унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления.

 

14.Основные концепции маркетинга

Концепции маркетинга –  это наиболее общие подходы к  решению задач достижения желаемого  уровня сбыта на разных рынках, принципы их решения, которые являются основой  управления маркетингом. Известны 5 концепций, на основе которых осущ-ся управление маркетингом:1)Концепция совершенствования производства состоит в том, что потребители будут покупать тов., которые широко распространены и доступны по цене, и орг-я должна сосредоточить усилия на совер-нии производства и системы распределения. Применение данной концепции подходит в двух ситуациях: когда рынок ненасыщен, т.е. спр. >  предл., и когда себестоимость тов. слишком высока, ее необходимо снизить, для чего требуется повышение  производительности. 2)Концепция совершенствования товара - потребители будут покупать тов. наивысшего качества, с наилучшими св-ми и характеристиками, след., фирма должна сосредоточить усилия на постоянном совершенствовании тов. 3)Концепция интенсификации коммерческих усилий состоит в том, что потребители не будут покупать тов. орг-и в достаточных количествах, если она не предпримет значительных усилий в сфере стимулирования сбыта. Едва клиент появляется у прилавка или входит в демонстрационный зал, продавец мгновенно начинает «психологическую обработку» с целью принудить клиента совершить покупку. 4)Концепция чистого маркетинга утверждает, что залогом достижения целей орг-и являются определение потребностей целевых рынков и обеспечение желаемой удовл-ти потребителей за счет использования более эффективных (чем у конкурентов) способов. Концепция чистого маркетинга – это ориентация на потребности клиентов,подкрепленная комплексными маркетинговыми мероприятиями, нацеленными на обеспечение потребительской удовл-ти. 5)Концепция социально--этического маркетинга - задачей орг-и является установление потребностей целевых рынков и обеспечение желаемой удовл-ти потребителей более эффективными (чем у конкурентов)  способами при одновременном обеспечении благополучия общества в целом. Данная концепция требует от предприятия сочетания трех факторов, это получение прибыли, удовлетворение запросов потребителей и улучшение общего благосостояния людей.

15. Поиск, подбор и  отбор персонала

Источники найма:

  • Случайные претендента
  • Преподаватели вузов
  • Клиенты поставщики
  • Центры занятости
  • Объявления

Набор (отбор) персонала – это серия мероприятий и действий, осуществляемая предприятием для выявления из списка заявителей лиц наилучшим образом подходящих для вакантного места работы Отбор кадров

На этом этапе при управлении планированием кадров руководство отбирает наиболее подходящих кандидатов из резерва, созданного в ходе набора. В большинстве случаев выбирать следует человека, имеющего наилучшую квалификацию для выполнения фактической работы на занимаемой должности, а не кандидата, который представляется наиболее подходящим для продвижения по службе. Объективное решение о выборе, в зависимости от обстоятельств, может основываться на образовании кандидата, уровне его профессиональных навыков, опыте предшествующей работы, личных качествах. Если должность относится к разряду таких, где определяющим фактором являются технические знания (например, научный работник), то наиболее важное значение, видимо, будут иметь образование и предшествующая научная деятельность. Для руководящих должностей, особенно более высокого уровня, главное значение имеют навыки налаживания межрегиональных отношений, а также совместимость кандидата с вышестоящими начальниками и с его подчиненными. Эффективный отбор кадров представляет собой одну из форм предварительного контроля качества человеческих ресурсов.

Организация отбора персонала

1. предварительная отборочная  беседа 

2. заполнение бланка  заявления и анкеты претендента  на должность 

3. беседа по найму 

4. тестирование

5. проверка рекомендаций и послужного списка

6. медицинский осмотр 

7. принятие предложения  о приеме. На каждом этапе отсеивается  часть претендентов или же  они отказываются от процедуры,  принимая другие предложения.

Методы отбора персонала

Бесконтактный (заочное знакомство с кандидатами, через изучение присланных ими заявительных документов, с целью составления первичного впечатления о претендентах и определения необходимости «контактного» общения с ними)

Контактный (собеседование - представляет собой беседу представителя кадровой службы с кандидатом, при которой в процессе обмена информацией, с одной стороны, осуществляется сбор данных о профиле и потенциале будущего работника: квалификации, способностях, интересах, характере, а также дается заключение о его мотивах и ценностных установках, анализируется его коммуникабельность, а с другой стороны, претендент получает сведения стратегии предприятия, о рабочем месте, перспективах своего личностного роста в случае трудоустройства на предприятии)

Полуконтактный (профессиональное испытание – практический метод, направленный на изучение и измерение истинной квалификации претендента, через выполнение им конкретного задания или пробной работы)

 

 

 

 

17. Понятие и виды власти.

