Шпаргалка по "Образовательный менеджмент"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 14:58, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (или зачета) по дисциплине "Образовательный менеджмент"

Работа состоит из  1 файл

ответы ОМ(1).docx

— 78.83 Кб (Скачать документ)

Кроме нескольких крупных городов, значительная часть  научного и наукоемкого промышленного  потенциала сосредоточена в наукоградах. Именно с ними неразрывно связано становление, развитие и перспективы отечественной науки и наукоемкой промышленности, а также создание и производство вооружений.

Сегодняшние наукограды весьма различны по масштабу, характеру, видам деятельности. Наиболее крупные из них имеют численность населения более 200 тыс. Это Бийск, Дзержинск, Зеленоград, Комсомольск-на-Амуре. Население таких городов, как Балашиха, Димитровоград, Ковров, Королев, Миасс, Мичуринск, Северск превышает 100 тыс. человек. Около 100 тыс. человек имеют Железногорск, Жуковский, Новоуральск и другие.

     Образовательный  потенциал включает в себя:

- уровень образования  (количество накопленных лет образования,  процент грамотности населения,  численность лиц, имеющих среднее  и высшее образование, количество  учащихся, студентов и аспирантов);

- качество образования;

- показатели развития  образовательной сферы;

- уровень культурного  развития. 

 Качество образования  характеризуется уровнем фундаментальной  и специальной подготовки учащихся, общей их эрудицией и оценивается  на основе специальных обследований  учащихся различных стран.  

 Уровень инновационно-образовательного потенциала по регионам страны является неравномерным. Наибольшее число научно-исследовательских организаций, численность научных работников, студентов и аспирантов сосредоточено в Москве, Санкт-Петербурге, Московской области, и составляет более половины всего потенциала страны.

Высоким инновационно-образовательным потенциалом обладают Татарстан, Ростовская, Свердловская, Новосибирская и Нижегородская области. 

     Для      России            говорить         о          достоверном  влиянии         системы          образования   на экономический рост или повышение конкурентоспособности экономики сегодня еще рано.

Во-первых, потому,  что  в  условиях переходного периода  на  экономику воздействуют многие факторы, в том числе и краткосрочные, и выделить влияние образования не представляется возможным, во-вторых, рост вложений в образование начался всего 2-3 года назад, и, в-третьих, кризис 1998 года не позволяет выстроить сколько-нибудь долгосрочные  зависимости.  Более  продуктивным  представляется  анализ  адаптации систем образования, в данном случае  региональных систем, к  изменениям внешнего запроса и условий функционирования.

Постановка задачи анализа - рассмотрение вопросов взаимосвязи  образования и социально-экономических  характеристик  территорий  определила  отправную  точку  -анализ показателя развития человеческого потенциала (индекс развития человеческого потенциала - ИРЧП),   синтетического показателя,     учитывающего  и   уровень кономического  развития,  и  здоровье,  и  образование  населения  данной  территории (страны, региона).).  Этот  индекс строится  на основе четырех индикаторов, характеризующих уровень развития той или иной территории:

•    валового  внутреннего  продукта  по  паритету  покупательной  способности (ППС) на душу населения. Для внутристрановых расчетов используется валовой региональный продукт (ВРП) с поправкой на индекс цен, позволяющий привести финансовые показатели регионов к сопоставимому виду.

•           средней ожидаемой продолжительности жизни при рождении,

•           уровня грамотности взрослого населения

•           валового коэффициента охвата населения всеми видами образования3.

Регионы, входящие в лидирующую группу сопоставимы по значению этого  показателя с такими странами как  Польша и Венгрия (37-38  места  в  списке  из  151  страны),  в  то  время  как  регионы  замыкающие  список оказываются по уровню данного показателя на уровне Индонезии и Вьетнама (112-113 места в списке стран)4.

