Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 14:58, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (или зачета) по дисциплине "Образовательный менеджмент"
Между тем, в действительно
прогрессивных мотивационных
Итогом будет ситуация,
когда неконкурентоспособные
13. КАКОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В ОБРАЗОВАНИИ (МНОГООБРАЗИЕ МОДЕЛЕЙ ИНТЕГРАЦИОННЫХ КОМПЛЕКСОВ В ОБРАЗОВАНИИ. СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО В ОБРАЗОВАНИИ).
Интеграция Интеграция - лат. integratio - восстановление, восполнение, от integer - целый чаще всего понимается как процесс развития, результатом которого является достижение единства и целостности внутри системы, основанной на взаимозависимости отдельных специализированных элементов.
В образовании выделены три интеграционных процесса:
интеграция
диверсифицированных актов
интеграция
дифференцированных технологий и содержания
образования, в результате чего возникают
когнитивные педагогические системы,
традиционно именуемые
интеграция образовательных учреждений разного уровня, в результате чего создаются организационно-педагогические, локальные, муниципальные, региональные, открытые и закрытые, центрированные и нецентрированные, адмиинстративно-иерархичные и сетевые инициативно-координационные системы.
В конечном счете,
все они приводят к формированию
в поликультурном регионе многоуровневой
и непрерывной системы
Успехи мировых
научно-технологических
В конце 2007 г. был принят федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам интеграции образования и науки" (далее - закон об интеграции [1]).
Очевидно, возможности
использования в нашей стране
современных форм и механизмов интеграции
науки и образования
Интеграция науки и образования: российская практика
В РФ наблюдается
формальное разделение науки и образования
(РАН НИИ И ВУЗЫ). Таким образом,
положение дел в российской вузовской
науке резко контрастирует с
практикой ведущих стран мира,
где в университетах
В России de facto сосуществуют формы и механизмы взаимодействия науки и образования, возникшие в принципиально разных социально-экономических, институциональных, финансовых и правовых условиях. В этом массиве преобладает советское "наследство", которое так или иначе удалось адаптировать к происходящим переменам. Оно представлено преимущественно структурными элементами вузовской науки, которые возникали "на базе, вокруг или с участием" университетов либо научных организаций для решения конкретных проблем и задач. В постперестроечный период появилось немало интегрированных научно-образовательных структур, которые преследовали цели не только создания качественно новых образовательных программ и научных направлений, но и выживания и сохранения их учредителей в кризисных условиях.
Последними событиями в этом ряду стали реорганизация ряда вузов в форме присоединения к ним научных организаций, формирование двух федеральных университетов и принятие федерального закона об интеграции. Возможности присоединения к вузам научных организаций ограничены организационно-правовыми формами деятельности последних.
Вклад нового закона в развитие интеграционных процессов в России в целом определяется следующими положениями.
Идентификация фактически сложившихся форм взаимодействия науки, высшего и послевузовского профессионального образования, включая:
- проведение
вузами исследований и
- привлечение
вузами работников научных
- осуществление
вузами и научными
Анализ новаций,
внесенных законом об интеграции,
подтверждает вывод о том, что
их цель заключалась преимущественно
в признании за ее фактически сложившимися
механизмами права на существование
и экстенсивное развитие. Не получили
легитимного статуса
В Стратегии Российской Федерации в области развития науки и инноваций на период до 2015 г. (далее - Стратегия) интеграция позиционируется как одно из ключевых направлений реформирования образования и государственного сектора науки, условий создания конкурентоспособного сектора исследований и разработок и структурирована до перечня необходимых мероприятий.
Принципиальный
недостаток нового закона - позиционирование
интеграции науки и образования
как абсолютно самостоятельного
блока в контексте более
В условиях активного формирования "новой экономики" и обострения конкуренции на мировых рынках, особенно высокотехнологичных, вышеуказанный сценарий представляется недопустимо растянутым во времени и не способным обеспечить ни значимые позитивные сдвиги в глобальном позиционировании страны, ни сохранения уже достигнутых ею результатов.
Перечислим несколько ключевых
и, как нам представляется, наиболее
перспективных направлений
1. Расширение
сети научно-образовательных
2. Дальнейшее
развитие "проектной интеграции",
нацеленной на формирование
3. Расширение
практики совместного участия
НИИ и вузов в конкурсах
на получение грантов и
4. Создание, развитие
и приоритетная поддержка сети
ведущих исследовательских
5. Интеграция
как организационно-
Социальное партнерство
по отношению к образованию
Социальное партнерство, восстановление и укрепление связей с предприятиями открывают для образовательных систем дополнительные возможности опережающего развития:
Государство — это партнер
особого рода, оно может выступать
катализатором перемен в
Бизнес и ассоциации предпринимателей
предоставляют
Если роль коммерческих организаций заключается главным образом в возможностях финансирования, а роль государственных структур — еще и в использовании властных рычагов, то общественные объединения формируют и организуют уникальный ресурс: социальные инициативы граждан.
14. КАКОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РАЗЛИЧИЯ В УРОВНЯХ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ПО РЕГИОНАМ.
Образовательный потенциал регионов различаются в разы (значение итогового показателя в Москве 90.20, в то время как в республике Ингушетии – 35.61). Учитывая взаимосвязь уровня образования и социально-экономического развития регионов, можно сказать, что регионы-аутсайдеры изначально обречены на отставание в развитии.
Очевидно, наличие
в регионах вузов способствует повышению
количества молодежи, получающей высшее
образование, так как уровень
удовлетворения запроса граждан
на образование оказывается в
прямой зависимости от места их проживания.
Прежде всего, это связано с финансовой
стороной вопроса. Далеко не каждый житель
региона способен обеспечить своему
ребенку получение высшего
Получается замкнутый круг. Отсутствие в регионах развитых систем образования вынуждает молодежь уезжать учиться в другие регионы. Получив образование, специалист редко возвращается назад, так как стремится устроиться на престижную работу и улучшить условия своей жизни. В результате происходит внутристрановая миграция, когда из менее экономически развитых регионов население (в основном его молодая часть) перемещается в более развитые. Это, в конечном счете, и приводит к таким колоссальным разрывам в социально-экономическом развитии регионов России.
Российский
научно-технический потенциал
Информация о работе Шпаргалка по "Образовательный менеджмент"