Способность оказывать  влияние на поведение людей называется властью. Власть может относиться к индивиду, группе и организации в целом. Обладание властью- возможность влияния на удовлетворение потребностей. Власть- функция взаимозависимости: чем больше один человек зависит от другого, тем больше власти и у того , и у другого. Определение власти как организационного процесса предполагает, что: -власть -потенциал, имеющийся у ее пользователя ,т.е. она существует не только тогда ,когда применяется, -между тем ,кто использует власть ,и тем, к кому она применяется, существует взаимозависимость, -тот, к кому применяется власть, имеет определенную свободу действий. Власть, основанная на принуждении Рук-ль имеет возможность наказать подчиненного (увольнение, понижение в должности, лишение ден. вознаграждения). Влияние через страх. Обращение к страху может стать эффективным методом влияния, если прелагаются конкретные меры наказания. Такие организации хар-ся менее высокой производительностью труда и более низким качеством продукции. Возникает скованность, страх, месть и отчуждение, неудовлетворенность работой, текучесть кадров. Власть, основанная на вознаграждении

Исполнитель верит, что  влияющий имеет возможность удовлетворить  насущную потребность или доставить  удовольствие. Влияние через положительное  подкрепление подчиненного с целью добиться от него желаемого поведения. Действенна всегда при условии, что рук-ль сможет правильно определить то, что в глазах исполнителя является вознаграждением. Законная (традиционная) Эта власть присуща всем рук-лям, т.к. они наделены полномочиями управлять другими людьми. Исполнитель верит, что влияющий имеет право отдавать приказания, и что его долг-подчиняться им. Влияние через традицию. Традиция- самый распространенный инструмент влияния. Действенна только при условии, что исполнитель уже освоил ценности, которые дают ему возможность поверить, что рук-ль способен удовлетворить его потребности. Эталонная власть Рук-ль явл. эталоном, примером для подчиненных, кот. хотят стать такими же как он. Эта власть построена не на логике, не на давней традиции, а на силе личных качеств или способностей лидера. Харизматическое влияние, кот. происходит от отождествления исполнителя с лидером или влечения к нему ,а также от потребности исполнителя в принадлежности и уважении. Далеко не все рук-ли обладают данными харизматических лидеров. Кроме того, для эффективной работы в организации одного только этого вида влияния недостаточно. Экспертная власть. Рук-ль имеет влияние через веру подчиненных в его компетентность. Исполнитель принимает на веру ценность знаний руководителя. Рук-ли обычно добиваются этого типа власти, благодаря своим видимым достижениям. Разумная вера менее устойчива и действует медленнее, нежели слепая вера, посредством которой влияют на других харизматические личности.

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

18.Лидерство  в менеджменте

Лидерство (англ. Leader) - управленческие взаимоотношения меж управляющим  и последователями, основанные на эффективном  для данной ситуации сочетании разных источников власти и направленные на побуждение людей к достижению общих целей.Выделяют формальное и неформальное лидерство. В первом случае влияние на подчиненных оказывается с позиций занимаемой должности. Процесс влияния на людей через личные способности, умения и остальные ресурсы получил заглавие неформального лидерства.Считается, что идеальным для лидерства является сочетание двух основ власти: личной и организационной.Решение заморочек, возникающих перед группами людей при достижении ими общей цели решалось методом сплочения вокруг одного фаворита. В предпринимательстве этот тип лидерства является главным. Это дозволяет за счет концентрации власти в одних руках решать сложные задачки выживания.Но, таковой метод взаимодействия в рамках организации имеет и слабые стороны: проведение организационных конфигураций зависит лишь от представления всего одного человека; достигнув цели, фаворит стремиться сохранить свою власть, что не постоянно соответствует интересам других членов организации; уход фаворита резко понижает качество управления на неопределенное время.В целом лидерство управляющего признается последователями тогда, когда он уже доказал свою компетентность и ценность для отдельных служащих, групп и организации в целом. Более характерными чертами эффективного фаворита являются: видение ситуации в целом; способность к коммуникациям; доверие служащих; упругость при принятии решений.

таковым образом следует  сделать вывод, что фаворит является доминирующим лицом хоть какого общества, организованной группы, организации. Фаворита различают ряд свойств, характеризующих этот тип людей.

19.Сегментация рынка: цель, мотивы и критерии сегментации

Потребительский рынок  не однороден по своему составу. Он представляет собой совокупность групп  потребителей, обладающих некоторыми общими чертами.Сегментирование рынка  – процесс разбиения потребительского рынка на рыночные сегменты.Рыночный сегмент – это группа потребителей с одинаковой реакцией на предлагаемый товар и маркетинговые стимулы.Рыночная ниша – рыночный сегмент, для которого данный товар или опыт фирмы являются наиболее подходящими.Рыночное окно – рыночный сегмент, не занятый конкурентами, на котором нет средств удовлетворения потребности, в полой мере соответствующих запросам потребителей.Понятие «сегментирование» появилось в США в 1950-х гг. Сегментируя рынок, фирма преследует следующие цели: максимальный учет желаний  и предпочтений потребителей;обеспечение конкурентных преимуществ товара и фирмы;оптимизацию затрат фирмы;повышение эффективности маркетинговых стратегий фирмы. Сегментация нужна для того, чтобы иметь возможность более эффективно реагировать на запросы потенциальных потребителей, тем самым увеличивать объемы сбыта и прибыль. Потребности у людей разные. Для того, чтобы производителю  легче было  реагировать на запросы клиентов, он разделяет их на группы. Критерии сегментирования. Для сегментации рынка товаров народного потребления используются географические (площадь и географические границы регионов, плотность населения, уровень урбанизации, особенности климата, культурных, национальных, исторических обычаев и традиций, присущих потребителям, проживающим на конкретных территориях.), демографические (возраст, пол потребителей, размер и жизненный цикл семьи), социально-экономические (выделения однородных групп по социальной и профессиональной принадлежности, уровню образования и до­ходов) и поведенческие критерии (связаны с особенностями процесса принятия потребителем решения о покупке и включают стимулы и мотивы совершения покупок, искомые выгоды, степень приверженности потребителей к продукции определенных фирм, интен­сивность потребления). Для товаров производственного назначения первостепенное значение имеют географические, технологические, юридические и экономические критерии. При проведении сегментирования рынка используются методы группировок, стратификации, кластеризации, случайной и неслучай­ной выборок.