Наименьшая дифференциация связана с индексом образованности и, что важно, она в четыре раза ниже, чем дифференциация по индексу  доходов. Однако проблема межрегиональной дифференциации образования существует и если на уровне обязательного в России общего среднего образования она выражается в существенных различиях уровня ресурсного обеспечения, то на более высоких ступенях на этапе профессионального образования к различиям в обеспечении, а значит и в качестве образования, добавляются и различия в масштабах и уровне развития региональных образовательных систем.

Один из важнейших показателей  результатов функционирования и  масштабов системы образования - уровень образования населения. Анализ данных переписи населения позволяет  говорить о высоком по мировым  меркам уровне образования населения: доля лиц с профессиональным образованием составляет 59\% населения в возрасте 15 лет и старше. В то же время  имеются существенные межрегиональные  различия по данному показателю –  минимальное и максимальное значения различаются в 1,7 раза. Наличие межрегиональной  дифференциации прослеживается и на уровне федеральных округов.

Определенная, хотя и не очень  сильная зависимость (коэффициент  корреляции равен 0,39, без учета Москвы -   0, 28) между индексом образования и индексом доходов прослеживается. Таким образом, можно говорить, что грамотность населения и охват образованием, на основании которых рассчитывается индекс образованности (то есть характеристики, в большей степени относящихся к базовому образованию населения), оказывают положительное влияние на экономическое развитие.

Аналогичная, даже более  выраженная связь прослеживается и  при сопоставлении доли населения  с профессиональным образованием и  уровнем социально-экономического развития региона. Имеется вполне выраженная положительная зависимость между  долей населения с профессиональным образованием и ВРП на душу населения. Причем эта связь имеется и  как в целом по профессиональному  образованию, так  и  по  отдельным  ступеням,  кроме  начального  профессионального  образования. Однако зависимость между уровнем образования населения и собственными доходами регионального консолидированного бюджета практически отсутствует.

Отмечается, что  чем больше в регионе людей с профессиональным образованием, тем ниже безработица. Вместе с тем, доля лиц с высшим профессиональным образованием в меньшей  степени влияет на уровень безработицы  в регионе, чем доля людей с  профессиональным образованием в целом.  

 

 

15. РАСКРОЙТЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  АСПЕКТ ПРОГРАММЫ (КОНЦЕПЦИИ)  МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ ДО 2010 ГОДА (НОВЫЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ В ОБРАЗОВАНИИ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ МЕХАНИЗМ)

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года в качестве важных элементов формирования эффективных экономических механизмов модернизации и развития образовательной сферы среди прочих выделяет:

- создание системы государственного кредитования, субсидирования граждан из малообеспеченных семей и отдаленных территорий для получения ими профессионального образования;

достижение прозрачности межбюджетных отношений в части, касающейся финансового обеспечения образования;

стимулирование соучредительства и многоканального финансирования учреждений профессионального образования;

 переход к финансированию учреждений профессионального образования на контрактной основе

- создание условий для  привлечения дополнительных средств в учреждения образования;

 систематизация льгот, в том числе налоговых и др

Система образования должна быть ориентирована не только на задания  со стороны государства, но и на постоянно  возрастающий общественный образовательный  спрос, на конкретные интересы семей, местных  сообществ, предприятий. Именно ориентация на реальные потребности конкретных потребителей образовательных услуг  должна создать основу для привлечения  дополнительных финансовых и материально-технических  ресурсов.

 Новые организационно правовые формы образовательных учреждений (автономное учреждение) и формирование государственного (муниципального) задания

Согласно "Концепции модернизации образования на период до 2010 года" в РФ должен быть создан новый организационно-экономический механизм образования. 
Современные подходы к его формированию характеризуются: 

  • персонификацией бюджетного финансирования на основе введения нормативного финансирования в сочетании с государственными и муниципальными инвестициями в формирование информационной базы учебных заведений, обновление их учебного и научного оборудования, поддержка на конкурсной основе реализации программ развития и инновационных проектов учреждений; 
  • адресной социальной поддержкой учащихся и студентов из малообеспеченных семей. 

