Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 14:58, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (или зачета) по дисциплине "Образовательный менеджмент"
Кроме нескольких крупных городов, значительная часть научного и наукоемкого промышленного потенциала сосредоточена в наукоградах. Именно с ними неразрывно связано становление, развитие и перспективы отечественной науки и наукоемкой промышленности, а также создание и производство вооружений.
Сегодняшние наукограды весьма различны по масштабу, характеру, видам деятельности. Наиболее крупные из них имеют численность населения более 200 тыс. Это Бийск, Дзержинск, Зеленоград, Комсомольск-на-Амуре. Население таких городов, как Балашиха, Димитровоград, Ковров, Королев, Миасс, Мичуринск, Северск превышает 100 тыс. человек. Около 100 тыс. человек имеют Железногорск, Жуковский, Новоуральск и другие.
Образовательный потенциал включает в себя:
- уровень образования
(количество накопленных лет
- качество образования;
- показатели развития образовательной сферы;
- уровень культурного развития.
Качество образования
характеризуется уровнем
Уровень инновационно-
Высоким инновационно-образовательным потенциалом обладают Татарстан, Ростовская, Свердловская, Новосибирская и Нижегородская области.
Для России говорить о достоверном влиянии системы образования на экономический рост или повышение конкурентоспособности экономики сегодня еще рано.
Во-первых, потому, что в условиях переходного периода на экономику воздействуют многие факторы, в том числе и краткосрочные, и выделить влияние образования не представляется возможным, во-вторых, рост вложений в образование начался всего 2-3 года назад, и, в-третьих, кризис 1998 года не позволяет выстроить сколько-нибудь долгосрочные зависимости. Более продуктивным представляется анализ адаптации систем образования, в данном случае региональных систем, к изменениям внешнего запроса и условий функционирования.
Постановка задачи анализа
- рассмотрение вопросов взаимосвязи
образования и социально-
• валового внутреннего продукта по паритету покупательной способности (ППС) на душу населения. Для внутристрановых расчетов используется валовой региональный продукт (ВРП) с поправкой на индекс цен, позволяющий привести финансовые показатели регионов к сопоставимому виду.
• средней ожидаемой продолжительности жизни при рождении,
• уровня грамотности взрослого населения
• валового коэффициента охвата населения всеми видами образования3.
Регионы, входящие в лидирующую группу сопоставимы по значению этого показателя с такими странами как Польша и Венгрия (37-38 места в списке из 151 страны), в то время как регионы замыкающие список оказываются по уровню данного показателя на уровне Индонезии и Вьетнама (112-113 места в списке стран)4.
Наименьшая дифференциация связана с индексом образованности и, что важно, она в четыре раза ниже, чем дифференциация по индексу доходов. Однако проблема межрегиональной дифференциации образования существует и если на уровне обязательного в России общего среднего образования она выражается в существенных различиях уровня ресурсного обеспечения, то на более высоких ступенях на этапе профессионального образования к различиям в обеспечении, а значит и в качестве образования, добавляются и различия в масштабах и уровне развития региональных образовательных систем.
Один из важнейших показателей результатов функционирования и масштабов системы образования - уровень образования населения. Анализ данных переписи населения позволяет говорить о высоком по мировым меркам уровне образования населения: доля лиц с профессиональным образованием составляет 59\% населения в возрасте 15 лет и старше. В то же время имеются существенные межрегиональные различия по данному показателю – минимальное и максимальное значения различаются в 1,7 раза. Наличие межрегиональной дифференциации прослеживается и на уровне федеральных округов.
Определенная, хотя и не очень сильная зависимость (коэффициент корреляции равен 0,39, без учета Москвы - 0, 28) между индексом образования и индексом доходов прослеживается. Таким образом, можно говорить, что грамотность населения и охват образованием, на основании которых рассчитывается индекс образованности (то есть характеристики, в большей степени относящихся к базовому образованию населения), оказывают положительное влияние на экономическое развитие.
Аналогичная, даже более
выраженная связь прослеживается и
при сопоставлении доли населения
с профессиональным образованием и
уровнем социально-
Отмечается, что чем больше
в регионе людей с
15. РАСКРОЙТЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
АСПЕКТ ПРОГРАММЫ (КОНЦЕПЦИИ)
МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года в качестве важных элементов формирования эффективных экономических механизмов модернизации и развития образовательной сферы среди прочих выделяет:
- создание системы государственного кредитования, субсидирования граждан из малообеспеченных семей и отдаленных территорий для получения ими профессионального образования;
достижение прозрачности межбюджетных отношений в части, касающейся финансового обеспечения образования;
стимулирование соучредительств
переход к финансированию учреждений профессионального образования на контрактной основе
- создание условий для привлечения дополнительных средств в учреждения образования;
систематизация льгот, в том числе налоговых и др
Система образования должна быть ориентирована не только на задания со стороны государства, но и на постоянно возрастающий общественный образовательный спрос, на конкретные интересы семей, местных сообществ, предприятий. Именно ориентация на реальные потребности конкретных потребителей образовательных услуг должна создать основу для привлечения дополнительных финансовых и материально-технических ресурсов.
Новые организационно правовые формы образовательных учреждений (автономное учреждение) и формирование государственного (муниципального) задания
Согласно "Концепции модернизации
образования на период до 2010 года"
в РФ должен быть создан новый организационно-
Современные подходы к его формированию
характеризуются:
Экономическая самостоятельность
образовательных учреждений
Автономия образовательного учреждения
в полном объеме может быть реализована
при придании образовательному учреждению
статуса юридического лица. Этот процесс
предусматривает:
После осуществления указанных
Принятию любого финансового, хозяйственного
решения предшествует формирование
системы экономической организации (экономического
механизма) в образовательном учреждении,
которая предполагает формирование экономических
отношений по поводу создания и использования
образовательных услуг, как результата
производственной деятельности образовательного
учреждения.
Создание экономического механизма должно обеспечить решение трех основных задач функционирования школы:
Что делать?
Как делать?
Для кого?
По степени эффективности решения данных задач можно определить успешность функционирования каждого образовательного учреждения.
Но главное - создание экономического механизма дает руководителю школы право принятия экономического (хозяйственного) решения, которое и предполагает финансовое управление.
В новых условиях хозяйствования
учебные заведения уже на стадии
планирования получают большую самостоятельность
в принятии решений. Они, например, имеют
право разрабатывать и
В настоящее время наиболее
предпочтительным методом распределением
ресурсов на образование является схема
часто называемая «деньги следуют
за учащимися», то есть финансирование
на основе спроса по установленным
нормативам.
16. КАК ОЦЕНИТЬ
КАЧЕСТВО И ЭФФЕКТИВНОСТЬ
Нормативные документы:
К О Н Ц Е П Ц И Я долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, от 17 ноября 2008 г. № 1662-р):
Одна из задач:- формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей, участие в международных сопоставительных исследованиях путем создания:
Информация о работе Шпаргалка по "Образовательный менеджмент"