 

 

20.Система управления персоналом организации.

Управление персоналом организации – целенаправленная дея-ть руководящего состава орг-и, руков-ей и специалистов подразделений  системы упр-ия персоналом, включающая разработку концепции.  Управление персоналом орг-и заключается в:формировании системы упр-ия персоналом, планировании работы. Система упр-ия персоналом орг-и - система, в кот. реализуются функции упр-ия персоналом, включает подсистему общего линейного руководства и ряд функциональных подсистем, специализирующихся на выполнении однородных функций В систему управления персоналом включаются следующие элементы кадровой работы: кадровое планирование, определение потребности в найме, набор, отбор, найм, адаптация, обучение, карьера, оценка, мотивация, нормирование труда. Она вкл. подсистему общего и линейного руководства и ряд функциональных подсистем, специализирующихся на выполнении однородных функций.Подсистема общего и линейного руководства осуществляет управление организацией в целом, отдельными функциональными и производственными подразделениями. Функции этой подсистемы выполняют руководитель организации. подсистема труд отношений анализирует взаимоотношения, подсистема найма и учета организ наем персонала и собеседование, подсистема условий труда выполн охр труда и окр среды, подсистема мотивац повед выполняет разработку систем опл труда. Подсистема планирования и маркетинга персонала осуществляет разработку кадровой политики и стратегии управления персоналом, анализирует кадровый потенциал, рынок труда, планирование и прогнозирование потребности в персонале и др. Подсистема найма и учета персонала организует наем персонала, организацию собеседования, оценку, отбор и прием персонала, учет приема и др. Подсистема трудовых отношений анализирует и регулирует групповые и личностные взаимоотношения, отношения, связанные с производственными конфликтами и стрессами, проводит социально-психологическую диагностику, контролирует соблюдение этических норм взаимоотношений и др. Подсистема условий труда выполняет следующие функции: охраны труда и окружающей среды, осуществляет военизированную охрану организации и отдельных должностных лиц. Подсистема развития персонала проводит обучение, переподготовку и повышение квалификации, введение в должность и адаптацию новых работников, оценку кандидатов на вакантную должность и др.

 

21.Системный анализ в исследованиях систем управления.

Система управления –  представляет собой совокупность форм объединения людей, осуществляющих на практике процесс управления всей организацией в целом и всеми ее составными элементами в отдельности.Системный анализ - это комплекс исследований, направленных на выявление общих тенденций и факторов развития организации и выработку мероприятий по совершенствованию системы управления и всей производственно-хозяйственной деятельности организации. Системный анализ позволяет выявить целесообразность создания либо совершенствования организации, определить к какому классу сложности она относится. Системный анализ деятельности предприятия производится на ранних стадиях работ по созданию конкретной системы управления.В соответствии с главной целью надо выполнить следующие исследования системного характера: выявить общие тенденции развития данного предприятия и его место и роль в современной рыночной экономике; установить особенности функционирования предприятия. Этапы 1- роль и место предпр в отрасли, 2- выбирают источники информации, 3- измерение результатов состояния дел, 4 – оценка собранной информации, 5- разработка оптимальной модели СУ.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

22.Современные концепции и подходы к менеджменту.                            