 
Экономическая самостоятельность  образовательных учреждений 
Автономия образовательного учреждения в полном объеме может быть реализована при придании образовательному учреждению статуса юридического лица. Этот процесс предусматривает:

    • разработку устава образовательным учреждением и утверждение его учредителем;
  • оформление в установленном порядке передачи имущества от учредителя (собственника) в оперативное управление образовательного учреждения;
  • закрепление за образовательным учреждением выделенных ему земельных участков в бессрочное пользование;
  • получение государственной регистрации в качестве некоммерческой организации в форме учреждения, а также регистрации в налоговом органе, в органе статистики, внебюджетных фондах;
  • открытие счета в банковском или ином кредитном учреждении; при наличии казначейства – оформить лицевой счет получателя бюджетных средств.

 
После осуществления указанных процедур образовательное учреждение становится самостоятельным субъектом хозяйственной  деятельности, приобретает не только соответствующие права, но и обязанности:

  • осуществлять бухгалтерский учет;
  • редставлять необходимую бухгалтерскую, налоговую, статистическую (в дальнейшем – и бюджетную) отчетность и нести ответственность за ее достоверность;
  • осуществлять финансовое планирование своей деятельности;
  • нести ответственность по принятым на себя обязательствам и заключенным договорам;
  • уплачивать налоги, сборы и пошлины, установленные налоговым законодательством, представлять документы, необходимые для подтверждения налоговых льгот и вычетов;
  • привлекать дополнительные источники финансирования образовательного процесса, содержания и развития материально-технической базы и т.д.

 
Принятию любого финансового, хозяйственного решения предшествует формирование системы экономической организации (экономического механизма) в образовательном учреждении, которая предполагает формирование экономических отношений по поводу создания и использования образовательных услуг, как результата производственной деятельности образовательного учреждения. 

Создание экономического механизма должно обеспечить решение трех основных задач функционирования школы:

Что делать?

Как делать?

Для кого?

По степени эффективности  решения данных задач можно определить успешность функционирования каждого  образовательного учреждения.

Но главное - создание экономического механизма дает руководителю школы право принятия экономического (хозяйственного) решения, которое и предполагает финансовое управление. 

В новых условиях хозяйствования учебные заведения уже на стадии планирования получают большую самостоятельность  в принятии решений. Они, например, имеют  право разрабатывать и утверждать не только новые учебные планы, программы  учебно-воспитательной деятельности, но и планы социально-экономического развития. В качестве основы для составления этих планов вышестоящие органы доводят до учреждений только государственные образовательные стандарты и стабильные экономические нормативы.

В настоящее время наиболее предпочтительным методом распределением ресурсов на образование является схема  часто называемая «деньги следуют  за учащимися», то есть финансирование на основе спроса по установленным  нормативам.  

 

16. КАК ОЦЕНИТЬ  КАЧЕСТВО И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ??

 

Нормативные документы:

 К О Н  Ц Е П Ц И Я долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, от 17 ноября 2008 г. № 1662-р):

Одна из задач:-  формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей, участие в международных сопоставительных исследованиях путем создания:

  • прозрачной,  открытой системы информирования граждан об образовательных услугах,  обеспечивающей полноту,  доступность,
  • своевременное обновление и достоверность информации; условий для привлечения иностранных студентов в российские образовательные учреждения;
  • прозрачной,  объективной системы оценки индивидуальных образовательных достижений учащихся как основы перехода к следующему уровню образования;
  • механизмов участия потребителей и общественных институтов в осуществлении контроля и проведении оценки качества образования.
  • Повышение конкурентоспособности российского образования
  • создание системы общественных рейтингов образовательных учреждений, программ непрерывного профессионального образования;

Информация о работе Шпаргалка по "Образовательный менеджмент"