Подходы: Процессный подход рассм-ет упр-ие как непрерывную серию взаимосвязанных управленческий ф-ий. Процесс упр-ия состоит из 4х ф-ий: план-ия, орг-ии, мотивации и контроля.В системном подходе подчеркивается, что рук-ли должны рассм-ть орг-ию как совокупность взаимосвязанных элементов, таких как люди, структура, задачи и технология, кот. ориентированы на достижение целей в условиях меняющейся внеш. среды. • Система - это некоторая целостность, состоящая из взаимосвязанных частей, каждая из кот. вносит свой вклад в хар-ки целого.Все орг-ии являются системами.Ситуационный подход концентрируется на том, что пригодность различных методов упр-ия опред-ся ситуацией. Т.к. существует такое обилие факторов как в самой орг-ии, так и в окр. среде, не существует единого «лучшего» способа управлять орг-ей. Центр. момент подхода - ситуация, т.е. конкретный набор обстоятельств, кот. сильно влияют на орг-ию в данное время Родоначальниками  концепции мен-та как специализир-го вида  деят-ти явл. американцы. Они создали образ менеджера как профессионала,  обладающего специальным образованием и т.д.  В истории менеджмента выделяют четыре важнейшие концеп­ций управления, которые внесли существенный вклад в развитие его современной теории и практики:научное(Тейлор считал менеджмент истинной наукой, покоящейся на фундаменте точных законов, правил, принципов отделения планирования от фактического выполнения работы. Он сделал важный вывод, что работа по упр-ию - это определенная специальность. Орг-ия в целом выигрывает, если каждая группа работников сосредоточится на том, что она делает успешнее всего);  административное(направлена на разработку общих проблем и принципов упр-ия орг-ей в целом. В рамках этой концепции в 20-е годы было сформулирова­но понятие организационной структуры фирмы как системы взаимосвязей, имеющей определенную иерархию.);с позиций психологии и человеческих отношений(впервые определила мен-т как «обеспечение выполнения работы с помощью др. лиц».);с позиций науки о поведении(Ее основное кредо - повышение эфф-ти деятельности орг-и в результате активизации ее человеческих ресурсов. Она вкл. исследование различных аспектов социального воздействия, мотивации, характера власти и авторитета, организационной структуры, коммуникации в орг-ях, лидерства, изменений содержания работы и качества трудовой жизни).

 

 

23.Суть и содержание стратегического менеджмента, определение понятия «стратегия».

Стратегический менеджмент распространяется на долгосрочные цели и действия компании. Можно сказать, что формулировка стратегии (образа действий) и ее четкий инструментарий являются ядром управления и наиболее верным признаком хорошего менеджмента компанииСущность стратегического менеджмента сводится к раскрытию таких важнейших вопросов как характеристика текущего положения предприятия и создание всех условий для достижения им желаемого положения, которое было бы для него наиболее привлекательным, через определенный период, а также определение способов и путей достижения такого положения.Содержанием стратегического менеджмента являются:- определение назначения и главных целей бизнеса фирмы;- анализ внешней среды фирмы;- анализ ее внутренней обстановки;- выбор и разработка стратегии на уровне стратегической зоны хозяйствования (СЗХ) фирмы;- анализ портфеля диверсифицированной фирмы;- проектирование ее организационной структуры;- выбор степени интеграции и систем управления;- управление комплексом “стратегия – структура – контроль”;- определение нормативов поведения и политик фирмы в отдельных сферах ее деятельности;- обеспечение обратной связи результатов и стратегии компании;- совершенствование стратегии; структуры управленияСтратегия общий, недетализированный план какой-либо деятельности, охватывающий длительный период времени, способ достижения сложной цели. Цель стратегического менеджмента – разработка нормативов конкурентоспособности товаров и организации в целом, не уступающих конкурентам в периода выхода с новым товаром на рынок. Стратегич мен включ – развитие стратегич ведения, определение целей, создание стратегии, реализация стратегии, оценка деятельности предприятия.

24. Сущность и основные черты  предпринимательства

Предпринимательство - инициативная самостоятельная деятельность граждан и их объединений, направленная на получение прибыли, осуществляемая на свой риск и под свою имущественную ответственность.

Предпринимательство распространяется на обширный спектр видов деятельности, таких как производственная, хозяйственная, коммерческая, торгово-закупочная, осредническая, инвестиционная (связанная с капиталовложениями), консультационная, оказания услуг, финансовая (включая операции с ценными бумагами).

В наибольшей степени предпринимательство характеризуется такими признаками как самоокупаемость, инициатива, ответственность, риск, активный поиск, динамичность, мобильность. Все это вместе взятое, в совокупности должно быть присуще экономической деятельности с тем, чтобы ее можно было с полным основанием назвать предпринимательской или бизнесом.

Предпринимательство - общедоступный вид деятельности. Согласно российскому закону предпринимателем может быть любой гражданин способный действовать. В качестве российских предпринимателей могут выступать граждане иностранных государств и лица без гражданства. Однако, далеко не все кто имеет право стать предпринимателем должны ими становиться. Чтобы быть преуспевающим бизнесменом нужны способности, знания, умение работать, энергия. Без всего этого можно достичь иногда сиюминутной удачи, которая сменится потерями, провалом, а то и вовсе банкротством. К тому же, надлежит знать, что подлинное предпринимательство это не стрижка купонов, а повседневный тягостный изнурительный труд.

Предприниматель призван удовлетворить запросы определенного круга потребителей в конечном продукте, продавая им товар и получая за это денежную выручку.

Конечный продукт предпринимательской  деятельности реализуемый потребителю  в виде товара, может быть самым  разнообразным. Это все то, в чем нуждается потребитель и что способен предложить ему предприниматель: здания, сооружения, жилье, имущественные ценности, потребительский товар, информация, интеллектуальный продукт, деньги, валюта, ценные бумаги, все виды услуг, строительные и другие работы.

Черты:

  • самоокупаемость,
  • инициативность,
  • ответственность,
  • риск,
  • активный поиск,
  • динамичность,
  • мобильность

 

 

 

25. Сущность маркетинга  как концепции управления 

 

Маркетинг - это концепция управления, хозяйствования в условиях рынка, провозглашающая ориентацию производства на удовлетворение конкретных потребностей конкретных потребителей. Это система управления производственно-сбытовой деятельностью организации, направленная на получение прибыли посредством учета и активного влияния на рыночные условия.

Маркетинг - исходный этап внутрифирменного планирования, система внутрифирменного управления, направленная на всестороннее изучение спроса и потребностей на рынке для наиболее полной ориентации производственной деятельности предприятия на выпуск конкурентоспособных видов продукции, заранее установленный объем продукции с определенными технико-экономическими характеристиками. Это понятие в наиболее общем виде подразумевает рыночную деятельность.

Маркетинг - это комплексная система организации производства и сбыта продукции, ориентированная на удовлетворение конкретных потребностей конкретных потребителей и получение прибыли на основе исследований и прогнозирования рынка, разработки стратегии и тактики поведения на рынке с помощью маркетинговых программ. В этих программах заложены мероприятия по улучшению товара и его ассортимента, изучению покупателей, конкурентов и конкуренции, по обеспечению ценовой политики, формированию спроса, стимулированию сбыта и рекламы, оптимизации каналов товародвижения и организации сбыта, организации технического сервиса и расширения ассортимента предоставляемых сервисных услуг.

Маркетинг является в  определенном смысле направляющей производства, полностью подчиненной условиям и требованиям рынка, находящимся в постоянном динамическом развитии под воздействием широкого спектра экономических, политических, научно-технических и социальных факторов.

Исходным моментом, лежащим  в основе Маркетинга, выступает идея человеческих нужд, потребностей и  запросов. Поэтому сущность Маркетинга состоит в следующем: следует производить только то, что безусловно найдет сбыт. Девиз: производить только то, что требует рынок, покупатель.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

26. Сущность планирования. Виды  и методы разработки планов 

 

Экономическое прогнозирование – это процесс, предшествующий планированию. Занимаясь прогнозированием, мы пытаемся предвидеть ход экономического развития.

Планирование – это задача в плане того, чего мы хоти достичь, какими путями, с учетом временных аспектов.

Прогнозирование и планирование определяют, каким образом организация  будет развиваться в будущем, а также помогает организации  создать единство общей цели, ориентирующейся  на максимизацию прибыли.

План как система  взаимосвязей показателей, предусматривает следующее:

1) Цели и задачи  деятельности.

2) Пути и средства

3) Ресурсы, необходимые  для выполнения поставленной  задачи

4) Пропорции между  отдельными элементами производственного  процесса, и деятельности предприятия  в целом

5) Организацию выполнения плана и контроля.

Виды планирования:

Рассматриваются в зависимости  от направленности и характера задач  организации.

1. Стратегическое. Его  целью является комплексное обоснование  проблем, с которыми может столкнуться  организация в перспективе. На  этой основе определяются показатели развития организации на плановый период. реализуются посредством программ и годовых планов.

2. Средне-срочные планы  (5 лет). В них отражаются количественные  показатели, т.е. сведения по пр-ву, капитализации, капиталовложению, источники финансирования.

3. Тактическое (текущее)  – 1 год. Содержит детальные  разработки оперативных планов  для организаций в целом и  ее отдельных подразделений.

Способы планирования:

1. От достигнутого  уровня. Он не нацеливает коллектив  на изыскание резервов повышения эффективности пр-ва, не уделяет внимания НТП.

2. Оптимальное планирование. Строится на системе научно-обоснованных  нормативов и экономико-статистических  методов. Цель – достичь наиболее  высоких конечных результатов  (повышения качества).

3. Адаптивное планирование. Позволяет гибко реагировать на изменение во внешней среде, т.е. учитывать их в плане, и эффективно к ним приспосабливаться.

Этапы планирования:

1. Прогнозирование –  будущее состояние социально-экономических  процессов системы производства (определение вероятности, наступления положительных или негативных ситуаций).

2. Моделирование –  научное описание ситуаций и  будущего состояния социально-экономических  процессов производства.

3. Программирование –  конкретное обоснование реализации  решений, прогнозов и моделей по временному и пространственному признаку.

 

 

 

27. Сущность, виды и  задачи управления. Управленческий  процесс. 

 

Управление – совокупное осуществление функций.  Объективная совокупность функций присуща управлению на каждой из ступеней иерархической лестницы и при любых особенностях производства.

Функции управления – конкретный вид управленческой деятельности, который осуществляется специальными приемами и способами, а также соответствующей организацией работы.

Все функции управления делятся на общие и конкретные.

Общие функции являются обязательными для успешной работы любой организации (планирование, организация, мотивация и контроль). Последовательное выполнение данных функций обеспечивает управление любым объектом национальной экономики – как предприятием, так и отраслью.

Конкретные  функции – производственные (технические, технологические, организационные), управление НТП, экономические, политические.

Управление  как целенаправленная деятельность человека включает в себя упорядочение, регулирование взаимодействия и создание условий для функционирования и развития различных объектов и процессов в природе, обществе и технике. В отличие от управления в биологической и технической системах, социальное управление – в первую очередь, управление людьми.

Управление  как функция реализуется через выполнение специфических управляющих действий, получивших название функций управления.

Состав первых универсальных  функций управления был определен  французским ученым А.Файолем. К  ним отнесены: предвидение, организация, распорядительство, согласование, контроль.

Процесс выполнения основных функций управления называются управленческим процессом. Процесс предполагает взаимосвязь отдельных управленческих функций, их протяженность во времени и пространстве, интеграцию всех видов деятельности по решению управленческих проблем в единую цепочку и их направленность на достижение целей организации. При этом внимание фокусируется на взаимосвязанности отдельных управленческих действий, каждое из которых, в свою очередь, является процессом. Процесс управления требует определенных затрат времени, материальных и других ресурсов. 

Его можно представить  как последовательность следующих действий:

1) планирование (цели, стратегии,  планы, программы),

2) организация (организационная структура, порядок взаимодействия, распределение задач),

3) мотивация (управление  персоналом, стимулы к работе),

4) контроль (управленческий  и финансовый учет, отчетность, анализ  выполнения планов),

5) координация (управленческое  действие, пронизывающее и связывающее все остальные).

Управленческий процесс  можно определить как совокупность циклических действий, связанных  с выполнением проблем, разработкой, принятием и организацией выполнения управленческих решений.

 

 

29.Методы мотивации персонала

Материальные 1.Комиссионные- сотрудник получает определенный процент от сумм, которые ему платят клиенты при покупке у него товаров. 2.Денежные выплаты за выполнение поставленных целей (премии). 3.Специальные индивидуальные вознаграждения в качестве признания ценности того или иного работника. 4.Программы разделения прибыли. При такой схеме сотрудники получают определенный процент прибыли компании. 5.Акции и опционы на их покупку-совет директоров  принимает решение о безвозмездном предоставлении сотруднику в собственность определенного числа акций. Нефинансовые вознаграждения-все методы, не касающиеся непосредственно оплаты труда: льготы, связанные с графиком работы, праздничные дни и отпуск, период временной нетрудоспособности, перерывы на обед и отдых;  материальные нефинансовые вознаграждения -это различные подарки, которые фирма делает своим сотрудникам, медицинская страховка, а также ссуды по льготной программе и скидки на приобретение продукции компании; различные общефирменные мероприятия, не касающиеся непосредственно работы -внутрифирменные праздники, посвященные значимым событиям, мероприятия, на которые работники имеют право приглашать свои семьи  загородные и экскурсионные поездки; "вознаграждения-признательности"-комплименты сотрудникам за их работу; вознаграждения, связанные с изменением статуса сотрудника-повышение в должности, обучение сотрудника за счет фирмы; вознаграждения, связанные с изменением рабочего места-изменение технической оснащенности рабочего места сотрудника…

 

30.Законы организации.

Жизнь организации подчиняется  определенным законам, главным из которых  принято считать закон синергии. Он гласит, что потенциал и возможности  организации, как единого целого, превышают сумму потенциала и  возможностей ее отдельных элементов, что обусловлено их взаимной поддержкой и дополнением. Таким образом, существует реальный выигрыш от объединения, который перекрывает потери, связанные с ограничением самостоятельности.

Второй закон организации  — закон дополнения внутриорганизационных  процессов и функций противоположно направленными. Например, разделение дополняется объединением, специализация — универсализацией, дифференциация — интеграцией, и наоборот. Это позволяет одновременно использовать выгоды тех и других процессов, а следовательно существенно увеличить общий организационный потенциал.

Третий закон организации  требует сохранения пропорциональности между ней и ее элементами при любых возможных изменениях, что позволяет в максимальной степени реализовывать их возможности. Например, при раздутых штатах работники слоняются без дела и мешают друг другу, в то же время при нехватке персонала организация бывает не в состоянии выполнить даже текущую работу. Понятно, что в том и другом случае возникают экономические потери, которые при разумном подходе к делу можно избежать.

Четвертый закон организации  получил название закона композиции. Его суть состоит в том, что  функционирование всех без исключения организационных элементов в  той или иной степени подчиняется общей цели, а индивидуальные цели каждого из них представляют собой ее конкретизацию и являются по отношению к ней подцелями.

Пятый закон организации  — закон самосохранения. Он предполагает, что любая организация, равно  как и ее отдельный элемент, стремятся сохранить себя как целое, что требует соблюдения ряда условий. К ним можно отнести недопущение серьезных потрясений, которые могут привести к потере устойчивости, например конфликтов, перестроек, изменения границ, рангов ключевых фигур и т.п. ; экономию и рациональное использование ресурсов; расширение сферы деятельности.

Таким образом, самосохранение обеспечивается за счет сочетания двух противоположных организационных  начал: стабильности и развития. В  организациях естественным или искусственным образом исключенных из конкурентной среды, например в монополиях, стабильное начало обычно берет верх, что приводит в конечном итоге к их застою и бюрократизации.

Шестой закон организации  — закон информированности. Он утверждает, что в организации не может  быть больше порядка, чем у ее членов имеется информации о реальном положении вещей, позволяющей им принимать осмысленные решения.

Седьмой закон организации  — закон необходимого разнообразия. Последнее обеспечивает устойчивость и гибкость организации, возможность  адекватно отвечать на любые внутренние и внешние возмущения и в нужный момент соответственно противодействовать им.

Наконец, восьмой закон  организации — закон онтогенеза. В соответствии с ним жизнь любой организации состоит из трех основных фаз, последовательно сменяющих друг друга: становления, развития и угасания. Понятно, что задача руководства в свете этого состоит в максимальном сокращении первой фазы, продлении второй и отсрочке наступления третьей.

В соответствии с перечисленными законами живут все виды организаций, к знакомству с которыми мы сейчас и переходим.

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Бизнес-план  как основа эффективной реализации  развития организации

Бизнес план - это то, с чего начинается любой успешный проект. Составление б.п. для внешних  целей вкл.  привлечение внимания потенциальных инвесторов, убеждения в получении прибыли от вкладываемых средств и показа высокого уровня орг-и труда на пред-и.Б.-п. является лицом проекта, в котором для инвестора расписаны все положения, при которых вкладываемые средства будут работать наиболее эффективно. Так же инвестор сможет увидеть, при каких условиях возможны риски для вкладываемых инвестиций. Б. п. разраб-ся под четко заданную задачу, которая имеет ограничения по срокам исполнения. При составлении необходимы расчеты экономистов, выполненные на основе приблизительных данных, и проводимых в укрупненных расчетах. По мере продвиж. проекта потребуются более детальные расчеты с учетом основных показателей заложенных в проект. Также нужно учесть платежеспособность пред-я, источник инвестиций или кредитования. Для начального составления и обоснования проекта нужны следующие показатели: - общие исходные данные и условия выполнения проекта; - рынок сбыта продукции и производ. мощность; - материал. факторы производства и требуемые ресурсы; - местонах. предприятия и транспор. связи; - проектно-конструк. документация; - орг-я предприятия и накладные расходы; - потребность трудовых ресурсов и источники покрытия; - планирование сроков осуществления проекта; - фин.-. эконом. оценка бизнес-проектаТит. лист включает: юр. адрес фирмы (название и адрес); имена и адреса ее учредителей; суть предлагаемого проекта и его название; стоимость проекта.Вводная часть - об основных положениях предлагаемого проекта, его значимость. Анализ положения дел в отрасли: описывается текущая ситуация в отрасли и тенденции ее развития; потенциальные конкур.; предполагаемые потребит. Существо предлагаемого проекта: ассортимент прод.; выполняемые работы и услуги; необх. для работы фирмы помещения и оборудование; состав и численность предполагаемых работников пред-я; сведения о самом предпринимателе и его партнерах. Производственный план: содержание произв-ого и технол-ого процессов; предпол. субподрядчики и партнеры; стоимость основных произв-ных фондов различного назначения; номенклатура и объем вып. прод.; перечень сырья и материалов; поставщики сырья План маркетинга: Оценив. предпол. цены на выпус. прод.; каналы сбыта; варианты рекламы прод.; прогноз расшир. фирмы -  новых видов изделий; целевые показатели. Организационный план: предполагаемая форма собственности; сведения о партнерах (пайщиках; ответственность партнеров; состав руководящих органов; оргструктура фирмы; распределение ф-й и обязанностей внутри фирмы. Финансовый план: план доходов и расходов деятельности фир.; денежные поступления и различные платежи; примерный балансовый план; рассчит. точка самоокупаемости; источники поступления денежных средств; порядок использования доходов, полученных в результате основной деятельности.Оценка риска: оценка слабых сторон и возмож. угроз ему; вероятность новых технологий боле соверш. по срав. с примен.; альтернат. стратегии развития; надежность партнеров и поставщиков.  Приложения: перечень основных документов

 32. Диагностика систем управления.

Система управления – представляет собой совокупность форм объединения людей, осуществляющих на практике процесс управления всей организацией в целом и всеми ее составными элементами в отдельности.

Диагностика - это процесс установления и изучения признаков, характеризующих состояние экономической системы, для предсказания возможных отклонений и предотвращения нарушений нормального режима их работы. Диагностика является своеобразным механизмом саморегулирования в системе, обеспечивающим обратную связь в контуре управления.

Цель  диагностики деятельности предприятия - повышение эффективности его работы на основе системного изучения всех видов деятельности и обобщения их результатов.

Задачами  диагностики деятельности предприятия являются:

-   идентификация реального состояния анализируемого объекта;

-   исследование состава и свойств объекта, его сравнение с известными аналогами или базовыми характеристиками, нормативными величинами;

-   выявление изменений в состоянии объекта в пространственно-временном разрезе;

-   установление основных факторов, вызвавших изменения в состоянии объекта, и учет их влияния;

-   прогноз основных тенденций.

Предметом диагностики деятельности предприятия является анализ производственных и экономических результатов, финансового состояния, результатов социального развития и использования трудовых ресурсов, состояния и использования основных фондов, затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг), оценка эффективности.

Объектом  диагностики деятельности предприятия является работа предприятия в целом и его структурных подразделений (цехов, бригад, участков), а субъектами могут выступать органы государственной власти, научно-исследовательские институты, фонды, центры, общественные организации, средства массовой информации, аналитические службы предприятий.

Диагностику можно классифицировать по различным оценочным признакам.

По объекту диагностики:

-   структурная диагностика основана на декомпозиции изучаемого объекта и изучении структурных характеристик его элементов;

-   функциональная диагностика исследует процесс функционирования (деятельности) организации;

-   организационная диагностика является технологией анализа состояния предприятия и помогает: установить особенности социально-психологического климата в коллективе, стиль и методы руководства; выявить проблемные моменты в рабочем процессе; подготовить рекомендации по оптимизации деятельности компании.

По периодичности проведения:

-   систематическая диагностика предполагает постоянное исследование изменения технико-экономического состояния предприятия;

-   эпизодическая (точечная) диагностика основана на разовых специальных исследованиях изменения технико-экономического состояния предприятия.

По форме оценки результатов:

-   количественная диагностика исходит из необходимости определения количественных характеристик технико-экономического состояния предприятия. Цель данного вида диагностики состоит в измерении, сравнении результатов производства, уровня затрат, установлении количественной меры влияния различных факторов;

-   качественная диагностика основана на качественных сравнительных оценках, характеристиках технико-экономического состояния предприятия. Ее целью является выявление особенностей данного состояния и его внутренних взаимозависимостей.

 

33.Жизненный цикл продукции в соответствии со стандартами ИСО(петля качества).

Под жизненным циклом понимают совокупность стадий произошедших с момента возникновения и  его уничтожения. Жизненный цикл любого продукта включает след. Стадии : 1. Возникнов, 2. Рост, 3. Зрелость, 4. Угасание. На каждой стадии есть свои особенности в деятельности менеджеров, т.е. умение увидеть вовремя возникшую стадию,заметить переход из одной в другую. На зрелости важно продлить эту стадию,получить макс прибыль. Угасание важно чтобы менеджер понимал какой способ предпринять эволюц \ революционный. Под петлей качества в соответствии с международными стандарта­ми ИСО понимают замкнутый в виде кольца жизненный цикл продукции, включающий следующие основные этапы: маркетинг; проектирование и разработку технических требований, разработку продукции; материально-техническое снабжение; подготовку производства и разработку технологии и производственных процессов; производство; контроль, испытания и обследования; упаковку и хранение; реализацию и распределение продукцию; монтаж; эксплуатацию; техничес­кую помощь и обслуживание; утилизация. Управление качеством продукции осуществляется циклически и проходит через определенные этапы, именуемые циклом Деминга. Реализация такого цикла называется оборотом цикла Деминга. Этапы планирование (PLAN); осуществление (DO); контроль (CHECK); управление воздействием (ACTION).  В круговом цикле, который мы подсознательно используем в повседневной жизни, заключается сущность реализации, так называемых, общих функций управления, рассмотренных ранее, имея в виду, что эти функции направлены на обеспечение всех условий создания качественной продукции и качественного ее использования.

 

34.Инновационные проекты как форма целевого управления инновационной деятельностью

В течение последних десятилетий сформировалась новая научная дисциплина – управление инновационными проектами – раздел теории управления социально-экономическими системами, изучающий методы, формы, средства наиболее эффективного и рационального управления нововведениями.Понятие «инновационный проект» употребляется в нескольких аспектах:как дело, деятельность, мероприятие, предполагающее осуществление комплекса каких-либо действий, обеспечивающих достижение определенных целей. - как процесс осуществления инновационной деятельности, как комплект документов. С учетом всех трех аспектов можно дать определение инновационному проекту как комплекту документов, определяющих си­стему научно-обоснованных целей и мероприятий по решению про­блемы, организацию инновационных процессов в пространстве и во времени. Обоснованность целей и мероприятий дости­гается соблюдением научных подходов к менеджменту. Инновационные проекты различаются по уровню научно-технической значимости:Модернизационный, когда конструкция прототипа или базовая технология кардинально не изменяются. Новаторский (улучшающие инновации), когда конструкция нового изделия по виду своих элементов существенным образом отличается от прежнего. Пионерный (базисные инновации), когда появляются ранее не существовавшие материалы, конструкции и технологии, выполняющие прежние или даже новые функции. По уровню решения инновационные проекты подразделяются на: международные; республиканские; региональные; отраслевые. По периоду реализации подразделяются на:–долгосрочные (более 5 лет);–среднесрочные (до 5 лет);–краткосрочные (1-2 года).инновационные проекты подразделяются следующим образом:Моно, мульти и мегапроекты. Таким образом, инновационный проект представляет собой сложную систему процессов, взаимообусловленных и взаимоувязанных по ресурсам, срокам и стадиям. Руководство разработкой и последующей реализацией инновационного проек­та осуществляют руководитель проекта (проектный менеджер) и на­учно-технический совет (НТС), в состав которого входят ведущие спе­циалисты по тематическим направлениям проекта,

 

 

Информация о работе Шпаргалка по "Менеджменту"